Свойства изделий из керамики
Потребительные свойства бытовых керамических изделий, как и стеклянной посуды, обусловлены природой и свойствами керамических материалов, а также уровнем проектного и производственного исполнения изделий.
Керамическая бытовая посуда предназначена для той же цели, что и стеклянная, - принять, сохранить, а затем «отдать» человеку помещенные в нее пищу, напитки. Как и стеклянная, керамическая посуда является частью интерьера жилища.
Функциональные свойства. Способность керамических изделий принимать и сохранять пищу и напитки обусловлена такими важнейшими свойствами, как плотность черепка и глазури, их стойкость к воде, растворам солей, кислот, щелочей.
Основными свойствами посуды, характеризующими ее устойчивость к внешним воздействиям, являются светостойкость, стойкость к влажной атмосфере, теплопроводность, термо- и теплостойкость (в том числе к низким температурам).
Стойкость керамических изделий к механическим воздействиям характеризуют прежде всего прочность на удар, на сжатие, на изгиб, а также твердость глазури. Например, чайники для заварки, которые в процессе эксплуатации подвергаются термоударам, изготовляют преимущественно из термостойкого фарфора.
Необходимость повышения долговечности изделий предопределяет выбор низкотемпературного фарфора как материала для посуды в системе общественного питания и т.п.
Для выполнения конечной функции — «отдавать» пищу и напитки — посуда в соответствии с назначением должна иметь функционально обоснованную форму и размеры. Так, сосуды, предназначенные для питья (чашки, кружки), отличаются по форме и размерам от сосудов, содержимое которых выливается (чайники, кофейники, подливочники) или отбирается ложками, вилками и другими приспособлениями, не являющимися конструктивной частью сосуда (тарелки, салатники, вазы для супа и т.п.).
Эргономические свойства для керамической посуды складываются из двух основных групп сложных свойств — гигиенических и удобства пользования.
Гигиеничность посуды обусловлена ее безвредностью и загрязняемостью. Известно, что токсическими свойствами обладают оксиды и соли ряда тяжелых металлов, прежде всего свинца, содержащегося в надглазурных керамических красках, а также в гончарных и майоликовых глазурях. Безвредность керамической посуды считается установленной, если при кипячении в 4%-ном растворе СН3СООН в течение 30 мин она не выделяет соединений свинца. Фарфоровые глазури не содержат токсических веществ, и исследования их безвредности не производят. Загрязняемость керамической посуды, как и стеклянной, зависит от состояния поверхности, а также наличия углов, выступов и других конструктивных элементов. Какие-либо специальные методы исследования степени загрязняемости керамической посуды в товароведении не разработаны.
Удобство пользования керамической посудой проявляется через ее соответствие антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим данным человека. Так, удобство выполнения изделием функций в значительной степени зависит от соответствия размеров держателей крышек, размеров ров и места расположения ручек размерам и форме руки человека. Соответствие посуды физиологическим и психофизиологическим свойствам человека следует рассматривать прежде всего как соответствие изделий силовым возможностям человека. Известно, что сгибательные мышцы руки человека выносливее разгибательных в 1,5 раза. Максимум силы рук наблюдается у человека в возрасте около 25 лет, а к 65 годам надает почти наполовину и т.д. Эти положения, безусловно, должны быть приняты во внимание при проектировании посуды.
Соответствие посуды психологическим свойствам человека следует понимать, в частности, как соответствие формы и декоративного решения изделия сформировавшимся навыкам потребления пищи и напитков. Например, майоликовую, а иногда и фаянсовую чайную и кофейную посуду покрывают с внутренней и наружной сторон глазурями коричневого цвета. Внешне такие изделия выглядят весьма эффектно, напоминая по цвету напиток, для которого они предназначены. Но, как выясняется уже при первом приеме чая или кофе, цвет напитка в такой посуде «теряется», не воспринимается, что небезразлично потребителю.
Удобство пользования посудой означает также и удобство ухода за ней, удобство ее размещения (что особенно важно для посуды в системе общественного питания) и т.д.
Для исследования и оценки этих свойств посуды могут быть использованы методы электромиографии, тензометрии, расчетные, экспертные.
Свойства надежности керамической посуды по структуре аналогичны свойствам посуды из стекла. Долговечность посуды проявляется через ее физическую и моральную износостойкость. Показателем физической износостойкости служит срок службы посуды до предельного состояния, вызванного появлением одного из критических дефектов — дефектов черепка, глазури, надглазурного декора, конструктивных элементов изделий (носиков, ручек и т.п.). Показателем моральной износостойкости является срок службы данной посуды до появления аналогичных изделий с новыми утилитарными или эстетическими свойствами. В настоящее время зависимость между физической Тф и моральной Тм износостойкостью посуды характеризуется явным неравенством Тм > Тф. Иными словами физический износ керамической посуды наступает значительно раньше морального, поэтому при определении долговечности керамической посуды пренебрегают значениями ее моральной износостойкости. Срок службы посуды до физического износа определяют обычно методами социологического и экспертного опросов.
Сохраняемость при транспортировании и хранении играет определенную роль в характеристике надежности керамической посуды. Можно полагать, что при прочих условиях керамика с пористым черепком (гончарные, майоликовые, фаянсовые изделия) менее надежна при транспортировании и хранении, чем керамические изделия с плотным, спекшимся черепком.
Эстетические свойства посуды из керамики характеризуются композиционной целостностью, рациональностью формы, информативностью. Спецификой современных керамических изделий является своеобразная пластичность их объемов. Многие изделия своим прообразом имеют формы, взятые из окружающей среды (плоды, ягоды, архитектурные памятники). В отдельных изделиях приземистый силуэт и округлость форм напоминают традиции русской массовой фарфорофаянсовой посуды XIX в.
Декоративное оформление керамики весьма разнообразно. Это и геометрические, и цветочные, и тематические рисунки, и орнаменты, и трактуемые весьма условно пейзажные мотивы. В оформлении современной керамической посуды наблюдаются два основных направления: для изделий повседневного пользования характерны строгая рациональная форма и декор, подчеркивающие деловитость и кратковременность повседневного приема пищи; для изделий праздничного назначения форма и декор, как правило, усложнены, отдельные элементы посуды имеют ярко выраженный декоративный характер.
Эстетические свойства керамической посуды, как и других товаров широкого потребления, исследуются экспертным методом и оцениваются в баллах.
Качество изделий из керамики
Качество керамических, как и других изделий, формируется на стадии проектного и производственного исполнения и сохраняется (поддерживается) в сфере обращения стадии потребления (эксплуатации) качество товара реализуется и оценивается потребителем. Требования потребителей к качеству керамических изделий целесообразно объединить в четыре группы: требования к опытному образцу-эталону, к производственному исполнению изделия, к маркировке и сопроводительной документации, к таре и упаковке.
Требования к образцу-эталону. Керамические изделия, поступающие в торговлю, по форме, декоративному решению, размерам, толщине черепка, подбору и количеству предметов в комплекте должны соответствовать образцам-эталонам, их чертежам и фотографиям, утвержденным в установленном порядке. В образец-эталон художник-конструктор должен «заложить» комплекс функциональных, эргономических, эстетических показателей и свойств надежности, которые в наибольшей мере отвечают социальному заказу потребителя. Утвержденные художественным советом (предприятия, отрасли) и рекомендованные к производству эталоны хранятся на предприятии-изготовителе, а в ряде случаев и в ассортиментном кабинете министерства, ведомства, которому принадлежит предприятие-изготовитель.
На многих предприятиях, например на Ломоносовском фарфоровом заводе, организованы музеи, где представлены образцы товаров, находящихся в производстве, в том числе эталоны, рекомендованные к производству.
Требования к производственному исполнению изделий. Качество производственного исполнения изделия в заводских условиях обусловлено многими факторами: техническим оснащением предприятия, уровнем организационных работ, качеством сырьевых, комплектующих и других материалов и т.д. Малейшее отклонение от установленного технологического режима может привести к появлению дефектов на изделиях.
Дефекты керамических изделий обычно подразделяются на две группы: отклонения от установленных физико-технических показателей и дефекты внешнего вида, которые в свою очередь в зависимости от происхождения могут разделяться на дефекты оформления и обжига и дефекты декорирования.
Отклонения от физико-технических показателей тщательно контролируются заводами-производителями. Наиболее значительными из них являются: недостаточная механическая прочность черепка и приставных деталей, низкая термическая стойкость и повышенная пористость. Для изделий из фарфора, кроме того, очень важно не допустить ухудшения цвета (белизны) черепка и его просвечиваемости. Снижение показателей этих свойств по отношению к установленным нормативам приводит к значительному ухудшению качества изделий.
Дефекты оформления и обжига приводят к таким дефектам изделий, как неустойчивость на ровной плоскости, незашлифованность неглазурованных краев и ножек, несоответствие крышек и изделий по оттенку, отсутствие углубления для чашки у чайных и кофейных блюдец. Приведем наиболее распространенные дефекты оформления и обжига:
- неправильное монтирование деталей — отклонение приставных деталей (ручек, носиков) от вертикальной и горизонтальной осей, зазор между крышкой и корпусом изделия, крышки, выпадающие из чайников при наклоне на 70°, подрыв приставных деталей в месте прикрепления их к корпусу. Одной из причин дефекта является неодинаковая усадка корпуса и приставных деталей во время сушки;
- выбоины, щербины по краю или ножке изделий вследствие механических повреждений на разных стадиях производства, они могут быть покрыты глазурью и быть незаглазурованными;
- заглазурованные односторонние трещины (посечки черепка) из-за неправильной сушки изделий, резкого охлаждения, при обжиге, из-за ударов. Обнаруживают пробой по дребезжащему звуку, издаваемому изделием при ударе;
- деформация, которая выражается в нарушении правильности формы изделий при несоблюдении режима обжига, недостатках конструкции и по другим причинам и особенно часто встречается в фарфоровых изделиях;
- неровный разлив, натеки глазури в виде наплывов обычно в нижней части изделия и недостаточная толщина, иногда заметная матовость глазури на верхних участках;
- наколы - точечные углубления на поверхности глазури, возникающие из-за неправильного подбора ее к черепку;
- плешины глазури - небольшие участки, не покрытые глазурью из-за загрязненности поверхности жиром, пылью;
- сборка глазури - свертывание ее из-за неправильно подобранного химического состава;
- мелкие волосяные трещины глазурного слоя вследствие несоответствия коэффициентов термического расширения черепка и глазури;
- засорка, образованная при приплавлении посторонних частиц к изделию, она может быть подглазурная и надглазурная;
- мушка — всякое цветное пятно на поверхности изделий. Основная причина темной мушки - восстановление оксидов железа при плохой очистке сырья;
- прыщ и пузырь - небольшие (диаметром до 3-5 мм и высотой до 1-2 мм) вздутия на глазурной поверхности. Прыщ, как правило, внутри имеет твердую частицу, пузырь всегда пустотелый;
- выгорки и выплавки - небольшие углубления в черепке, заполненные зеленоватым стекловидным (выгорка) или темно-коричневым (выплавка) веществом; они могут возникнуть при попадании на изделие частичек гипса от формы или железа от аппаратуры;
- задувка — зеленоватый или коричневатый налет на поверхности глазури, который появляется при попадании топочных газов во время обжига изделий в печи.
Перечисленные дефекты встречаются у всех видов бытовой керамики.
Кроме того, керамические изделия с пористым черепком, особенно фаянс и майолика, могут иметь такие специфические дефекты:
- летелый край - появляется обычно по краю, ножке, ребру изделия вследствие значительной разницы между коэффициентами термического расширения черепка и глазури. В месте отскока глазурь имеет острые углы, грани. Этим дефект «летелый край» отличается от дефекта «плешина»;
- сухость глазури, которая образуется по разным причинам, например при использовании тугоплавких глазурей. Изделие с таким дефектом становится шероховатым, легко загрязняется;
- слипыш - зашлифованный участок в месте приплавления изделий друг к другу при обжиге;
- следы от полозков, спичек, гребенок, которые имеют вид симметрично расположенных участков с нарушенным глазурным слоем на оборотной стороне изделия в месте соприкосновения с полозками, гребенками (разделяющими изделия при обжиге).
Дефекты, возникающие при оформлении и обжиге, по-разному влияют на качество посуды. Пузыри, подрыв носиков у чайников, кофейников, цек резко снижают их долговечность, поэтому не допускаются в изделиях. Подрыв ручек, выбоины, щербины, натеки глазури, заглазурованные односторонние трещины, прыщи, выгорки, выплавки, засорка также снижают механическую и термическую стойкость изделий, но их влияние на долговечность посуды. Поэтому в изделиях эти дефекты допускают, строго нормируя их размеры, количество, место нахождения.
Неправильная монтировка деталей и деформация затрудняют использование изделий по назначению, способствуют преждевременному выходу их из строя и допустимы только в обусловленных пределах.
Гигиенические свойства изделий, особенно с пористым черепком, снижаются при наличии таких дефектов глазурного слоя, как наколы, плешины, сухость и матовость, летелый край, и допустимость этих дефектов в изделиях также оговорена. Следует отметить, что почти все дефекты оформления и обжига одновременно ухудшают и эстетическое восприятие изделий.
Дефекты декорирования снижают главным образом эстетическую ценность изделий:
- сборка деколи и разрыв красок возникают при быстром повышении температуры в процессе муфельного обжига. В результате пережога красок резко меняется их цвет, а при недожоге краски становятся тусклыми и матовыми; о помарки краской, царапины на рисунке, различие в тоне краски, нечеткость контуров красочных покрытий (в случае подглазурного декорирования), вскипание краски в изделиях нормированы. Наиболее серьезные дефекты декорирования — отслоение (полет краски) и стирание ее при трении — в изделиях недопустимы.