Контроль качества фототоваров
Контроль качества фото и кинотоваров в торговле сводится к проверке их упаковки, комплектности, наличия технического паспорта, дефектов внешнего вида и проверке работоспособности.
При контроле качества светочувствительных материалов проверяется целостность и качество упаковки, маркировка и срок годности. Светозащитная бумага и коробки должны гарантировать надежную защиту от попадания света. Маркировка должна быть полной и четкой. На пленках обязательно, кроме на именования, марки и названия предприятия-изготовителя, должна быть указана светочувствительность (в немецких, американских и российских единицах), заводской номер эмульсии, рекомендуемое время проявления в стандартном составе проявителя, срок годности (1-2,5 года в зависимости от марки и светочувствительности).
На фотобумаге указывается ее размер, номер эмульсии, число листов, рецепт проявителя, характер поверхности, плотность, цвет подложки, дата выпуска и гарантийный срок хранения.
Другие фототовары проверяются внешним осмотром с целью выявления механических повреждений (вмятин, прорывов), следов подмочки. Перед продажей каждого изделия должны быть проверены идентичность номеров в паспорте и на изделии, комплектность и работоспособность.
Опробованием проверяется работа механизмов и узлов, движение всех подвижных элементов (оно должно быть плавным, без заеданий, рывков). Замки, крышки, заслонки должны надежно удерживаться в закрытом положении.
В фотоаппаратах проверяется работа затвора на всех выдержках, экспонометрического устройства, а также работоспосбность фотовспышки.
В диапроекторах проверяется установка диамагазина в подкассетник, его перемещение, работа пульта управления, реле времени, механизма фокусировки, надежность установки съемных элементов.
Одновременно с проверкой работоспособности обращается внимание на наличие дефектов внешнего вида (тщательность обработки всех деталей, отсутствие царапин, раковин, заусенцев, сколов, следов коррозии, отслоения).
Для сохранности качества фототоваров необходимо придерживаться стандартных условий: температура - в пределах +12...+20 °С, относительная влажность воздуха - 60-70 %, расстояние от отопительных приборов - не менее 1 м. Недопустимы резкие перепады температуры и влажности.
Светочувствительные материалы следует хранить отдельно от фотохимических веществ, без доступа прямых солнечных лучей.
Продажа товаров, гарантийный срок на которые истек, запрещена. Для светочувствительных материалов он составляет в среднем 12-24 месяца, фотохимикатов и аппаратуры - 24 месяца.
Гарантийный срок аппаратуры исчисляется со дня продажи, а при отсутствии отметки о продаже - с даты изготовления, указанной в паспорте.
Уход за фототоварами в процессе эксплуатации предполагает бережное обращение во избежание ударов, образования трещин, боя, повреждения подвижных узлов, а так же регулярный профилактический осмотр.
Контрольные вопросы
1. На какие группы по назначению подразделяются фототовары?
2. В чем сущность фотопроцесса?
3. Что относится к светочувствительным материалам?
4. Назовите основные потребительские свойства фотопленок.
5. Назовите основные потребительские свойства фотобумаги.
6. Как подразделяется ассортимент фотопленок?
7. Как подразделяется ассортимент фотобумаги?
8. Как подразделяется ассортимент фотохимических веществ?
9. Назовите основные потребительские свойства фотохимических веществ.
10. Назовите основные узлы фотоаппарата.
11. Как подразделяется ассортимент фотоаппаратов по типу затвора?
12. Как подразделяется ассортимент фотоаппаратов по типу видоискателя?
13. Как подразделяется ассортимент фотоаппаратов по типу механизма наводки на резкость?
14. Как подразделяется ассортимент фотоаппаратов по назначению?
15. Как подразделяется ассортимент фотоаппаратов по формату?
16. Как подразделяется ассортимент фотоаппаратов по степени автоматизации?
17. Какие дополнительные устройства применяются в современных фотоаппаратах?
18. Назовите основные показатели функциональных свойств фотоаппаратуры.
19. Какими эргономическими показателями потребительских свойств характеризуется фотоаппаратура?
20. Назовите показатели надежности фотоаппаратуры.
21. В чем основное назначение проекционной аппаратуры?
22. В чем преимущества цифровой фотографии?
23. Каковы основные требования к качеству фототоваров?
Лекция 21
Бытовая радиоэлектронная аппаратура (БРЭА).
Классификация и характеристика ассортимента.
Требования к качеству, упаковке, маркировке и хранению.
Экспертиза качества
Бытовая радиоэлектронная аппаратура (БРЭА) относится к классу радиоэлектронных товаров. Немного о терминологии. Вначале использовалось понятие «аппаратура». Аппаратура, в которой с помощью генерирования и преобразования электромагнитных колебаний радиодиапазона решались технические задачи обнаружения целей, наведения, навигации и т.п. называлась «радиотехническая аппаратура». Развитие ЭВМ, систем автоматики, телеметрии, электросвязи привело к новому понятию – «электронная аппаратура». В практике стал широко использоваться термин «радиоэлектронная аппаратура» (РЭА). Его можно рассматривать как собирательный термин для обозначения одного или совокупности устройств, в основу функционирования которых положены принципы радиотехники или функционирование которых основано на электронных процессах.
В соответствии с ГОСТ 27418-87 «Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Термины и определения» бытовая радиоэлектронная аппаратура представляет собой совокупность бытовых радиоэлектронных аппаратов. Бытовой радиоэлектронный аппарат – это радиоэлектронное устройство, применяемое в быту для выполнения одной или нескольких функций: приема, обработки, синтеза, записи, усиления и воспроизведения радиовещательных и телевизионных программ, программ проводного вещания, фонограмм, видеограмм, а также специальных сигналов.
Согласно классификатору ОКПД2 «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (ОК 034-2014), введенным в действие с 01.02.2014 г., класс 26 «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое» включает следующие подклассы продукции:
26.2 Компьютеры и периферийное оборудование (компьютеры, сканеры, мониторы, проекторы и т.д.)
26.3 Оборудование коммуникационное (оборудование радио и телевизионное, телевизионные камеры, средства связи радиоэлектронные, телефонные аппараты и тд.д.)
26.4 Техника бытовая электронная (телевизоры цветного и черно-белого изображения с электронно-лучевой трубкой, жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью; аппаратура для записи и воспроизведения звука и изображения; устройства электропроигрывающие, магнитофоны, диктофоны; видеокамеры; приставки игровые и т.п.).
Таким образом, радиоэлектронные товары включают в себя пять основных групп:
- компьютеры и периферийное оборудование;
- оборудование коммуникационное;
- техника бытовая электронная;
- часы электронные;
- комплектующие элементы и изделия.
В торговой практике классификация радиоэлектронных товаров осуществляется по функциональному назначению изделий:
- радиоэлектронная аппаратура (РЭА);
- принадлежности для РЭА;
- носители записи.
Группа радиоэлектронных товаров включает, в свою очередь, непосредственно радиоэлектронную аппаратуру, телеприемную аппаратуру, аппаратуру для записи и воспроизведения звука и изображения, звукоусилительную и комбинированную аппаратуру.
В настоящее время ассортимент радиоэлектронных товаров постоянно обновляется и качественно совершенствуется за счет разработки и внедрения в производство новых технологий. Основными направлениями совершенствования ассортимента являются:
- использование интегральных микросхем практически во всей группе РЭА;
- повышение комфортности РЭА (применение сенсорных переключателей, пультов беспроводного дистанционного управления, встроенных таймеров, индикаторных приемников с цифровым табло);
- повышение качества РЭА за счет применения систем электронной настройки, цифровых методов передачи и приема информации, выпуск комбинированных устройств и новых типов аппаратуры, расширение ассортимента игровых приставок и персональных компьютеров.
Расширение и обновление ассортимента РЭА достигается путем выпуска новых моделей с высокими техническими характеристиками и современным дизайном.