Расчет цены методом прямых затрат

Показатели Варианты установления цены на изделие, руб.
I II III
Предполагаемая цена единицы продукции
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых) 8,58 8,46 8,4
Маржинальная прибыль на единицу продукции 9,42 7,54 6,6
Ожидаемый объем продаж, шт.
Суммарная маржинальная прибыль
Постоянные затраты
Прибыль от продажи продукции

Таким образом, если в случае применения метода «затраты плюс» расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат предприятие начинает расчет с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки (маржинальной прибыли) на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предлагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции. Из приведенного примера видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при продаже 800 изделий по цене 15 руб.

Метод учета прямых затрат позволяет находить оптимальное соотношение объема производства, цен реализации и расходов на производство продукции. Но он не может применяться для ус­тановления цен на все товары, а используется только при уста­новлении цен, когда имеются неиспользованные резервы произ­водственных мощностей и когда все постоянные расходы возме­щаются в ценах, установленных исходя из текущего объема про­изводства.

Метод учета прямых затрат часто является полезным при при­нятии отдельных специфических решений:

– продолжить или прекратить выпуск какой-либо группы то­варов;

– производить какие-либо комплектующие изделия или при­обретать их;

– принять или отклонить специальный заказ;

– как реагировать на влияние ограничивающих условий или других важнейших факторов на размер добавленной стоимости.

Методом, основанным на анализе безубыточности и обеспечении целевой прибыли, рассчитывается себестоимость на единицу продукции исходя из объема продаж, который делает возможным получение намеченной прибыли. В случае, когда себестоимость меняется в результате изме­нения (уменьшения или увеличения) степени нагрузки произ­вод­ст­вен­ных мощностей и объемов сбыта, в качестве справочно­го материала используют показатели степени загрузки производ­ственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, а затем определяют цену продажи на единицу продук­ции, которая при этих условиях обеспечивала бы целевую при­быль.

Использование данного метода предусматривает два варианта определения точки безубыточности: аналитический и графический.

Аналитически точка безубыточности или нулевого дохода определяется по формуле

Расчет цены методом прямых затрат - student2.ru (2.3)

где QБ – объем сбыта, обеспечивающий безубыточность; Цi – цена продажи единицы продукции, руб.; ЗПОСТ – постоянные затраты на объем выпуска, руб.; Расчет цены методом прямых затрат - student2.ru – переменные затраты на единицу продукции, руб.

Графическое определение точки безубыточности дано на рис. 2.5.

Постоянные издержки не зависят от объема производства и сбыта продукции. К постоянным затратам добавляются переменные издержки, возрастающие по мере увеличения объема производства и сбыта продукции и образующие вместе с постоянными затратами валовые издержки. Кривая валовых поступлений начинается с нуля и растет по мере роста сбыта. Кривизна наклона кривой валовых поступлений зависит от цены товара. Чем выше цена товара, тем меньше необходимо реализовывать продукции для достижения точки безубыточности.

При таком методе ценообразования предприятию необходимо рассмат­ривать график для различных вариантов цен, их влияние на объем сбыта продукции, необходимый для преодоления безубыточности и получения желаемой целевой прибыли, а также вероятность практической реализации рассматриваемых цен и объемов сбыта.

 
  Расчет цены методом прямых затрат - student2.ru

Рис. 2.5. График безубыточности для определения целевой прибыли

После нахождения точки безубыточности определяется планируемый объем сбыта продукции исходя из прибыли, необходимой предприятию.

Данный метод применяют при расчете цены по формуле рас­ширения (экспансии), в которую вводится целевая прибыль, по­лучаемая в вершинных точках между кривыми доходов и расхо­дов, а именно:

Расчет цены методом прямых затрат - student2.ru (2.4)

где Цi – цена продажи единицы продукции, руб.; Пц – целевая прибыль, руб.; ЗПОСТ – постоянные затраты на объем выпуска, руб.; Расчет цены методом прямых затрат - student2.ru – переменные затраты на единицу продукции, руб.; Q – объем продаж, соответствующий прибыли, шт.; ЗВАЛ – валовые затраты, руб.

Рассмотрим этот метод на примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 руб., постоянные расходы составляют
70 тыс. руб., удельные переменные расходы на единицу продукции –
300 руб. Каким должен быть объем производства и продаж, если предприятие хочет получить прибыль в размере 40 тыс. руб.?

Рассчитаем объем производства и реализации продукции при целевой прибыли, равной 40 тыс. руб.,

Расчет цены методом прямых затрат - student2.ru

Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении 275 тыс. руб.

На достижение точки безубыточности может быть потрачено для новых изделий несколько лет, а на достижение намеченного объема целевой прибыли, еще более долгий срок. Поэтому иногда расчет ведут в обратном направлении исходя из цены, обеспечивающей возврат вложенных средств в долгосрочном периоде и основывающейся на ожидаемых объемах сбыта и издержках.

Данный метод имеет ряд достоинств и недостатков. Достоинства метода:

– взвешенный, продуманный подход к оценке всех затрат при различных программах выпуска продукции;

– обосновывается прибыль, необходимая для обеспечения жизнедеятельности предприятия и оплаты всех затрат.

Недостатки данного метода:

– использование для обоснования цены объема реализации продукции, который в свою очередь зависит от цены продукции;

– отсутствие практических данных о реальной зависимости между ценой и спросом. В результате прогнозируемая цена может оказаться слишком высокой или слишком низкой.

Наши рекомендации