ТЕМА 2. Рынок, его структура и функции

Программные требования и вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Институциональные основы рыночной экономики. Сущность рынка, его функции. Структура рынка.

2. Рыночный механизм. Спрос, предложение, цена. Объяснения изменения объема спроса в результате изменения цены. Неценовые детерминанты спроса. Нормальные и инфериорные блага. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие блага. Построение кривой рыночного спроса.

3. Изменение объема предложения в результате изменения цены. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения при изменении неценовых детерминант. Построение кривой рыночного предложения.

4. Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения по цене.

5. Частичное равновесие на совершенно конкурентном рынке в краткосрочном периоде. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество.

6. Понятие общего равновесия.

Литература:

Базовый учебник:

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2010. – гл. 4-8, С. 78-195.

Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2009. – гл. 4-8, С.102-216, гл. 21, С. 502-529.

Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2010. – гл. 4, С.100-127.

Основная литература:

1. Самуэльсон П., Нордхауз В.Экономика: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015, гл. 3, с. 117-147, гл. 4, с.149-184, гл. 5, с. 185-226, гл. 8, с319-327, Приложение к гл. 14, С.540-551.

2. Савицкая Е.В., Евсеева А.О.Самостоятельные и контрольные работы по экономике. – М.: Вита-Пресс, 2010, самостоятельные работы №№ 3-5, контрольная работа №1, итоговая зачетная работа.

3. Савицкая Е. В., Лебединская Е. В. Экономический анализ современных рынков: учебное пособие. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008, кейс 1, С. 28-53,.кейс 2, С. 54-65.

Дополнительная литература:

1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М., 2002. - гл.3, с.40-56, гл. 5, с.74-95, гл. 10.

2. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000,гл. 4, С. 103-124, гл. 5, С. 129-157, гл.11, С.325-368.

3. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл. 2, С. 37- 72, гл. 5, С.135-168.

4.Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс: Экспресс-курс/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – гл. 3-4, С. 68-140, гл. 6, С. 193-207, Гл. 5, С. 141-146, 158-166, 172-173.

5. Кругман П., Велле Р., Олни М. Основы экономикс: Учебник для вузов/ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2011. – Гл. 3-6, С.117-284, Гл. 10, С. 422-427.

6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., 1994. Гл. 2.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М., 2006, Гл.3

Рекомендации студентам. Приступая к освоению этой темы, важно понять суть терминов «спрос», «величина спроса» и «закон спроса». Обратите внимание, что существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар, которая может быть выражена в табличной, графической и алгебраической форме.

Внимательное рассмотрение факторов, влияющих на спрос показывает, что их можно условно разделить на две группы: ценовые и неценовые факторы. Реакция покупателей на изменение цены товара предполагает изменение величины спроса, которое иллюстрируется перемещением точки вдоль кривой. Реакция же покупателей на изменение неценовых факторов приводит к изменению спроса в целом и отражается в виде сдвига всей кривой спроса.

Далее следует перейти к анализу предложения и закона предложения. Обратите внимание на существование прямой зависимости между ценой товара и величиной предложения. Эту зависимость также можно представить в виде табличном, графическом и алгебраическом. Анализ реакции продавцов на изменение ценовых и неценовых факторов показывает, что при изменении ценовых факторов происходит перемещение точки вдоль кривой предложения, так как изменяется величина предложения, а изменение неценовых факторов вызывает сдвиг всей кривой предложения.

Следующий шаг в изучении темы связан с рассмотрением взаимодействия спроса и предложения, формированием равновесной цены, показывающей ситуацию, когда объем предложения соответствует объему спроса.

Следует обратить внимание на то, что рыночная цена не всегда соответствует равновесной, могут возникать дефициты и излишки, но в условиях конкуренции действия продавцов и покупателей направлены на то, чтобы рыночная цена двигалась в сторону достижения равновесной. Изучая механизм взаимодействия спроса и предложения, не упустите из виду, что изменение спроса и предложения вызывают сдвиги рыночного равновесия. Рассмотрите графически, как изменится равновесная цена и равновесное количество товара в случаях увеличения и уменьшения спроса, а также увеличения и уменьшения предложения. Следует заметить, что при изменении спроса равновесные цена и количество изменяются в одном направлении, а при изменении предложения – в противоположных направлениях.

Приведите примеры и объясните два случая краевого равновесия: при нулевой цене и при нулевом выпуске. Модели краевого равновесия и основные положения построения паутинообразной модели рассмотрите в учебниках Гальперина (глава 2, параграф 2.5) и Нуреева (глава 3, параграф 3.3).

Рассмотренные выше модели равновесия носят статический характер, поэтому далее следует перейти к изучению динамической модели, позволяющей ввести фактор времени.

Завершая рассмотрение равновесия спроса и предложения, обратите внимание на то, что в результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. В связи с эти выясните графическую интерпретацию излишка потребителя и излишка производителя.

Выясните также возможности практического применения анализа равновесия, в частности, последствия административного вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования путем установления верхнего или нижнего пределов цен, воздействие налогов и субсидий.

Особое внимание обратите на методы расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения. Где в практике они могут быть использованы? В самом общем виде эластичность выражает степень чувствительности, интенсивность реакции одной переменной в ответ на изменение другой переменной. Следует различать меру абсолютной чувствительности и меру относительной чувствительности. Первую показывает производная функции, а геометрическим смыслом является тангенс угла наклона касательной к графику функции. Для второй характерно изменение приращений в процентах, что дает более точную информацию.

Для любого вида эластичности будет справедлива формула: отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента. Числовыми показателями эластичности спроса и предложения являются соответственно коэффициенты эластичности.

Рассматривая эластичность спроса, вспомните, что спрос определяется многими факторами: ценой данного товара, доходами потребителей, ценами на сопряженные (связанные) товары, вкусами и предпочтениями потребителей и т.д. В принципе по всем квантифицируемым детерминантам можно определить коэффициент эластичности. Обычно рассчитывают эластичность спроса по цене данного товара; по доходу покупателей; перекрестную эластичность.

Начните с рассмотрения эластичности спроса по цене данного товара.

Выясните, в каких случаях применяют расчет точечной эластичности, а в каких – дуговой эластичности. Обратите внимание на то, что в силу обратной зависимости между ценой товара и величиной спроса на него, коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицательная величина. Поэтому при анализе эластичности знаком минус пренебрегают и учитывают лишь абсолютное значение коэффициента.

Объясните пять различных ситуаций, когда коэффициент эластичности: больше единицы, меньше единицы, равен единице, равен нулю, стремится к бесконечности. Для каждого случая определите вид спроса и взаимосвязь цены и величины спроса.

Следует также обратить внимание, что неправильно было бы отождествлять эластичность с наклоном непрерывной функции спроса, а следует определять эластичность спроса в конкретной точке. Подумайте над тем, как охарактеризовать участки различной эластичности на кривой спроса.

В завершении изучения эластичности спроса по цене проанализируйте факторы, влияющие на нее, а именно: наличие субститутов у данного товара; удельный вес расходов на товар в бюджете потребителя; степень необходимости товара для данного потребителя; временной период.

Далее следует перейти к выяснению перекрестной эластичности спроса, которая показывает, как изменяется величина спроса на один товар при изменении цены другого товара. Принцип расчета коэффициента эластичности тот же, что и для эластичности спроса по цене. Следует отметить практическое использование данного показателя для определения связи в потреблении между двумя товарами.

Выясните, какие значения принимает коэффициент перекрестной эластичности для взаимозаменяемых товаров, взаимодополняющих товаров и несопряженных в потреблении товаров. Обратите внимание, что для товаров-субститутов изменение цены одного товара и величины спроса на другой товар происходят в одном направлении, поэтому коэффициент эластичности принимает положительные значения, а для товаров-комплементов – в противоположном направлении, поэтому коэффициент эластичности является отрицательным.

Для оценки эластичности может быть выбран и такой параметр как доход. Принцип расчета коэффициента эластичности остается прежним. Обратите внимание, что значение коэффициента может быть как положительным, так и отрицательным. На основе коэффициента эластичности по доходу можно определить категорию товара. Положительное значение коэффициента указывает на то, что товар относится к нормальным (полноценным), отрицательное значение указывает на низший товар. Выясните значение коэффициента эластичности спроса по доходу и вид зависимости величины спроса на товар от дохода потребителей для градации нормальных товаров: товары первой необходимости, второй необходимости и предметы роскоши.

Переходя к рассмотрению взаимосвязи эластичности спроса по цене и общей выручки производителя, следует заметить, что в практической деятельности фирме важно знать: целесообразно ли повышать цену товара, сможет ли эффект от повышения цены перекрыть эффект от снижения величины спроса. В связи с этим следует различать количественный и ценовой эффект. Направление изменения выручки последует за более сильным эффектом. Какой эффект будет сильнее - покажет коэффициент эластичности.

Завершая изучение эластичности, следует остановиться на эластичности предложения. Общие принципы анализа здесь аналогичны рассмотрению эластичности спроса. Обратите внимание на то, что в отличие от коэффициента эластичности спроса по цене, коэффициент эластичности предложения по цене всегда положителен. Объясните, почему это так. Не упустите из виду графическую интерпретацию эластичности предложения и анализ факторов, влияющих на эластичность предложения.

Основные типы задач, которые могут быть предложены в данной теме, следующие:

1) на построение функций суммарного рыночного спроса и предложения;

2) на определение равновесных цены и количества блага;

3) на определение пропорций распределения налога между производителем и потребителем;

4) на определение величины выигрыша потребителя и выигрыша производителя.

5) на определение дуговой эластичности;

6) на определение точечной эластичности;

7) на расчет коэффициента эластичности спроса по цене;

8) на расчет коэффициента эластичности по доходу;

9) на расчет коэффициента перекрестной эластичности;

10) на определение эластичности предложения.

Примеры решения задач

Задача 1 (на определение коэффициента ценовой эластичности спроса).

В таблице представлен объем спроса на спортивный инвентарь (мячи) при различных уровнях цен.

Цена за единицу изделия (ден. ед.) 3,1 2,8 2,5 2,2 1,9 1,6 1,3
Объем спроса (тыс. шт.)

Определить:

а) выручку от продажи мячей при каждом уровне цены;

б) коэффициент ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цен;

в) при какой цене выручка была максимальной?

Решение:

а) выручку от продажи определяем как произведение цены на объем продукта. Результаты занесем в таблицу.

Цена за единицу изделия (ден. ед.) 3,1 2,8 2,5 2,2 1,9 1,6 1,3
Объем спроса (тыс. шт.)
Выручка от продажи

б) ценовая эластичность – это степень чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Измеряется коэффициентом ценовой эластичности.

Кэл. спроса по цене = изменение количества спрашиваемой продукции (%)
изменение цены (%)
Кэл. спроса по цене = D Q (%) = (Q2 – Q1) : Q1 ● 100%
D P (%) 2 – Р1) : Р1 ● 100%

если Кэл > 1, то спрос эластичен,

если Кэл < 1, то спрос неэластичен.

Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене и занесем в таблицу.

Коэффициент ценовой эластичности спроса 10,4 4,67 2,7 1,83 1,26 0,8

При объеме спроса больше 60 шт. спрос неэластичен, при объеме спроса от 10 до 60 шт. – эластичен. При неэластичном спросе общая выручка (валовый доход) снижается;

в) максимальная выручка равна 96 при цене 1,6.

Задача 2 (на определение различных видов эластичности спроса: ценовой, по доходу, перекрестной).

Ценовая эластичность спроса на концерты для потребителя равна 1. Эластичность спроса по доходу составляет 3. Перекрестная эластичность по цене между концертами и бассейном равна – 2. В 1995 году потребитель посетил 100 концертов. В 1996 году цена билета на концерт возросла на 15%, цена одного посещения бассейна упала на 5%, а доход потребителя возрос на 10%. Какое количество концертов посетит потребитель в 1996 году?

Решение:

  Эластичность спроса по цене = процентное изменение величины спроса (Q1%)   = 1
процентное изменение цены товара
  Эластичность спроса по доходу = процентное изменение величины спроса (Q2%)   = 3
процентное изменение дохода
Перекрестная эластичность = процентное изменение величины спроса (Q3%) = -2
процентное изменение цены другого товара

∆Q1 = (ценовая эластичность) ● (изменения цены (%)) = 1 ● 15 = 15%;

∆Q2 = (эластичность по доходу) ● (изменение дохода (%)) = 3 ● 10 = 30%;

∆Q3 = (перекрестная эластичность) ● (изменение цены связанного товара (%)) = -2 ● 5 = -10%;

Всего ∆Q% = 15 – 10 + 30 = 35% Þ потребитель в 1996 году посетил на 35 концертов больше, чем в 1995 году Þ потребитель в 1996 году посетит 135 концертов.

Ответ: в 1996 году потребитель посетит 135 концертов.

Тестовые задания и вопросы для самоконтроля:

2.1. Дайте критическую оценку такого утверждения: Рынок - это место (рыночная площадь), где осуществляется покупка или продажа товаров ".

2.2. Что такое "невидимая рука" в экономическом анализе?

а) попытки максимизировать прибыль;

б) малозаметная роль государства в экономике;

в) научно-техническая революция;

г) рыночное регулирование.

2.3. Чисто рыночный механизм эффективно обеспечивает:

а) производство частных благ;

б) производство общественных благ;

в) сохранение окружающей среды;

г) перераспределение национального дохода.

2.4. Какой признак лежит в основе деления рынка на различные типы?

а) вид продукции, реализуемой на рынке;

б) назначение продукции, реализуемой на рынке;

в) уровень конкурентности среды, сложившийся на рынке.

2.5. Что является важнейшей движущей силой развития рынка и организованной на его принципах экономики?

а) решения органов государственной власти;

б) взаимодействие противоречивых интересов рыночных субъектов;

в) степень свободы действий рыночных субъектов.

2.6. Каким образом рынок решает основные вопросы экономики: что, как, для кого производить?

2.7. Многообразие форм собственности в условиях рынка может быть объяснено тем, что:

а) конкуренция требует большого количества рыночных субъектов;

б) рынок не может существовать без частной собственности;

в) рыночные отношения требуют наличия коллективной собственности;

г) государственной собственности должна противостоять частнокапиталистическая.

2.8. Объясните, что означает понятие "свободный рынок". Кому предоставляется при этом преимущество: производителю или потребителю?

2.9. По каким причинам характер рынка и рыночный механизм в разных странах имеют значительные отличия? В чем они заключаются?

2.10. От чего больше выигрывают потребители - от монополии или от конкуренции? Ответ аргументируйте графически.

2.11. Для совершенной конкуренции не характерны:

а) подобные товары;

б) многие производители, действующие независимо;

в) невозможность контролировать рыночную цену со стороны любого производителя;

г) трудности входа новых производителей на рынок со своими товарами.

2.12. Какие основные методы конкурентной борьбы между товаропроизводителями в условиях свободной конкуренции?

2.13. Охарактеризуйте негативные и позитивные последствия конкурентной борьбы. Какие функции выполняет конкуренция в экономике?

2.14. Производитель свои усилия направляет на снижение издержек производства. Какой метод конкуренции он использует? А если он повышает качество продукции?

2.15 В таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

Цена (долл. за банку) Спрос (млн. банок в год) Предложение (млн. банок в год)

Выполните следующие задания:

а) по данным таблицы изобразите кривую спроса и предложения;

б) если рыночная цена за банку фасоли равна 10 долл., что характерно для данного рынка - дефицит или избыток?

в) увеличение потребительских расходов повысило потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Какими будут равновесная цена и объем производства?

2.16. Определите цену рыночного равновесия.

Цена, ден. ед.
Объем спроса, шт.
Объем предложения, шт.

Предположим, что цена снизилась на 30%, спрос увеличился на 15%, а предложение сократилось на 20%. Как изменилась рыночная ситуация? Задачу выполните графически.

2.17. Спрос и предложение на товар характеризуется следующими уравнениями: QD = 2500 - 200 P; QS = 1000 + 100P (где Q - количество товара, P - цена товара).

А) определить параметры равновесия на рынке этого товара;

Б) государство установило на этот товар фиксированную цену в 3 ден. ед. за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

2.18 Определите эластичность спроса и предложения, используя данные, которые содержатся в приведенной ниже таблице

Коэффициент эластичности предложения Объем предложения, тыс. ед. Цена продукции, ден. ед. Объем спроса, тыс. ед. Общая выручка, тыс. ден. ед. Коэффициенты эластичности спроса
       
       
       
       
       

2.19. Цветовод продает на рынке ежедневно 300 гвоздик по 2 ден. ед. за штуку. Как Вы считаете, есть ли ему смысл снизить цену до 1,80, учитывая, что коэффициент эластичности равен 0,7? Аргументируйте ответ расчетами.

2.20. Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности, если известно, что снижение цены на масло на 10% обусловило снижение спроса на маргарин на 15%. Как Вы можете охарактеризовать названные товары, как субституты или комплиментарные блага?

2.21 Подешевел сахар — цена лимонада изменилась на 7%. За год выручка от продажи выросла с 100 млн до 110 млн. (1) На сколько % изменится объем продаж лимонада в результате изменений на рынке? (2) Является ли эластичным участок прямой, на котором происходят эти изменения?

2.22 Подорожало молоко — цена сыра изменилась на 10%. За год выручка от продажи снизилась с 300 тыс. руб. до 231 тыс. руб. (1) На сколько % изменится объем продаж сыра в результате изменений на рынке? (2) Является ли эластичным участок прямой, на котором происходят изменения?

Наши рекомендации