Психофизиологические факторы труда

В процессе трудовой деятельности, совершая полезную работу, произ­водительно используются возможности мозга, мускулов, органов чувств, нервной системы человека. Таким образом, всякий труд имеет биологи­ческую основу (физиологическую и психологическую). Затраты энергии человека зависят от величины физической (динамической и статиче­ской) и нервно-психической нагрузок на его организм.

Динамическая физическая нагрузка определяется объемом физиче­ской работы (в килограммометрах), величиной энергетических затрат (в калориях), мощностью усилий (в ваттах). Статическая физическая наг­рузка характеризуется величиной усилия, которое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей, умноженной на время под­держания этого усилия (в килограммах в секунду).

Нервно-психическая нагрузка определяется объемом и характером ин­формации, интенсивностью внимания, длительностью сосредоточенного наблюдения, продолжительностью активных действий, напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, степенью монотонности тру­да и темпом работы.

Особенности физиологических и психологических процессов в трудо­вой деятельности человека позволяют разработать и реализовать в усло­виях предприятий мероприятия, повышающие работоспособность, сни­жающие утомляемость, что в итоге приводит к повышению эффектив­ности труда.

Биологические и психологические факторы трудовой деятельности, влияющие на работоспособность человека и продуктивность его труда, имеют двойственный характер: они могут повышать или снижать рабо­тоспособность.

В условиях НТП наряду с сокращением удельного веса тяжелого фи­зического и монотонного труда происходит профессиональное совершен­ствование работника, интеллектуализация труда. Вместе с тем повыша­ется ответственность человека за ошибки в труде, растет его напряжен­ность, а следовательно, возрастают требования к эмоциональной устой­чивости работника.

Психофизиологические факторы труда позволяют решать большой круг задач, в том числе совершенствование организации труда, построе­ние рациональных режимов труда и отдыха, улучшение условий труда на производстве, организация профессионального отбора и профессиональ­ной ориентации, ускорение адаптации работающих, совершенствование




 
  Психофизиологические факторы труда - student2.ru

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

стимулирования труда, изучение и улучшение социально-психологиче­ского климата в коллективе.

Психофизиологические факторы труда - student2.ru В связи с этим все большее значение приобретает учет всех факторов производственной среды при организации трудового процесса, объедине­ние их в систему и рассмотрение ее как единого целого.

В результате роста производительности труда и социальных преобра­зований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150—200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профес­сиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прош­лом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии со­ставляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превы­шает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран — это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предпринима­тели и т. д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят преимущест­венно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увели­чение национального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к дан­ному виду творчества, а также от ряда психологических и социаль­ных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наи­более эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохнове­нию.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество — это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и об­разы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и раз­мышлений. Занятия наукой и искусством определяют не столько про­фессию, сколько образ жизни. Понятия труд и творчество нередко про­тивопоставляются.

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершен­ствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значе­ние, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспе­чение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В част­ности, воспитание детей в семье является примером общественно-полез-

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 57

кого труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой — требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искус­стве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен ре­зультатами деятельности как через систему рынков, так и через государ­ственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливаю­щем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия «труд» необходимо выделять три основных аспекта: цели, содержание и мотивы. Первый — это производство благ; второй - целесообразное преобразование ресурсов природы и обуслов­ленные этим затраты времени и энергии человека; третий — причины, побуждающие человека трудиться. Вследствие указанной многоаспект­ности, определение понятия «труд» получается не очень коротким:

Труд — это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в мате­риальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные бла­га. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (ад­министративному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно су­щественно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особеннос­тей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процес­са труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и пред­приятию, и обществу.

3.2. Производственный фактор труда

Труд всегда является одновременно умственной и физической деятель­ностью. Здесь нельзя провести четкой границы, так как всякая профес­сиональная деятельность в большей или меньшей степени связана с ин­теллектуальным и физическим напряжением.

Виды труда

Разделение на духовный и физический труд может происходить с учетом того, насколько человек прилагает свои преимущественно духов­ные или преимущественно физические силы для развития своей личнос-ти и для получения за труд доходов.

       
  Психофизиологические факторы труда - student2.ru
    Психофизиологические факторы труда - student2.ru
 

Психофизиологические факторы труда - student2.ru
58 Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Рис. 3.2. Подразделение труда в зависимости от вида деятельности

Деление труда в зависимости от образования:

• Труд, требующий большой предварительной подготовки. Он характери­
зуется обучением в течение нескольких лет со сдачей итогового экза­
мена государственной комиссии.

• Труд, не требующий большой предварительной подготовки. Подготовка
осуществляется в течение нескольких дней или недель на рабочем
месте или на краткосрочных курсах.

• Труд, не требующий никакой подготовки. Рабочая сила может быть
использована на простых видах труда без обучения. Это, например,
грузчики или подсобные рабочие в строительстве.

Не отрицая роли общественной формы труда, в зависимости от кото­рой различают труд наемный и частный, индивидуальный и коллектив­ный, следует признать, что характер труда формируется в значительной степени под влиянием особенностей содержания труда по таким призна­кам, как доля физического и умственного труда, уровень квалификации, условия труда и др. Разнообразие характера и содержание труда находит отражение в разнообразии видов труда.

Схема классификации видов труда приведена на рис. 3.3. При этом выделены четыре группы признаков, отличающих тот или иной вид тру­довой деятельности: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда. Классификация видов труда по его характеру и содержанию рассматривается в двух аспектах — социальном и структурном.

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 59 | Классификация видов труда по группам признаков |

 
По характеру и со- По предмету По средствам По условиям
держанию труда | и продукту труда | и способам труда труда
I   I  
Труд наемный Труд научный, Труд ручной Труд
ичастный; инженерный, (технически стационарный
индивидуальный управленческий, невооруженный), и передвижной;
и коллективный; производственный; механизирован- наземный и
по желанию, предприни- ный иавтомати- подземный; лег-
необходимости и мательский, зированный кой, средней тя-
принуждению; инновационный; (компьютерный); жести и тяжелый;
физический промышленный, низко-, средне- привлекательный
иумственный; сельскохозяйст- и высокотехно- и непривлека-
репродуктивный венный, транс- логический; тельный;
и творческий; портный и ком- с различной свободный и с раз-
разной степени муникационный степенью участия личной степенью
сложности   человека регламентации

Рис. 33. Классификация видов труда

Социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (труд собственника или арендатора) и наемный труд. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его ор­ганизационных форм, а именно — труда индивидуального и коллективного. Кроме того, социальный характер труда проявляется в формировании спосо­бов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Структурный характер труда формируется под влиянием особеннос­тей содержания труда с точки зрения двух главных параметров — степе­ни интеллектуализации и квалификационной сложности трудовых функций. Степень интеллектуализации трудовой функции различается в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и фи­зического труда, а также от доли творческого и репродуктивного (не­творческого) труда. Степень квалификационной сложности трудовой функции определяется ее границами и структурой: составом и количест­вом составляющих, их разнообразием, новизной, а также условиями вы­полнения. Оценка этого признака применительно к тому или иному ра­ботнику устанавливается соответственно его разряду по принятой та­рифной системе. Таким образом, характер и содержание труда как клас­сификационные признаки органически взаимосвязаны.

Классификация видов труда по его предмету и продукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда. По профессиональному признаку может быть, в частности, выделен труд науч-

           
    Психофизиологические факторы труда - student2.ru
    Психофизиологические факторы труда - student2.ru
  Психофизиологические факторы труда - student2.ru
 
 

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Психофизиологические факторы труда - student2.ru ный (или исследовательский), инженерный, управленческий, производ­ственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признакавиды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хо­зяйственной деятельности. В отличие от практиковавшегося при дирек­тивно-плановой системе выделения трех стадий — производства, распре­деления и потребления, при рыночной экономике структура экономиче­ского цикла принципиально меняется. Стадии производства предшеству­ют стадии изучения, анализа ипрогнозирования спроса, проведения ис­следований и разработок новых видов продукции итехнологий, научно-технической, экономической и организационной подготовки производ­ства, а директивное распределение продукции заменяется стадией свобод­ной ее реализации самим товаропроизводителем с доведением товаров до непосредственных потребителей. Соответственно этому каждой стадии присущ тот или иной характерный для нее вид труда (в данном случае уместнее говорить о видах деятельности), что позволяет выделить труд предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммер­ческий (последний в то же время отражает и профессиональный признак).

При формировании видов труда по отраслевому признаку следует иметь в виду, что отраслевые особенности касаются лишь осуществляе­мых на предприятиях процессов основной деятельности. Это позволяет выделить такие виды труда, как промышленный (в том числе добываю­щий и обрабатывающий), сельскохозяйственный (в том числе растение­водческий и животноводческий), строительный, транспортный и комму­никационный (в производственной сфере).

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной (технически невооруженный), механизированный (технически вооруженный) и автоматизированный (компьютеризованный), низко-, средне- и высокотехнологичный. При идентификации видов труда по этим признакам устанавливаются соот­ветствующие количественные критерии, исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника.

Классификация видов труда в зависимости от степени и уровня бла­гоприятности и неблагоприятности условий труда предусматривает вы­деление таких видов, как труд стационарный и передвижной, наземный иподземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлекательный, нерегламентированный (свободный), регламентиро­ванный и жестко регламентированный с принудительным режимом.

Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда используются рассмотренные выше четыре группы признаков в их соче­тании. Например, для научного работника эта характеристика может выглядеть следующим образом: труд умственный, творческий, особо сложный, высококвалифицированный, индивидуальный, научный, инно-

Глава 3. Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 61

Психофизиологические факторы труда - student2.ru вационный, технически вооруженный, высокотехнологичный, стационар­ный, средней тяжести, привлекательный, самостоятельный, нерегламен­тированный. У бригадира рабочих — труд преимущественно физический, нетворческий, средней сложности, квалифицированный, коллективный, производственный, строительный, технически вооруженный, среднетех-нологичный, передвижной, средней тяжести, привлекательный, наемный, регламентированный.

Всесторонняя характеристика труда применительно к каждому работ­нику и коллективу должна служить необходимой базой для оценки его соответствия требованиям, вытекающим из целей труда в решении эко­номических исоциальных задач предприятия или индивида.

Любая экономическая система основана на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной фор­ме разделение труда существует на всех уровнях: от рабочего места до мирового хозяйства.

Разграничение видов деятельности в экономике стран осуществляется по группам отраслей: сельское илесное хозяйство, добывающая про­мышленность, строительство, обрабатывающая промышленность, транс­порт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям. Так, в обрабатывающей промыш­ленности выделяется машиностроение, которое, в свою очередь, структу­рируется по видам изготовляемых машин, приборов и аппаратов.

Современные предприятия могут быть как диверсифицированными, т. е. выпускать широкий спектр продукции, так и специализированными на отдельных изделиях или услугах. Крупные предприятия имеют слож­ную структуру, характеризующуюся разделением труда между производ­ственными подразделениями и группами персонала.

Основными видами разделения труда на предприятии являются: фун­кциональное, технологическое, предметное, профессиональное и квалифи­кационное.

По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные груп­пы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.

Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особеннос­тями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия (литей­ные, штамповочные, сварочные и др.).

Предметное разделение труда предполагает специализацию производ­ственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).

Профессиональное разделение труда характеризуется знаниями и на­выками, необходимыми для выполнения определенного вида работ. Со­став профессий обусловлен, в основном, технологией и оборудованием.

62 Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 63

Психофизиологические факторы труда - student2.ru Психофизиологические факторы труда - student2.ru Психофизиологические факторы труда - student2.ru Квалификационное разделение труда определяется различием работ по сложности. Это, в свою очередь, обусловливает и разные сроки подготов­ки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность вы­полняемых работ является важнейшим фактором дифференциации оп­латы труда. Для количественной оценки квалификации персонала обыч­но используются разряды тарифной сетки, включающей в различных странах 17—25 разрядов.

Исходя из функционального, технологического и предметного разде­ления труда, формируются профессии и уровни квалификации. Таким образом, на предприятии профессиональное и квалификационное разде­ление труда можно рассматривать как вторичное по отношению к фун­кциональному, технологическому и предметному (рис 3.4.).

Психофизиологические факторы труда - student2.ru

Рис. 3.4. Схема разделения труда и формирования профессионально-квалификационных групп на предприятии

Выбор форм разделения труда определяется, прежде всего, типом про­изводства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возмож­ностей для специализации оборудования и персонала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наиболее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться тех­нические, психологические, социальные и экономические границы разделе­ния труда.

Технические границы обусловлены возможностями оборудования, инструмента, приспособлений, требованиями к потребительским качест­вам продукции.

Психологические границы определяются возможностями человеческо­го организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая

приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В резуль­тате исследований установлено, что длительность многократно повто­ряющихся элементов работ не должна быть меньше 45 сек.; работу необ­ходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пя-ти-шести групп мышц человека.

Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессио­нальных знаний и навыков.

Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные зат­раты трудовых и материальных ресурсов.

Разделение труда предполагает его кооперацию. Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работ­ников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом. На предпри­ятии наиболее существенные проблемы кооперации труда связаны с ор­ганизацией бригад.

По отношению к режиму работы бригады могут быть сменными и сквозными (суточными).

В зависимости от профессионально-квалификационного состава раз­личают специализированные и комплексные бригады. В первом случае объединяются работники одной профессии (токари, слесари и т. д.); во втором — разных профессий и уровней квалификации. Комплексные бригады обеспечивают больше возможностей для развития каждого ра­ботника. Как правило, этот вид бригад обеспечивает и лучшие экономи­ческие показатели.

Производственный, технологический и трудовой процессы

Производственным называется процесс превращения исходных мате­риалов в готовую продукцию. Обычно различают основные производ­ственные процессы, назначением которых является выпуск продукции для рынка, и вспомогательные процессы (ремонтные, транспортные и т. д.), обеспечивающие нормальное функционирование предприятия.

Каждый производственный процесс можно рассматривать с двух сто-рон: как совокупность изменений, которые претерпевают предметы тру­да, и как совокупность действий работников, направленных на целесооб­разное изменение предметов труда. В первом случае говорят о техноло­гическом процессе, во втором — о трудовом.

Таким образом, технологический процесс — это целесообразное измеие-Ше формы, размеров, состояния, структуры, места предметов труда. Технологические процессы классифицируются по следующим основным признакам: источнику энергии; степени непрерывности; способу воздей­ствия на предмет труда.

           
    Психофизиологические факторы труда - student2.ru
  Психофизиологические факторы труда - student2.ru
    Психофизиологические факторы труда - student2.ru
 
 

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

По источнику энергии технологические процессы можно разделить на пассивные и активные. Первые происходят как естественные процессы и не требуют дополнительной, преобразованной человеком энергии для воздействия на предмет труда (например, остывание металла в обычных условиях и т. д.). Вторые протекают либо в результате непосредственно­го воздействия человека на предмет труда, либо в результате воздей­ствия средств труда, приводимых в движение энергией, целесообразно преобразованной человеком.

Психофизиологические факторы труда - student2.ru По степени непрерывности воздействия на предмет труда технологи­ческие процессы делятся на непрерывные и дискретные. При первых технологический процесс не прерывается во время загрузки сырья, выда­чи готовой продукции и контроля за ним. Вторые характеризуются на­личием перерывов в ходе технологического процесса.

По способу воздействия на предмет труда и виду применяемого обору­дования различают механические и аппаратурные технологические про­цессы. Механические процессы осуществляются вручную или с помощью машин (станков, сборочных автоматов и т. д.). В этих процессах предмет труда подвергается механическим воздействиям, т. е. изменяются его фор­ма, размеры, положение. Механические процессы преобладают в машино­строении. При аппаратурных процессах происходит изменение физико-химических свойств предмета труда под воздействием химических реак­ций, тепловой энергии, различного рода излучений или биологических объектов. Они протекают в аппаратах различных конструктивных форм — печах, камерах, ваннах, сосудах и т. д. Продукт аппаратурного процесса может отличаться от сырья по химическому составу, структуре и агрегат­ному состоянию. Такие процессы преобладают в химической, металлурги­ческой, пищевой и микробиологической отраслях промышленности.

Все виды технологических процессов на предприятии могут осущест­вляться лишь в результате труда его работников. Трудовые процессы раз­личаются по следующим основным признакам: характеру предмета труда и продукта труда, функциям работников, степени участия человека в воз­действии на предмет труда (степени механизации труда), тяжести труда.

По характеру предмета и продукта труда выделяются два вида тру­довых процессов: вещественно-энергетические и информационные. Пер­вые характерны для рабочих, вторые — для служащих. Предметом и продуктом труда рабочих является вещество (сырье, материалы, детали, машины) или энергия (электрическая, тепловая, гидравлическая и т. п.). Предметом и продуктом труда служащих является информация (эконо­мическая, конструкторская, технологическая и т. д.).

Дальнейшая дифференциация трудовых процессов рабочих и служа­щих производится по их функциям. В настоящее время принято делить трудовые процессы рабочих на основные и вспомогательные и, соответ­ственно, рабочих — на основных и вспомогательных. К первым относят

Глава 3. Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 65

Психофизиологические факторы труда - student2.ru рабочих основных цехов, непосредственно занятых выпуском продукции данного предприятия, ко вторым — всех рабочих вспомогательных цехов и тех рабочих основных цехов, которые заняты обслуживанием оборудо­вания и рабочих мест (ремонтников, комплектовщиков и т. д.).

Такая классификация представляет интерес для статистических ис­следований, но малопригодна при организации труда, так как не учиты­вает содержания труда различных групп рабочих. В частности, труд то­каря, работающего в ремонтном или инструментальном цехе, по своему содержанию аналогичен труду токаря, занятого изготовлением основной продукции предприятия. Поэтому с позиций организации и нормирова­ния труда целесообразно выделить трудовые процессы рабочих, занятых выпуском продукции основных цехов; выпуском продукции вспомога­тельных цехов; обслуживанием оборудования и рабочих мест в основных и вспомогательных цехах.

Служащие предприятия по выполняемым функциям делятся на три категории: руководители, специалисты и технические исполнители.

Функции руководителей подразделений предприятия заключаются в принятии решений и обеспечении их выполнения. Функции специалистов (инженеров, экономистов, техников) состоят в подготовке информации (конструкторской, технологической, плановой, учетной), на основе которой руководители принимают решения. Технические исполнители обеспечи­вают необходимые условия для работы руководителей и специалистов.

По степени участия человека в воздействии на предмет труда трудо­вые процессы делятся на ручные, машинно-ручные, машинные и автома­тизированные.

Ручными называются процессы, в которых воздействие на предмет труда осуществляется работниками без применения дополнительных ис­точников энергии или с помощью ручного инструмента, который приво­дится в движение дополнительным источником энергии (электрической, пневматической и т. п.). Примерами ручных процессов являются: сборка узлов и изделий, отпиливание, шабрение, покраска малярной кистью, сверление отверстий электродрелью и т. п.

К машинно-ручным относятся процессы, при которых технологическое воздействие на предмет труда производится с помощью исполнительных механизмов машины (станка), но перемещение инструмента относитель­но предмета труда или предмета труда относительно инструмента осу­ществляется рабочим. Например, обработка деталей на металлорежущих станках при ручной подаче.

При машинных процессах изменение формы, размеров и других харак­теристик предмета труда осуществляется машиной без физических уси­лий рабочего, функции которого заключаются в установке и снятии предмета труда и управлении работой машины. Например, обработка детали на станке при механической подаче инструмента.

5 — 3-1844

       
    Психофизиологические факторы труда - student2.ru
  Психофизиологические факторы труда - student2.ru
 

Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Автоматизированные процессы характеризуются тем, что технологи­ческое воздействие на предмет труда, его установка и снятие выполняют­ся без участия рабочего. В зависимости от степени автоматизации функ­ции работников в условиях автоматизированного производства могут за­ключаться в контроле за работой машин, устранении отказов, настройке, смене инструментов, обеспечении необходимых запасов предметов труда и инструментов, составлении программы работы машин.

Психофизиологические факторы труда - student2.ru Следует отметить, что во многих схемах классификации трудовых процессов к перечисленным видам относятся и аппаратурные. При этом смешиваются два совершенно различных признака классификации: сте­пень механизации труда и тип применяемого оборудования, определяю­щий способ воздействия на предмет труда. Такое сочетание признаков классификации неправомерно. Это видно хотя бы из того, что аппаратур­ные процессы могут быть как автоматизированными, так и неавтомати­зированными.

В целом схемы классификации технологических и трудовых процес­сов представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Классификация технологических процессов

Признаки классификации Классы процессов
Источник энергии для осу­ществления процессов Активные, пассивные
Наличие перерывов в ходе процесса Непрерывные, дискретные
Способ воздействия на пред­мет труда и характер приме­няемого оборудования Механические, аппаратурные
Характер предмета и продукта труда Вещественно-энергетические (трудовые про­цессы рабочих), информационные (трудовые процессы служащих)
Выполняемые функции Трудовые процессы рабочих, занятых: выпус­ком продукции основных цехов (производств); выпуском продукции вспомогательных цехов (производств); обслуживанием оборудования и рабочих мест в основных и вспомогательных цехах (производствах). Трудовые процессы служащих: руководителей, специалистов, технических исполнителей.
Участие работников в воздей­ствии на предмет труда (уро­вень механизации труда) Ручные, машинно-ручные, машинные, автома­тизированные.

Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 67

Психофизиологические факторы труда - student2.ru Условия труда

Условиями труда называются характеристики производственного про­цесса и производственной среды, влияющие на здоровье и результаты деятельности сотрудников предприятия.

Характеристики производственного процесса определяются применяе­мым оборудованием, предметами и продуктами труда, технологией, сис­темой обслуживания рабочих мест.

Производственная среда, прежде всего, характеризуется санитарно-ги­гиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запы­ленность, загазованность, вибрация и т. д.); безопасностью трудовой дея­тельности; режимом труда и отдыха; взаимоотношениями между сотруд­никами.

Таким образом, условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических, социальных, правовых и дру­гих аспектах.

Проектирование условий труда осуществляется с учетом различий со­трудников предприятия по полу, возрасту, состоянию здоровья, квали­фикации, психологическим и социальным характеристикам. Разработа­ны системы рекомендаций и нормативных материалов различной степе­ни общности и обязательности (рекомендации Международной органи­зации труда, общегосударственные, отраслевые, региональные, заводские нормы), которые должны использоваться при проектировании условий труда.

В частности, необходимо учитывать ограничения по участию женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, хи­мические, горнорудные предприятия); по максимальной массе переме­щаемых грузов (для мужчин и женщин); по допустимым уровням радио­активности, запыленности, загазованности, шума, вибрации и т. д.

Основными директивными документами, регламентирующими усло­вия труда, являются санитарные нормы проектирования предприятий, Строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.

В санитарных нормах проектирования промышленных предприятий установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обеспечения нормальных условий труда необходимы совершенствование технологии, герметизация и авто­матизация оборудования, вентиляция производственных помещений.

Интенсивность труда характеризуется количеством энергии челове­ка, затрачиваемой в единицу рабочего времени, и служит важнейшей компонентой тяжести труда, определяющей суммарное воздействие всех факторов трудового процесса на организм работающих. Соотноше­ние понятий интенсивности и тяжести труда является предметом дис­куссий.


Психофизиологические факторы труда - student2.ru

68 Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Психофизиологические факторы труда - student2.ru К основным факторам, влияющим на интенсивность труда, относятся:

• степень занятости работника в течение рабочего дня;

• темп труда, т. е. количество рабочих движений в единицу времени;

Наши рекомендации