Техническое регулирование и стандартизация лесных товаров

Стандартизация– это деятельность по установлению норм, правил, требований и характеристик в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация как средство внедрения рациональной организации производства предусматривает выбор наиболее оптимальных решений по улучшению качества продукции, экономного использования всех видов ресурсов. Стандартизация в России направлена на интеграцию экономики страны с европейской и мировой, поэтапное снижение импортозависимости отечественного рынка и повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг, развитие торгово-экономического партнерства со странами СНГ и др.

Цель стандартизации – защита интересов потребителя и государства в части обеспечения качества продукции, процессов и услуг.

Объекты стандартизации – многократно повторяемые продукция, работы (процессы) и услуги, требующие нормативного закрепления.

Нормативные документы стандартизации – Государственный стандарт Российской Федерации, стандарт отрасли; стандарт предприятия или организации, стандарты научно-технического, инженерного общества и других общественных объединений; технические условия, межгосударственный стандарт; международный стандарт (ИСО), национальный стандарт другой страны, применяемый в России; Общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Технический регламент – документ, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на соответствующий стандарт, технические условия, либо путем включения их содержания. Технические регламенты в России принимаются указами Президента или Постановлениями Правительства или по их требованию принимаются надзорными органами.

Техническое регулирование – государственное правовое вмешательство в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации ее.

Важная роль при управлении лесохозяйственным производством принадлежит проведению технической политики по установлению обязательных для соблюдения правил, норм и требований, рациональному использованию лесных природных ресурсов, обеспечению качества лесной продукции, как реализуемой, так и оставляемой на корню. Правильно используемые леса отвечают требованиям стандартов международной добровольной сертификации.

Лесная сертификация

Сертификация– это процедура, удостоверяющая соответствие заявленному качеству продукции или услуги. Лесная сертификация– это деятельность по документальному подтверждению соответствия ведения лесного хозяйства и лесохозяйственной продукции установленным требованиям, обеспечивающим устойчивое ведение лесного хозяйства и позволяющая сочетать экономические, экологические и социальные потребности общества. Существуют три формы сертификации:

- сертификация по оценке деятельности самим производителем;

- сертификация второй заинтересованной стороной – потребителем продукции;

- сертификация третьей стороной – аудитом.

Добровольная лесная сертификация — это важнейший механизм сохранения лесов на нашей планете. Из лесных ресурсов производится широкий спектр товаров. Но тем не менее не все знают, что эта продукция сделана из древесины, заготовленной в естественных лесах, а о том, какая ее часть происходит из правильно управляемых лесов, были ли лесные ресурсы заготовлены законным образом – еще меньше.

Объем рынка продукции из древесины оценивается приблизительно в 300 млрд долларов в год. Глобализация лесного рынка вместе с тем ведет к глобальным негативным эффектам, сокращению площадей ценных тропических лесов в Индонезии, Камеруне, Бразилии или уничтожению массивов малонарушенных лесов и разрушению ценных лесных экосистем северных (бореальных) лесов России и Канады. До сих пор в мире значительная часть продукции производится из древесины, заготовленной в лесах, которые управляются неустойчивым образом, или заготовленной нелегальным путем. Одно из разрушительных последствий такой деятельности – обезлесение: ежегодно с лица нашей планеты исчезают леса на 13 млн га.

В 1993 г. при сотрудничестве лесных профсоюзов, экологов, специалистов лесной отросли, а также торговых сетей США и Европы была основана организация Лесной попечительский совет (ЛПС/Forest Stewardship Council, FSC) которой были разработаны стандарты и требования к проведению сертификации, аккредитованы аудиторы и начать процесс сертификации лесов.

Не все развитые страны сразу поддержали масштабную лесную сертификацию. Особенно негативно были настроены лесные службы тех стран, у которых леса находились в частной собственности (как правило, это мелкие владения – в среднем 4 – 5 га и управлялись непосредственно лесовладельцами. Поскольку в ряде Европейских стран сочли требования Лесного попечительского совета завышенными, более адаптированными к государственной собственности на леса, а также к достаточно крупным компаниям, то принято решение создать альтернативную схему сертификации.Так в 1997 г. на базе ряда национальных схем лесной сертификации была основана Панъевропейская схема сертификации {PEFC), главной функцией которой стало взаимное признание национальных схем лесной сертификации под единым брендом (логотипом). Многие функции национальных схем сертификации, например разработка рамочных стандартов и политик, были делегированы вновь созданной организации. В 2003 г. Панъевропейская схема сертификации была переименована в Программу одобрения схем лесной сертификации, но при этом сохранила старую аббревиатуру — PEFC.

Международные структуры по добровольной лесной сертификации (FSC, PEFC) по своей форме негосударственные, некоммерческие. Между ними имеются определенные различия, однако все они не являются международными организациями системы ООН или иными межгосудар­ственными органами. Они не могут заменять государственные органы управления лесами, законодательные и правоприменительные органы. С дру­гой стороны, стандарты и политика этих организаций настолько распространены в мире и настолько сильно влияют на международную торговлю, что обусловливают изменения в законодательстве многих государств. В результате национальное лесное законодательство во многих странах мира учитывает требования сертификации.

В таких странах, как Малайзия и Индонезия, правительства создали независимые схемы лесной сертификации: схему Малазийского совета по серификации древесины (МТСС) и схему Института экомаркировки Индонезии (Lembaga Ekolabel Indonesia, LEI). Они охватывают около 2% всех сертифицированных лесов и имеют определенное значение в тропических регионах. Из независимых схем лесной сертификации можно упомянуть голландскую Keurhout, однако она также применяется в основном в тропиках. Кроме того, существует целый ряд других видов сертификации, применяемых в лесной отрасли, например: ISO 9001, ISO 14001, EMAS, схема Swan («Лебедь»), распространенная в Скандинавских странах. Эти виды в первую очередь относятся к сертификации систем менеджмента на предприятии (а не к обеспечению устойчивости управления самими лесами). В США, кроме FSC, представлено несколько схем лесной сертификации, входящих в «зонтик» PEFC: национальные американские стандарты Инициативы по устойчивому лесному хозяйству (Sustainable Forestry Initiative, SFI) и Американской системы выращивания деревьев (American Tree Farm System, ATFS), в Канаде широко распространен стандарт Канадской национальной ассоциации стандартов (Canadian Standards Association, CSA).

Как было показано выше, в мире существуют несколько схем лесной сертификации. К наиболее распространенным относится схема Лесного попечительского совета (FSC) и Программы признания схем лесной сертификации (PEFC). Кроме того, в лесном секторе распространены другие виды добровольной сертификации. Ряд лесных компаний внедряют у себя системы верификации типа VLT компании SGS, системы экологического менеджмента (стандарт ISO 14001 или EMAS), системы менеджмента качества (стандарт ISO 9001), систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (стандарт ОН S AS 18001).

Выбор схемы сертификации определяется целями, которые компания преследует.

1. Компания желает продемонстрировать своим бизнес-партнерам, что является солидным партнером, эффективно управляющим своей производственной деятельностью. В этом случае рекомендуется сертификация по стандарту ISO 9001. Стандарт ISO 14001 помогает компании наладить экологическое управление и снизить воздействие на окружающую среду.

2. Компания желает вывести на рынок сертифицированную продукцию. Для этого целесообразно провести сертификацию ответственного управления лесами по схемам FSG или PEFC.

3. Компания желает соответствовать требованиям законодательства страны-покупателя по легальности продукции. В качестве программы-минимум может быть рекомендована схема верификации легальности происхождения продукции, в качестве следующего шага – сертификация контролируемой древесины и на последнем этапе – сертификация системы лесоуправления.

4. Компания желает получить кредит на развитие бизнеса от международного банка, перспективы бизнеса связаны в равной мере с внутренним и внешними рынками. Здесь более всего подойдет интегрированная система управления качеством: ISO 9001 и/или ISO 14001 и FSC/PEFC.

Сертификация по схеме FSC – единственная в своем роде глобальная система, предусматривающая оценку лесохозяйственных мероприятий независимой (третьей) стороной по строгим социальным, экологическим и экономическим стандартам. Сертифицированная древесина отслеживается от лесосеки до перерабатывающего предприятия и далее до потребителя. Маркировка FSC гарантирует потребителю легальное происхождение древесины и продукции из нее, а также то, что продукция происходит из ответственно управляемых лесов.

Наши рекомендации