Критерии эффективности результатов обучения

Качественная оценка знаний учащихся может осуществляться по следующим показателям:

- глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;

- действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;

- системность, определяемая как совокупность знаний в сознании учащихся, структура которой соответствует структуре научного знания;

- осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

В качестве примера оценки эффективности результата обучения покажем изменения показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения.

I уровень (узнавание) – учащийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверх постными характеристиками.

II уровень (репродуцирование) – учащийся может не только вы брать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.

III уровень (продуктивной деятельности) – учащийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

IV уровень (трансформации) – учащийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях.

Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели:

- объем усвоенных знаний;

- скорость усвоения учебного материала;

- прочность усвоения;

- точность усвоения и др.

Для производственного обучения характерны специфические показатели, обеспечивающие оценку эффективности результатов данного вида обучения по интегральному критерию.

Интегральный критерий образуется двумя частными критериями:

- критерием сформированности ориентировочной основы деятельности;

- критерием сформированности навыков и умений.

Критерием сформированности ориентировочной основы деятельности может служить составленная учащимися учебно-инструкционная карта, которая, с одной стороны, используется как средство организации ориентировочной основы деятельности в процессе усвоения, а с другой стороны, является эталоном, нормативным содержанием деятельности, образцом ее выполнения. Исходя из вышесказанного, основными показателями первого критерия выступают:

- полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах;

- самостоятельность заполнения карт;

- правильность заполнения карт.

Полнота информации обеспечивается путем включения в карту всех необходимых предметных условий и характеристик, имеющих значение для достижения требуемого результата.

Самостоятельность заполнения карт определяется мерой помощи мастера в процессе выполнения задания.

Правильность заполнения карт устанавливается при вербальном описании действий, зафиксированных в карте.

Безошибочное описание деятельности в системе адекватных понятий, умение дать полный отчет о ее содержании, предметных условиях позволяют мастеру сделать вывод о сформированности у учащихся ориентировочной основы деятельности.

Второй критерий служит для оценки сформированности профессиональных навыков и умений, и можно выделить инвариантный набор показателей, оценка по которым производится независимо от названных выше факторов. К этим показателям относятся следующие:

а) качественные:

- правильность выполняемых действий;

- рациональность организации труда и рабочего места;

- самостоятельность в работе;

- соблюдение правил техники безопасности;

- применимость теоретических знаний при выполнении заданий;

- применение передовых методов труда новаторов;

- сложность выпускаемой продукции;

- рациональное построение технологического процесса и др.;

б) количественные:

- точность работы (отклонения от норматива);

- время, отводимое на выполнение задания;

- процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания);

- выполнение норм выработки;

- соблюдение норм расхода материала;

- рациональный выбор оборудования и инструментов и др.

В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.

Особенностью данных методов контроля является то, что они применимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и производственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интегральным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором – критерий сформированности профессиональных навыков и умений, обеспечивающийся, соответственно, своими специфическими критериями.

460-471

взаимосвязь между начальными и последующими классами, курсами, изучаемыми предметами. Изучение последних основывается на строгой последовательности при соблюдении дидактических принципов обучения. При переходе из одного учебного заведения в другое каждому учащемуся или студенту предоставляется возможность продолжить образование в соответствующем классе или на курсе.

Казалось бы, аналогичное положение должно быть и при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве. Однако здесь грубо нарушаются дидактические принципы педагогики. Прежде всего, отсутствует преемственность в обучении. Оно организуется не на основе единых квалификационных требований, поэтому уровень квалификации одних и тех же профессиональных групп рабочих на предприятиях различен. Поэтому при переходе с одного предприятия на другое рабочие вынуждены посещать одни и те же курсы по нескольку раз.

В целях регламентации единого для всех предприятий содержания, объема и уровня профессионально-технического обучения рабочих на производстве и придания ему единого направления возникает необходимость организовать обучение рабочих на новых началах, введя ступенчатое блочно-модульное профессиональное обучение.

В основу ступенчатой системы профессионального обучения рабочих положено обучение на краткосрочных курсах. При этом оно построено по восходящим ступеням (этапам) обучения с таким расчетом, чтобы каждая последующая ступень была логическим продолжением предыдущей, обеспечивала возможность дальнейшего обучения и предусматривала расширенную сферу применения их труда.

На первой ступени осуществляется подготовка рабочих начальной квалификации, на 2-й – проводится повышение квалификации рабочих до уровня средней квалификации, а на 3-й – до уровня высшей.

Каждая ступень – это блок обучения. В каждом блоке – общепрофессиональный базисный модуль и дополнительный специальный модуль (или модульные единицы). Эти ступени – блоки обучения составляют единую цепь органически связанных между собой учебных мероприятий, имеющих одну общую цель (табл. 9 и 10).

Таблица 9

СВОДНЫЙ учебный план подготовки и повышения квалификации слесарей-ремонтников широкого профиля (базисных блоков – теоретическое обучение в часах)

№ темы Тема Квалификация по основной профессии Дополнительная профессия
Начальная Средняя Высшая Токарь Наладчик автоматических линий
Введение -
Основные сведения о про­изводстве и организации рабочего места - - - -
Техника безопасности, производственная санита­рия и противопожарные мероприятия - - - -
Материаловедение - - -
Слесарное дело - - - -
Основы общей технологии металлов - - - -
Чтение чертежей и схем - - - -
Допуски и технические измерения - -
Сведения по технической механике - -
Сведения по электротехни­ке и электрооборудования -
Устройство оборудования - - - -
Технологический процесс ремонта промышленного оборудования - - -  
Механизация и автомати­зация производства - - - -
Основные сведения по ор­ганизации и экономике производства - -
Технология слесарной об­работки - - - -
Гидравлические и пнев­матические устройства - - -
Стропальные работы - - - -
Ремонтные работы - - - -
Слесарные и слесарно-ре­монтные работы - - - -
Работы на токарных станках - - - -
Процесс резания металлов и режущий инструмент - - - -
Токарные станки - - - -
Общие вопросы построе­ния автоматических линий - - - -
Особенности технологи­ческих процессов на авто­матических линиях - - - -
Станки и инструменты ав­томатических линий - - - -
Транспортные и загрузоч­ные устройства автомати­ческих линий - - - -
Электрооборудование ав­томатических линий - - - -
Пневмо- и гидросистемы автоматических линий - - - -
Приспособления и режу­щий инструмент автома­тических линий - - - -
Контрольно-измеритель­ный инструмент автома­тических линий - - - -
Наладка автоматических линий - - - -
  ИТОГО

Таблица 10

Сводный учебный план подготовки и повышения квалификации слесарей-ремонтников широкого профиля (специальных блоков – производственное обучение в днях)

№ темы Тема Квалификация по основной профессии Дополнительная профессия  
Начальная Средняя Высшая Токарь Наладчик автоматиче­ских линий  
Инструктаж по технике безопасности и ознаком­ление с производством - - -  
Изучение общеслесарных операций - - -  
Обучение выполнению общеслесарных работ - - - -  
Самостоятельное выпол­нение работ в бригаде по ремонту оборудования - - - -  
Разборка и сборка узлов обо­рудования средней сложно­сти с подгонкой деталей - - - -  
Ремонт и восстановление узлов деталей оборудования - - - -  
Испытание оборудования средней сложности и про­верка ее на точность - - -  
Слесарные и слесарно­сборочные работы по ремонту сложного оборудо­вания - - - -  
 
Освоение приемов по уп­равлению станком, подго­товка станка к работе и уход за ним - - - -  
Изучение операций и ра­бот, выполняемых тока­рем 2-го разряда - - -    
Самостоятельное выполне­ние различных токарных ра­бот сложностью 2-го разряда - - - -  
Знакомство с автоматиче­ской линией и техникой безопасности - - - -  
Изучение технологического процесса обработки деталей на автоматической линии - - - -  
Изучение конструкции и кинематики станков и агре­гатов автоматической линии - - - -  
Наладка транспортных и загрузочных устройств автоматической линии - - - -  
Наладка насосных станций для охлаждения режущего инструмента и механиков автоматической линии - - - -  
Наладка электрооборудова­ния автоматической линии - - - -  
Наладка пневмо- и гидроси­стем автоматической линии - - - -  
Наладка приспособлений для фиксации и зажима деталей и режущих инст­рументов - - - -  
Наладка контрольно-из­мерительной аппаратуры автоматических линий - - - -  
Наладка и испытание ав­томатической линии Квалификационная проб­ная работа  
  ИТОГО  

Обучение рабочих проводится по единым учебным планам и программам, разрабатываемым в рамках данной профессии для каждой ступени обучения в отдельности. При этом учебный материал программ для всех ступеней-блоков находится во взаимосвязи, органическом единстве, обеспечивающем согласованность и преемственность обучения, и в целом составляет стройную систему, способствующую приобретению рабочими профессионально-технического образования.

Однако характер подготовки рабочих одной профессии в различных отраслях промышленности не всегда будет одинаковым. Так, подготовка рабочих сквозных профессий в машиностроительной промышленности несколько отличается от подготовки рабочих в легкой промышленности. Различными могут быть объем знаний, степень овладения определенными навыками. Но в каждом отдельном случае необходимо придерживаться основных требований к общему объему знаний и навыков по данной профессии. Поэтому количество ступеней (блоков) обучения в отраслях промышленности может меняться в зависимости от сложности профессии. Например, по трем ступеням могут обучаться электросварщики, газосварщики, токари, слесари-ремонтники, слесари механосборочных работ, шлифовщики, фрезеровщики, наладчики автоматов и станков, наладчики автоматических линий и др.

В металлургической промышленности по ряду профессий обучение можно также организовать по трем ступеням-блокам. Например, 1-я ступень – подготовка подручных (вторых и третьих), 2-я ступень – первый помощник по основной профессии (сталевара, горнового, вальцовщика), 3-я ступень – сталевар, горновой, вальцовщик.

На предприятиях горнорудной промышленности можно организовать обучение рабочих по трем ступеням – блокам:

1-я ступень – забойщик,

2-я ступень – взрывник,

3-я ступень – электрослесарь.

При ступенчатом блочно-модульном обучении каждому рабочему предоставляется возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего высокой квалификации. Каждый вновь поступающий на предприятие рабочий может продолжать обучение на той или иной ступени в зависимости от общеобразовательного уровня и приобретенной квалификации по специальности.

Систематическое, планомерное, целенаправленное профессиональное обучение рабочих на производстве облегчает учебу, позволяет в максимально короткие сроки приобрести профессиональное мастерство, без особого напряжения включиться в разнообразные сферы производственной деятельности. Рассмотрим трехступенчатую систему блочно-модульного обучения рабочих.

Первая ступень обучения – это низшая ступень профессионально-технического обучения, на которой проводится подготовка новых рабочих через индивидуально-бригадное обучение и курсы с отрывом и без отрыва от производства.

Для данной ступени обучения разрабатывается первый блок учебных материалов, состоящий из базисного блока и специального блока. Если на базисном блоке 1-й ступени обучающиеся получают основные знания и навыки, являющиеся общими для ряда профессий, например, для профессии слесаря, то на специальном блоке речь идет уже о специальной подготовке по конкретной изучаемой специальности, входящей в эту профессию. Речь идет о более широких теоретических знаниях, практических навыках и умениях, необходимых для работы на производстве.

На специальном блоке (специальной стадии обучения) мастер производственного обучения (инструктор производственного обучения) добивается, чтобы учащийся научился читать чертежи и карты технологического процесса. Учащиеся должны знать:

- как называется изображенная на чертеже деталь;

- в каком масштабе она вычерчена и в каких проекциях показана;

- из какого материала будет изготовлена деталь;

- в каком количестве необходимо изготовить эту деталь;

- какую форму она будет иметь;

- каковы размеры детали и допускаемые на них отклонения;

- какую частоту должны иметь поверхности обработанной детали.

Сначала мастер показывает деталь, сделанную по данному чертежу, разбирает чертеж вместе с обучающимися, задает им вопросы, прося показать соответствующие параметры на чертеже и детали.

После этого можно перейти к разбору карты технологического процесса (операционной карты). Указав название детали или узла, мастер должен кратко охарактеризовать работы, включенные в эту операцию, ознакомить обучающихся со всеми технологическими переходами данной операции и с операционным эскизом, приспособлениями и инструментами для выполнения каждого перехода операции, затем он сообщает о том, какие протирочные и промывочные средства потребуются для каждого перехода; перечисляет технические условия, называет время, отведенное на выполнение операции, а для сборочных операций говорит и о спецификации деталей и узлов, о размерах и отклонениях, обозначенных на операционном эскизе. После этого мастер должен задать учащимся вопросы и получить ответы на них.

Далее ему предстоит научить учащихся разбираться в технической документации. Затем он дает им домашнее задание, предлагая самостоятельно разобраться в чертеже.

Непосредственный контакт с обучающимися в процессе работы создает условия для закрепления и корректирования их реакций. Так как обучающийся работает в реальной рабочей обстановке, закрепление производится благодаря результатам его труда. Он видит то, что производит, и это является важным средством для закрепления его навыков. Сама производственная обстановка позволяет постоянно получать обратную связь, наблюдать за полученными результатами, за тем, правильно ли учащийся выполняет свое задание.

После окончания 1-й ступени обучающийся должен уметь выполнять работы 2-го разряда на определенном станке, производить необходимые расчеты, связанные с наладкой. Хорошо успевающие учащиеся могут научиться выполнять и работы 3-го разряда. Срок обучения – до 6 месяцев. За это время обучающемуся необходимо овладеть производственными навыками, нужными для выполнения работы в заданном темпе с соблюдением технических требований, установленной технологией. Нужно научиться выполнять нормы выработки, применять наиболее рациональные приемы работы и организации труда на рабочем месте.

Заканчивая 1-ю ступень обучения, учащиеся должны уметь определять режимы технологических процессов для выполнения определенных заданий и контролировать процесс по различным признакам. Они могут самостоятельно планировать выполнение технологического процесса в определенной последовательности, подготавливать оборудование для его выполнения и производить регулировку. Наблюдая за работой оборудования, учащиеся учатся определять отклонения от заданных параметров, устанавливать причины дефектов и отклонения от принятого режима работы.

После завершения 1-й ступени обучения рабочие, например, знают, каково назначение и особенности устройства однотипного технологического оборудования, на котором происходит работа в цехе. Они умеют управлять оборудованием, регулировать и контролировать его работу, выявлять причины неполадок, а также знают пути их устранения. Кроме этого, учащиеся могут проводить мелкий ремонт обслуживаемого оборудования. Они умеют анализировать свою работу, видят ее преимущества и недостатки, в состоянии обобщить и сделать выводы и наметить пути решения производственных задач.

Рабочий начальной квалификации, например, токарь, окончив 1-ю ступень обучения, должен уметь выполнять работы по обточке внутренних и наружных цилиндрических, конических и несложных фасонных поверхностей по 3-4-му классам точности на универсальном металлорежущем станке с применением нормального режущего инструмента и универсальных приспособлений; нарезание наружной и внутренней треугольной резьбы резцом; обрабатывать детали с небольшим количеством переходов, соблюдая последовательность и режимы обработки в соответствии с технологической картой или указанием инструктора.

При работе на конвейере рабочий начальной квалификации наряду с освоением основной должен уметь выполнять смежные операции.

Следует отметить, что кругозор рабочих, окончивших 1-ю ступень обучения, еще недостаточно широк. Их представления о производстве и будущей работе ограниченны. У этих рабочих нет таких знаний и высокого уровня мастерства, хотя они и владеют профессиональной сноровкой. Эти рабочие научились проявлять осторожность и находчивость в тех случаях, когда ошибки в работе могут привести к порче продукции или поломке оборудования, но не выработали в себе способности уверенно принимать самостоятельные решения.

Самостоятельность таких рабочих относительна, и деятельность их ограничена рамками определенных задач. Им нередко приходится прибегать к советам мастера цеха и более квалифицированных рабочих.

По мере того, как рабочие овладевают профессией, у них появляется потребность в повышении квалификации на 2-й ступени обучения. Условием для этого является накопление знаний, умений и производственного опыта.

Вторая ступень обучения – здесь рабочие, окончившие 1-ю ступень обучения и проработавшие 1-2 года по приобретенной профессии, повышают свою квалификацию до уровня средней квалификации. Для этой ступени обучения разрабатывается второй блок учебных материалов. Если на 1-й ступени рабочего научили обслуживать машину, то теперь он овладевает знаниями и умениями, необходимыми для выполнения простого ремонта, методами контроля процесса производства на различных этапах его выполнения, более полно знакомится с процессом обработкой металлов, принципами действия и регулирования машин. Срок обучения – до 6 месяцев. Обучение на 2-й ступени состоит из основного обучения: повышения квалификации по основной профессии – токаря, на которое разрабатывается базисный модуль, и дополнительного – получения второй профессии – слесаря-ремонтника. На этот вид обучения разрабатывается специальный модуль и модульные единицы. Обучаясь на 2-й ступени, рабочий расширяет сферу своей деятельности, изменяется содержание его квалификации. Он начинает овладевать элементами инженерно-технических знаний и постепенно приступает к выполнению более сложной технической деятельности, получает разносторонние технические знания, а также отрабатывает приемы и навыки выполнения работ, относящихся к различным видам труда. На этой ступени обучающиеся изучают разные системы машин, различные технологические процессы, учатся пользоваться всевозможными приспособлениями, вспомогательными, режущими, мерительными инструментами, контрольно-измерительной аппаратурой.

Рабочие овладевают широким кругом профессионально-технических знаний, самостоятельно принимают решения о влиянии на ход технологического процесса, обеспечивают успешность его протекания. Теперь они овладевают новыми знаниями и умениями. Они изучают общие принципы построения схем сложного оборудования разных типов и моделей (в том числе сложных станков-автоматов), выполняют разнородную работу высокой сложности и точности. Если обучающийся – станочник, он производит ремонт станка в том случае, когда это не мешает выполнению его основной производственной работы. На этой стадии обучающиеся свободно читают чертежи и кинематические схемы, применяют высокопроизводительные методы работы, самостоятельно ведут достаточно сложные расчеты, связанные с наладкой станков, хорошо знают устройство контрольно-измерительных приборов, применяемых по основной, смежным и второй профессии, умеют пользоваться приспособлениями.

По окончании обучения на 2-й ступени рабочие обладают знаниями и навыками, необходимыми рабочему средней квалификации. Они достигают высокой степени умений в производственно-механизированном и производственно-ручном труде. Это уже квалифицированные рабочие. Они могут выполнять работы, тарифицируемые 3-м разрядом. А особенно хорошо успевающие обучающиеся могут научиться выполнять работы 4-го разряда. Закрепив приобретенные на 2-й ступени знания, через 2-3 года работы рабочие могут продолжать обучение на 3-й ступени.

Третья ступень обучения – здесь повышают свою квалификацию рабочие, окончившие 2-ю ступень обучения или профессионально-технические училища. Для этой ступени обучения разрабатывается третий блок учебных материалов. К обучению на 3-й ступени могут быть допущены и рабочие, которые имеют необходимую подготовку, полученную другим путем, и по условиям обучения подходят к зачислению на эту ступень. Рабочие здесь готовятся к профессиональной деятельности, овладевают знаниями и навыками по выполнению работ, тарифицируемых высшими разрядами. Они продолжают расширять также знания по смежным специальностям.

Обучение на 3-й ступени состоит из основного обучения: повышения квалификации по основной профессии – слесаря-ремонтника (на него разрабатывается базисный модуль), и дополнительного получения третьей профессии – наладчика автоматической линии. На этот вид обучения разрабатываются специальный модуль и модульные единицы. Такие рабочие должны иметь хорошую производственную подготовку, а также опыт работы по основной и смежным профессиям, чтобы за установленный срок обучения они могли стать рабочими широкого профиля высшей квалификации. На 3-й ступени обучающиеся овладевают сложными навыками, разнообразными приемами и методами выполнения работ, легко приспосабливаясь к новым условиям и требованиям производства. В таких случаях можно говорить о проявлении высокой пластичности навыков, обеспечивающей регуляцию и перестройку деятельности. Ведь навыки не являются неизменными. Они изменяются в зависимости от изменяющихся условий производства, структуры трудового процесса и степени сложности отдельных частей.

После окончания 3-й ступени обучения рабочий приобрел знания в определенной системе, поэтому он умеет пользоваться ими, глубже проникать в понимание производственного процесса, связывая его со своим прошлым и настоящим опытом. Он свободно оперирует понятиями, анализирует факты, ищет причины, давая объяснение им. В этом плане рассматриваются новые факты. У рабочего появляется возможность самостоятельно и быстро вернуться к старым знаниям, воспроизвести их и опереться на них. Это уже высококвалифицированный рабочий. Он может выполнять разные операции по изготовлению различных деталей на разных станках.

На 3-й ступени обучения особенно ярко проявляются три характерные черты ступенчатой системы обучения:

1) приспособление изучаемых профессий к современному уровню развития техники;

2) широкая база обучения, привлечение знаний из других профессий, концентрация их в одной профессии – профессии широкого профиля;

3) овладение смежными (совмещенными) и вторыми профессиями.

Очевидно, что профессиональное обучение по ступенчатой системе строится таким образом, что каждая последующая ступень отличается от предыдущей возрастающей сложностью работ, более высокими требованиями к качеству обработки изделий, применением более современных инструментов и приспособлений.

Подготовку и повышение квалификации рабочих по ступенчатой системе обучения можно проводить как непосредственно на предприятиях, так и в вечерних профтехучилищах.

В случае острой необходимости каждое предприятие или вечернее профтехучилище имеет возможность объединить все три ступени (блока) в один цикл обучения (1,5 года) или две ступени (блока) в один цикл (1 год) либо организовать обучение только по программам одной ступени обучения (одному блоку) со сроком обучения 6 месяцев (или год – в зависимости от сложности изучаемой профессии) .

Выбор ступени, с которой рабочий должен начать обучение, обусловлен его подготовкой. Он может начать обучение со 2-й и даже с 3-й ступени. Рабочий может выбрать себе любой блок обучения.

При наличии в одном городе небольших промышленных предприятий можно организовать межзаводскую ступенчатую систему обучения, возложив руководство организацией обучения на головное предприятие или сосредоточив его на вечернем отделении дневного профтехучилища. Таким образом, создается положение, при котором подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве и в вечерних ПТУ на федеральном уровне будут проводиться по единой учебно-программной документации, а на дополнительном обучении по документации, разрабатываемой на местах применительно к условиям данного предприятия.

Ступенчатая система обучения создает благоприятные условия для подготовки рабочего к выполнению возможно большего количества трудовых комплексов, характерных для нескольких рабочих мест.

Определив требования для каждой ступени обучения и разработав учебно-методическую документацию по ряду профессий (по блокам и модулям, с учетом будущей деятельности и признаков производственной деятельности), при ступенчатом построении обучения рабочий без отрыва от производства получает профессионально-техническое образование и значительно большую производственную подготовку.

Такое обучение будет отвечать единым квалификационным требованиям. Тем самым будет положен конец неодинаковому подходу к обучению рабочих одним и тем же профессиям, устранится понятие о рязанских, орловских, курских или московских токарях, слесарях или рабочих других специальностей, так как обучение будет проводиться по единой системе, единым модулям, единым программам и квалификационным требованиям. В случае перехода на другое предприятие рабочему не придется повторять одни и те же предметы или менять профессию. Он продолжит обучение на следующей ступени по ранее приобретенной профессии. Об этом скажет отметка в удостоверении-дипломе, который должен будет иметь трудящийся любого промышленного предприятия.

Диплом по профессии будет давать право и возможность занять указанное в нем рабочее место для выполнения работы определенной квалификации на своем и любом другом предприятии определенной отрасли промышленности.

Стремление получить диплом по профессии является для рабочих стимулом, обеспечивающим коренное улучшение их профессионального обучения, ускоряющим процесс формирования рабочего широкого профиля.

Новый подход к системе подготовки и повышения квалификации рабочих по блочно-модульному обучению в условиях производства состоит в том, чтобы компенсировать недостающий объем профессиональной подготовки рабочих путем повышения их квалификации на последовательно возрастающих ступенях обучения по программам, разрабатываемым для каждой ступени в отдельности так, чтобы каждая последующая ступень отличалась от предыдущей.

При этом следует помнить о том, что изучаемый материал излагается на каждой ступени так полно, как это необходимо не только для целей обучения, но и для успешного усвоения учебного материала на последующей ступени обучения.

Обучающиеся на разных ступенях имеют разный жизненный опыт, образование и квалификацию, поэтому на каждой из них должны быть предусмотрены различные сроки обучения, зависящие и от сложности профессии. Для этого в программах указывается количество времени, которое надо отвести на классные, лекционные, домашние, очные и заочные занятия.

По ступеням обучения учебный материал распределяется с учетом особенностей того или иного предприятия таким образом, чтобы рабочие успели ознакомиться со всеми видами работ и научились применять полученные знания на практике. Следовательно, одна из важнейших проблем – это создание учебно-методической документации – разработка модулей и модульных единиц. В учебном плане должен быть определен перечень предметов и модулей, порядок их изучения, количество часов по предметам и модулям на весь срок обучения и на неделю.

Практика показывает, что при таких условиях рабочие успешно овладевают двумя, тремя и более профессиями.

Слесари-ремонтники приобретают профессии электрогазосварщика, электромонтера, станочные специальности (токаря, сверловщика, фрезеровщика, шлифовщика, наладчика) и др.

Рабочие, прошедшие обучение по ступенчатой блочно-модульной системе обучения, отличаются более высоким уровнем технических знаний, организованностью и самостоятельностью мышления при решении практических задач, допускают меньше ошибок в расчетах. Качество их изделий более высокое.

Следовательно, ступенчатая (блочно-модульная) подготовка и повышение квалификации предполагают принципиально иной подход к разработке учебно-методической документации, базирующейся на новых квалификационных характеристиках, и способствуют формированию такой профессионально-квалификационной структуры рабочих, которая отвечала бы не только современному состоянию производства, но и перспективам его развития.

474, 475

- новой техники, вводимой на данном предприятии;

- новых видов материалов и энергии;

- внедрения новых форм организации труда и производства;

- качества продукции, а также экономических показателей работы предприятия, цеха, участка и непосредственно каждого рабочего;

- нормирования труда и снижения себестоимости важнейших видов изделий;

- правил технической эксплуатации и обслуживания оборудования;

- правильного использования приспособлений и инструмента;

- роста производительности труда предприятия, цеха, участка, правильной организации рабочего места;

- выявления резервов повышения производительности труда.

Наши рекомендации