Пример экономического обоснования мероприятий по совершенствованию процесса бронирования в гостинице
Как правило, бронирование номеров в гостинице производится только по факсу и только на имя организации. Та или иная фирма делает запрос на фирменном бланке с просьбой забронировать номер (или номера) для своих сотрудников. В заявке указываются фамилия, имя, отчество прибывающих гостей, интересующая их категория номера, сроки проживания, форма оплаты, контактное лицо, контактные телефоны и факс. В случае оплаты по безналичному расчету, организация высылает свои реквизиты для выставления счета, после оплаты которого копия платежного поручения отправляется в гостиницу по факсу. В обязательном порядке в заявке должно указываться, что в случае не заезда, при неотмененном бронировании, оплата первых суток будет произведена. После получения заявки отдел бронирования ее рассматривает. Как при подтверждении бронирования, так и в случае отказа, организация получает письменный ответ по факсу. И только в случае положительного ответа от отдела бронирования гостиницы организация может быть полностью уверена, что бронь есть, и ее сотрудники будут обязательно поселены. Бронирование по телефону, электронной почте и для физических лиц не производится.
Как видно из всего выше перечисленного, попасть в гостиницу действительно сложно. Все эти меры делаются для того, чтобы предотвратить простаивание номеров. Но с другой стороны, весь этот долгий процесс бронирования вызывает негатив и отталкивает как российских, так и иностранных клиентов.
В европейских странах давно практикуется бронирование номеров по электронной почте при указании номера кредитной карты, который позволяет тут же снять определенную сумму. И, если клиент не смог приехать и заранее об этом предупредить, то гостиница всё равно получает денежную сумму в размере стоимости бронирования и суммы штрафа.
Такая форма бронирования проще, эффективнее и выгоднее обеим сторонам, так как она позволит привлечь в частности тех клиентов, которые дорожат своим временем и готовы оплатить свой комфорт по любой цене. При этом отпадет необходимость привлечения компании, и клиент сможет самостоятельно, без какого-либо труда забронировать себе номер.
Для начала можно попробовать бронирование номеров по электронной почте только для постоянных клиентов, без указания номера кредитной карты.
Таким образом, первое мероприятие – бронирование номеров по e-mail для постоянных клиентов. Расходы на данное мероприятие составят (таблица 7):
Таблица 7 - Затраты по совершенствованию процесса бронирования
№ п/п | Статья затрат | Сумма, тыс. руб. |
1.Единовременные затраты | ||
Оплата услуг внешнего консультанта (подключение всех компьютеров отдела бронирования к сети интернет, установка Mail.ru, AntiSPAMer, антивирус Касперского) | 0,7 | |
Оплата услуг интернета | 4,0 | |
2.Текущие затраты | ||
- | - | |
Итого затрат | 4,7 |
После составления проекта необходимо выяснить, будут ли экономически эффективны предложенные мероприятия.
Рассчитаем доходы и затраты от мероприятия.
Выручка в проектном году с учетом внедрения мероприятия по совершенствованию процесса бронирования составит:
134040 + 6 702 = 140 742 тыс. р.
Структура себестоимости до проведения мероприятия: полная себестоимость в отчетном году составила 102 462 тыс. р., в том числе постоянные затраты 15 047,84 тыс.руб. и переменные затраты 87 378 тыс.руб.
Расчет себестоимости после внедрения мероприятия: постоянные затраты не изменятся – 15 047,84., а переменные затраты необходимо рассчитать, учитывая, что доля переменных затрат в себестоимости составляет (в нашем случае) 65%:
- переменные затраты на 1 рубль выручки = 87 378 / 134 040 =0,65 руб.;
- планируемые переменные затраты = 0,65* 140 742= 91 482,3 тыс. р.;
- затраты на проведение мероприятия 4,7 тыс. р.
Таким образом, планируемая себестоимость после внедрения мероприятия составит: 15 047,84 + 91 482,3 + 4,7 = 106 534,84 тыс. р.
Произведем расчет основных технико-экономических показателей, динамика которых отражает эффективность предложенного мероприятия.
Таблица 8 – Анализ технико-экономических показателей эффективности внедрения мероприятий по совершенствованию процесса бронирования
№ п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | До проведения мероприятий | После внедрения мероприятий | Изменения | |
+/- | % | |||||
Выручка (без НДС) | тыс.руб. | 134 040 | 140 742 | |||
Себестоимость | тыс.руб. | 102 426 | 106 534,84 | 4 108,84 | ||
Стоимость основных производственных фондов | тыс.руб. | 6 711 | 6 711 | - | ||
Численность работников | чел. | - | ||||
Фонд оплаты труда | тыс.руб. | 4 756 | 4 756 | - | ||
Балансовая прибыль (с.1 – с.2) | тыс.руб. | 31 614 | 34 208 | |||
Рентабельность производства (с.6/с.2)х100% | % | 30,8 | 1,2 | х | ||
Рентабельность продаж (с.6/c.1)х100% | % | 23,5 | 24,3 | 0,8 | х | |
Производительность труда (с.1/c.4) | руб./чел | 2 529,06 | 2 655,5 | 126,44 | ||
Фондоотдача (с.1/с.3) | руб./руб | |||||
Средняя заработная плата (с.5/с.4) | тыс.руб./чел | 89,7 | 89,7 | - |
Произведенные расчеты в таблице показывают, что вследствие роста выручки от внедрения мероприятия произошло увеличение следующих показателей: балансовая прибыль возросла на 8% и составила 34 208 тыс. руб. Выросли показтели рентабельности производства и продаж на 1,2 и 0,8 пунктов и составили 32 и 24,3% соответственно, что значительно выше средних норм рентабельности по отрасли. Рост данных показателей свидетельствует о финансовой эффективности мероприятия.
Увеличение выручки повлияло на рост производительности труда на 4% и фондоотдачи на 5%, что характеризует более эффективное использование производственного и человеческого капитала организации.
Рассчитаем экономическую эффективность мероприятий.
Поскольку данные мероприятия для предприятия не затрагивают изменения стоимости основных производственных фондов и сумма капитальных вложений (4,7 тыс.руб.) единовременна и относительно незначительна по сравнению с прибылью организации, то для проведения расчетов используем недисконтированные показатели: чистый доход, индекс доходности и период окупаемости.
Определим чистый доход от внедрения мероприятий:
ЧД= ЧП-И ,
где ЧП – прирост чистой прибыли за период действия мероприятия, К - сумма инвестиций;
И – инвестиционные единовременные затраты.
ЧП = БП – НП,
где БП – прирост балансовой прибыли;
НП – налог на прибыль (20%).
ЧП = 2594 – 2594*0,2 = 2075,2
ЧД = 2075,2 – 4,7 = 2070,5 тыс. руб.,
Определим чистый индекс доходности от внедрения мероприятий (количество рублей прибыли, полученное на 1 рубль вложенных инвестиций):
Е= ЧП / И
Е = 2594 / 4,7 = 551,92;
Рассчитаем срок окупаемости (число лет, необходимых для того, чтобы чистая прибыль сравнялась с величиной инвестиций):
Ток г = И / ЧП ;
Ток м= Ток г * 12
Ток г = 4,7/ 2594 = 0,0018 (года)
Ток м = 0,0018 *12 = 0,02 (мес)
Показатели экономической эффективности, говорят о том, что прирост прибыли от мероприятий покрывает инвестиционные затраты на 2070,5 тыс. руб. Индекс доходности подтверждает, что вложенные затраты принесут в 552 раз больше выгоды организации. А период окупаемости меньше 1 месяца, говорит не просто о кратковременном характере инвестировании, но и о сверхвысокой его окупаемости.
В целом, внедрение мероприятий по совершенствованию процесса бронирования будет экономически эффективным мероприятием.