Государственные и муниципальные унитарные предприятия в сельском хозяйстве
Предприятия по новому гражданскому законодательству – это коммерческие организации, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества. Право создавать такие предприятия сохранено только за государственными и муниципальными образованиями. Соответственно в сельском хозяйстве имеются федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов Федерации и муниципальные предприятия.
Рассматриваемые предприятия называются унитарными, потому что их имущество не делится ни на какие вклады, паи или доли. Это, в частности, означает, что если реорганизованное хозяйство переходит в государственную или муниципальную собственность, то работники теряют права на свои паи и доли.
Сельскохозяйственные унитарные предприятия не могут иметь в собственности и земельные участки; земля для ведения производства предоставляется им бесплатно, в постоянное пользование. Они также вправе арендовать земельные участки, если это предусмотрено их уставами.
До аграрной реформы основную массу государственных предприятий в сельском хозяйстве составляли совхозы. Впоследствии Конституцией РСФСР им было предоставлено право собственности на закрепленное за ними имущество, а в дальнейшем совхозы были реорганизованы. В государственной и муниципальной собственности остались в основном не подлежавшие приватизации узкоспециализированные хозяйства: племенные заводы, селекционно-гибридные центры, предприятия, осуществляющие возделывание и переработку наркотических и ядовитых веществ и т. п.
Унитарное предприятие – единственный вид коммерческой организации, имеющей не общую правоспособность, а специальную, целевую. Поэтому в его уставе обязательно должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности.
Органом управления унитарным предприятием является его единоличный руководитель (директор), которого назначает собственник предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать наименование собственника его имущества: «федеральное государственное сельскохозяйственное предприятие», «областное государственное сельскохозяйственное предприятие», «муниципальное сельскохозяйственное предприятие».
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» принят 14 ноября 2002 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
В соответствии со ст. 2 данного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
В отношении федеральных государственных сельскохозяйственных предприятий функции по их созданию, реорганизации, ликвидации, передаче им федерального имущества на праве оперативного управления, хозяйственного ведения в аренду или пользование осуществляет Правительство РФ или уполномоченный им орган.
Минсельхоз РФ как федеральный орган исполнительной власти имеет право утверждать уставы федеральных предприятий в соответствии с Типовым уставом, назначать на должность и освобождать от нее руководителей федеральных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с ними. Аналогичные функции выполняют минсельхозы республик Российской Федерации, департаменты и управления сельского хозяйства краев, областей, районов в отношении предприятий, находящихся в их ведении.
ГК РФ предусматривает две формы унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения; основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имеют более широкий объем прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ними имуществом по сравнению с казенными. Собственник имущества такого предприятия не отвечает по долгам предприятия. Гарантию удовлетворения имущественных требований кредиторов составляет только уставный фонд самого унитарного предприятия, поэтому к нему законодательством предъявляются особые требования. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее установленной законом суммы.
До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.
При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда орган, уполномоченный создавать данные предприятия, обязан уменьшить уставный фонд, а само предприятие – письменно уведомить своих кредиторов, которые в этом случае приобретают право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является предприятие, и возмещения убытков. Если же размер чистых активов унитарного предприятия станет меньше установленного законом минимума, оно подлежит ликвидации по решению суда.
В отличие от унитарных казенные предприятия (в аграрном секторе экономики – казенные хозяйства) действуют от имени государства в целом и в его интересах; соответственно государство берет на себя определенную ответственность за их деятельность, а права таких предприятий значительно сужены. Государство отвечает по долгам казенного предприятия, если закрепленного за ним имущества не хватает для их уплаты.
Казенные хозяйства могут находиться только в федеральной собственности. Образуются они по решению Правительства РФ; оно же утверждает их уставы.
Минсельхоз РФ утверждает и доводит до казенных хозяйств обязательный для исполнения план-заказ, утверждает цены на производимую в соответствии с ним продукцию (работы, услуги). Цены на продукцию, произведенную в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, устанавливает само казенное хозяйство. Разрешение на эту деятельность также выдает Минсельхоз РФ в форме приказа (распоряжения), определяющего конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых оно распространяется.
Деятельность казенного хозяйства финансируется за счет доходов от реализации продукции, а при их недостаточности ему выделяются средства из федерального бюджета по решению Правительства РФ. Такие средства могут расходоваться только по установленным направлениям. Прибыль казенного хозяйства направляется на производственные цели и социальное развитие хозяйства также по нормативам, ежегодно устанавливаемым Минсельхозом РФ. Оставшаяся прибыль изымается в доход федерального бюджета.
Казенное хозяйство не имеет права создавать дочерние предприятия.