Глава 12. Теория денег. Банковская система

Вопросы, связанные с определением сущности денег, являются одними из самых дискуссионных. В западной экономической теории выделяются два подхода к определению денег: концептуальный и эмпирический. Концептуальный предполагает предварительный теоретический анализ денег (в первую очередь, их функций), на основе чего далее формируется понятие «деньги» и подбираются статистические аналоги денежной массы. Сторонники эмпирического подхода считают, что определение денег должно исходить из соображений пользы в изучении хозяйственных связей.

В современных российских учебниках часто можно встретить следующее определение денег: деньгами называется все, что выполняет функции денег, т.е. используется концептуальный подход.

Классический набор функций денег:

· мера стоимости;

· средство обращения и платежа;

· средство сохранения и/или накопления ценности.

Совокупность всех имеющихся в обращении денег составляет денежную массу. При этом в современной экономике денежная масса включает различные компоненты: наличные, текущие счета (жиро-деньги), долговые обязательства.

Наличные и текущие счета создаются банковской системой, долговые обязательства – другими субъектами экономики. При этом далеко не все из долговых обязательств можно считать деньгами. Во-первых, они должны эмитироваться в полном соответствии с установленным в стране порядком выпуска и обращения ценных бумаг и, во-вторых, должны иметь высокую степень ликвидности и надежности; остальные относятся к так называемым денежным суррогатам.

Деньги являются наиболее ликвидным активом, однако абсолютная ликвидность – свойство только наличных денег, другие компоненты денежной массы обладают ликвидностью в меньшей степени. Поэтому и в практических, и в теоретических целях денежная масса структурирована по критерию ликвидности ее компонентов (денежных агрегатов). Однако не существует единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной массы. Ее состав и структура различны в разных странах и определяются прежде всего уровнем развития и характером денежного рынка страны, а также особенностями политики, проводимой ее Центральным банком (ЦБ).

В России ЦБ выделяет четыре агрегата денежной массы: М0123.

М0 включает наличные деньги в обращении.

М1 = М0 + депозиты населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в коммерческих банках до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах.

М2 = М1 + срочные вклады в сбербанках.

М3 = М2 + депозитные сертификаты банков + облигации государственного займа.

Структура денежных агрегатов России отличается от аналогичных показателей развитых стран. Доля наличных денег в российской экономике выше, что объясняется сравнительно узким спектром предлагаемых денежным рынком активов, способных служить средством сохранения ценности в условиях высокого уровня инфляции.

Важнейшая пропорция на денежном рынке – равновесие между спросом на деньги и их предложением. Эта пропорция заметно влияет на макроэкономическое равновесие. Анализ спроса на деньги связан с двумя экономическими школами – кейнсианской и монетаристской.

Монетаристская основана на классических и неоклассических традициях, поэтому и исторически, и логически необходимо остановиться на основных положениях количественной теории денег.

1. Деньги – мимолетный посредник, их накопление нерационально.

2. Увеличение количества денег ведет к изменению абсолютного уровня цен.

3. Изменение количества денег влияет лишь на абсолютный уровень цен, а реальный объем производства остается без изменений.

Дальнейшее развитие количественная теория получила в работах И.Фишера. Предложенный им вариант назван трансакционным, так как в нем исследуется потребность в деньгах для обслуживания текущих сделок. Фишер пытался формализовать зависимость между массой денег и уровнем цен товаров:

M х V = P х Y, (10.1)

где М – количество денег, находящихся в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р - уровень цен;

Y - объем выпуска (в реальном выражении).

Другим вариантом развития количественной теории денег является неоклассическая теория кассовых остатков (кембриджская теория). В ней уравнение выглядит следующим образом:

М = К х Р х Y, (10.2)

где К - коэффициент, который показывает долю номинальных денежных остатков М в доходе (Р х Y).

Здесь потребность в деньгах исследуется с точки зрения дохода. Основное внимание уделено мотивам накапливания денег у экономических субъектов. Эта теория послужила отправной точкой развития теории «портфельного» выбора, которая рассматривает экономический выбор между различными формами активов (наличными деньгами, ценными бумагами, инвестициями в производство и т.д.)

Таким образом, основой неоклассической теории денег является деление экономики на два сектора - реальный и денежный. Уровень производства в реальном секторе не зависит от денежных факторов. Скорость обращения денег – величина постоянная.

В модели Дж. М. Кейнса также рассматриваются две сферы – реальная и денежная. Но связующим звеном между ними является норма процента, которая находится под влиянием денежного рынка и влияет на решения об инвестициях, т.е. на реальную сферу.

Кейнс выделял три основных мотива, по которым экономические субъекты предъявляют спрос на деньги:

· трансакционный мотив (для совершения сделок);

· мотив предосторожности (отражает потребность в деньгах для осуществления непредвиденных платежей);

· спекулятивный мотив (связан с куплей-продажей ценных бумаг). При решении вопроса о распределении средств между вложениями в ценные бумаги и хранением в форме наличности важную роль играют ожидания хозяйственных агентов относительно будущей динамики процентных ставок. Если ожидается увеличение процентной ставки, то спрос на ценные бумаги уменьшается, так как увеличение банковского процента приведет к снижению их курса.

Трансакционный спрос зависит от суммы сделок; он аналогичен спросу на деньги в кембриджском варианте.

Обобщив неоклассический и кейнсианский подходы, можно выделить следующие факторы спроса на деньги: уровень дохода, скорость обращения денег и процентная ставка.

Монетаристская модель, создателями которой являются М. Фридмен, Ф. Кейган, А. Шварц, относится к «портфельным» моделям. Экономический агент имеет широкий выбор, так как в «портфеле», кроме денег, находятся акции, облигации, человеческий капитал, товарные запасы и т.д. Распределение дохода происходит в соответствии с системой предпочтений людей.

Главный элемент «портфеля» – деньги. В отличие от кейнсианцев монетаристы утверждают, что существует стабильная функция спроса на деньги, так как денежный запас, который население желает иметь, составляет устойчивую долю номинального ВНП. Если фактический денежный запас населения превзойдет желаемый уровень, то оно попытается избавиться от дополнительных денег путем увеличения расходов или активов, например, покупая ценные бумаги, увеличивая вложения в человеческий капитал. Это расширит совокупный спрос, цены вырастут, но и производство в итоге расширится. Но, несмотря на рост спроса, увеличение ВНП, изменение структуры денежных запасов (у одних хозяйственных субъектов – увеличение, у других – уменьшение), доля денежной массы в ВНП в целом останется неизменной. По мнению монетаристов, рост ВНП прекратится тогда, когда население оставит у себя дополнительные деньги.

Подходы к предложению денег также различны. С позиций неоклассической школы денежная эмиссия носит независимый характер. Предполагается, что появление излишних платежных средств непосредственно ведет к повышению расходов и, соответственно, к повышению уровня цен. В кейнсианской модели особого внимания механизму выпуска денег не уделяется: денежная эмиссия рассматривается как величина, заданная экзогенно, независимо от спроса на деньги, и определяемая силами, которые находятся за пределами экономической системы. Последствия денежных сдвигов неопределенны: их эффект может проявиться как в изменениях объема производства, так и в изменениях цен; степень влияния зависит, в первую очередь, от эластичности инвестиций по проценту.

Взгляды монетаристов на проблему предложения денег трактуются по-разному. Одни исследователи подчеркивают факт независимости предложения денег от факторов спроса на них (экзогенный характер предложения денег предполагает возможность ЦБ контролировать величину денежной массы). Другие считают, что концепция М. Фридмена состоит из двух частей: теории монетарного режима и переходных мер по его достижению. Эти меры предполагают выбор одного объекта воздействия – агрегата М1, обеспечение государством прироста денег в размере - 5% в год.

Суть же самой теории монетарного режима заключается в отказе государства от функции создания денег, отказе от регулирования процентных ставок, отмене воздействия на резервные требования. Таким образом, М. Фридмен, по их мнению, рассматривает предложение денег как эндогенную переменную, которая зависит от внутренних параметров экономической системы (количество денег меняется в соответствии с потребностями экономической системы, изменениями условий производства, потребления и в конечном счете в соответствии с изменениями спроса).

Для построения общей модели предложения денег следует проанализировать роль банковской системы в процессе создания и уничтожения денег.

Для большинства стран в настоящее время характерна двухуровневая банковская система:

· Центральный банк, действующий под контролем государства;

· система коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций.

Центральный банк выполняет следующие функции:

1. Это всегда эмиссионный банк, т.е. именно по решениям Центрального банка совместно с Министерством финансов осуществляется денежная эмиссия (выпуск денег) или ремиссия (изъятие), т.е. Центральный банк осуществляет предложение наличных денег.

2. Центральный банк является банком банков, т.е. осуществляет кредитование коммерческих банков.

3. Осуществляет хранение золотовалютного резерва страны.

4. Совместно с Министерством финансов осуществляет регулирование денежно-кредитной системы страны.

Коммерческие банки – это самостоятельные финансово-кредитные учреждения, основной функцией которых является привлечение на взаимовыгодной основе временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и выдача на платной основе ссуд.

Основным источником прибыли коммерческих банков является разница между процентами по ссудам и процентами по вкладам.

Предложение привлеченных средств в использование существенно увеличивает общее предложение денег в стране.

Способность банковской системы увеличивать денежное предложение определяется банковским или денежным мультипликатором:

Глава 12. Теория денег. Банковская система - student2.ru , (10.3)

где RR – норма обязательных резервов.

Эта норма устанавливается Центральным банком и определяет, какую часть привлеченных средств банк не имеет права размещать в виде ссуд, а обязан передавать в специальный резервный фонд при Центральном банке страны. Первоначально основной функцией нормы обязательных резервов была функция страхования вкладов. В настоящее время основной функцией обязательных резервов является регулирующая функция. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк воздействует на способность всей банковской системы осуществлять предложение денежных средств. Повышение нормы обязательных резервов способствует снижению предложений банковской системы, и наоборот.

Регулирующая функция нормы обязательных резервов может быть ограничена в тех случаях, когда коммерческие банки кроме обязательных имеют избыточные резервы, т.е. затрудняются разместить все привлеченные средства. Поэтому основными инструментами регулирования денежно-кредитной системы являются: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, регулирование учетной ставки процента.

Осуществляя выпуск и размещение государственных ценных бумаг, Правительство сокращает предложение как наличных, так и банковских денег. Таким образом может быть:

а) снижен уровень инфляции;

б) государство может получить средства для финансирования дефицита государственного бюджета.

Погашая ранее размещенные обязательства, государство увеличивает предложение денег с учетом мультипликационного эффекта.

Под учетной ставкой понимается та ставка процента, под которую Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков. Изменяя учетную ставку процента, государство косвенно воздействует на равновесную процентную ставку на денежном рынке в целом. Эти три инструмента кредитно-денежной политики являются основными инструментами регулирования денежного рынка. В некоторых странах у государства возникает необходимость более жесткого регулирования финансовых рынков. В этих случаях применяются селективные методы и инструменты регулирования. Как правило, они носят характер не косвенного, а прямого вмешательства в функционирование денежно-кредитной системы. К ним можно отнести ограничения тех или иных видов кредитования, установление нормативов формирования кредитного портфеля и т.п. Роль денежной эмиссии в современной экономике отходит на задний план.

Т Е С Т Ы

1. Денежное обращение - это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также

а) движение финансового рынка;

б) движение инвестиций;

в) движение денежной массы;

г) ничего из перечисленного.

2. Кредитные деньги:

а) являются долговыми обязательствами Центрального банка данной страны;

б) это банкноты, которые в XIX в. и в начале XX в. разменивались на золотые монеты;

в) способны выполнять функцию денег, находясь в виде депозитов до востребования;

г) это циркулирующие в обращении банкноты;

д) это все виды безналичных денег.

3. Деньги выполняют функции:

а) меры стоимости;

б) защиты сбережений от инфляции;

в) фактор производства;

г) средства обращения;

д) не выполняют ни одну из перечисленных функций.

4. Наиболее ликвидным активом является:

а) сберегательный депозит;

б) наличность;

в) государственная облигация;

г) акция автомобильной компании

5. Какие виды денег входят в качестве составляющей части во все виды денежных агрегатов (М1, М2, М3, L):

а) наличные деньги;

б) электронные деньги;

в) все виды депозитов;

г) депозиты до востребования.

6. Какие виды денег не входят в агрегат М1:

а) банкноты;

б) наличные деньги;

в) срочные депозиты;

г) иностранная свободно конвертируемая валюта;

д) депозиты до востребования.

7. Денежная база равна:

а) сумме всех банковских депозитов;

б) сумме наличности вне банковской системы и банковских резервов;

в) сумме наличности вне банковской системы и банковских депозитов;

г) денежному агрегату М1.

8. Предложение денег в экономике:

а) полностью определяется Центральным Банком;

б) целиком определяется поведением население, которое держит на руках наличность, и коммерческими банками, куда население помещает часть денег;

в) определяется Центральным Банком, а также поведением населения (влияющим на соотношение наличность/депозиты) и действием коммерческих банков

г) полностью определяется темпом роста реального ВВП.

9. Предложение денег в общем виде можно определить как:

а) сумму резервов коммерческих банков и наличности вне банковской системы;

б) сумма наличности и депозитов;

в) разность депозитов коммерческих банков и их резервов;

г) сумму депозитов и резервов коммерческих банков.

10. В соответствии с портфельными теориями спрос на деньги положительно зависит от:

а) реальных ожидаемых доходов по акциям;

б) реального накопленного богатства;

в) реальных ожидаемых доходов по облигациям;

г) ожидаемой инфляции.

11. Какую цель преследует Центральный банк, меняя учет­ную ставку:

а) повышение доходов государственного бюджета;

б) защита экономики страны от экспансии иностранного капитала;

в) смягчение циклических колебаний;

г) стабилизация цен.

12. Если стоимость денег падает, то:

а) растет уровень цен;

б) падают все цены;

в) падает уровень цен;

г) растут все цены.

13. Стоимость курса денег и уровень цен:

а) соотносятся пропорционально;

б) не находятся ни в какой связи между собой;

в) соотносятся обратно пропорционально;

14. Политика дорогих денег включает следующие меры:

а) покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения; понижение нормы обязательных резервов; понижение учетной ставки процента;

б) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке; повышение нормы обязательных резервов; повышение учетной ставки процента.

15. Дополнительная эмиссия денег может дать:

а) инфляцию предложения;

б) инфляцию спроса.

16. Селективное регулирование

а) применяемые методы изменения доступности всех видов кредита,

б) контроль по отдельным видам кредита, регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Наши рекомендации