Участники уголовного процесса со стороны обвинения

Прокурор

В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. А в ч. 4 этой же статьи установлено, что в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Таким образом, назначение прокурора, его функции и полномочия различны в досудебном и судебном производстве.

В судебных стадиях по действующему УПК РФ (впрочем, так же, как и по Федеральному закону «О прокуратуре в Российской Федерации»), прокурор осуществляет только одну функцию – функцию государственного обвинения. Эта функция производна от функции уголовного преследования. Можно сказать, что, поддерживая государственное обвинение в суде, прокурор тем самым продолжает осуществлять уголовное преследование.

В досудебном производстве прокурор осуществляет две функции[56]:

1. Уголовное преследование. Впрочем, анализ полномочий прокурора, позволяет нам сделать вывод, что на самом деле по содержанию эта функция шире, чем просто уголовное преследование. Прокурор не просто осуществляет уголовное преследование, а, осуществляя уголовное преследование, руководит деятельностью других участников со стороны обвинения: следователя, дознавателя, начальника следственного отдела. Не случайно ранее эта функция прокурора в досудебном производстве обозначалась как процессуальное руководство предварительным следствием. Судя по полномочиям прокурора в досудебном производстве, в настоящее время изменилось лишь название этой функции, но не ее содержание. «Хозяином», руководителем, главным лицом по любому уголовному делу является прокурор. Только с его согласия возбуждается и прекращается (по нереабилитирующим основаниям) любое уголовное дело. Прокурор может поручить расследование по любому уголовному делу (в рамках подследственности) любому дознавателю или следователю, а может и сам расследовать любое уголовное дело или производить по любому делу любые следственные действия. Письменные указания прокурора обязательны для дознавателя, следователя органа дознания, начальника следственного отдела и т.д.

2. Осуществляя уголовное преследование, прокурор одновременно выполняет и функцию надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

На протяжении десятилетий в уголовно-процессуальной литературе отмечается, что является ненормальным положение, при котором прокуратура осуществляет одновременно две функции: руководство расследованием и надзор за законностью деятельности (или за самой деятельностью) органов предварительного расследования. Получается, что прокуратура надзирает «сама за собой», и такой надзор, в лучшем случае, является по существу не чем иным, как ведомственным контролем. Представляются неудачными и теоретически несостоятельными попытки некоторых ученых обосновать тезис о том, что, якобы, руководя расследованием, прокурор и выполняет функцию надзора. Невозможно совместить несовместимое.

Прокуратура должна и может полноценно осуществлять только одну функцию: либо руководство предварительным расследованием, либо надзор за ним.[57]

Именно из надзорных функций прокуратуры проистекают такие права прокурора, как санкционирование наиболее важных решений органов предварительного расследования, дача прокурором согласия на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям или утверждение прокурором обвинительного заключения до направления его в суд.

Таким образом, по нашему убеждению, прокурор, во-первых, должен быть освобожден от несвойственной ему, противоречащей предназначению и сущности прокурорского надзора функции руководства деятельностью органов, ему не подчиненных, деятельностью, за законностью которой прокурор должен осуществлять надзор, поскольку реализация этой функции превращает прокурора в заурядного администратора по отношению к органам расследования.

Во-вторых, органы прокуратуры не должны и сами расследовать или участвовать в расследовании уголовных дел. Это также противоречит функции надзора.

Итак, применительно к предварительному производству по уголовному делу прокурор, как и в других направлениях прокурорского надзора, должен осуществлять только надзор за соблюдением и исполнением законов, должен быть освобожден от руководства предварительным расследованием и от производства предварительного расследования. Подобное решение проблемы, с одной стороны, несомненно, повысит эффективность надзора, а значит, и эффективность предварительного расследования. С другой стороны, следователь освободится от двойного подчинения, мелочной опеки со стороны органов прокуратуры. И, наконец, станет очевиднее необходимость скорейшего создания единого следственного аппарата.

С учетом выполнения прокурором различных функций в досудебном и судебном производстве, его полномочия в уголовном процессе можно разделить на 2 большие группы: полномочия прокурора в досудебном производстве и полномочия, реализуемые прокурором в судебных стадиях процесса.

Полномочия, реализуемые прокурором в досудебном производстве, установлены в ч.ч. 2, 3, 5 ст. 37 УПК РФ.

В частности, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил определения подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК РФ, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

15) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

16) давать органу дознания, дознавателю, следователю письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий, которые для них являются обязательными. При этом обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ;

17) прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования. Отказ прокурора от осуществления уголовного преследования влечет прекращение уголовного дела: в стадии предварительного расследования – самим прокурором, в стадии судебного разбирательства – судом;

18) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу. Данное полномочие, предоставленное прокурору п.13 ч.2 ст. 37 УПК РФ, не находит подтверждения в нормах, регламентирующих порядок прекращения уголовного дела (см. ст. 24 – 28, 213, 214 УПК РФ, Приложение № 135 к УПК РФ). В соответствии с этим порядком следователь (кроме случаев прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием) самостоятельно, собственным постановлением прекращает уголовное дело. Этому постановлению вовсе не требуется быть утвержденным прокурором. В случаях же прекращения уголовного дела по основаниям, установленным ст.ст. 25, 28 УПК РФ, требуется вовсе не утверждение постановления следователя прокурором, а получение согласия прокурора на прекращение уголовного дела, что не одно и то же;

19) прокурор также вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Такие полномочия должны быть прямо предусмотрены в конкретных статьях УПК РФ. К иным полномочиям, в частности, относятся:

1) уже упомянутое выше полномочие давать согласие на прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием (ст. ст. 25, 28 УПК РФ);

2) полномочие принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой или об изменении ее состава (ст. 163 УПК РФ);

3) полномочия, принадлежащие прокурору при принятии решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом: составлять новое обвинительное заключение (п. 1 ч. 1 ст. 221 УПК РФ); возвращать уголовное дело для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта (п. 3 ч.1 с. 221 УПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 226 УПКРФ); изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 221 УПК РФ, ч. 2 ст. 226 УПК РФ); дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения (п. 3 ч. 2 ст. 221 УПК РФ); отменить или изменить ранее избранную меру пресечения, а также избрать меру пресечения, если таковая не была избрана, кроме домашнего ареста или заключения под стражу (п. 2 ч. 2 ст. 221 УПК);

4) полномочия по соединению уголовных дел в одно производство (ч. 3 ст. 153 УПК РФ) и по выделению уголовных дел (ч. 3 ст. 154 УПК РФ);

5) полномочия, связанные с участием прокурора в судебном заседании в ходе осуществления досудебного производства - при решении вопросов об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста, получении разрешения суда на производство следственного действия, рассмотрении жалобы на действия (бездействие) или решения прокурора, следователя, дознавателя. В частности это: право участвовать в судебном заседании (ч. 4 ст.108 УПК РФ, ч.3 ст. 125 УПК РФ, ч.3 ст. 165 УПК РФ), право обосновывать ходатайство (ч. 4 ст.108 УПК РФ), выступить по поводу заявленной жалобы (ч.3 ст. 125 УПК РФ), право обжаловать судебное решение, принятое в ходе осуществления судебного контроля в досудебном производстве (ст.ст. 354, 355 УПК РФ).

Кроме того, дополнительные полномочия прокурора предусмотрены также в разделе XVII УПК, устанавливающем особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

В судебных стадиях уголовного процесса прокурор выполняет функцию стороны обвинения, соответственно ему предоставляются все полномочия стороны. Закон не содержит исчерпывающего (или даже примерного) перечня правомочий прокурора в судебном производстве по уголовному делу (за исключением перечня прав государственного обвинителя на стадии судебного разбирательства). В ч. 4 ст. 37 УПК РФ зафиксировано лишь общее положение: «В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность…». В то же время, применительно к другим участникам уголовного процесса, выступающим в судебном разбирательстве на стороне обвинения или на стороне защиты, законодатель сделал попытку дать подробный, хотя и не исчерпывающий список их прав в судебных стадиях (см., например, п.п. 14 – 20, 22 ч.2 ст. 42 УПК РФ, п.п. 16 – 21 ч. 4 ст. 47 УПК РФ и т.д.). Следует, по видимому, исходить из общего правила, закрепленного в ч.4 ст. 15 УПК РФ, в соответствии с которым стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Соответственно, прокурору (государственному обвинителю) в судебном производстве принадлежат, как минимум, все те же права, которые предоставлены другим участникам, действующим на стороне защиты и стороне обвинения. Указания на конкретные такие права имеются в отдельных нормах УПК РФ, регламентирующих порядок осуществления деятельности на судебных стадиях уголовного процесса. Так, на основании ст. 229 УПК РФ, государственный обвинитель вправе заявить ходатайство о проведении предварительного слушания. В соответствии с ч. 3 ст. 235 УПК РФ, он вправе возражать против исключения доказательства и для обоснования своей позиции ходатайствовать о допросе свидетеля и приобщении к уголовному делу новых документов. В соответствии с ч.4 ст. 354 УПК РФ, государственному обвинителю (прокурору) принадлежит право обжалования судебного решения, не вступившего в законную силу.

Перечень же прав государственного обвинителя в судебном разбирательстве по уголовному делу содержится в ст. 246 УПК РФ.

Одновременно, следует отметить, что права государственного обвинителя и в судебных стадиях не идентичны правам, предоставленным здесь участникам, действующим на стороне защиты. Это неизбежно и продиктовано объективно существующей необходимостью предоставления различных прав стороне защиты и стороне обвинения, имеющим различные процессуальные интересы. Так, в соответствии с ч.5 ст. 37 УПК РФ, прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования. Такой отказ прокурора от обвинения должен в соответствии с законом повлечь за собой прекращение уголовного дела (ч.1 ст.239 и ч.7 ст. 246 УПК РФ).[58] В то же время, правомочия государственного обвинителя в судебных стадиях шире и прав потерпевшего, который, в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 42 УПК РФ также вправе поддерживать обвинение. Однако потерпевший не может самостоятельно поддерживать обвинение в суде в ситуации, когда от него отказался государственный обвинитель, хотя имеет право обжаловать вынесенное судом постановление о прекращении уголовного дела по этому основанию.

Вопрос о том, кого считать прокурором, как участником процесса со стороны обвинения, решен в новом УПК РФ не вполне определенно.

В соответствии с ч. 6 ст. 37 УПК РФ полномочия прокурора, предусмотренные этой статьей (т.е. те, что были рассмотрены выше), осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Однако п. 31 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что «прокурор – Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве» и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Однако такое определение включает в понятие «прокурор» и лиц, занимающих должности помощников прокурора.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК РФ, государственное обвинение поддерживает прокурор (кроме тех случаев, когда предварительное расследование проведено в форме дознания). Одновременно, п.6 ст.5 УПК РФ, государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (т.е. в том числе и помощник прокурора), а по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, также дознаватель либо следователь.

Следует ли отсюда, что помощники прокурора наделены теми же полномочиями, что и сами прокуроры или их заместители? Очевидно, что нет.

Действительно, помощники прокурора наделены в досудебном производстве, например, правами принимать заявления и иные сообщения о преступлении и проводить по ним проверку в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. В суде помощники прокурора поддерживают государственное обвинение. В то же время, помощник прокурора не вправе давать согласие на возбуждение уголовного дела, отменять незаконное и необоснованное постановление следователя, передавать дело от одного следователя другому и осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору в досудебном производстве.

Следователь

Часть 1 ст. 38 УПК РФ устанавливает, что «следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу».

Вместе с тем п. 41 ст. 5 УПК РФ определяет, что «следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

К иным, т.е. не связанным с производством предварительного следствия, относятся полномочия:

1) по возбуждению уголовного дела (с согласия прокурора);

2) по производству дознания;

3) по поддержанию государственного обвинения в суде.

В отличие от дознавателя, которым может быть в принципе любое должностное лицо, когда ему поручено производство дознания по конкретному делу, следователь одновременно является и должностным лицом, и органом предварительного расследования. Однако участником процесса со стороны обвинения по конкретному уголовному делу следователь становится лишь после того, как он принял дело к своему производству.

Полномочия следователя не вправе выполнять (осуществлять) стажеры, «помощники» следователя и тому подобные должностные лица, ни тем более представители общественности (общественные помощники следователя или прокурора). Органом предварительного следствия является только следователь и никакие иные лица.

После принятия дела к своему производству конкретным следователем, никакой другой следователь не вправе производить по нему следственные действия. Не вправе также без поручения следователя производить процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия также и дознаватели или должностные лица органов дознания. В УПК предусмотрено лишь одно исключение: в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Полномочия следователя при производстве предварительного следствия определяются ст. 38 УПК РФ.

Следователь уполномочен:

1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу дознания в случаях и в порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. К оперативно-розыскным мероприятиям ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относит контролируемую поставку, проверочную закупку, контроль корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент и ряд других. Предоставление следователю результатов оперативно-розыскной деятельности осуществляется на основании требований УПК РФ (ч. 4 ст.21), Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и в соответствии с межведомственной Инструкцией «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной совместным приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПК, ГТК, СВР России от 13 мая 1998 г. (приказ МВД России № 336). Письменные поручения следователя направляются руководителю органа дознания, который поручает их исполнение подчиненным сотрудникам. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок, не позднее 10 суток (ч. 1 ст. 152 УПК РФ);

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Таких полномочий следователя, прямо предусмотренных той или иной уголовно-процессуальной нормой, в УПК РФ множество. К их числу относятся, в частности, следующие:

1) собирать, проверять и оценивать доказательства (ст.ст. 86-88 УПК РФ);

2) признавать доказательства недопустимыми (ч. 2 ст. 88 УПК РФ);

3) вызывать граждан для допроса в качестве свидетелей (ст. 87 УПК РФ);

4) задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ);

5) освобождать задержанного подозреваемого, если подозрение не подтвердилось, либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, либо задержание было произведено с нарушением закона (ч. 1 ст. 94 УПК РФ);

6) отбирать у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего обязательство о явке (ч. 2 ст. 111 УПК РФ);

7) принимать решение о принудительном приводе подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего (ст. 113 УПК РФ);

8) привлекать для участия в производстве следственных действий переводчика, специалиста, понятых (ч. 5 ст. 164 УПК РФ);

9) разрешать отводы, заявленные в ходе досудебного производства переводчику, эксперту, специалисту, защитнику (ст.ст. 69-72 УПК РФ);

10) самостоятельно прекращать уголовные дела и уголовное преследование, в том числе и по реабилитирующим основаниям (ст.ст. 24-28, 212 - 214 УПК РФ);

11) выделять в отдельное производство уголовное дело или материалы уголовного дела (ст.ст. 154-155 УПК РФ);

12) отбирать подписку о неразглашении данных предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ);

13) принимать меры попечения об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ч.1 ст.160 УПК РФ);

14) вносить представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона;

15) требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов (ч.1 ст.144 УПК РФ);

16) в ходе проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, требовать от редакции, главного редактора средства массовой информации передачи документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

17) В отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, УПК РФ прямо не закрепил за следователем права истребовать от любых учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц, граждан любые документы и предметы, имеющие значение для дела. Однако представляется возможным сделать вывод о том, что это позволяет ему делать ч. 4 ст. 21 УПК РФ, согласно которой требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Поскольку в полномочия следователя законодатель включил собирание доказательств, то и требования и запросы, направленные на реализацию данного полномочия следователя, будут являться правомочными и обязательными для тех лиц, к которым они обращены. Конечно, при этом следователь обязан строго придерживаться тех ограничений на истребование и представление информации, которые установлены отдельными законами РФ в целях охраны права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Так, например, в соответствии со ст. 26 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия только по делам, находящимся в их производстве и при наличии согласия прокурора.

При производстве конкретных следственных и процессуальных действий следователь наделен также и другими полномочиями.

Таким образом, следователь наделен законом достаточно широкими полномочиями, которые, казалось бы, должны обеспечить наличие у него возможности самостоятельно направлять расследование.

Однако в то же время, следователь обязан выполнять письменные указания начальника следственного отдела и надзирающего прокурора о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и п.2 ч.3 ст. 39 УПК РФ). Такие письменные указания следователь вправе обжаловать соответственно прокурору или вышестоящему прокурору. Однако по общему правилу, обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. До принятия решения по жалобе следователя прокурором или вышестоящим прокурором следователь не обязан выполнять лишь следующие указания:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) о квалификации преступления;

3) об объеме обвинения;

4) о мере пресечения;

5) о передаче уголовного дела другому следователю;

6) отказ прокурора в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий либо указание начальника следственного отдела, касающееся производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

7) указания прокурора о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

8) указания прокурора об отводе следователя или отстранении его от дельнейшего ведения следствия.

В этих случаях прокурор, получив от следователя письменные возражения относительно полученных им указаний и материалы уголовного дела, может или отменить указание начальника следственного отдела или нижестоящего прокурора или поручить производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.

Наши рекомендации