Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве
Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве
1. Данная статья является новой в комментируемом Законе, подобной статьи не было во ФЗИП 1997 г. Все остальные статьи гл. 6 в такой же либо иной формулировке имелись во ФЗИП 1997 г. (гл. II, ст. 29-43).
Значение ст. 48 заключается в классификации лиц, участвующих в исполнительном производстве, сообразно их функциям, процессуальному положению, полномочиям и связанными с этим возможностями воздействия на ход принудительного исполнения. Глава 6 содержит довольно большой круг участников исполнительного производства, занимающих различное правовое положение и наделенных неодинаковым кругом прав и обязанностей в зависимости от их правового статуса. Следует также обратить внимание на то, что правила о субъектах исполнительного производства схожи с аналогичными положениями гражданского и арбитражного процессуального права.
Не совсем точно, как это сделано в комментируемой статье, относить к числу участвующих в деле лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.). Более точно выделять их в отдельную группу, как они и обозначены в данной статье, - но не как лиц, участвующих в деле, а как участников исполнительного производства, содействующих исполнению требований исполнительных документов. Полномочия, степень юридической заинтересованности этих лиц и лиц, участвующих в деле, различны: первых характеризует прежде всего осуществление функций, возложенных на них судебным приставом-исполнителем, и исполнение перед ним обязанностей в ходе исполнительного производства.
2. Взыскатель и должник как стороны исполнительного производства, являются основными участниками исполнительного производства, поскольку именно в связи с их взаимоотношениями в соответствии с исполнительным документом и возникает необходимость принудительного исполнения. Правовому положению сторон исполнительного производства посвящены ст. 49-52 ФЗИП, а правовому положению представителей сторон - ст. 53-57 ФЗИП.
К лицам, непосредственно исполняющим требования, содержащиеся в исполнительном документе, относятся, например, банки, осуществляющие перечисление средств со счетов должника в пользу взыскателя, управления федеральной регистрационной службы при исполнении исполнительных документов о признании права собственности, прекращении права собственности, об установлении факта принадлежности строения или земельного участка на праве собственности, об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет и другие субъекты (см. комментарий к ст. 7-9 ФЗИП).
К иным лицам, содействующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, относятся переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др. (см. комментарий к ст. 58-63 ФЗИП).
Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа и содействующие исполнению, имеют в основном обязанности, которые возникают в связи либо с их компетенцией, например управления Федеральной регистрационной службы, либо в связи с теми функциями, которые они выполняют в исполнительном производстве, например переводчик или специалист. Их статус по ряду характеристик аналогичен статусу лиц, участвующих в деле, в гражданском и арбитражном процессе, либо лиц, содействующих осуществлению правосудия.
Статья 49. Стороны исполнительного производства
1. В отличие от правил гражданского и арбитражного процесса в исполнительном производстве основных сторон две: взыскатель и должник, которыми в основном становятся бывшие истец и ответчик (если исполняется исполнительный документ, выданный на основании судебного акта). Стороны являются основными участниками исполнительного производства как урегулированной законом разновидности юридического процесса. Отсюда и более детальное регулирование их правового положения и субъективных прав и обязанностей. Исполнительному производству в силу определенности подтвержденных исполнительным документом прав и обязанностей неизвестно понятие надлежащих и ненадлежащих сторон, их замены и т.п., поскольку спор уже разрешен до стадии исполнительного производства.
По смыслу закона правосубъектность как основание участия в исполнительном производстве признается за всеми организациями, указанными в соответствующем исполнительном документе. Проверку правового статуса организации и ее возможностей исполнить соответствующую обязанность либо принадлежности ей какого-либо права должен был провести суд либо иной орган, выдавший исполнительный документ. Поэтому судебный пристав-исполнитель не должен заниматься проверкой правового статуса организации как стороны исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель только проверяет идентичность названия организации в исполнительном документе с обратившейся к нему организацией и полномочия лица, выступающего от имени организации.
В отношении граждан правоспособность в исполнительном производстве признается с момента рождения, а полная дееспособность наступает по общему правилу с 18 лет (см. комментарий к ст. 51 Закона). Поэтому судебный пристав-исполнитель должен проверить правовой статус лица, обратившегося к нему за получением присужденного и при необходимости вправе привлечь надлежаще уполномоченного представителя.
2. Взыскатель не всегда являлся ранее истцом в судебном процессе. Например, если в иске истцу было отказано, то ответчик при взыскании в свою пользу судебных расходов с истца в рамках исполнительного производства становится взыскателем, а бывший истец - должником. Поэтому в ч. 3 данной статьи и дается предельно широкое определение взыскателя - это гражданин либо организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный лист.
Кроме того, взыскателями являются не только бывшие участники судебных процессов. Поскольку ст. 12 Закона называет достаточно большое число разнообразных исполнительных документов, выдаваемых на основании актов несудебных органов, то предъявляющие их лица также являются взыскателями. По аналогии с правилами судебного процесса в ч. 3 комментируемой статьи под взыскателем понимается участник подтвержденного судом либо иным органом материального правоотношения, имеющий субъективное право требования от обязанного лица. Поэтому лицо, предъявляющее исполнительный документ, и сам взыскатель также могут не совпадать. В частности, в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, взыскателями являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в интересах которых (в зависимости от уровня бюджета, в который происходит взыскание) выступают уполномоченные органы и должностные лица, в том числе и судебные приставы-исполнители, осуществляющие взыскание различных сумм в федеральный бюджет на основании исполнительных документов, указанных в п. 5-7 ч. 1 ст. 12 Закона.
3. Под должником согласно ч. 4 комментируемой статьи также понимается лицо (гражданин или организация), на которых в силу вынесенного судом либо иным органом акта лежит обязанность перед взыскателем. Она должна быть выполнена как посредством совершения должником активных действий, так и путем воздержания от определенных действий.
4. Исполнительному производству известно и соучастие, необходимость которого возникает в силу сложности структуры материальных прав и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взыскателя), пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное (одновременное участие нескольких лиц на стороне как взыскателя, так и должника).
В отличие от правил судебного процесса в исполнительном производстве вряд ли возможно подразделение соучастия на обязательное и факультативное, поскольку оно всегда имеет обязательный характер в силу подтвержденности в исполнительном документе принадлежности права нескольким взыскателям либо возложении обязанности на нескольких должников. Согласно ч. 5 настоящей статьи каждый из соучастников по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве вполне самостоятельно. Помимо общих прав и обязанностей, которыми наделены соучастники в исполнительном производстве, у них есть дополнительное право (как и в судебном процессе) - они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников (см. порядок оформления в комментарии к ст. 54).
Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства
1. Перечень прав сторон, перечисленных в данной статье, не полон. Ряд прав сторон исполнительного производства установлен другими статьями ФЗИП. Например, взыскатель вправе отказаться от взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 43); взыскатель вправе отказаться от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (п. 3 ч. 1 ст. 43); взыскатель вправе оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок (ч. 11-13 ст. 87) и ряд других.
2. Часть 2 комментируемой статьи не содержит указания на конкретный перечень обязанностей сторон исполнительного производства. Применительно к каждому виду исполнительных действий стороны имеют как права, так и обязанности. При этом если взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, то должник - в основном обязанной. Самая общая и основная обязанность должника - исполнение требований исполнительного документа, которая конкретизируется по мере развития исполнительного производства. Например, согласно ч. 7 ст. 69 ФЗИП должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере его задолженности, определяемой согласно ч. 2 ст. 69 ФЗИП. В то же время должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (ч. 5 ст. 69 ФЗИП).
Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних
1. В отличие от организаций правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства должна проверяться судебным приставом-исполнителем. Граждане правоспособны (т.е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т.е. способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) наступает по исполнительному законодательству с различного возраста и зависит от ряда юридических обстоятельств. В связи с этим Закон устанавливает ряд специальных правил. Кроме того, при определении дееспособности граждан в исполнительном производстве следует исходить также из правил о дееспособности, установленных в ГК РФ, ТрК РФ, СК РФ, КоАП РФ и других федеральных законах.
В ч. 1 комментируемой статьи содержится традиционное правило о том, что права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляются их законными представителями. При этом к полностью недееспособным гражданам в исполнительном производстве относятся несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 либо 16 лет (в зависимости от возраста наступления дееспособности в соответствующих материальных правоотношениях), а также признанные судом недееспособными граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Права и обязанности указанных лиц осуществляются в исполнительном производстве их законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.
2. В ч. 2 и 3 настоящей статьи речь идет о частичной дееспособности в исполнительном законодательстве, возраст наступления которой определяется правилами соответствующего материального законодательства. По общему правилу права несовершеннолетних защищаются их законными представителями. Вместе с тем если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то соответственно они наделяются возможностью самостоятельного участия в исполнительном производстве в целях защиты своих прав и интересов. Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Аналогичное положение установлено и ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах". Поэтому несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в исполнительном производстве при исполнении исполнительных документов по делам, вытекающим из членства в кооперативах.
На основании ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными, и, следовательно, по спорам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, которые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, осуществлением авторских прав. Исходя из этого по соответствующим исполнительным документам они могут выступать в качестве взыскателей в исполнительном производстве.
Согласно ст. 63 ТрК РФ заключение трудового договора допускается с 16 лет, а в некоторых случаях - с 15, 14 лет либо даже ранее. Поскольку несовершеннолетние лица наделяются трудовой правосубъектностью, то они обладают как процессуальной дееспособностью для защиты своих интересов в суде, так и дееспособностью в исполнительном производстве, но не ранее чем с 14 лет.
3. Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно ч. 4 комментируемой статьи в ряде случаев. Во-первых, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация). В соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - судом.
Во-вторых, в случае вступления в брак до достижения 18 лет с разрешения местной администрации (ст. 13 СК РФ). Граждане, заключившие брак, начиная с 16 лет также являются полностью дееспособными и в исполнительном производстве. Согласно ст. 21 ГК РФ приобретенная в результате заключения брака гражданская дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет; это положение также действует в исполнительном производстве.
Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве
1. Права и обязанности во время исполнительного производства по конкретному исполнительному документу могут переходить от одних лиц, являвшихся стороной в исполнительном производстве, к другим лицам. Поэтому правопреемство - это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее в нем не участвовавшему. В соответствии с настоящей статьей правопреемство возможно в течение всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до окончания по основаниям ст. 47 комментируемого Закона.
В качестве оснований правопреемства в исполнительном производстве выступает переход материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты. Во-первых, смерть гражданина, бывшего стороной. Во-вторых, прекращение существования юридического лица в форме реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ). Если же юридическое лицо ликвидируется, то его деятельность в соответствии со ст. 61 ГК РФ прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В-третьих, уступка требования. В-четвертых, перевод долга. Возможны и другие основания, поскольку их перечень является открытым, например в публичных правоотношениях.
Правопреемство возможно не по всем исполнительным документам, а только по тем, по которым оно имеет место в материальном праве. Например, согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества, в связи с чем правопреемство допустимо.
2. На период до вступления в исполнительное производство правопреемника в случае смерти гражданина оно подлежит обязательному приостановлению на основании определения соответствующего суда (п. 1 ч. 1 ст. 40 ФЗИП). Что касается процессуально-правовых последствий при установлении других оснований для правопреемства (уступка требования, перевод долга), то поскольку комментируемый Закон не содержит оснований для приостановления производства по делу в подобных случаях, то, полагаем, что по заявлению правопреемника возможно отложение исполнительных действий (ст. 38 Закона) для того, чтобы он ознакомился с материалами дела и подготовился к участию в исполнительном производстве.
3. Для правопреемника все действия, совершенные в исполнительном производстве до вступления в него, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил, например он не вправе оспорить принадлежность должнику имущества, которое тот передал в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателю.
4. В отличие от ст. 32 ФЗИП 1997 г., устанавливавшей, что правопреемство оформляется путем вынесением постановления судебного пристава-исполнителя, в ст. 52 действующего ФЗИП данное обстоятельство не отражено. Полагаем, что и в случае решения вопроса о правопреемстве судебный пристав-исполнитель, исходя из ст. 14 ФЗИП, должен вынести по данному вопросу постановление.
При этом судебный пристав-исполнитель обязан установить наличие соответствующих фактических обстоятельств материального права, являющихся основанием для правопреемства. В этом плане правопреемство основано на юридических фактах гражданского права и отражает взаимосвязь материального и исполнительного законодательства. Например, реорганизация юридического лица (ст. 57-60 ГК РФ) связана с правопреемством реорганизованного юридического лица и необходимостью его соответствующего надлежащего правового оформления (наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц, и т.д.).
Уступка требования регулируется ст. 382-390 ГК РФ, а перевод долга - ст. 391, 392 ГК РФ. При этом необходимо соблюдение правил оформления уступки требования и перевода долга. Уступка требования, основанная на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге (п. 3 ст. 146 ГК РФ).
Поскольку речь идет об уступке требования по исполнительному документу в рамках исполнительного производства, то теперь возможно создание своеобразного рынка исполнительных документов, что, скорее всего, оживит исполнительное производство, позволит взыскателям получать хоть что-то, не ожидая длительное время.
Смерть гражданина влечет за собой процессуальное правопреемство по обязательствам имущественного характера, связанным с его предпринимательской деятельностью.
5. Основания для правопреемства определяются судебным приставом-исполнителем в соответствии с судебным актом, актом другого органа или должностного лица, которые установили соответствующие юридические факты правопреемства в материальном праве. В частности, правопреемство по исполнительным документам, выданным судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возможно только после вынесения соответствующего определения компетентного суда о правопреемстве.
В частности, согласно п. 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов"*(45) замена стороны ее правопреемником в исполнительном производстве осуществляется на основании судебного акта арбитражного суда.
Аналогичное разъяснение было дано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г.*(46) В нем отмечено, что порядок процессуального правопреемства определен ст. 44 ГПК РФ. Согласно данной норме правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Следовательно, правопреемство может иметь место и на стадии исполнения решения. Вопрос о замене стороны правопреемником рассматривается судом по заявлению заинтересованного лица или судебного пристава-исполнителя в судебном заседании, о времени и месте которого извещаются стороны и судебный пристав-исполнитель. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба. В случае признания судом правопреемства судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену соответствующей стороны в исполнительном производстве правопреемником. Таким образом, замена стороны в исполнительном производстве осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании определения суда.
Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства
1. К числу участников исполнительного производства относятся и представители. Граждане вправе участвовать в исполнительном производстве лично либо через представителя. Вместе с тем согласно ч. 1 комментируемой статьи имеется ограничение возможностей использования представительства граждан в процессе исполнения, когда исполнительным документом на гражданина возложена обязанность (например, опровержение порочащих сведений), которая может быть исполнена только лично. В подобном случае гражданин обязан лично совершать соответствующие исполнительные действия в целях реализации требований исполнительного документа.
2. Дела организаций ведут в исполнительном производстве их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо их представители.
Следует иметь в виду, что указание в комментируемой статье на руководителей организаций как представителей достаточно условно. Руководители организаций представляют интересы своих организаций, однако при этом являются не представителями в том смысле, в котором термин "представитель" употребляется в данной статье, а выступают в качестве органов юридического лица (ст. 53 ГК РФ). Соответственно, у них в отличие от представителей иной порядок подтверждения своего правового статуса и полномочий в исполнительном производстве.
Представительство следует отличать от представления в исполнительном производстве интересов организаций их органами. Согласно ст. 53 ГК РФ юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Поэтому руководители организаций, другие лица в соответствии с учредительными документами представляют судебному приставу-исполнителю документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия, например протокол об избрании либо приказ о назначении на должность генерального директора.
При проверке в исполнительном производстве полномочий руководителей филиалов и представительств юридического лица следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 20 постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(47). В нем применительно к гражданско-правовому представительству указывается, что соответствующие полномочия руководителя филиала или представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.
Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства
1. Комментируемая статья определяет порядок удостоверения полномочий органов юридических лиц, а также представителей граждан и организаций. По общему правилу полномочия представителя выражаются в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.
Основные правила совершения доверенностей содержатся в ст. 185-189 ГК РФ. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, с приложением печати этой организации. Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Поэтому при необходимости для юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, в получении денег или имущества в исполнительном производстве такая доверенность должна быть оформлена с учетом данного правила.
2. В ч. 3 определена форма удостоверения полномочий законных представителей. В частности, родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт. Усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении (оформленное в соответствии с ранее действовавшим Кодексом о браке и семье 1969 г. или СК РФ). Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.
3. В ч. 4 определена форма удостоверения полномочий представителя соучастника в исполнительном производстве. В случае подачи представляемым соучастником соответствующего заявления лично судебному приставу-исполнителю они указываются в этом заявлении и, таким образом, оформляются в простой письменной форме.
Однако если соучастник подает это заявление не лично судебному приставу-исполнителю, а через уполномоченного им соучастника, то такое выражение волеизъявления должно быть нотариально удостоверено. Возникает вопрос о выборе надлежащего нотариального порядка совершения данного нотариального действия - свидетельствование подлинности подписи на документе или удостоверение доверенности.
Согласно ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам
Российской Федерации. Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.
Но передача полномочий одним из соучастников другому фактически представляет собой передачу полномочий на представительство интересов данного соучастника другим соучастником, в связи с чем такая передача полномочий должна быть оформлена путем выдачи доверенности, а не посредством подачи заявления, как того требует ч. 4 данной статьи. В этом случае доверенность для надлежащей проверки и подтверждения полномочий соучастников подлежит нотариальному удостоверению.
4. В ч. 5 данной статьи вопрос о форме доверенности для совершения юридических действий в исполнительном производстве прямо законодательством не решен. При этом полномочия по предъявлению исполнительного документа к взысканию, получению присужденного имущества или денег (ст. 54 ГПК РФ), по получению присужденных денежных средств или иного имущества (ст. 62 АПК РФ) являются специальными и должны быть особо оговорены в доверенности. Гораздо детальнее специальные полномочия раскрываются в ч. 3 ст. 57 ФЗИП. Поэтому более правильно требования к содержанию специальных полномочий в исполнительном производстве определять исходя именно из ст. 57 ФЗИП, а не ГПК РФ и АПК РФ независимо от доктринальных толкований вопросов о том, является ли исполнение стадией судебного процесса либо нет, и, соответственно, насколько на него распространяются правила, установленные АПК РФ и ГПК РФ.
Хотя в ст. 53 ГПК РФ и ст. 61 АПК РФ определен круг лиц, которые могут удостоверять доверенности, выданные гражданами, полагаем, что более предпочтительным является удостоверение доверенности нотариусом, что придает ей большую юридическую силу. Признавать представительство в исполнительном производстве, связанном с получением имущества и денежных средств, на основании доверенности, совершенной в простой письменной форме, вряд ли возможно, поскольку в таком случае существенно снижаются правовые гарантии для участников исполнительных отношений. Исходя из этого считаем необходимым признать общим правилом нотариальное удостоверение доверенностей для участия в исполнительном производстве.
В соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются: 1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом; 2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения или заведения; 3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы; 4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Согласно п. 4 ст. 185 ГК РФ доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Полагаем, что при необходимости совершения исполнительных действий в указанных целях (например, получение задолженности по заработной плате по исполнительному документу) доверенность может быть удостоверена органами, перечисленными в п. 4 ст. 185 ГК РФ.
В том случае, если представитель действует на основании доверенности в порядке передоверия, она обязательно должна быть нотариально удостоверена (п. 3 ст. 187 ГК РФ) независимо от субъекта, ее выдающего, в том числе и юридического лица.
Статья 55. Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве
1. Комментируемая статья содержит правила относительно законного представительства в исполнительном производстве в развитие положений ст. 51 ФЗИП. Правила о порядке и условиях законного представительства в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан содержатся в ГК РФ, СК РФ и других законодательных актах.
Родители в качестве законных представителей своих детей представляют в подтверждение своих полномочий паспорт и свидетельство о рождении детей, где они записаны в качестве родителей. Усыновители подтверждают свои права такими же документами, поскольку после усыновления в них вносятся соответствующие изменения. Кроме того, может быть представлен и документ об усыновлении - вступившее в законную силу решение суда (гл. 19 СК РФ).
Опекуны представляют в подтверждение своих полномочий решение о назначении их опекунами и опекунское удостоверение, выдаваемое органами местного самоуправления.
Признание граждан ограниченно дееспособными возможно только в судебном порядке и при условии, если они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами. Эти граждане ограничиваются в дееспособности в части совершения сделок, за исключением мелких бытовых, при получении и распоряжении заработком, пенсией, иными доходами (ст. 30, 33 ГК РФ) и, соответственно, их интересы в исполнительном производстве представляют попечители.
Полагаем, что если исполнительное производство носит по содержанию неимущественный характер, то поскольку такие граждане в этой части являются полностью дееспособными, они могут без всяких ограничений выступать в качестве стороны исполнительного производства, например при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка при совершении действий, связанных с обеспечением контакта родителя и ребенка.
Интересы признанного безвестно отсутствующим гражданина представляют лица, которым передано в управление имущество безвестно отсутствующего лица. Такая передача осуществляется на основании решения суда лицом, которое определено органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного между таким лицом и органом опеки и попечительства (ст. 43 ГК РФ).
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи законные представители вправе поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя, например адвокату на основании договора поручения.
Статья 56. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства
1. Комментируемая статья определяет круг лиц, которые не могут выступать в качестве представителей в исполнительном производстве. Прежде всего представителями не могут быть лица, которые не обладают полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством. Вместе с тем данное ограничение не должно распространяться на граждан, признанных полностью дееспособными вследствие эмансипации (ст. 27 ГК РФ), а также в связи с заключением брака до достижения 18-летнего возраста (ст. 13 СК РФ).