Особенности обеспечения качества оборонной продукции в условиях дискретного производства
Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Вольтер
Анализ современных условий ведения производственной и хозяйственной деятельности отечественных предприятий позволил выявить особенности современных условий организации производства, предпосылки возникновения и сущность дискретного производства, которое все в большей мере претендует на самостоятельный вид производства.
Особенности современных условий ведения производственной и хозяйственной деятельности отечественных предприятий:
—расслоение собственности и приобретение частной собственностью определяющего статуса;
—приобретение российскими предприятиями самостоятельности и независимости в выборе основных видов производственной и хозяйственной деятельности;
—изменение юридических и экономических основ управления выбранными производственной и хозяйственной видами деятельности, приобретение предприятиями юридического статуса и ориентация на потребителя;
—расширение спектра решаемых руководителем предприятия задач, сопровождаемое объективной необходимостью внедрения международной практики управления предприятием, основанной на реализации научных принципов менеджмента.
Зарождение и развитие частной собственности потребовало коренной перестройки всего механизма управления экономикой России.
Во-первых, в существенной степени был утрачен опыт от-ечественными производителями управления предприятием на °снове частной собственности. Потребовалось формирования пРинципиально новой мотивации персонала частных предприятий,
поиск новых форм и способов выстраивания отношений с партнерами, поставщиками и заказчиками, подбора и расстановки кадров освоение и развития основ предпринимательской деятельности
В основе формирования мотивации персонала был положен процесс распределения полномочий и ответственности, формиро- " вания персональной заинтересованности в результатах своего труда. Переход от коллективной к персональной ответственности каждого за результаты своей профессиональной деятельности.
Во-вторых, возникла объективная необходимость юридического подтверждения отношений с партнерами, поставщиками и заказчиками. В основе данных отношений было положено юридическое закрепление прав и ответственности предприятия за свои обязательства перед заказчиками, поставщиками и партнерами.
Достаточно сложной задачей на первом этапе процедуры юридического закрепления была задача идентификации зародившихся частных предприятий, состоявшая в формировании их реестра и регистрации по соответствующим признакам. Было принято решение формирования государственного реестра регистрации данных предприятий по их наименованию, адресу пребывания и банковским реквизитам.
Данная процедура регистрации частных предприятий приобрела статус юридической регистрации, сопровождаемой формированием предприятий как юридических лиц. Принятый порядок регистрации был распространен и на предприятия других форм собственности.
С момента приобретения предприятиями статуса юридических лиц отношения с заказчиками, поставщиками и партнерами стали выстраиваться как отношения между юридическими лицами на основе взаимного письменного обмена условий договоренности, прав и ответственности друг перед другом с указанием признаков юридического лица в виде контракта (договора). Наличие такого документа позволило, при необходимости, привлекать третье лицо для разрешения разногласий.
Для реализации данной процедуры была разработана и принята соответствующая законодательная база. Приобретение пред-
понятиями статуса юридических лиц на законном основании позволило предприятиям самостоятельно и независимо выбирать виды пр0изводственной и хозяйственной деятельности.
В свою очередь, данная процедура обеспечила расширение поля предложений по одним и тем же видам деятельности различных предприятий, что закономерно породило первые признаки конкурентного отбора исполнителя того или иного вида деятельности. Причем конкурентный отбор был положен в основу взаимоотношений между заказчиком и исполнителем заказа.
Изменение юридического статуса предприятий потребовало серьезных нормативно-правовых изменений в организации выполнения ГОЗ. 21 июля 2005 г. был принят Федеральный закон jsjb 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым участником размещения ГОЗ может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В-третьих, участие в конкурентном отборе, в условиях участия нескольких претендентов на выполнение одной и той же работы, объективно потребовалось подтверждение способности предприятия справиться с данной работой перед заказчиком. Зародилась конкурентная среда, оказавшая существенное влияние на изменение приоритетов во взглядах на мотивацию производственной и хозяйственной деятельности предприятий, на определяющую роль заказчика в этой деятельности. В соответствии с выше названным законом ГОЗ организуется только на конкурсной основе.
Определяющим мотивом деятельности предприятий стало мнение заказчика. Производство стало рассматриваться как единственный способ удовлетворения нужды (потребности) заказчика. Основным мотивом поведения предприятия стал принцип "Ориентации на интересы потребителя". Потребитель стал центром внимания у предприятий в условиях развивающейся рыночной экономики, что в свою очередь, определило существенные перемены в самом характере процесса производства.
С расстановкой приоритетов в выше изложенных условиях основной особенностью производственной и хозяйственной деятельности предприятия стало позаказное производство, отражающее определяющий приоритет — существующие и предполагаемые потребности заказчика, максимальное удовлетворение его потребностей.
Определяющей особенностью позаказного производства является строгое нормирование ресурсов, в том числе временных и финансовых. Такая организация производства получила определение как дискретная (нормированная, ограниченная, регламентированная, а, следовательно, и производство стало называться — дискретным.
Реализация принципа "Ориентации на потребителя' в условиях дискретного производства требует от производителя быть готовым оперативно перестраивать технологическое наполнение производства от заказа к заказу, чтобы привлечь внимание потребителя, обеспечить конкурентоспособность производственной деятельности. Такой подход обеспечивает участие в выполнении ГОЗ наиболее технологически состоятельных предприятий.
В-четвертых, стремление своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика порождают необходимость поиска новых приемов и способов организации производственного процесса, основанного в соответствии со сложившимися за долгие десятилетия взглядами на выполнении огромного количества трудоемких процессов в соответствии с требованиями суще-ствующих на тот период времени нормативно-правовых и нормативно-технических документов. Требуются более динамичные приемы и способы планирования и организации производственного процесса, которые позволяли бы существенно сократить временные ресурсы на конструкторскую и технологическую подготовки производства от заказа к заказу. Объективно возникает необходимость перехода от последовательной к параллельной схеме подготовки производства.
Особенностью данного подхода является тот факт, что суше' ственно возросла роль международных стандартов ИСО в области декларирования требований к продукции и услугам, а также сгЮ'
собов подтверждения компетентности и технологической состоятельности предприятий в выполнении требований заказчика. На территории РФ была признана и законодательно закреплена процедура сертификации как единственный способ подтверждения соответствия СМК предприятий требованиям стандартов. Была введена процедура аутентичного перевода международных стандартов, изменен статус государственных стандартов на национальные стандарты. В период времени с начала 2000-х тысячных годов началась активная процедура актуализации российский стандартов. Наличие сертифицированных СМ К на предприятиях — участниках ГОЗ после принятия Постановление Правительства РФ № 629 от 17 августа 2010 г. и № 861 от 26 октября 2010 г. стало обязательным требованием Государственного заказчика.
Однако, наряду с этими преимущественными проявлениями малых предприятий — участников ГОЗ, есть серьезный недостаток — отсутствие значительных ресурсов, позволяющих осуществлять проектирование, разработку и организацию серийного производства образцов ВВТ на основе традиционных способов. В подавляющем большинстве данные предприятия способны доводить весь комплекс работ, в лучшем случае, до опытного производства перспективных образцов ВВТ.
В условиях дискретного производства проектное управление производственной деятельностью предприятия требует строгого соблюдение нормированных ресурсов в рамках договорных отношений с заказчиком и, в первую очередь, времениых и финансовых ресурсов. Данные ресурсы в большей степени подвержены минимизации со стороны заказчика. Так, в процессе конструкторской подготовки производства наиболее распространенным подходом к сокращению времени ее реализации является сокращение объема разрабатываемой рабочей конструкторской документации (РКД). Причем, в соответствии стребованиями последней редакции ГОСТ 2.111-68 от августа 2007 г. (ИУС № 9-2006) "Нормокон-троль", п 2.1, 16 комплектность конструкторской документации пРоверяется в соответствии с техническим заданием. Как свидетельствует практика, зачастую с целью сокращения времени на Разработку РКД в ТЗ либо не отражается ее состав вообще, либо
отражается состав РКД без учета требований ГОСТ 2.102-68 (с учетом ИУС № 8-2006). Как правило, из состава документации выпадают документы, существенно влияющие на качество выполнения ГОЗ, такие как: "Ведомость покупных изделий", "Ведомость разрешения применения покупных изделий" и др.
В сложившихся условиях является актуальным переход от последовательного проведения комплекса работ по созданию образцов ВВТ к параллельному способу их проведения. Такой подход позволит существенного сократить расходы как временных, так и других видов ресурсов в процессе создания новых и модернизации имеющихся на вооружении образцов ВВТ.
Кроме того, сложившиеся за последние десятилетия в России экономические отношения существенно изменили принципы и способы формирования государственного оборонного заказа (ГОЗ). На смену принципу "первоочередного и бездефицитного" обеспечения всеми средствами выполнения военного заказа принят к руководству принцип "рационального распределения" средств по источникам потребностей. Внедрение данного принципа обострило противоречие между возрастающими требованиями к образцам вооружения, и, в первую очередь, к их качеству, и ограниченными средствами, выделяемыми на их разработку, производство и эксплуатацию.
Наиболее адекватным направлением разрешения данного противоречия является создание, внедрение и развитие СМК на предприятиях, участвующих в ГОЗ.
Работы по сертификации СМК являются составной частью программ вооружения стран — членов НАТО и США. Так, в США практически все работы по разработке и производству оборудования и комплектующих изделий для аэрокосмической военной техники поручают только предприятиям, введенным в "Перечень аттестованных поставщиков", при этом основой для указанной аттестации является наличие на предприятии сертифицированной СМК, соответствующей требованиям военных стандартов. Аналогичное положение действует и при заключении контрактов на разработку и производство вооружения в странах НАТО.
Сопоставительный анализ положений и требований указанных военных стандартов и стандартов И СО серии 9000 подтверждает их полную идеологическую совместимость и соответствие в основных положениях. Военное ведомство США выпустило в 1994 г. специальную директиву, разрешающую применять стандарты ИСО 9000 в программах поставок оборудования, в которых ранее применялись только военные стандарты.
Опыт, накопленный зарубежными предприятиями в области сертификации, в 90-х гг. стал широко применяться в отечественной оборонной промышленности. Однако, возникла потребность в адаптации международного опыта подтверждения качества продукции оборонных предприятий, на которых, к этому времени, уже функционировали системы обеспечения качества, основанные на традиционных подходах контроля качества отечественной оборонной промышленности. Необходимо было создавать органы сертификации, способные подтверждать способность выполнить ГОЗ с заданным уровнем качества не только государственных оборонных предприятий, но и предприятий других форм собственности, заявляющих о готовности участвовать в разработке, производстве и сервисном обслуживание образцов ВВТ.
Предыдущая практика и опыт работ по обеспечению качества ^/^свидетельствовали о том, что существенная часть технических, организационных и методических принципов решения этой проблемы в целом себя оправдала и может быть успешно применена в процессе адаптации и развитии функционирующих на предприятиях оборонно-промышленного комплекса СМК на основе положений международных стандартов. К ним, прежде всего, относятся:
— наличие отработанной методологии и системы взаимосогласованных требований к качеству готовых образцов ВВТ, применяемого для них оборудования, аппаратуры и комплектующих, обеспечивающих возможность системного решения вопросов качества ВВТ;
— эффективная система контроля, испытаний и анализа Дефектов продукции, базирующаяся на современных методах
Определяет требования |
Заявляет о способности выполнить |
Подтверждает способность выполнить ГОЗ |
и собственном испытательном и аналитическом потенциале предприятий ОПК и институтов министерства обороны (МО) РФ;
— разветвленная инфраструктура военных представительств (ВП), обеспеченная квалифицированными специалистами, мощной информационной базой и коммуникациями, позволяющими осуществлять эффективную координацию работ по обеспечению качества образцов В ВТ и ее составных частей;
— накопленный опыт работ по аттестации некоторых видов i производств, являющихся одним из основных составляющих СМК.
Отечественный исторический опыт разработки, изготовления и эксплуатации образцов вооружения свидетельствует о том, что в основу обеспечения качества на протяжении всех этапов становления и развития отечественной оборонной промышленности особое внимание обращалось на присутствие специалистов военного ведомства на всех этапах жизненного цикла образцов ВВТ, способных объективно, опираясь на систему инженерно-технических и военно-экономических знаний, оценить уровень качества образца ВВТ и документально подтвердить соответствие его технических характеристик заданным требованиям. Участие специалистов ВПв выполнении ГОЗ является существенной особенностью процесса обеспечения качества его выполнения на отечественных оборонных предприятиях. Однако, полномочия данных специалистов не распространялись на предприятия других форм собственности, которые с начала 90-х годов активно начали участвовать в выполнении ГОЗ.
В процессе адаптации и распространения зарубежного опыта подтверждения качеств;! оборонной продукции на отечественных предприятиях участниками процесса формирования и выполнения ГОЗ к средине 90-х годов стали как сами предприятия различных форм собственности, специалисты ВП, как представители Заказчика, так и вновь создаваемые органы сертификации. Графическая иллюстрация взаимодействия участников ГОЗ представлена на рис. 14.
Для определения данных требований к системам качества предприятий, разрабатывающих или производящих военную продукцию, на основе МС ИСО серии 9000 в 2001 г. был разработан
"ВОЕННЫЙ РБГЯСТР"
Рис. 14. Графическая иллюстрация взаимодействия предприятия-участника ГОЗ и ВП
военный стандарт ГОСТРВ 15.002, претерпевший на сегодняшний деньдве редакции в 2003 и 2011 гг. После редакции 2011 г. и в связи с введением новой аббревиатуры военных стандартов с I января 2007 г. данный стандарт приобрел следующий индекс — ГОСТ РВ 0015.002-2012. Введение данного стандарта позволило установить единую нормативную базу для реализации требований законодательства РФ к обеспечению качества ВВТ и лицензированию деятельности предприятий, участвующих в выполнении ГОЗ.
Анализ данных нормативно-правовых и нормативно-технических документов позволил гармонично осуществить расслоение прав и ответственности между участника ГОЗ. Результаты Данного анализа представлены в табл. 16.
Введение в действие выше приведенных нормативно-правовых документов, а также ГОСТ РВ 0015.002 заложило единую
Таблица J
Права и ответственность участников ГОЗ в процессе их взаимодействия в ходе его выполнения
Участник ГОЗ | Права | Ответственность |
Заказчик (ВЦ) | — формирование ТЗ; — объявление конкурса; — выбор исполнителя ГОЗ; — контроль качества выполнения ГОЗ. | — за обоснованность требова ний к участнику ГОЗ; — за обоснованность и каче ство ТЗ; — за достоверность оценки качества готового образца. |
Предприятие | — определение для себя области соответствия; — участие в конкурсах о ГОЗ. | — за качественное (адекват ное) выполнение ТЗ (каче ство образца В ВТ); — за способность соответство вать заявленным требова ниям. |
Орган сертификации | — подтверждение СМК предприятия заявленным требованиям. | — за достоверность оценки соответствия СМК предприятия заявленным требованиям (способность выполнить ГОЗ с заданным уровнем качества) |
нормативную основу для обеспечения качества ВВТ. Данный стандарт позволяет снять многочисленные проблемы, связанные с приведением в соответствие СМК предприятий различных форм собственности, участвующих в выполнении ГОЗ путем усиления роли ВП.
Порядок взаимодействие между организацией и аккредитованным при ней ВП устанавливают в СМК в соответствии с "Положением о военных представительствах МО РФ " и дополнительными требованиями стандарта ГОСТ РВ 0015.002:
— согласованный с ВП перечень стандартов СРПП ВТ, ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД, ГСИ, применяемых в организации, а также перечень документов СМК, подлежит согласованию с ВП;
—руководство по качеству должно быть разработано с соблюдением требований по защите государственной тайны и согласовано с ВП;
—в СМК должен быть определен порядок обращения записей, имеющих отношение к обеспечению качества выполняемых организацией видов деятельности и содержащих данные о качестве выпускаемой оборонной продукции. Эти записи должны быть доступны для изучения ВП.
Представитель руководства должен взаимодействовать с заказчиком (ВП) по вопросам СМК. имеющим oi ношение к выполнению требований ТЗ и условий контракта, и содействовать пониманию требований заказчика в организации.
При установлении порядка взаимодействия организации с заказчиком необходимо обеспечить:
—участие заказчика (ВП) по его требованию в проверках функционирования и оценке соответствия СМК установленным требованиям;
—проведение ВП, по его усмотрению, выборочных проверок (летучего контроля) выполнения требований конструкторской документации (КД), технологической документации (ТД) и другой технической документации;
—участие ВП в проводимых исследованиях дефектов, выявленных входе подконтрольной, литерной и штатной эксплуатации в соответствии с ГОСТ В 15.703, а также в ходе контрольных испытаний, при контроле качества оборонной продукции и технологических процессов изготовления в опытном и серийном производстве;
—согласование заказчиком (ВП) планов мероприятий по Устранению выявленных несоответствий оборонной продукции Установленным требованиям.
В соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015.002:
— необходимо учитывать особенности нынешнего состояния Идеологии технического регулирования в оборонной области;
— в условиях сложившихся особенностей состояния предприятий различных форм собственности, участвующих в ГОЗ, Необходима адаптация требований МС к исторически сложившим-
ся методам и способам обеспечения качества ВВТ в процессе их разработки и производства на отечественных предприятиях;
—выбор и организация ведения научных исследований в области обеспечения качества разработки и производства ВВТ отечественными предприятиями;
—формирование научно-обоснованной системы отбора участников выполнения ГОЗ (отечественных и зарубежных предприятий).
Вопросы:
1. Каковы основные особенности технического регулирования при выполнении государственного оборонного заказа?
2. Каковы цели и содержание военной стандартизации?
3. Что является объектами военной стандартизации?
4. В чем состоит порядок внедрения стандартов на оборонную продукцию на предприятии?
5. В чем заключаются основные особенности выполнения государственного оборонного заказа в современных рыночных условиях экономики России?
СИСТЕМЫ