Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику
Процесс принятия политических решений может быть причиной экономического цикла. Наибольшую известность получила модель Нордхауза. Суть ее такова: популярность правящей партии непосредственно зависит от состояния экономики перед выборами, поэтому, стремясь к победе на выборах, партия-лидер по мере приближения их срока проводит политику стимулирования экономического роста, в частности за счет активной фискальной и денежно-кредитной политики, что может вызвать инфляцию. После выборов предпринимаются меры по сокращению инфляции, снижению бюджетного дефицита, перестройке аппарата управления. Эти меры носят особенно радикальный характер, когда к власти приходит оппозиционная партия. В результате снижаются темпы экономического роста. Таким образом, налицо политико-экономический цикл.
Политико-экономический (политический деловой) цикл — это ускорение темпов экономического роста перед выборами, сменяющееся снижением его темпов после выборов.
Эмпирические исследования показали, что реальной действительности в последние годы больше соответствует модель политико-экономического цикла Гиббса. Она ставит направленность экономической политики в зависимость от характера партии, находящейся у власти. Можно предположить, что правые партии больше заинтересованы в борьбе с инфляцией (даже за счет роста безработицы), в то время как левые партии больше внимания уделяют недопущению безработицы (даже за счет роста инфляции). Это объясняется тем, что левые партии традиционно пользуются поддержкой наемных работников, для которых важнейшая цель — иметь работу, а правые партии — поддержкой крупного бизнеса, в частности кредиторов, которые в первую очередь страдают от инфляции. Таким образом, согласно модели Гиббса, циклические колебания в экономике определяются сменой правых и левых правительств.
Факты свидетельствуют, что кроме «провалов» рынка существуют «провалы» государственного вмешательства в экономику.
«Провалы» (фиаско) государства — это ситуации, в которых государство не способно обеспечить эффективные распределение и использование общественных ресурсов в соответствии с принятым в обществе представлением о справедливости.
«Провалам» государства способствуют пять групп факторов.
♦ Несовершенство политического процесса. Имеются в виду рассмотренные выше рациональное неведение избирателей, лоббизм, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и др. Под их влиянием политика государства не всегда может обеспечить даже ту степень эффективности и справедливости, которая в принципе достижима в данном обществе.
Ограниченность и асимметричность информации, необходимой для принятия решений. Решения правительства не всегда основываются на точных данных. Кроме того, искажению информации способствует лоббирование. Асимметричная информация дает преимущества тем, кто ею владеет (политикам, бюрократам), перед другими участниками политического процесса, позволяя эффективнее отстаивать свои интересы в ущерб интересам других, менее информированных участников.
Неспособность государства полностью контролировать последствия принятых им решений. Кроме общественного сектора в государстве существует мощный частный сектор, который реагирует иначе, чем общественный, и на который труднее оказывать влияние. Помимо того, власти «на местах» могут значительно изменить смысл и направленность правительственных решений или законодательных актов.
Ограниченность контроля над бюрократией. Государственный аппарат, как было показано выше, способен саморазрастаться и значительно увеличивать общественные издержки на свое содержание.
Отсутствие мотивации принятия эффективных политических решений. Существует несоответствие между общественными выгодами и издержками и индивидуальными выгодами и издержками лиц, принимающих политические решения. Политик или государственный служащий, своим умышленным или ошибочным решением причинивший значительные потери народному хозяйству, сам, как правило, не терпит значительного экономического ущерба. В то же время служащий, своими действиями сэкономивший обществу значительные средства, обычно вознаграждается в размере, не сопоставимом с масштабом сбережений.
Таким образом, можно сделать вывод, что не существует ни совершенных рынков, ни безупречной политики государства. Вмешательство государства не гарантирует достижения Парето-оптимального состояния. Основным источником провалов государства являются ограниченность его возможностей и специфика интересов, обусловленных его функционированием. Хотя «провалы» рынка требуют вмешательства государства, однако «провалы» государства делают это вмешательство не столь эффективным, что требует постоянного контроля и корректировки этого процесса.