Экономическое обоснование инновационных решений

БИЛЕТ №1

Обоснование необходимости инновационного подхода к развитию организаций в России.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

Мы живем среди изменений и вынуждены меняться сами.Чтобы выжить, люди вынуждены меняться ради приспособления к обстоятельствам и событиям вокруг них и в них самих. Организации также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя с целью достижения поставленных целей.

Причины изменений могут быть разнообразны. Например, снижение спроса на какие-то конкретные виды продукции или услуг, скажем, на черно-белые телевизоры. Слияние компаний, занимающихся розничной торговлей (что может привести к монополизации и повышению цен). Общий спад активности в компаниях, занимающихся розничной продажей, что в свою очередь может быть связано с изменением курсов валют. Изменение предпочтений потребителей, например, общественно значимое увеличение заботы о здоровье; появление новых технологий, новых видов товаров и услуг (например, домашних персональных компьютеров и аксессуаров к ним). Смена местного или общенационального руководства. Стихийные бедствия как естественного (землетрясения, пожары, наводнения, ураганы и др.), так и техногенного (аварии на производстве или в жилищно-коммунальной сфере) происхождения.

Направления инновационной деятельности.

Инновационный процесс – это преобразование научного знания в новый вид продуктов.

Инновационный процесс состоит из следующих этапов его организации:
1. Исследование (научно-исследовательские работы).
2. Разработка.
3. Производство.

Но инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс (преобразование научного знания в новый вид продуктов), но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды. Также включают в себя комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в совокупности приводят к широкому распространению инновации, что в свою очередь создает новый подход к информационным, консалтинговым и другим видам услуг.

Но инновационная деятельность может осуществляться и за рамками инновационного процесса, к ним относятся приобретение патентов, лицензий, раскрытие ноу-хау и т.д.

Кроме того, инновационная деятельность включает в себя модификацию товаров, пользоваться спросом на рынке путем доработки конструкций, применения новых материалов и технологий с целью улучшения их потребительских качеств, снижения себестоимости и получения дополнительной прибыли.

Инновационная деятельность на этапе освоения производства нового товара включает в себя работу по обновлению оборудования, приборов, оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, а также включает работы по организации и планированию производственных процессов.

БИЛЕТ №2

Последовательность стадий конкуренции и особенности стадии конкуренции «инновации».

Это полный треш, извините, найти ничего не смогла, препод в конец ахуел.

Экономическое обоснование инновационных решений.

Для выбора эффективных и оптимальных инновационных решений необходимо их экономически обосновать. Это требует создания более качественной методики оценки и отбора решений. Поэтому важным направлением организационно-экономического механизма инновационной деятельности, пронизывающим все стадии инновационных решений, выступает технико-экономическое обоснование решений, которое обеспечивает выбор наиболее целесообразных стратегических решений, оптимальных параметров и предупреждение негативных социально-экономических последствий внедрения новшеств. Отсюда, методологической проблемой является проблема выбора метода оценки решений.

Экономическое обоснование решений необходимо для решения следующих задач: подготовки к производству, выпуска и реализации конкурентоспособной наукоемкой продукции; отбора проектов для финансирования в рамках предприятия с точки зрения их эффективности. При обосновании решений должны быть учтены такие факторы, как финансовые преимущества данных решений, воздействие этого решения на остальные, а также влияние решения на экономику предприятия в целом.

Для проведения технико-экономического обоснования инновационного проекта используются традиционные методы технико-экономического анализа, расчеты эффективности новой техники, широко используемый за рубежом метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). В экономической литературе традиционным методам оценки решений посвящено немало работ.

И за последние годы в теории эффективности произошли значительные изменения: на первый план выдвигаются коммерческая эффективность, повышается роль показателя результативности. Упор делается на абсолютный показатель эффекта.

Для выбора оптимальных инновационных решений с эффективной стратегией необходимо проводить технико-экономическое обоснование решений по основным стадиям инновационного процесса. При этом каждой стадии создания и внедрения нововведений будут соответствовать свои специфические категории или показатели.

БИЛЕТ №3

  1. Ключевые факторы успеха конкурентоспособности в инновационном менеджменте.

Всю систему факторов конкурентоспособности в инновационном менеджменте можно подразделить на две основные группы. Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества менеджмента. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательского менеджмента, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства. Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния менеджмента.

Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности менеджмента (элементы).

С учетом всего вышеизложенного система основных факторов конкурентоспособности в инновационном менеджменте может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности в менеджменте, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние фактор.

Приведенная классификация факторов конкурентоспособности в инновационном менеджменте обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности в инновационном менеджменте.

И стоит отметить, что основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.

  1. Формирование эффективной корпоративной культуры в инновационной организации.

Корпоративная культура – это система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками компании, предопределяющая их поведение и характер жизнедеятельности организации.

Инновационная корпоративная культура – это система распространенных в компании норм и ценностей, обеспечивающая высокий уровень восприятия, инициации и реализации инноваций.

Развитие корпоративной культуры в направлении роста инновационной восприимчивости и активности персонала позволяет:

- обеспечить соответствие и сбалансированность стратегических бизнес-задач компании и тенденций инновационного развития в отрасли и бизнес-сообществе в целом;

- повысить лояльность сотрудников по отношению к компании, их творческую активность в направлении инновационного развития;

- ускорить процесс интеграции и формирование в компании эффективных команд, реализующих инновационные проекты.

Для формирования эффективной инновационной организационной культуры наиболее широко используются следующие технологии:

- обучающие семинары с целью создания у персонала настроя на инициацию и восприятие инноваций;

- тренинги для управленческой команды, направленные на формирование конкретных навыков, адекватных планируемой культуре;

- разработка и проведение корпоративных мероприятий, направленных на ускорение и рост эффективности внедрения инновационной корпоративной культуры.

Билет №4.

1. Концепция инновационного менеджмента

До середины 1950-х гг. преобладала рационалистическая концепция управления, суть которой сводилась к повышению производительности труда и снижению издержек. Об этом свидетельствуют работы классиков управления Ф. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля, Г. Эмерсона и других.

В их работах подчеркивалось, что успех фирмы зависит только от внутренних факторов. Ф. Тейлор считал необходимым рационально организовать процесс труда на основе научных методов управления

А. Файоль исследовал функцию администрирования, определил суть управления как последовательный взаимосвязанный процесс общих элементов управления (предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль) и разработал план действий управляющего в виде перечня 14 принципов управления, использование которых должно привести организацию к успеху.

Г. Эмерсон определил, что если следовать принципам эффективности в определенной логической последовательности и их общей совокупности, то можно экономить издержки и повышать производительность труда в организации без вложения дополнительных инвестиций.

Анализ принципов рационалистической концепции управления – проектирование процессов труда на основе классической школы, системного подхода, принципов управления всеобщим качеством –позволяет сделать вывод о том, что анализируемые принципы не утратили своей актуальности и могут быть напрямую использованы при проектировании новых процессов управления инновационной деятельностью. Появились лишь новые реалии управления, объективные факторы сегодняшнего времени, вызванные влиянием НТП

Наши рекомендации