Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях

Назовем логистической цепью множество ЗЛС, линейно упоря­доченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логис­тических активностей и (или) издержек. Как правило, логистичес­кая цепь заканчивается либо операцией складирования (хранения, перевалки груза), либо передачей прав собственности на товар.

Рассмотрим примеры логистических цепей. На рис.4 представ­лена ориентированная по материальному потоку логистическая цепь, включающая фирму-производителя ГП (одного наименования), потребителя (покупателя) и логистического посредника, в каче­стве которого выступает перевозчик — юридическое или физичес­кое лицо, осуществляющее доставку товара покупателю. По суще­ству приведенная на рис.4 логистическая цепь представляет со­бой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) ГП фирмы-производителя. С позиций логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными ЗЛС, генерирующими, преобразующими и поглощающими материальный и сопутствую­щие ему информационный и финансовый потоки. В рассматривае­мой логистической цепи для реализации процедуры поставки (про­дажи) товара покупателю необходим набор определенных логисти­ческих активностей: получение и обработка информации о заказе, подготовка нужного количества ГП к перевозке, затаривание , по­грузка,-перевозка, разгрузка, приемка ГП у покупателя, оформле­ние товарно-транспортных документов, расчеты за перевозку и дру­гие операции, передача прав собственности на товар покупателю (собственно продажа) и т.д. Каждой логистической активности со­ответствуют определенные издержки производителя. Если одни и те же логистические активности могут выполняться различными ЗЛС, например, операции погрузки, разгрузки, экспедирования в рассматриваемом примере могут осуществлять как производитель, так и перевозчик, то у логистического менеджера возникает задача выбора из нескольких возможных альтернатив закрепления логис­тических операций за ЗЛС. При одинаковом уровне качества или времени выполнения указанных операций логистический менед­жер фирмы-производителя товара решает поставленную задачу пу­тем прямого сравнения цен перевозчика и собственных затрат на эти услуги по критерию минимума общих издержек.



Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях - student2.ru

Рис. 4

В рассматриваемой схеме может возникнуть еще одна задача логистического менеджмента — задача выбора перевозчика. Дей­ствительно, если на рынке транспортных услуг функционируют несколько перевозчиков (транспортных фирм), способных осуществить доставку требуемого количества товара покупателю, то ло­гистический менеджер должен решить проблему выбора, сопос­тавляя тарифы транспортных фирм на собственно перевозку, эк­спедирование и другие операции, из которых складывается клю­чевая логистическая активность — транспортировка. Кроме того, логистический менеджер, исходя из цели наиболее полного удов­летворения потребителя в качестве товара и сервиса, должен при выборе перевозчика учитывать качество предлагаемых транспорт­ными фирмами услуг: обеспечение требуемого времени доставки, сохранности груза и т.п. Таким образом, проблема выбора пере­возчика становится оптимизационной и, как правило, многокри­териальной.

Логистические цепи в этой же схеме, ориентированные по ин­формационным и финансовым потокам, связанным с материаль­ным, могут в принципе отличаться от цепи, представленной на рис.. Предположим, что заказ покупателя на товар поступает продавцу через торгового (информационного) посредника, а рас­четы фирмы-производителя за услуги логистических посредников и оплата товара производятся через банк. Тогда по информацион­ным и финансовым потокам логистическая структура приобретает вид, представленный на рис.5. В схеме (рис. 5) появились два новых звена: торговый (информационный) посредник (ЗЛС4) и банк (ЗЛС5), а взаимосвязи по финансовым потокам показаны в предположении, что логистические партнеры (ЗЛС1-ЗЛС4) обслу­живаются одним банком. Здесь необходимо сделать одно важное, на наш взгляд, замечание. Учитывая, что большинство торговых сделок и расчетов за товары и услуги выполняется в настоящее время безналичным способом через банки, то финансовые потоки, показанные на рис. 5, являются по существу информационными, так как не связаны с физическим перемещением наличных денег. Тем не менее мы здесь и в дальнейшем будем считать их финансо­выми, учитывая, что подобная информация отражает движение денег на расчетных счетах ЗЛС.

Взаимодействия и издержки в логистических цепях, каналах и сетях - student2.ru

Рис. 5

Построение и исследование логистических цепей по информа­ционным и финансовым потокам имеет большое практическое зна­чение, так как в современном бизнесе отсутствует изоморфность между материальными и сопутствующими им потоками. Это прояв­ляется в несовпадении (несинхронности) движения МР, ГП и от­носящимся к ним потоков информации и денежных средств. На­пример, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сам товар. Процесс куп­ли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван во вре­мени от момента получения товара или услуги (например, при пре­доплате). Кроме несовпадения по времени исследуемые потоки ра­зорваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений, требуют постоянного внима­ния персонала логистического менеджмента.

Информационные и финансовые потоки в рассматриваемом примере связаны с определенными логистическими активностя­ми, расшифровка которых приведена в таблице 1:

Таблица 1

Наши рекомендации