Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест

1. Классификация рабочих мест и задачи их рациональной организации.

2. Специализация и оснащение рабочих мест.

3. . Планировка рабочих мест.

4. Роль и значение организации рабочих мест (РМ). Характеристика типовых функций обслуживания.

5. Характеристика систем обслуживания и условий их эффективного применения.

6. Этапы проектирования систем обслуживания РМ.

1. Под рабочим местом понимается часть производственной площади (цеха, участка) с размещением на ней технологического оборудования и производственного инвентаря, который необходим для эффективного выполнения рабочим или бригадой рабочих определенного задания.

Организация рабочего места представляет собой комплекс мероприятий, направленных как на создание на рабочем месте всех необходимых условий для высокопроизводительного труда, так и на повышение его содержательности и сбережение здоровья рабочего. Этот комплекс мероприятий включает: рациональную специализацию рабочего места; оснащение его необходимым набором основного и вспомогательного оборудования, технологической оснасткой; создание комфортных условий; рациональную расстановку оборудования и размещение оснастки и предметов труда на рабочем месте бесперебойное обслуживание рабочего места по всем ФУНКЦИЯМ. Отсюда следует вывод, что рациональная организация и обслуживание рабочих мест непосредственным образом влияет на эффективность использования рабочего времени производственного оборудования, определяет психологические нагрузки на рабочего, и соответственно и привлекательность его труда. Конкретное содержание работ по рациональной организации рабочих мест зависит от многих факторов:

1. вида труда работника (умственный или физический, тяжелый или легкий, разнообразный или монотонный);

2. условий труда (комфортные или неблагоприятные); отрасли промышленности;

3. типа производства; уровня технической оснащенности труда, степени разделения и кооперации.

Многообразие форм конкретного труда обуславливает существование большого количества разновидностей рабочих мест. Характеристики различных видов рабочих мест представлены в таблице



Признак классификации Виды рабочих мест или их особенности
1. Тип производства Рабочее место в условиях мелкосерийного, серийного или массового производства
2. Характер выполняемых работ Стационарное или передвижное рабочее место
3. Характер труда на рабочем месте Станочный, слесарный, сборочный и операторский
4. Степень механизации труда Ручной, механизированный и автоматизированный
5. Кооперация и разделение труда Индивидуальное, коллективное (бригадное) рабочее место
6. Количество оборудования, закрепленного за рабочим местом Одностаночное (одноагрегатное), многостаночное рабочее место

Тип производства по отношению к организации и обслуживанию рабочих мест является определяющим фактором. В единичном производстве (или мелкосерийном) на рабочем месте выполняется большое количество разнообразных операций. Поэтому такие рабочие места оснащаются универсальным переналаживаемым оборудованием, унифицированной технологией, оснасткой и инструментом, а сами рабочие должны быть универсальны и с высокой квалификацией. По мере роста серийности расширяется круг рабочих мест, предназначенных для производства более узкого перечня технологических операций. Если в единичном производстве трудовые процессы и операции неповторяемые или редко повторяемые, то, напротив, в серийном производстве однотипные трудовые приемы повторяются постоянно.

Рабочие места для серийного типа оснащаются специализированным оборудованием, специальными приспособлениями и оснасткой. Здесь широко используется механизация труда. Для рабочих мест при массовом типе производства характерно закрепление за одним местом одной - двух технологических операций. Оснастка здесь специальная, широко используется автоматизация. Операции, как правило, простые и требуют рабочих низкой квалификации.

По характеру выполняемых работ выделяются стационарные рабочие места и передвижные. Стационарные рабочие места характеризуются тем, что здесь рабочая зона (это наиболее активная часть рабочего места, где происходит преобразование предметов труда в готовый продукт) совпадает с производственной площадью, отведенной под рабочее место. Рабочие места такого типа предполагают наличие стационарного оборудования (станок, аппарат, агрегат и т.д.). В промышленности таких рабочих мест большинство, в частности рабочие основного производства работают, как правило, на рабочих местах стационарного типа (токари, фрезеровщики, шлифовальщики и т. д). В условиях передвижных рабочих мест наоборот, рабочая зона не совпадает с производственной площадью, отведенной под рабочее место. В промышленности на рабочих местах передвижного типа работают вспомогательные рабочие (слесарь-ремонтник, смазчик, наладчик, рабочие-экспедиторы).

По характеру труда на рабочем месте выделяются станочный, слесарный, сборочный и операторский тип рабочих мест. Станочное рабочее место отличается тем, что трудовой процесс осуществляется при помощи механической силы станка. Качество работы в этих условиях в большей степени зависит от характеристик работы станка. Функции рабочего при машинно – ручном режиме работы заключаются в наладке станка на соответствующий режим работы (например, скорость оборотов, глубина резания или температуры, давления и т. п), установке детали, подаче резца, снятии готовой детали. Если станок работает в автоматическом режиме, функции рабочего сводятся к наладке станка и наблюдению за процессом. Следует отметить, что независимо от режима работы станка рабочий должен производить контрольные замеры на качество выпускаемой продукции.

Слесарное рабочее место выделяется преимущественно ручным характером трудового процесса. На рабочих местах слесарного типа работают вспомогательные рабочие (слесарь-ремонтник, слесарь- жестянщик, слесарь-смазчик, наладчики). Качество работы в этом случае в большей степени зависит квалификации и профессионального мастерства работника, несмотря на то, что в процессе труда используются средства малой механизации (ключи, автоматические гайковерты, подьемники, транспортные тележки и т. п).

Сборочное рабочее место характеризуется тем, что здесь из множества узлов и деталей собирается готовое изделие. Данный тип рабочих мест отличается преимущественно ручным характером труда. В процессе труда сборщика используются средства малой механизации – такие же, как при организации слесарного рабочего места, а также клепальные и контактно - сварочные машины и аппараты. Операторское рабочее место характеризуется тем, что работник здесь не вступает в непосредственный контакт с предметами труда. Трудовой процесс осуществляется при помощи пультов управления. По данному принципу функционируют: химическое, сталелитейное производство, станки с ЧПУ, АТСС (автоматизированные транспортно – складские системы, диспетчерские пульты и др.

2. Специализация рабочих мест предполагает определение четкого производственного профиля. Она формируется путем закрепления за рабочим местом однотипных деталей и изделий, сгруппированных по принципу технологического подобия, конструктивного сходства, одинаковой точности и чистоты обработки поверхности. Сокращение номенклатуры обрабатываемых деталей или количества операций, выполняемых на рабочем месте, является сужением его специализации. Специализация рабочих мест определяется в соответствии с коэффициентом серийности

Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест - student2.ru ,где

Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест - student2.ru – номенклатура деталей, закрепленных за цехом (как правило, в расчете на месяц);

Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест - student2.ru – количество операций на одну деталь;

Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест - student2.ru – количество рабочих мест в цехе.

Коэффициент серийности, показывает количество закрепленных за работником детале - операций, что видно из таблицы:

Таблица

Значения коэффициента серийности, соответствующие типу производства

Количество детале-операций, закрепленных за рабочим местом Тип производства Характеристика рабочего места
массовое специализированное
2–10 крупно-серийное специализированное
11–20 средне-серийное специализированное или универсальное
21–30 мелко-серийное универсальное
31 и более единичное универсальное

На характер рабочего места и его специализацию оказывает влияние объем производимой продукции. Массовому типу свойственно производство больших объемов повторяющейся продукции. (Когда продукция повторяющаяся, но по объему не очень большая - это серийный тип, но даже при серийном типе можно организовать рабочее место характерное для массового типа, то есть специализированные рабочие места.) Это достигается благодаря конструкторской и технологической унификации.

Конструкторская унификация показывает количество однородных деталей или узлов для новых изделий примененных из ранее освоенных изделий. Как правило, на вновь осваеваемых изделиях можно использовать 50-60% деталей и узлов однотипных предыдущих изделий.Конструкторская унификация предусматривает снижение допустимого количества типо-размеров крепежных деталей, а также допустимых диаметров отверстий, длин валов и др. Она создает предпосылки для технологической унификации. Технологическая унификация предусматривает уменьшение разнообразия применяемых технологий, оснастки и инструментов. Результатом технологической унификации является сокращение длительности производственного цикла, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Комплект оснащения одностаночного рабочего места включает

- основное технологическое оборудование (станок, аппарат),

- вспомогательное оборудование (подъемно-транспортные устройства, испытательные стенды, приборы для контроля качества) и другие устройства, обеспечивающие манипуляции рабочего с предметами труда.

- инвентарь (шкафы, тумбочки стеллажи и т. п), тара для заготовок и деталей,

- технологическая оснастка и инструмент (зажимные устройства, ключи, режущий и мерный инструмент),

- организационная оснастка (устройства связи. сигнализации, вызова. планшет для технологической документации), устройства охраны труда (ограждения. защитные экраны, вентиляция и т п).

Требования к элементам комплектного оснащения. Главным требованием при выборе основного технологического оборудования является обеспечение на рабочем месте необходимой производительности труда при обязательном соблюдении качественных параметров технологического процесса. Основное технологическое и вспомогательное оборудование должно быть удобно в эксплуатации, соответствовать антропометрическим рабочего, иметь цветовое оформление согласно требованиям производственной эстетики.

Виды и количество технологической оснастки и инструмента находящихся на рабочем месте должны соответствовать характеру выполняемых на нем работ и обеспечивать ритмичность и равномерность технологических процессов в течение смены. Конструкция технологической оснастки должна обеспечивать заданную точность и высокое качество обработки поверхности, при минимальной утомляемости рабочего и полной безопасности в работе. Оснащение рабочего места инвентарем и технологической оснасткой производится исходя из уровня специализации рабочего месте, как правило, с повышением специализации количество технологической оснастки уменьшается, что вызывает уменьшение необходимого инвентаря и производственной плошали, отводимой под рабочее место.

Рационально организованное рабочее место предусматривает обеспечение правильного хранения заготовок и готовых деталей, а также их сохранность и учет. Поэтому заготовки и детали должны находиться на рабочем месте в специальной оснастке- производственной таре. Выбор необходимого вида тары производится на основе тщательного изучения производственного процесса ,при этом следует иметь ввиду следующие критерии:

1. характер хранимых заготовок или деталей (их масса, размер, материал, стоимость).

2. возможность размещения заготовок на рабочем месте (может быть около рабочего места, либо на складе). Определяющим фактором здесь являются габариты. 3.используемые транспортные средства (электрокары, ручные тележки, конвейеры).

Необходимо стремиться к тому, чтобы деталь от начальной к конечной операции транспортировалась в единой таре. Кроме того, тара должна быть мерной. Мерность позволяет осуществлять учет хранимых или транспортируемых деталей. Необходимые количественные параметры тары рассчитываются по специальным формулам а зависимости от специфики производства.

Рационально организованное рабочее место должно обеспечивать взаимодействие основного рабочего со службами обслуживания и управления, при помощи соответствующих средств связи и сигнальных устройств. Эти средства используются для вызова на рабочее место мастера, наладчика, транспортного рабочего, ремонтного слесаря, а также для передачи производственной информации в службу управления. Выбор средств связи и их конструктивные особенности определяются спецификой - задач на них возложенных.

3. Все средства оснащения на рабочем месте (РМ) должны быть расположены так, чтобы при их использовании работник не тратил лишнего рабочего времени, дополнительной физической и нервной энергии. Это достигается путем рациональной планировки РМ. Различают внутреннюю и внешнюю планировку. Внешняя планировка представляет собой целесообразное размещение основного технологического и вспомогательного оборудования, инвентаря. Основным требованием рациональной внешней планировки является обеспечение минимальной траектории перемещения рабочего в процессе выполнения работы, уменьшения до минимума числа поворотов, наклонов корпуса и экономное использование площади, отводимой под рабочее место. Показатель, отражающий эффективность использования площади по стоимости рабочего места определяется по формуле:

Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест - student2.ru ,

где, tшт - норма штучного времени на операцию в минуту;

Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест - student2.ru - доля амортизационных отчислений за производственную площадь (%);

Сn – стоимость 1м2 производственной площади (руб.);

Qn – площадь рабочего места (м2);

Fэф – эффективный часовой фонд времени работы оборудования (час.);

Стч – часовая тарифная ставка рабочего.

Вариант внешней планировки РМ, который обеспечивает минимальное значение показателя Qi, является наиболее оптимальным в данных производственных условиях. Рациональная внутренняя планировка РМ должна обеспечивать удобную рабочую позу, короткие и мало утомительные трудовые движения, равномерное, а по возможности, одновременное движение обеими руками. Практически, суть внешней планировки может быть представлена как соблюдение ряда простых требований, которые обеспечат значительный рост производительности труда. 1. На РМ в каждый данный момент должно находиться все необходимое и не должно быть ничего лишнего.

2. Каждый предмет должен иметь свое место. 3. То, что требуется для выполнения работы чаще, должно находиться ближе к работнику, а то, что реже – дальше. 4. Все, что берется в правую руку, должно находиться справа, а то, что в левую, соответственно, слева. 5. Руки должны быть свободны от выполнения поддерживающих движений.

6.Предметы, применяемые последовательно, должны быть расположены рядом, чтобы можно было использовать возвратное движение рук. 7. Все предметы должны быть расположены в зоне максимальной досягаемости работника.

Зона максимальной досягаемости определяется траекторией рук рабочего при наклоне корпуса не более 300. Зона нормальной досягаемости определяется траекторией согнутых рук без наклона корпуса. Проектирование внутренней планировки РМ производится с учетом такой зоны досягаемости, в пределах которой работник отчетливо различает предметы, их формы, расположение. Оценка рациональности планировки РМ может быть выполнена путем расчета коэффициента использования производственной площади (КQ)

. Лекция 4. Организация и облуживание рабочих мест - student2.ru ,

Где Q – общая площадь, отведенная под РМ; n– количество единиц инвентаря, оборудования и т.д.;

qi– производственная площадь, занимаемая единицей основного, вспомогательного оборудования, инвентаря.

Оптимален тот вариант планировки, который обеспечит при прочих равных условиях наибольший коэффициент использования оборудования.

4. Эффективность обслуживания РМ во многом определяет производительность основного производственного рабочего, ритмичность производства в целом, качество продукции, интенсивность труда и степень использования рабочего времени. Как показывают исследования, ~ 80% потерь внутреннего рабочего времени происходят из-за недостатков в организации РМ, в том числе 65-40% потерь обусловлены плохой организацией их обслуживания. Невозможно реализовать самые передовые достижения, заложенные в оснащении РМ и планировку, если нет стабильности в обеспечении РМ материалами, деталями, технической документацией, инструментами, если неудовлетворительно работает профилактическое обслуживание и ремонт оборудования. С ростом научно-технического производства, растет и объем работ по техническому обслуживанию оборудования, усложняются внутренние межпроизводственные связи. Возрастает роль обслуживания РМ в современном производстве. Сочетание различных видов обслуживания, образует систему обслуживания РМ, участков, цехов и производства в целом. Каждая функция обслуживания выполняется определенной профессионально - квалификационной группой вспомогательных рабочих, которые объединяются по принципу технологической или функциональной однородности выполняемых работ. Разделение труда по функциям обслуживания представим в таблице.

Характеристика типовых функций обслуживания

Функция обслуживания Содержание работы Ведущие профессии
1. Ремонтная Поддержание оборудования в состоянии технической готовности путем периодических осмотров и ремонта Системный администратор. Инженер системотехник.,слесарь-ремонтник, смазчик
2. Инструментальная Ремонт, заточка, хранение и доставка на РМ инструментов и др. технической документации Слесарь-ремонтник, смазчик, заточник, рабочие-экспедиторы
3. Наладочная Проведение инструктажа основных рабочих, наладка и подналадка оборудования Наладчики
4. Материального обеспечения Получение, хранение, комплектация, организация доставки на РМ материалов и деталей Кладовщики, экспедиторы, комплектовщики
5. Транспортная Перемещение материалов, деталей, готовой продукции Грузчик, водитель
6. Технический контроль Контроль качества материалов и готовой продукции, организация приемки материалов и готовой продукции Контролеры, ОТК
7. Организационная Распределение работ по исполнителям Мастера, распределители работ
8. Прочие функции Ремонт инвентаря, упаковка, уборка РМ Столяры, упаковщики, уборщики и т.д.

5. В различных типах производства существует несколько разновидностей организационных систем обслуживания. Они характеризуются различной экономичностью и разным уровнем регламентации процессов обслуживания. Существует три основных системы обслуживания: Система дежурного обслуживания (СДО); Система планово-предупредительных обслуживания (ППО); Система стандартного или регламентированного обслуживания (ССО). Система дежурного обслуживания (СДО) характеризуется отсутствием заранее составленных графиков (регламентов). СДО осуществляется по мере возникновения потребности. Необходимость обслуживания устанавливается либо вспомогательными рабочими, либо основными работниками, которые подают сигналы вспомогательным. Достоинство СДО в том, что здесь имеется незначительная численность вспомогательных рабочих. Основной недостаток заключается в том, что ее применение может приводить к потери рабочего времени у основного рабочего даже в тех случаях, когда обслуживающий работник не занят другой работой, вызывающей дополнительную потерю времени основного рабочего. Если необходимый вспомогательный работник вызван в данный момент на другой объект, то потеря времени у основного рабочего существенно возрастает. Дежурная система обслуживания применяется в единичном и мелкосерийном производстве, и она действует эффективно в том случае, если основной рабочий не отлучается со своего РМ и использует соответствующие средства связи.

Система планово-предупредительного обслуживания (ППО) носит профилактический характер, который выражается предварительным комплектованием рабочей документацией, приспособлениями, заготовками, проведение профилактического ремонта и наладок оборудования. Все необходимые компоненты доставляются непосредственно на РМ рабочими экспедиторами. ППО заключается в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным планам-графикам. В данной системе обслуживания участвуют высококвалифицированные вспомогательные рабочие с учетом их профессионально - квалификационного разделения труда. Например, электросиловую технику обслуживают инженеры-электрики и т.д. Обслуживающие работы ведутся по календарному графику независимо от того, исправно оборудование или нет (т.о. осуществляются и различные виды ремонта и профилактики оборудования). По подобным календарным графикам осуществляется транспортное обслуживание, снабжение инструментом, контрольная функция и функция материально-технического обеспечения.

Все виды работ в ППО производятся преимущественно в подготовительную смену, межсменные паузы, обеденные перерывы. Эта система характеризуется ритмичностью работы вспомогательных рабочих и малой вероятностью простоя у основных. Однако, ее эффективное внедрение требует большой подготовительной работы по регламентации процесса обслуживания. Наибольшая область распространения ППО в серийном производстве.

Система стандартного (регламентированного) обслуживания (ССО). Это обслуживание является наиболее совершенной формой ППО. Оно характерно для поточно-массового производства. Его суть в том, что обслуживание по всем (большинству) функций производится по жестким временным графикам (расписаниям), увязанными с часовыми графиками хода основного производства. Эта система характеризуется высокой эффективностью и полной ликвидацией простоев у основных рабочих, но требует больших затрат на ее осуществление и жесткой ритмичности основного производства. Однако, в реальном производстве не всегда удается использовать ту или иную систему обслуживания в чистом виде. По некоторым функциям обслуживания в связи с небольшим объемом работ отсутствует необходимость применения ППО или ССО. Поэтому часто на предприятии применяется смешенная система обслуживания. Ее суть в том, что часть функций выполняется по регламенту, соответствующему ППО либо ССО, а часть функций (менее ответственная) выполняется в порядке дежурного обслуживания. Каждая система обслуживания имеет определенную форму своей организации. Известны три формы: а) Централизованная; б) Децентрализованная; в) Смешанная. Централизованная применяется на крупных предприятиях с массовым (крупносерийным) типом производства. Функции обслуживания при этом концентрируются и осуществляются специализированными функциональными службами предприятия по всем его подразделениям. За счет централизации функций обслуживания (при условии достаточности объема работ) обеспечивается экономичность и повышение качества обслуживания. Децентрализованная применяется на средних и мелких предприятиях или в условиях территориальной разобщенности подразделений предприятия. При этой форме функция обслуживания осуществляется непосредственно в подразделениях предприятия (цехах, участках). Достоинствами такого способа обслуживания являются: оперативность обслуживания и усиление ответственности линейных руководителей за качество обслуживания; недостатки: увеличение численности обслуживающих рабочих, недостаточный уровень квалификации, более слабое, чем при централизованном способе, техническое оснащение. Поэтому часто при организации обслуживания применяется смешанная форма организации труда обслуживающих рабочих. Смешанная. В этом случае часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а часть – децентрализовано. Но любая система обслуживания при любой форме ее организации должна удовлетворять определенным требованиям (критериям эффективности):

1. Обязательная увязка системы обслуживания с системой оперативного производственного планирования. Важно согласовать по времени и, по возможности, сократить простои машин и оборудования при их обслуживании. Работа основного производства должна планироваться с учетом времени и регламента обслуживания по всем его функциям.

2. Высокое качество и надежность обслуживания. Это требование важно соблюдать при выполнении ремонтов, наладке оборудования, изготовлении и ремонте инструментов.

3. Экономичность системы обслуживания. Его суть – в обеспечении РМ всеми видами обслуживания с минимальными затратами труда и ресурсов (средств). 4. Использование прогрессивных технологических процессов при проведении вспомогательных работ.

6. Проектирование систем обслуживания РМ включает три этапа: 1 -Выявление потребностей каждого РМ в необходимых видах обслуживания. В результате, устанавливается функциональное содержание СО.. 2 - Формирование состава функциональных групп вспомогательных рабочих. На основе расчета норм трудовых затрат по каждой функции обслуживания. Проектируются системы и формы обслуживания РМ, определяются зоны обслуживания, устанавливаются системы связи между основными и вспомогательными рабочими. 3 - Осуществляется разработка графиков – регламентов выполнения вспомогательных работ, составляются маршруты и расписания перемещения вспомогательных рабочих, проектируется организация РМ вспомогательных рабочих (оснащение РМ, создание условий, создание системы обслуживания РМ и т.д.)

Лекция 1. Тема 1. Генезис организации труда персонала

1 Сущность, и функции организации трудовых процессов.

2. Особенности научной организации труда. (НОТ). Задачи организации труда.

3. Роль и значение организации труда в развитии и обеспечении конкурентоспособности производства.

4. Концепции организации труда.

1.Первичным звеном любой экономической системы является промышленное предприятие. Это объясняется тем, что объем и качество производимых продуктов служит объективным условием обеспечения конкурентоспособности промышленного производства и национальной экономики а, следовательно, и экономической безопасности государства.

Изготовление продукции на промышленном предприятии осуществляется на основе организации производственного процесса. Производственный процесс состоит из трудовых и автоматических процессов, а также из естественных процессов, не требующих, как правило затрат труда. Производственный процесс представляет собой совокупность всех действий людей, орудий и средств труда, а также орудий и предметов труда. Поскольку трудовой процесс является частью производственного процесса, организация труда представляет собой подсистему организации производства. Следовательно, объектом изучения организации труда являются три элемента: живой труд , орудия и средства труда и предметы труда.

Важно отметить, что в организации производства, приоритетным направлением в осуществлении функций планирования, учета, и контроля являются орудия средства и предметы труда. В организации труда - приоритетным направлением является планирование, учет, контроль и мотивация живого труда. С этих позиций организация труда, одновременно представляет собой подсистему управления персоналом, так как термин персонал объединяет составные части трудового коллектива предприятия.

Рассматривая организацию труда как процесс, следует выделить в ней следующие функции или обязательные мероприятия: 1. Установление перечня работ или операций (основных, вспомогательных, обслуживающих).

2. Установления рациональных форм разделения и кооперации труда. 3. Подбор, подготовка, расстановка персонала по рабочим местам, четкое распределение обязанностей работника. 4. Организация, оснащение рабочих мест, обеспечивающих эффективное выполнение производственных заданий.

5. Установление норм труда, непрерывное введение нововведений в трудовой процесс, внедрение все более рациональных приемов и методов труда. 6. Создание необходимых производственно-бытовых условий, обеспечивающих гигиену и безопасность труда. Регламентация режимов труда и отдыха. 7. Обеспечение необходимой дисциплины труда.

На основе указанных функций можно сформулировать цель организации труда.

Суть ее состоит в создании условий для качественного выполнения заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, при нормальной интенсивности труда., обеспечение безопасных условий труда, эффективного использование оборудования и других материально- вещественных факторов производства.

2. В условиях конкуренции успеха добиваются лишь те предприятия, которым удается обеспечить низкие – ниже средних – издержки производства и высокий уровень качества выпускаемой продукции. Этого возможно достичь использованием разных факторов эффективности, среди которых существенное место занимает научная организация труда. Различие понятий «организация труда» и «научная организация труда» определяется не их содержанием, а методом, подходом к решению проблем, степенью обоснованности конкретных решений. Слово «научная» означает, что решение практических вопросов организации труда должно опираться не на эмпирические оценки и опыт, а на тщательный научный анализ организации труда, на достижения науки и практики, обеспечивающие рациональную, эффективную организацию труда.

Сущность НОТ (организации труда)раскрывается в решении 3 групп задач: экономических, психофизиологических и социальных. Экономические задачи состоят в обеспечении за счет организации труда экономии различных ресурсов и прежде всего экономии труда, что, в свою очередь, направлено на снижение издержек производства и рост его результативности - повышение производительности труда, рентабельности, прибыльности. Сущность психофизиологических задач заключаются в обеспечении благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, то есть в создании работникам здоровых и безопасных условия труда, снижении его физической тяжести и нервно-психической напряженности, установлении рациональных режимов труда и отдыха и, в конечном итоге, максимизировать работоспособность. Суть социальных задач заключается в обеспечении содержательности труда, в повышении его привлекательности за счет преодоления монотонности, увеличения разнообразия производственных операций, насыщение его творческими элементами, в повышении престижности профессий, Кроме того, социальные задачи призваны создавать условия для возможностей углубления подготовки и повышения квалификации работников.

2. Опыт многих успешно функционирующих отечественных и зарубежных предприятий показывает, что организация труда, построенная на научной основе, является важнейшей предпосылкой реализации внутренних резервов повышения эффективности производства. Экономия трудовых затрат, рациональное использование сырья и материалов, снижение заболеваемости и травматизма на производстве – это лишь частные результаты мероприятий научной организации труда. Суммарное же воздействие мероприятий научной организации труда на экономические результаты деятельности предприятия состоит в сокращении издержек производства, росте прибыли и повышении его конкурентоспособности.

Воздействующее начало организационных факторов на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов вытекает из синергической природы взаимодействия между элементами производственного потенциала (техника, ОФ, энергия, трудовые ресурсы). Это взаимодействие создает новую силу, гораздо большую, чем механическая сумма отдельно взятых элементов, т.е. взаимодействие потенциальных ресурсов - отдельных элементов производственного потенциала имеет своим следствием синергический (мультипликативный) эффект.

Подтверждением этому служат исторические факты. В развитых капиталистических странах в конце 50-х годов организационный потенциал оценивался как “4-й фактор производства”, порождающий взрывной организационный эффект. Другим примером, подтверждающим это положение данные обследования 20 американских угольных шахт, добывающих одинаковое количество угля в равных условиях с помощью однотипной техники. В результате анализа выяснилось, что дневная выработка шахтеров на одних предприятиях была в 4 раза выше, чем на других. Самым ярким примером служат японские методы “ концентрации организации ресурсов.” Их применение позволило за 70-е годы достичь темпов роста производительности труда, в 3 раза превышающих аналогичные показатели на предприятиях США, имеющих такую же или даже более высокую оснащенность; снизить издержки на сборку цветного телевизора в 2 раза ; расходы по гарантийному обслуживанию от 3 до 8 раз. Обобщение статистической информации, отражающей аналогичную ситуацию и в других странах, позволило сделать вывод, что при одинаковом уровне технической оснащенности предприятий, но при различных формах и методах организации труда можно достичь разных по эффективности результатов. Такая постановка вопроса требует отказаться от взгляда на организацию труда как на вторичную область, которую следует подтягивать к тем или иным технико-технологическим нововведениям, и разработку системы ОТ нужно осуществлять с той же последовательностью и тщательностью, с которой проектируются техника и технология. В идеальном варианте проектирование системы организации труда должно предшествовать техническим нововведениям, т.к. в отличие от них мероприятия по рационализации труда требуют меньших затрат, чем технические новшества, а сроки получения эффекта значительно сокращаются.

3. Мировая теория прикладного менеджмента выделяет 2 основных концепции организации труда.1. традиционная концепция НОТ. 2. Концепция организации труда в рамках нового управленческого мышления.

Наши рекомендации