Структура и уровни экономики. микро- и макроэкономика

Для того чтобы иметь предварительное представление о пред- мете экономической теории (более полное можно получить только при изучении самого этого предмета), необходимо охарактеризовать структуру экономики. Структура экономики – это взаимосвязь меж- ду ее отдельными составными частями, выделенными по определен- ным признакам (субъекты, сферы, отрасли, уровни).

Экономика любой страны представляет собой, прежде всего, со-

вокупность хозяйствующих единиц, субъектов.

Экономические субъекты – это любые отдельные самостоя- тельно действующие в хозяйстве единицы, вступающие в определен- ные отношения друг с другом. Такими единицами могут быть как от-

дельные люди, так и их группы, сообщества, действующие совместно,

ставя перед собой единые цели и достигая их сообща.

В зависимости от отношения к создаваемым жизненным благам они подразделяются на производителей и потребителей.

Так как основой жизни людей является удовлетворение их по- требностей, то все люди, прежде всего, являются потребителями жизненных благ. Чиновник, учитель, врач, ученый, шахтер и так далее –

все они, покинув свои рабочие места в конце рабочего дня, превраща-

ются в обыкновенных потребителей.

Большая часть жизненных благ создается из веществ природы путем их соответствующего преобразования. Их созданием занимают- ся люди, обладающие определенными способностями, знаниями, опы- том, необходимыми для этого, то есть являются производителями.

Производители, решая, как использовать ограниченные ресур-

сы, должны знать, что, сколько и для кого производить? Об этом они узнают от потребителей, которые проявляют готовность покупать бла- га по определенным ценам в определенных количествах, то есть предъявляют спрос на различные блага. Они как бы «голосуют» руб- лем (долларом, фунтом и т.д.) за производство определенных благ. Один из основоположников неолиберализма в экономической теории В. Репке писал, что процесс взаимодействия между контрагентами (субъектами) в условиях рыночного хозяйства есть своеобразный

«ежедневный плебисцит, при котором каждый франк (можно заменить рубль, доллар, марка и т.д. – Т. П.) представляет собою поданный го- лос, а реклама производителей есть избирательная пропаганда для вы- бора производимых благ…». Поэтому потребители занимают в эконо- мике особое место, а экономическая теория изучает мотивы поведения как производителей благ, так и их потребителей.

В любом обществе производственные ресурсы (факторы произ- водства) являются чьей-либо собственностью: индивидов (семей), предприятий (фирм), государства. Этим также определяется роль субъектов в экономике. В зависимости от этого субъекты экономики подразделяются на:

• домашние хозяйства;

• предпринимательский сектор;

• государственный сектор;

• заграницу.

Домашние хозяйства – это совокупность физических лиц (от-

дельных людей и их семей), целью которых является удовлетворение собственных потребностей. Они являются частными собственника- ми факторов производства (труда, земли, капитала, предприниматель-

ских способностей), продавая их или предоставляя в аренду предпри-

нимателям, получают доход, который используют на текущее потреб- ление, предъявляя спрос на товары и услуги, производимые в пред- принимательском секторе. Часть получаемых доходов домашние хо- зяйства сберегают для будущего потребления. Следовательно, главными функциями домашних хозяйств являются обеспечение предпринимательского сектора факторами производства и потреб- ление создаваемых им благ.

Следует отметить, что в современной России домашние хозяйст-

ва пока что находятся в процессе освоения своих рыночных функций.

Во-первых, в России велика доля работ, выполняемых в домаш- них хозяйствах на себя: приготовление пищи, стирка белья, выращи- вание овощей и фруктов на дачных (подсобных) участках и тому по- добное, а поэтому многие из них имеют пока нерыночный, натуральный характер. В результате на рынок не поступает часть ре- сурсов (труда) и часть спроса на товары и услуги.

Во-вторых, незначительно со стороны российских домашних хозяйств предложение некоторых ресурсов, в частности, капитала и земли, так как весьма ограничено накопленное частное богатство в материальной форме. Российские домашние хозяйства являются пока поставщиками только таких факторов производства, как труд и пред- принимательские способности. Ограниченностью предложения факто- ров производства домашними хозяйствами обусловливается ограни- ченность их доходов и спроса с их стороны на товары и услуги.

Предпринимательский сектор – это совокупность юридиче- ских лиц – отечественные и иностранные фирмы, зарегистрированные внутри страны (резиденты), которые покупают (или получают в арен- ду) факторы производства у домашних хозяйств, производят с их по- мощью товары и услуги и продают их домашним хозяйствам, осуще- ствляют инвестиции (долгосрочные вложения денежных средств в обновление и расширение производства).

Государственный сектор – совокупность государственных ин- ститутов (совокупность формальных и неформальных правил, норм взаимодействия между людьми, устанавливаемые государством), ор- ганизаций и учреждений. Государство занимается производством об- щественных благ (содержание нетрудоспособных, оборона страны, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, разви- тие фундаментальных наук и др.). Для этого оно закупает факторы производства у домашних хозяйств и товары и услуги, производимые в предпринимательском секторе. Затраты на их покупку называются го- сударственными закупками. Источником их финансирования являются

налоги, взимаемые с предпринимателей и домашних хозяйств. Важной функцией государства является эмиссия денег (печатание и выпуск в обращение денежных знаков) и контроль над их обращением.

Заграница – это совокупность субъектов национальной эконо- мики, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны (нерезиденты), а также иностранные государственные инсти- туты и организации. Воздействие заграницы на национальную эконо- мику осуществляется через обмен товарами, услугами, капиталом и валютами.

Экономика любой страны состоит из четырех различных функ- циональных сфер (или фаз общественного воспроизводства): произ- водство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания жизненных благ из имеющихся ресурсов путем их соответствующего соединения.

Распределение – это разделение производимых благ (доходов)

на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи отдельным лицам, в отдельные фонды. Оно включает:

а) распределение факторов производства между субъектами рыночной экономики (при этом определяется, кто собственник тех или

иных факторов производства);

б) распределение между ними производимых благ и доходов в зависимости от распределения факторов производства.

Различают также первичное и вторичное распределение, или

Перераспределение.

Перераспределение осуществляется в основном государством через бюджетно-налоговую систему.

В потребление производимые блага в рыночной экономике по-

ступают посредством обмена. Его необходимость обусловлена обще- ственным разделением труда, или специализацией производителей. Обмен в развитом хозяйстве осуществляется при посредстве денег (купля-продажа). В некоторых случаях может осуществляться прямой продуктообмен – бартер.

В зависимости от того, что является объектом обмена, в рыноч-

ной экономике выделяются следующие типы рынков:

рынки факторов производства, которые, в свою очередь, включают рынок труда, рынок земли и рынок капитала: продавцами на них являются домашние хозяйства и фирмы, производящие средст- ва производства, а покупателями – фирмы;

рынок потребительских благ (пища, одежда, медицинские ус- луги и т.д.): продавцами здесь являются их производители (фирмы), а покупателями – домашние хозяйства.

Потребление – процесс удовлетворения людьми своих потреб-

ностей. Оно подразделяется на:

а) личное потребление – процесс удовлетворения личных по-

требностей отдельными людьми;

б) производственное потребление – процесс использования производственных ресурсов для создания жизненных благ.

В зависимости от того, какой уровень экономики является объ-

ектом изучения, экономическая теория подразделяется на две части –

микроэкономику и макроэкономику.

В микроэкономике изучается поведение отдельных экономиче- ских субъектов – отдельных индивидов, домашних хозяйств, фирм и используются такие показатели, как цены, объем спроса и предложе- ния на рынках отдельных товаров и ресурсов и воздействующие на них факторы. На выводы микроэкономики должны опираться в своей деятельности отдельные экономические субъекты. Например, в микро- экономике формулируются правила максимизации выгоды потребите- лями и производителями. Учет их позволит принимать оптимальные решения домашним хозяйствам и фирмам. Микроэкономика является как бы учебным пособием, руководством для индивидов, домашних хозяйств, фирм.

Макроэкономика изучает экономику страны в целом и ее ос- новные подразделения (сектор домашних хозяйств, предприниматель- ский сектор, государственный сектор, заграницу) и оперирует такими обобщающими показателями, как валовой национальный продукт, ва- ловой внутренний продукт, национальный доход, общие расходы, об- щий уровень цен, уровень занятости (уровень безработицы) и т.д. Вы- воды макроэкономики служат научной основой для выработки экономической политики правительства.

Например, в макроэкономике выявлена прямая связь между уровнем общих расходов в экономике и уровнем занятости рабочего

населения. Учет этой связи поможет правительству разрабатывать

экономическую политику, соответствующую динамике общих расхо- дов в стране: при сокращении общих расходов правительству для пре- дотвращения роста безработицы следует предпринять меры, направ- ленные на их увеличение (сокращение налогов, увеличение дотаций, снижение ставки процента, увеличение государственных закупок, по-

вышение заработной платы работникам бюджетной сферы, повышение пенсий и пр.).

Но микроэкономика и макроэкономика не разделены китайской стеной. Выводы макроэкономического анализа необходимо учитывать не только правительству для разработки экономической политики, но

и отдельным хозяйствующим субъектам.

Например, маркетинговые службы предприятий, прогнозируя спрос на свои товары, должны знать, как будут изменяться общие до- ходы и расходы потребителей. Чтобы предвидеть изменения общих условий хозяйствования и вероятные конкретные действия правитель- ства и учитывать их в своих планах на будущее, предпринимателям необходимо знать, какая зависимость существует между уровнем ин- фляции и уровнем безработицы, между ставкой процента и темпами роста валового национального продукта, между изменением темпов инфляции и изменением обменных курсов валют и т.д.

С другой стороны, для эффективного управления национальным хозяйством государству необходимо знать, как могут повлиять на по- ведение субъектов микроэкономики предпринимаемые правительст- вом меры (изменение величины налогов, процентной ставки и т.д.). Поэтому микроэкономика является фундаментом макроэкономики.

Наши рекомендации