Влияние технико-экономических показателей на производительность грузового
Прогнозирование объемов перевозок. Прогноз по последнему значению.
Объёмы перевозок измеряются в тоннах, тонно-километрах для грузовых перевозок, и пассажирах, пассажиро-километрах для пассажирских. При этом основными экономическими показателями за выполненную работу будут являться доходы и себестоимость. На практике планирование ведётся методом от достигнутого. За базу принимается выполненный объём перевозок в предыдущем периоде (году), прогнозируется рост (сокращение) объёмов перевозок под воздействием внутренних (старение парка, нехватка водителей) и внешних (конкуренция, увеличение, падение спроса, изменение технологий работы терминалов и т.п.) факторов.
При прогнозировании объёмов перевозок на основе изучения их прошлых и текущих значений, а так же вероятностных характеристик используются методы статистического прогнозирования: прогнозирование по последнему значению; прогнозирование по математическому ожиданию; статистическое прогнозирование по одной точке.
Транспортный процесс и его элементы.
На тему γд прошу «не заморачиваться». Запомнить, что есть такой в теории.
Производительность грузового автомобиля.
Под производительностью грузового автомобиля понимается количество перевезённого груза в тоннах за единицу времени. Производительность, отнесённая к одному часу работы автомобиля, называется часовой производительностью.
т/ч.
Уметь выводить формулу
Влияние технико-экономических показателей на производительность грузового
автомобиля. Методы анализа и их характеристика;
q,γ,β,vт,Lег,tпр. Корреляционный анализ. Иными словами; необходимо объяснить получение каждой линии характеристического графика. См. вопрос 8.
16. Парк подвижного состава и его характеристика;
Списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парк ПС. Инвентарные, рабочие дни и дни простоя ПС. Ктг, к-т выпуска и К-т использования парка.
17. Показатели готовности и использования парка подвижного состава;
К вопросу об использовании подвижного состава
Капитализация производства и производственных отношений не снизила необходимости контроля использования подвижного состава. Показателем рационального использования по-прежнему остаются коэффициенты технической готовности (αт), использования парка (αи) и выпуска (αв). И если с определением к.т.г. у студентов не возникает проблем, то путаница при определении коэффициентов выпуска и использования парка не редко происходит даже в среде специалистов. Причина, скорее всего, кроется в том, что не определено понятие выпуска автомобиля на линию. Выпуск должен иметь какое-то назначение, которое может состоять только в выполненной транспортной работе. Не существует нормативного документа, определяющего границу состоявшегося выпуска. Поэтому даже один выполненный рейс является основанием для расчёта коэффициентов по машино-дню на линии. Именно машино-день без учёта продолжительности работы транспортного средства, а ни рейс, ни смена(ы) идут в зачёт для расчёта коэффициентов.
Отношение автомобиле-дней в эксплуатации к списочному количеству автомобиле-дней показывает интенсивность использования парка в течение календарного (инвентарного, балансового) времени.
∝и=АДэ/(АДс ),
где АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации; АДс – списочные автомобиле-дни.
Коэффициент выпуска показывает тоже интенсивность использования парка в отчётный период (не менее суток), но с учётом установленного в организации режима работы – непрерывной, пяти- или шестидневной рабочей недели, а так же не рабочих праздничных дней.
∝в=АДэ/(АДс-АДп )
где АДп – выходные и праздничные автомобиле-дни.
В табл.1 приводится пример расчёта коэффициентов для разных парков подвижного состава за конкретный месяц месяц (30 дней).
Таблица 1.
№п/п | Марка | Кол | Режим работы | АДэ | АДрто | αт | αи | αв |
ЛиАЗ | непрерывная неделя | 0,93 | 0,8 | 0,8 | ||||
КамАЗ | шестидневка | 0,88 | 0,72 | 0,83 | ||||
ГАЗ | пятидневка | 0,9 | 0,7 | 0,95 |
При этом принималось, что при шестидневной рабочей неделе 4 выходных, при пятидневке - 8 (апрель 2010г.) Из таблицы видно, что для непрерывной рабочей недели показатели выпуска и использования парка одинаковы. По этой причине зачастую работники пассажирских предприятий не различают коэффициентов выпуска и использования парка между собой. Хотя в городских пассажирских автохозяйствах имеется группа автобусов, так называемых «продлёнок», выпускаемых на линию только в будние дни и для них может отдельно рассчитываться к-т выпуска. На практике в ПАТПАх предпочитают не замечать такую возможность «улучшения» показателей, поскольку это усложняет расчёты без какой-либо пользы для дела.
Коэффициент выпуска улучшает показатели, оправдывает непроизводительный простой транспорта, он может быть выше коэффициента использования парка, но на конечные результаты транспортной организации не влияет. Кроме того, если за отчётный период мы примем только один рабочий день, то коэффициенты выпуска и использования парка окажутся равными. У Афонасьева Л.Л. «Грузовые автомобильные перевозки» [2] приведена встречающаяся, как правило, следующая зависимость:
αг >αи >αв,
но возможны варианты (табл.1) в АТО с 5-ти и шестидневном режимом работы αг < αв, так как в при расчёте коэффициента выпуска не учитываются праздничные и выходные дни.
В изложенных примерах показатели простоя автомобилей в ремонте приняты с условием работы технической службы накануне календарного рабочего дня в рабочем режиме. Именно это обстоятельство значительно сокращает простои в ремонте автомобилей в первый, как правило, "провальный" рабочий день после выходных или праздничных дней. При этом автомобили находятся в ремонте в выходные дни, когда они не нужны на линии.
Смещение выходного дня для ремонтной службы "на опережение" апробировано на практике и не противоречит законодательству.
ВЫВОДЫ:
1. Коэффициенты технической готовности (αт), использования парка (αи) выпуска (αв) являются первичными показателями, характеризующими организацию производства по использованию основных средств (подвижного состава);
2. Коэффициенты технической готовности (αт), использования парка (αи) и выпуска (αв) не раскрывают всей полноты использования подвижного состава в течение учётного периода;
3. Коэффициент выпуска (αв) является частным случаем коэффициента использования парка (αи).
Литература
1. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов.- 2-е изд., стереотип.- М.: Горячая линия - телеком, 2007 - 560 с.
2. Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. Учебник.-М.:Транспорт, 1984.-384 с.
3. Л.Г. Лавров Теория транспортных процессов и автомобильные перевозки: комплекс учебно-методических материалов Ч1,Ч.2./ Л.Г. Лавров. НГТУ, 2008 г.-117с.