Кадровая политика организации: понятие, основные принципы
Кадровая политика организации: понятие, основные принципы
Кадровая политика организации — генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Кадровая политика не всегда четко обозначена и представлена в виде документа, однако, независимо от степени выраженности, она существует в каждой организации.
Формирование кадровой политики
Начинается с выявления потенциальных возможностей в сфере управления людьми и с определения тех направлений работы с персоналом, которые должны быть усилены для успешной реализации организационной стратегии.
На формирование и развитие кадровой политики влияют внешние и внутренние факторы.
Факторы внешней среды — те, которые организация как субъект управления не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К ним относятся:
ситуация на рынке труда (демографические факторы, политика в области образования, взаимодействие с профсоюзами);
тенденции экономического развития;
научно-технический прогресс (характер и содержание труда, который оказывает влияние на потребности в тех или иных специалистах, возможности переподготовки персонала);
нормативно-правовая среда (т.е.те «правила игры», которые установлены государством; трудовое законодательство, законодательство в области охраны труда, занятости, социальные гарантии и т.д.).
Факторы внутренней среды — это факторы, которые поддаются управляющему воздействию со стороны организации. К ним можно отнести:
цели организации (на их основе формируется кадровая политика);
стиль управления (жестко централизована или предпочитающая принцип децентрализации — в зависимости от этого требуются разные специалисты); финансовые ресурсы (от этого зависит возможность организации финансировать мероприятия по управлению персоналом);
кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников организации, с правильным распределением обязанностей между ними, что является источником эффективной и стабильной работы);
стиль руководства (все они не в одинаковой мере влияют на проведение определенной кадровой политики).
Направления кадровой политики
Направления кадровой политики совпадают с направлениями кадровой работы в конкретной организации. Другими словами, направления кадровой политики конкретной организации соответствуют функциям системы управления персоналом, действующей в этой организации. В качестве примера рассмотрим характеристики основных направлений кадровой политики.
Направления | Принципы | Характеристика |
1. Управление персоналом организации | Принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей (основной) | Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации |
2.Подбор и расстановка персонала | Принцип: соответствия профессиональной компетенции практических достижений индивидуальности | Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека Уровень знаний, соответствующий требованиям должности Требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчиненных) Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, стиль руководства |
3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности | Принцип: конкурсности ротации индивидуальной подготовки проверки делом соответствия должности регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей | Отбор кандидатов на конкурсной основе Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе Эффективная стажировка на руководящих должностях Степень соответствии кандидата на должность в настоящий момент Оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей и т.п. |
4.Оценка и аттестация персонала | Принцип: отбора показателей оценки оценки квалификации оценки выполнения заданий | Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности Оценка результатов деятельности |
5.Развитие персонала | Принцип: повышения квалификации самовыражения саморазвития | Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения Способность и возможность саморазвития |
6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда. | Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы | Эффективная система оплаты труда |
Принцип равномерного сочетания стимулов и санкций Принцип мотивации | Конкретность описания задач, обязанностей и показателей Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда |
19. Управленческая информация: понятие, классификация, содержание.
Управл-кая инф-ция — это сведения, явл-ся объектом хран-я, передачи, преобразов-я. Инф-ция в процессе упр-я — и объект, и продукт труда. Она устраняет неопределенность, позволяет изучить состояние объекта, формы и методы деятельности. Без нее не может быть выработано управленческое решение.
Инф-ция — основа управленческого процесса. Посредством информации реализуется взаимосвязь между органом управления и объектом управления. Информация имеет 2стороны: количественную и смысловую (семантич-ю). Единица измерения ее объема —бит. Информация обладает рядом отличительных черт: 1.на определенном этапе процесса управления выступает продуктом труда, на следующем — его предметом; 2.может длительно и многократно применяться, при использовании не теряет потребительских качеств; 3.имеет способность накапливаться; 4.может морально устаревать в результате изменений в действительности; 5.структурные подразделения предприятия выступают как ее потребители, так и источники.
Виды информации, используемые в управленнии, классифицируются по следующим признакам: по содержанию — политическая, директивная, правовая, научно-технич-я, экон-кая, плановая, админист-ая, производственная, нормативно-справочная, бизнесная, учетно-бухгал-я, статистич-ая; по направлению движения — входящая, исходящая; по характеру фиксации — фиксиров-я, нефиксиров-я; по способу фиксации — документиров-я, звуковая, аудиовизуальная; по отношению к субъекту управления — внешняя, внутр-я; по степени обработки — первичная, производная, итоговая; по степени постоянства — постоянная, переменная; по форме представления — буквенная, цифровая, кодиров-я; по возможности обработки — поддающаяся и не поддающаяся обработке; по насыщенности —достаточная, недост, избыточ; по правдивости —достов, недостов.
Директивную информацию вырабатывают вышестоящие органы (определяет стратегию хоз-ной деят-ти менеджеров, служит основой упр-я). Правовая информация определяет статус каждого работника, его должностное положение.Науч-техническая информация-данные о достижениях науки и техники.Экономическая информация используется для обоснования управленческих решений и управления экономическим развитием организации. Она включает расчеты экономических показателей, результатов хоз-й деятельности и т. д. Плановая информация представлена заданиями, тех.картами. Административная информация - для оформления деловых взаимоотношений между организациями, гражданами (приказы, распоряж). Производственная информация - оперативные сведения о технике, технологии, выполнении планов производства и реализации пр-ции. Бизнесная инрформация- сведения о ценах на рынке, их тенденциях, уровне конкуренции, сервисе и рекламе, предпринимательском риске. Учетно-бухгалтерская информация -позволяет проконтролировать ход производства и его результаты, расходование средств, получение прибыли. Статистическая информация - достоверные научно обоснованные сведения, позволяющие принять правильные решения.
Содержание информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. Требования к информации: точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации; достаточность, удовлетворение потребностей конкретных управляющих; доступность; своевременность поступления.