Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия

Совокупность показателей деятельности предприятия определяется нормативными актами государства, в котором функционируют пред­приятия. Основные финансово-экономические показатели оптового предприятия в России те же, что и предприятия другой отрасли. Целью предприятия является получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над издержками (расходами).

Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы между ценой приобретения товара у производителя и це­ной реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбав­кой). В настоящее время величина наценки устанавливается на до­говорных началах между продавцом и покупателем.

Дополнительным источником дохода оптового предприятия может быть оплата услуг, которые оно предоставляет своим клиентам. Глав­ной функцией оптового предприятия является продажа товара поку­пателям, следовательно, объем этих продаж, или оптовый товарообо­рот, характеризует объем деятельности предприятия в целом.

Оптовая реализация может производиться со склада предприя­тия или минуя склад, непосредственно в адрес покупателя. Объем оптовой продажи со склада называется складским товарооборо­том, а без завоза на склад — транзитным товарооборотом. Сумма складского и транзитного товарооборотов составляет общий, или валовой, товарооборот оптового предприятия.

Экономический анализ основных показателей деятельности оп­тового предприятия - товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли - аналогичен экономическому анализу показателей розничного предприятия.

Из всех перечисленных показатель оптового товарооборота имеет особое значение и специфику. В условиях рынка специфика экономи­ческого анализа оптового предприятия обусловлена тем, что основное внимание в анализе переносится на оптовое предприятие. В командно-административной экономике государство отводило опту не рыночную, а распределительную функцию, и предприятию строго предписывалось обеспечить выполнение плана без учета интересов самого предприятия.

Кроме того, из-за распада СССР и централизованной государст­венной структуры оптовой торговли России стал не нужен анализ межреспубликанских и внурисистемных оптовых поставок. Анализи­руемый ранее так называемый "оптовый оборот по реализации това­ров" в настоящее время имеет другое экономическое содержание.

Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной сис­теме должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; како­во соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками оптового предприятия и каковы объемы поставок.

Анализ оптового оборота включает три раздела:

- анализ объема и структуры оборота,

- анализ оптовых закупок (поступления товаров)

- анализ товарных запасов.

Источниками информации для проведения экономического ана­лиза служат бухгалтерская и статистическая отчетность, данные оперативного учета, специальные и выборочные исследования, про­водимые на предприятии.

Анализ оптового товарооборота начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с рас­четными (плановыми) данными или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста оборота, средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном) измерении. Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в постоянных ценах.

Направления экономического анализа товарооборота:

- по формам товародвижения;

- по категориям покупателей;

- по регионам;

- по структуре и ассортименту оборота;

- по способу оплаты за товар (Табл. 2).

Табл. 2 . Варианты экономического анализа оптового оборота предприятия (за период, квартал, год)  
  Варианты анализа   Виды оптового товарооборота Оптовый оборот (предыдущий период) Оптовый оборот (план-расчет) Оптовый оборот (факт) Изменения, %  
    По формам товародви-жения   По категориям покупателей     По регионам     По структуре и ассортименту оборота   По способу оплаты за товар   Валовой оборот в том числе: складской оборот; транзитный оборот; с участием в расчетах; без участия в расчетах   Валовой оборот в том числе: розничные предприятия: промышленные предприятия; оптовые предприятия; экспорт; госзаказ другие покупатели   Валовой оборот в том числе: местный регион; другие регионы.   Валовой оборот в том числе: продовольственные товары; непродовольственные товары.   Валовой оборот в том числе: немедленная оплата; по перечислению; в кредит            

При необходимости проводится более глубокий анализ по любо­му из направлений. Например, анализируется продажа каждому покупателю в разрезе товарных групп. Возможны и другие направ­ления экономического анализа товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия и целей аналитической работы.

Анализ поступления товаров на оптовое предприятие проводит­ся по источникам поступления товаров и конкретным поставщи­кам. По источникам анализируются поступления товаров от пред­приятий-изготовителей, оптовых посредников, по импорту. Следует выделить поставщиков своего региона (города) и других регионов. Анализ ведется по товарной структуре, которая сопоставима со структурой оптовых продаж.

Анализ поступления по отдельным поставщикам проводится как по объему выполненных заказов, так и по его структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных контрактов (договоров) на по­ставку товаров.

При организации завоза товаров на оптовые склады, а также доставке товаров покупателям оптовое предприятие заинтересовано в максимальной рациональности перевозок. Это особенно важно при использовании собственного автотранспорта.

Для анализа рациональности перевозок рекомендуется исполь­зовать методы линейного программирования: распределительный, симплекс-метод, метод потенциалов.

Заключительный этап анализа — исследование состояния товар­ных запасов предприятия. С учетом существования двух форм то­вародвижения в опте анализируют товарные запасы, которые об­служивают только складской товарооборот.

Анализ товарных запасов включает следующие направления:

¨ изучение общего объема и структуры запасов предприятия;

¨ изуче­ние отклонения фактических товарных запасов от нормативов;

¨ оп­ределение и измерение основных факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов;

¨ исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости.

Источниками информации о товарных запасах служат данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности.

Анализ товарных запасов начинается с оценки их общего объе­ма и местонахождения. Динамика величины запасов за выбранный временной отрезок характеризует объем деятельности и обеспечен­ность оптового оборота товарными ресурсами. Анализ проводится в абсолютных (стоимостных, натуральных) и относительных (днях, числе оборотов) показателях.

Товарные запасы по местонахождению подразделяются на това­ры на складах и товары отгруженные.

По назначению товарные запасы делят на запасы текущей реа­лизации, сезонного хранения и досрочного завоза. Последние две группы запасов в основном характерны для оптовых организаций, обеспечивающих государственные интересы по снабжению населе­ния и субсидируемых государством.

Структура товарных запасов в ассортиментном разрезе анализи­руется в соответствии со структурой оптовых продаж и закупок то­варов предприятием. Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам, которые определяются предпри­ятием самостоятельно. Запасы сезонные и досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортимент­ном разрезе. Отклонения от норматива сигнализируют о необходи­мости проведения углубленного анализа и выявления причин, вы­звавших эти отклонения.

Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изме­няться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товаро­движения.

Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздейст­вие на размер товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта непрямопропорциональна.

Изменения в структуре товарооборота заметно влияют на объем товарных запасов. Степень и характер воздействия различны. Так, при увеличении ассортимента товаров запасы растут, при росте до­ли продовольственных товаров запасы на единицу реализованных товаров снижаются и, наоборот, при увеличении доли непродовольственных товаров запасы возрастают.

Размер влияния изменения структуры оборота на товарный за­пас определяется методами процентных чисел и цепных подстано­вок.

Важную роль при анализе запасов играет анализ скорости об­ращения, или товарооборачиваемости. Этот показатель характе­ризует время, необходимое для полного обновления запаса на опто­вом предприятии.

На показатель времени обращения наибольшее влияние может оказать изменение объема и структуры товарооборота среднего то­варного запаса.

Анализу других экономических показателей деятельности пред­приятия посвящены соответствующие главы учебника. Там, где это целесообразно, выделены особенности проведения анализа или пла­нирования показателей оптового предприятия.

Планирование оптового товарооборота

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом про­ведения плановой работы является постоянно обновляемый доку­мент — бизнес-план предприятия.

В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и розницы в сфере обращения.

Показатель оптового товарооборота — важнейший среди пла­нируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все ос­тальные — доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время прогнозируемый объем продаж является резуль­тирующим показателем, который отражает различные аспекты дея­тельности предприятия — стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и разработки политики принятия решения.

Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании применяются различные методы – экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие.

Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными колебаниями спроса и продаж.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы, полулогарифмической, показательной, степенной.

Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.

Используются также и более простые графический и индексный методы, расчет средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и прогнозируемого периодов.

После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).

Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов – конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом.

На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.

В теории и практике товарных запасов используется несколько методов: опытно-статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-математические.

Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически сложившегося уровня товарных запасов оптового предприятия.

В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода – быстрота и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе (опыт, знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого количества информации).

Методы экспертных оценок применяются в том случае, когда нет достаточной информации, рынок товара мало изучен.

Сущность метода технико-экономических расчетов состоит в определении норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и подготовку товара к продаже, рабочего за­паса, запаса пополнения и страхового запаса.

Экономико-математические методы нормирования товарных за­пасов все более широко применяются в управлении запасами опто­вой торговли.

Простейший метод, применяемый для нахождения норматива запаса в сумме или в днях, — метод экстраполяции, который пере­носит темпы изменения показателя, сложившиеся в прошлом, на будущее.

Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюде­ния достаточно длительный — три-четыре года.

Формула экстраполяции по данным четырех лет на пятый имеет вид

У5=0,5 (2У4 + У3 –У1),

где У — уровень запасов соответствующего года.

Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к товарообороту) четвертого, третьего и первых годов. Данная формула может применяться для прикидочных расчетов и с использованием данных поквартальных запасов.

Другим подходом планирования товарных запасов с помощью экономико-математических методов является расчет оптимального размера запаса при минимальных издержек по доставке и хране­нию. Классическая модель наиболее экономичного размера товар­ного запаса (3) или размера поставки с учетом издержек обраще­ния имеет следующий вид:

 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru
 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

2RC2

где С1 — издержки по хранению;

С2 — издержки по доставке;

К — объем спроса (товарооборота).

Для определения оптимальной частоты завоза (tопт) необходи­мы следующие данные: частота (период) завоза в днях; интервал между очередными поставками в течение года (t1); однодневный то­варооборот (m); совокупные издержки по хранению и доставке (Со); издержки хранения за год (С1); издержки по доставке за год (С2); издержки хранения, приходящиеся на 1 руб. товарных запа­сов в один день (h); издержки по доставке партии товара (S):

 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru
 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

2S

Однако следует иметь в виду, что для исчисления оптимальной частоты завоза требуется информация, которую трудно получить (например, затраты на завоз и хранение в разрезе товарных групп). Поэтому рекомендуется использовать модифицированную форму­лу, где выражение

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru принимается за постоянную величину для всех товаров на предприятии.

Тогда оптимальное число поставок для отдельной товарной по­зиции n = Н√R, а в целом по товарной группе

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru ∑ n = Н ∑√R; Н =

Для такой модели требуется минимальная информация — объе­мы поставок товаров по ассортиментным позициям за отчетный год и на планируемый год, а также данные о количестве поставок по товарным группам на отчетный год.

Расчет оптимального числа поставок необходимо дополнить оп­ределением страхового запаса. Его величина зависит от среднего квадратичного отклонения поступления товаров на оптовое пред­приятие и уровня обслуживания покупателей:

Зстр = К 6,

где Зстр — страховой запас;

К — коэффициент уровня обслуживания, принимаемый от 1 до 3;

6 — среднее квадратичное отклонение поступления товаров на оптовое предприятие.

Чем выше К, тем больше степень вероятности наличия товаров на оптовом предприятии

Процесс планирования оптового товарооборота завершается пла­нированием товарного обеспечения.

Общий объем товарных ресурсов, требующийся на плановый пе­риод, равен величине транзитного оборота плюс объем складского оборота с учетом изменения товарных запасов в начале и в конце планового периода:

П = Отран + Оскл + (Зк – 3н) + В,

где П — объем ресурсов товаров на предприятии в плановых пе­риодах;

Отран — транзитный оптовый оборот;

Оскл — складской оптовый оборот;

3к., Зн — запасы на конец и начало планового периода;

В — выбытие товаров.

Планирование поступления рассчитывается в целом, но отдель­ным поставкам и по товарным группам.

Розничный товарооборот

О

Понятие розничного товарооборота

сновную массу материальных благ, используемых для удовлет­ворения личных потребностей, население получает через торговлю.

Количественная и качественная характеристика товарной мас­сы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое вы­ражение в показателях розничного товарооборота.

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.

Экономические отношения, связанные с обменом денежных до­ходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребите­лей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В рознич­ном товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5 %.

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгово­го предприятия. Он характеризует объем деятельности предприя­тия, от него зависит объем валового дохода и прибыли.

Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затра­ты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народно­го потребления.

Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществ­ления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством за­траченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.

Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.

Для характеристики уровня жизни населения применяется це­лая система показателей. К ним относятся:

ü уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;

ü обеспечение жилищем и благоустройство быта;

ü образование;

ü медицинское об­служивание;

ü условия труда; организация отдыха;

ü продолжитель­ность рабочего дня и др.

Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в преобладающей степени являются объектом роз­ничной торговли, занимают в общем фонде потребляемых населе­нием материальных и культурных благ основное место. Так, това­ры личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70 %, а остальная часть приходится на жилищное и комму­нальное обслуживание, пользование транспортом, на различные культурные потребности.

Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обра­щение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение на­личных денег связано главным образом с обслуживанием рознично­го товарооборота.

Анализ розничного товарооборота

Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в ка­кой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за от­четный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

Анализ товарооборота базируется главным образом на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

Бухгалтерская отчетность позволяет установить общий объем продажи, товарных запасов и поступления товаров по торговому предприятию.

Статистическая отчетность (в частности, форма № 3-торг) дает возможность рассмотреть эти же показатели по отдельным товар­ным группам.

Анализ товарооборота проводится отдельно по его элементам в их взаимосвязи — общий объем продажи (товарооборота), товарная структура оборота, товарное обеспечение, включая движение то­варных запасов.

Анализ общего объема продажи (товарооборота) начинается с установления степени выполнения торговым предприятием годового плана путем сравнения ожидаемого оборота за теку­щий год с суммой продажи товаров по плану. Установленный на основе такого сравнения процент выполнения годового пла­на является важным исходным показателем для оценки работы предприятия.

Анализируя общий объем товарооборота, необходимо установить выполнение плана по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала — по месяцам. Квартальные и месячные планы товаро­оборота, установленные исходя из годового плана, отражают спе­цифику внутригодового развития товарооборота, обусловленную прежде всего особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года.

Важным моментом анализа товарооборота является изучение его динамики, для чего рассчитываются среднегодовые темпы товаро­оборота по формуле средней геометрической:

 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru Т ═ √

 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

где Т — среднегеометрический темп роста;

Ук — конечный показатель динамического ряда;

У о — начальный показатель динамического ряда;

п — число показателей в динамическом ряду-

Темп роста товарооборота, рассчитанный на основе сравнения сумм продажи товаров в ценах соответствующих лет, не характе­ризует в полной мере действительного роста объема товарооборота (роста его физического объема).

Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необхо­димо проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для этого индексы цен.

Важное значение имеет изучение состава розничного товарообо­рота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу).

Анализ товарооборота по организационным формам предпола­гает определение долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы (палатки, разносная торговля и т.д.).

Анализ товарооборота по методам торговли (самообслужива­ние, автоматы, обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товар­ного обращения.

Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.

Анализ ритмичности товарооборота позволяет установить степень и равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные особенности торговли.

Ритмичность продаж рассчитывают по формулам

       
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru   Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru
 

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru δ = √ или v =

где δ — среднее квадратичное отклонение;

v — коэффициент вариации;

 
  Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

х — процент выполнения плана за каждый месяц;


х — средний процент выполнения плана за год;

n — количество месяцев.

Анализ товарной структуры оборота является дальнейшей конкретизацией анализа товарооборота торгового предприятия и его важнейшим этапом. Цель анализа товарной структуры обо­рота заключается в установлении удовлетворения спроса населе­ния на отдельные товары в отчетном периоде, изучении сдвигов в структуре товарооборота по сравнению с предыдущим перио­дом. В процессе такого анализа ожидаемые показатели за отчет­ный год сравниваются с соответствующими показателями про­шлого периода.

Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным то­варным группам, а также удельный вес товарных групп в общем товарообороте. Такое сравнение позволяет установить, насколько увеличилась продажа населению отдельных товаров, какие сдви­ги произошли в структуре товарооборота за истекший период, в какой мере возросла реализация наиболее ценных видов товаров и изменился их удельный вес в общем товарообороте.

Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рас­смотрения внутригруппового ассортимента реализованных товаров.

В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет осо­бенности и обнаруживает значительные колебания в реализа­ции, обусловленные характером спроса и предложения этих товаров.

Простейший расчет показателей сезонности товаро­оборота приведен в Табл. 3.

Табл. 3 . Расчет сезонности продажи овощей в магазине
    Кварталы Объем продажи, млн.руб.   Показатель сезонности, %
1 год 2 год 3 год в среднем за 3 года
I
II
III
IV
Среднеквартальный уровень          

Определим степень колебания продажи овощей в течение года по отдельным кварталам на основе расчета среднего квадратического отклонения:

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru

В нашем примере

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия - student2.ru (164-211) 2 + (150-213)2 + (299-21I) 2 + (231-211) 2 =

= 59 млн. руб.,

а коэффициент вариации (v) составит

V = 59 • 100= 28 %

Итак, из приведенного выше примера следует, что сезонные ко­лебания спроса и предложения нельзя не учитывать, поэтому ана­лиз товарной структуры оборота не может ограничиваться рассмот­рением показателей по продаже товаров в целом за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные това­ры в отдельные периоды года — кварталы.

Установив, какие изменения произошли в развитии товаро­оборота, необходимо выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного товарооборота являет­ся анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота. Здесь можно использовать формулу баланса товарооборота:

Зн + П = Зк + Р + Вп

где Р — реализация или розничный товарооборот;

Зн — запасы на начало периода;

П — поступление товаров;

Вп — прочее выбывание;

Зк — запасы на конец периода.

Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного ба­ланса можно рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между фактическими и плановыми величина­ми либо фактическими величинами в динамике.

На объем товарооборота непосредственное влияние оказывают также факторы, связанные с численностью работников, организа­цией и производительностью труда, а также с использованием ос­новных средств.

Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перс­пективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработ­ки прогноза продажи товаров.

Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хо­зяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

Составление плана (прогноза продаж) розничного товарооборота

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубо­ком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перс­пектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых яв­ляются следующие.

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на от­дельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос насе­ления удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учи­тываются изменения, которые происходят в структуре товарооборо­та под влиянием роста материального благосостояния населения. Так при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи конди­терских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных това­ров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов.

Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2. Уровень производства отдельных предметов потребления и со­ответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3. Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем про­дукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлет­ворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, карто­фель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции разви­тия подсобных хозяйств.

4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непро­довольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого насе­ления. В связи с расширением жилищного строительства резко уве­личивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным за­стройщикам различных строительных материалов.

Методика прогнозирования и планирования розничного товаро­оборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

Наши рекомендации