Ударно-клавишные инструменты
К современным клавишным инструментам относятся рояль, пианино, клавикорд. На этих инструментах во время игры можно изменять силу звука в больших пределах - от самого тихого (пиано) до громкого (форте). Вот почему инструменты данной группы имеют общее название - фортепиано. В ударноклавишных инструментах звук извлекается ударом молоточка по струнам. Молоточки приводятся в действие посредством клавиш (отсюда название — ударно-клавишные).
Основными конструктивными узлами пианино являются: рама, резонансная дека, струны, клавишный и педальный механизмы и корпус.
Резонансная дека представляет собой щит, склеенный из дощечек резонансной ели. Дека предназначена для усиления звучания пианино и для придания звуку определенного тембра. Дека воспринимает колебания струн через штеги (порожки).
Рама принимает на себя основную нагрузку, вызываемую натяжением струн, поэтому она отливается из чугуна. В верхней ее части крепится вирбельбанк - доска с колками для натяжения струн. Нижние концы струн крепятся к металлическим штифтам, вставленным в раму.
Клавиатура состоит из 85-88 клавиш, разделенных на октавы. Клавиши приводят в действие молоточки, наносящие удары по струнам.
Педальный механизм служит для управления силой и продолжительностью звучания струн.
Корпус пианино прямоугольной формы изготовляют из древесины березы, ели, ольхи, полируют или фанеруют ценными породами древесины.
Рояль имеет такую же конструкцию, как и пианино, но в отличие от него корпус со струнами, резонансной декой и механизмами расположен горизонтально и имеет крыловидную форму.
Пианинопо высоте корпуса подразделяются на нормальные, или кабинетные (1,2-1,4 м), малогабаритные (1—1,2 м) и мини-пианино (0,8-0,9 м). В зависимости от отделки пианино могут быть повышенного и высшего качества.
Рояли в зависимости от длины корпуса, громкости и диапазона звучания бывают концертные (2,5-3 м), салонные (1,9-2,4 м), кабинетные(1,5-1,8 м) и малогабаритные («миньон») (1,2-1,4 м).
Клавикорд (от лат. clavis - ключ) – небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент один из предшественников фортепиано.Звук на клавикорде извлекаетсяпри помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангенотов. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и Л. ван Бетховен.
Качество инструментов должно соответствовать требованиям нормативных документов, чертежей и утвержденным образцам.
Проверка качества инструментов и определение их соответствия требованиям технической документации производится по следующим основным показателям:
- внешняя отделка;
- действие клавишного и педального механизмов;
- музыкально-акустические свойства;
- игровые свойства.
Наружные детали корпуса должны быть тщательно отполированы. Трещины, вмятины, сколы, пятна, царапины, коробления не допускаются. Съемные детали должны легко сниматься и устанавливаться; зазоры между стенками корпуса и торцами крышки, рам недолжны превышать 2 мм. Клеевые соединения должны быть плотными и прочными, лаковое покрытие должно быть равномерным. Не допускаются потеки клея, матовые пятна, трещины, зазоры.
Клавиши должны быть подняты на одинаковую высоту, глубина опускания их у переднего торца – 10 -11 мм.
После транспортировки и длительного хранения необходимо проводить тщательный контроль и осмотр каждого инструмента.
Язычковые музыкальные инструменты
Свое название эти инструменты получили из-за того, что звук у них образуется благодаря колебаниям упругих стальных язычков. К язычковым инструментам относятся гармони всех видов, баяны и аккордеоны. Все эти инструменты имеют одинаковые основные узлы: корпус, гриф, клавишный механизм.
Корпус состоит из правой и левой коробок и меха. Внутри каждой коробки имеется фанерная перегородка (дека) с отверстиями для прохода воздуха при растяжении мехов. С наружной стороны деки все отверстия закрываются клапанами, а с внутренней стороны на деке перед отверстиями закреплены планки с голосовыми язычками и резонаторы.
К правой коробке прикреплен гриф с кнопками или клавишами. Клавишный механизм состоит из системы металлических рычагов, соединяющих клавиши с клапанами на деке, которые открывают доступ воздуха при растяжении мехов к голосовым язычкам. Высота звука зависит от размера язычка, который открывает клапан. Корпус изготовляют из березы и облицовывают галантерейным целлулоидом.
В зависимости от количества одновременно звучащих язычков инструменты подразделяются на одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше голосов, тем громче (голосистее) звучание инструмента.
Мех служит для создания давления воздуха, изготовляется из картона, оклеивается ситцем, бязью или дерматином. Углы для прочности оклеивают кожей и окантовывают металлическими пластинами.
По виду используемого звукоряда выделяют две группы язычковых инструментов: диатонические с диатоническим звукорядом (гармони - тульские, саратовские и т. д.) и хроматические - с хроматическим звукорядом (аккордеоны и баяны).
Регистровые переключатели предназначены для изменения тембра звучания инструмента.
Отличительной особенностью тембра аккордеонов является то, что его голоса настроены в «разлив» - серебристый вибрирующий звук, по которому узнается звучание аккордеона.
Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода: на первом месте буква, обозначающая соответственно А - аккордеон, Б - баян, Г- гармонь; на втором месте - количество кнопок (клавишей) на грифе (правой клавиатуре), на третьем месте - количество кнопок в левой клавиатуре; на четвертом - количество одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши; на пятом - дробь: в числителе количество переключателей регистров на грифе, в знаменателе - в левой клавиатуре.
Например, шифр А 41x120-111-7/2 Тула означает: аккордеон Тула, 41 клавиша на правой клавиатуре, 120 кнопок - на левой, инструмент трехголосый, имеет семь переключателей регистров в мелодии и два - на басах.
Гармони относятся к музыкальным инструментам с диатоническим звукорядом.
Диатонические гармони подразделяются на два основных типа «хромки», которые при сжиме и разжиме меха, при нажатой клавише, издают звуки одной и той же высоты и «венки», которые при сжиме и разжиме издают звуки разные по высоте. Различают гармони одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше звучит одновременно язычков, тем громче звучание.
Баяны в отличие от гармоней имеют в мелодии хроматический звукоряд с количеством клавиш на грифе не менее 37. По конструкции левой клавиатуры они могут быть с готовыми, выборными и с готово выборными аккордами (ГТВ).
В клавиатуре с готовым аккомпанементом кнопки первых двух рядов дают звуки отдельных басов, остальные ряды - готовые аккорды.
У выборных баянов каждая кнопка левой клавиатуры извлекает один звук. Последние обладают большими игровыми возможностями и предназначаются для музыкантов высшей квалификации.
Изготовляют также баяны, комбинированные с готовым и выборным аккомпанементом. В этом случае переключение отдельных звуков на готовые аккорды производится с помощью регистров левой клавиатуры. Баяны часто используются для сольного исполнения, для сопровождения вокала и хора. В отличие от аккордеонов имеют строгое, лаконичное оформление.
Аккордеоны предназначены для эстрадного исполнения, поэтому в их отделке широко используются цветной галантерейный целлулоид, хром, никель, яркие фирменные обозначения, дополнительные ложные клавиши и т. д.
В отличие от баянов, которые имеют прямоугольную форму корпуса, аккордеоны имеют плавные переходы от грифа к корпусу, более удобную для игры стоя, прилегающую форму, клавиатура для правой руки у них чаще рояльного типа. Из-за больших размеров клавиш музыкальный диапазон правой клавиатуры у аккордеонов ограничен. Поэтому в аккордеонах для профессионалов делают правую клавиатуру не с клавишами, а с кнопками. Особенностью аккордеонов является своеобразная «вразлив» настройка голосовых язычков, это придает звучанию инструмента своеобразный джазовый оттенок. Аккордеоны всегда имеют несколько регистров, которые могут включаться в различных вариантах.
Проверку качество язычковых инструментов проводят по внешнему виду и действию механизмов.
Качество отделки поверхностей корпуса, грифа, стенок, меха, фурнитуры и других деталей проверяют визуальным осмотром, сравнивая с образцом-эталоном.
На поверхности инструмента не должно быть сколов, царапин, пятин, пузырей, вмятин. Трещин, коррозии, следов клея. Внутренние деревянные детали могут быть покрыты светлым лаком.
Действие механизмов – клавиатурных и переключения регистров – проверяют, проигрывая на инструменте весь звуковой диапазон. Натяжение пружин клавиш и толкателей измеряют динамометром или гирей, сила натяжения пружин для каждого вида инструмента приводится в технической документации.
Механизмы должны иметь плавный легкий ход; клавиши и пуговицы на грифе, кнопки на левом полукорпусе были расположены в одной плоскости и на одном уровне; цвет и размеры пуговиц и кнопок для одного инструмента должны быть одинаковыми, а клапаны на деке расположены симметрично и плотно прикрывать отверстия.
Духовые музыкальные инструменты
К группе духовых относят такие музыкальные инструменты, у которых звук извлекается путем вдувания в инструмент струи воздуха. При этом воздушный столб в канале начинает совершать колебательные движения, а сам корпус выполняет функцию резонатора. Чем длиннее и шире труба, тем реже звуковые колебания, тем ниже звучание, и наоборот, чем короче канал ствола, тем чаще звуковые колебания, тем выше звук.
Высоту тона можно изменить с помощью вентильного механизма (саксгорны), изменением длины канала ствола (тромбоны), а также при помощи боковых отверстий в стенках трубы, которые можно открывать и закрывать пальцами (флейты, кларнеты).
В зависимости от способа возбуждения столба воздуха, заключенного в инструменте, различают амбушюрные, язычковые, лабиальныеинструменты.
Амбушюрные инструменты. В амбушюрных инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в канал ствола инструмента через плотно прижатые к раструбу мундштука (амбушюра) губы.
Все амбушюрные духовые инструменты представляют собой металлическую трубу конической формы, переходящую в конце в раструб. Для удобства пользования трубы сгибают в несколько оборотов (в виде петли, круга и др.).
Амбушюрные инструменты подразделяют на инструменты с вентильным механизмом, безвентильные (сигнальные) и цуговые (с выдвижным коленом).
Вентильный механизм позволяет извлекать все звуки хроматической гаммы путем увеличения длины канала инструмента за счет подключения к основному стволу коротких трубок различной длины, так называемых крон.
Различают два типа вентильных механизмов: с продольным движением поршня - помповые и с вращающимся поршнем – цилиндрические.
При нажиме на клавишу, клапан подключает в основной канал определенный крон, в результате чего увеличивается длина воздушного столба и вместе с тем понижается высота звучания инструмента.
Амбушюрные духовые инструменты с вентильным механизмомклассифицируют по подгруппам: саксгорны, трубы, валторны и тромбоны.
К подгруппе саксгорнов относятся: корнет, альт, тенор, баритон и бас.
Это одинаковые по форме, но разные по размерам инструменты. Баритоны и басы используются только для аккомпанемента. Различают басы двух видов: бас-геликон для походных духовых оркестров и бас-туба для симфонических оркестров.
Трубы в отличие от саксгорнов имеют в основном цилиндрическое сечение, а корпус более резкие изгибы. Труба обладает большой громкостью звучания и своеобразным тем бром, часто используется для исполнения соло.
Валторны имеют корпус, свернутый в правильный круг в три оборота и заканчивающийся широким раструбом. Это один из наиболее выразительных духовых инструментов, имеющий мягкий и красивый тембр, напоминающий звук лесного охотничьего рога.
Альт – петлеобразная труба, свернутая в два оборота. Имеет трехвентильноую цилиндрическую или помповую голосовую машинку. Изготавливается в тоне ми-бемоль.
Безвентильные сигнальные инструменты предназначены главным образом для подачи различных сигналов. К этим инструментам относятся горн, фанфара, пехотный рожок, охотничий рог.
Цуговые амбушюрные инструменты - тромбоны - имеют выдвижную кулису или цуг. Звуки различной высоты получают перемещением кулисы, тем самым изменяя длину трубы.
Язычковые духовые инструменты (лингвальные). Звук в язычковых духовых инструментах образуется за счет колебаний тонкой упругой пластинки (трости, язычка) при вдувании в канал струи воздуха. При этом колебания язычка вызывают колебания воздушного столба внутри инструмента.
На корпусе язычковых инструментов расположены звуковые отверстия и клапанно-рычажный механизм, служащий для регулирования высоты извлекаемых звуков. При открывании и закрывании отверстия на корпусе изменяется длина воздушного столба, вместе с этим изменяется и высота звука.
Кларнет состоит из трубки, мундштука и небольшого раструба. Трубка кларнета имеет до 26 боковых отверстий, которые закрываются рычажно-клапанным механизмом. К мундштуку кларнета прикрепляется шелковыми нитями или кольцами язычок из тростника. Кларнет исполняет роль ведущего инструмента в группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра, а также для сольного исполнения в эстрадных и духовых оркестрах. Кларнети изготавливают из гренадильной, эбеновой древесины или пластмассы.
Гобой по форме напоминает кларнет, но отличается от него наличием эсика с двойным язычком и слабо выраженным раструбом.
Английский рожок отличается от гобоя яйцеобразной формой раструба.
Фагот является одним из самых низких по регистру звучания инструментом симфонического оркестра. Имеет приспособление для установки на пол. Фагот изготавливают из клена. Клапанно-рычажный механизм изготавливают из мельхиора. Состоит он из четырех частей: нижнего, малого, большого колена и раструба.
Разновидностью фагота является контрфагот, который вдвое больше него по величине.
Саксофон - инструмент с металлическим корпусом в виде короткой, но широкой конусообразной трубы, изогнутой в форме курительной трубки. Мундштуки у них такие же, как и у кларнета. Клапанно-рычажный механизм с перламутровыми или целлулоидными вкладышами на клапан. Трость однолепестковая, укрепляется на клюве мундштука. Съемными частями саксофона являются эска и мундштук.
Саксофоны используются как солирующие инструменты в составе эстрадных, духовых оркестров и ансамблей.
Лабиальные духовые инструменты
Лабиальными называются инструменты, при игре на которых струя воздуха из губ музыканта продувается под углом к боковому отверстию — лабиуму.
К этим инструментам относится флейта, которая представляет собой трубку цилиндрической формы, закрытую пробкой с одной стороны. На поверхности трубки со стороны закрытого конца имеется боковое отверстие — лабиум. По всей длине трубки расположены звуковые отверстия, которые закрываются клапанами.
Флейты бывают открытые с обоих концов, или простые. Закрытые флейты звучат на октаву ниже, чем открытые, той же длины. Существуют также свистковые флейты(сопилка, сопель) снабжённые особым приспособлением - так называемым свистковым устройством. Трубка снабжена у них клювообразным наконечником с деревянной пробкой. Она закрывает канал ствола, оставляя узкую щель, которая точно направляет струю воздуха на грань специального поперечного среза ствола.
Изготавливают флейты из из древесины твердолиственных пород, латуни, нейзильбера, пластических масс и серебряных сплавов.
Для комплектации духовых инструментов в торговлю поступают следующие принадлежности:
- для амбушюрных – сурдины, мундштуки всех видов, футляры и чехлы;
- для лабиальных – подушки клапанно-рычажного механизма, футляры;
- для лингвальных – трости одинарные и двойные, подушки клапанно-рычажных механизмов всех видов инструментов, мундштуки кларнетов и саксофонов, ремни, протирки, сурдины и футляры.
Духовые музыкальные инструменты выпускаются предприятиями в определенной тональности. Однако музыкантам, играющим в составе оркестра, часто приходится несколько подстраивать свои инструменты.
Амбушюрные инструменты подстраивают, вдвигая или выдвигая кроны, лабиальные - с помощью пробки, расположенной в головке, а лингвальные - заменяя следующий после мундштука бочонок или выдвигая его. Сущность подстройки заключается в увеличении или уменьшении длины воздушного столба; в первом случае тон будет понижаться, во втором - повышаться.
Строй гобоя изменить невозможно, так как трость его крепится непосредственно к отверстию колена, поэтому в оркестрах, где есть гобой, его используют в качестве камертона.
При приемке духовых инструментов проверяют, тщательно ли зачищены швы, хорошо ли отполирована, никелирована или посеребрена поверхность корпуса. Острые кромки, заусенцы, непропайки, вмятины не допускаются.
Корпус деревянных духовых инструментов должен быть отлакирован, трещины, пятна, отслоения не допускаются.
Действие рычажно-клавишного и вентильного механизмов проверяют проигрыванием. Детали клавиатуры должны иметь никелевое или серебряное покрытие, подушки клапанов — равномерно выступать из чашечек и обеспечивать герметичность инструментов. Движение клавиш должно быть плавным, бесшумным. Западание клавиш не допускается.
Необходимо, чтобы детали цилиндрических и помповых вентильных механизмов были отполированы, движения вентилей в стаканах были плавными, бесшумными и обеспечивали совпадение голосовых отверстий; западание и утечка воздуха не допускается.
Музыкально-акустические свойства проверяют, проигрывая инструмент по всему звуковому диапазону. Все инструменты, за исключением безвентентильных, должны иметь 12-ступенный равномерно-темперированный строй, мундштучные безвентильные инструменты - 7-ступенный натуральный строй. Правильность строя устанавливают с помощью камертона ля или по инструментам, имеющим темперированный строй.
Ударные инструменты
Ударные музыкальные инструменты - это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.
По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:
- пластинчатые - в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);
- перепончатые - в них звучит натянутая перепонка - мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;
- самозвучащие— в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы).
Ксилофоны представляют собой набор (12- 36 шт.) различной длины деревянных (из клена, ореха, палисандра) брусочков - пластин, настроенных на опредленный тон и уложенных на специальные жгуты. Звук извлекается с помощью пары деревянных молоточков.
Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовляют из металла.
Маримбафоны по устройству аналогичны металлофонам, только под каждой пластиной устанавливают резонаторную трубку, настроенную на данный тон.
Вибрафоны сходны с маримбафонами. В верхней части резонаторных трубок укреплены на общей оси заглушки, приводящиеся в движение электродвигателем. Вращение заглушек над резонаторными камерами придает инструменту вибрирующий звук.
Колокола - набор свободно висящих металлических трубок различной длины, составляющих 12 полутонов. Звук извлекается с помощью молотка.
Литавры представляют собой медный корпус в форме котла с натянутой кожей. Устанавливаются на подставке-треножнике. Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наибольшее распространение получили педальные, так как специальный механизм позволяет, не прерывая игры, одним нажатием на педаль перестроить инструмент на нужную тональность.
Барабаны различают малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, пионерский, представляет собой металлический или фанерный корпус, окрашенный лаком или отделанный художественным целлулоидом, на котором с двух сторон с помощью специальных винтов натянута перепонка из телячьей кожи или пластика.
У бонгов, бубнов и тамбуринов перепонку натягивают с одной стороны. На обечайках бубнов и тамбуринов укрепляют по нескольку пар тарелочек для шумовых эффектов.
Тарелки выпускают нескольких видов: оркестровые, Гонг и Чарльстон; изготовляют их из латуни или специальных сплавов.
Треугольники (трензеля) — изогнутые в форме треугольника стальные прутки круглого сечения, подвешиваемые одним концом на шнурок; звук извлекается ударом металлической палочки.
Маракасы представляют собой круглой Формы шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла. Снаружи шары красочно оформлены. Для удобства игры имеется ручка.
Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.
Кастаньеты — театральные, одинарные и парные; изготавливают их из древесины твердолиственных пород.
Из отдельных инструментов комплектуют ударные установки.
К принадлежностям для ударных инструментов относят: палочки барабанные и литавровые, колотушки для оркестрового барабана, механические колотушки педальные для эстрадного барабана, подставки под тарелки, подставки под бонги, ключи, ромми, футляры, перепонки.
Контроль качества ударных инструментов. Контролю подвергают внешнюю отделку, действие натяжных устройств и акустические свойства ударных инструментов.
Наружные поверхности деревянных деталей должны быть покрыты лаком, облицованы целлулоидом или другими декоративными пластиками, металлические детали - никелированы или полированы. Раковины, трещины, вмятины, заусенцы и следы коррозии не допускаются.
Перепонка должна быть плотно и равномерно заправлена на подобручнике.
Шарнирные соединения и натяжные устройства, а также механизмы для перемещения деталей должны работать плавно и бесшумно; перекосы и заедания не допускаются.
Комплектность ударных инструментов должна соответствовать техническим условиям: состав предметов, входящих в комплект, должен быть согласован между поставщиком и потребителем.
Проверка акустических свойств ударных инструментов производится проигрыванием.
Электрические музыкальные инструменты
Современная музыка тесно связана с техникой и всегда находится в прямой зависимости от ее совершенства. Вместе с развитием элементной базы радиотехники совершенствовались электромузыкальные инструменты (ЭМИ). Вначале это были инструменты на радиолампах (терменвокс, виолена, эмиритон). Вместе с полупроводниковыми элементами появились малогабаритные электроорганы. Микропроцессорная техника вызвала к жизни электронные синтезаторы и миди-клавиатуры.
Популярность электроинструментов объясняется их своеобразным тембром. Они могут имитировать звучание почти всех известных инструментов или издавать совершенно оригинальные (волшебные, космические) звуки, непохожие на естественные и неотличимые от природных. ЭМИ характеризуются максимальным музыкальным диапазоном и громкостью звучания.
В современных ЭМИ многие музыкальные приемы, например аккомпанемент, автоматизированы, что дает музыканту возможность больше заниматься во время исполнения творческой работой, импровизацией.
Электромузыкальными называют инструменты, в которых электрическая энергия используется для преобразования, синтеза и усиления звуковых сигналов. По способу звукообразования электромузыкальные инструменты подразделяют на два вида: адаптеризованные и электронные.
Адаптеризованные музыкальные инструменты.
Адаптеризованными называют инструменты, имеющие адаптер (звукосниматель), с помощью которого механические колебания (струны, язычка и др.) преобразуются в электрические колебания, затем усиливаются усилителем п вой частоты и преобразуются в звук с помощью акуон .» ких систем.
Электрогитары, в зависимости от конструкции подразделяют на акустические, полуакустические и неакустические.
Акустическиеэлектрогитары - это обычные гитары, имеющие резонирующий корпус и один или несколько звукоснимателей.
Полуакустические электрогитары имеют верхнюю деку из обычной фанеры и узкие обечайки. Такие гитары без звукоснимателя не имеют полноценного звучания. Они используются для разучивания мелодий и различных приемов исполнения.
Неакустические гитары не имеют резонансных дек. Они изготовляются из целой доски. Без звукоснимателя, усилителя и акустических систем эти инструменты не звучат. Неакустические гитары в зависимости от выполняемой функции подразделяют на соло-, ритм- и бас- гитары.
Гитара «бас» выполняет функцию акустического контрабаса, имеет длинный гриф с четырьмя струнами. Гитары «Соло» и «Ритм» имеют по шесть струн.
На ритм-гитаре устанавливают только один звукосниматель; на ней нет также валика с рычагом для создания эффекта «вибрато».
Электронные музыкальные инструменты
Электронными называют инструменты, в которых электрические колебания звуковых частот возбуждаются специальными генераторами, усиливаются усилителем звуковой частоты и преобразуются в звук акустическими системами. К ним относятся электроорганы и синтезаторы.
По музыкально-игровым признакам генераторные электромузыкальные инструменты подразделяются на одноголосые (мелодические) и многоголосые (полифонические) или электроорганы.
Одноголосые ЭМИ позволяют вести только мелодию без аккомпанимента, так как для звуковоспроизведения используется один генератор электрических колебаний. Они хорошо имитируют звучание смычковых и духовых инструментов.
Электроорганы имеют не менее 12 генераторов звуковых колебаний (по одному на каждый звук октавы), поэтому позволяют брать аккорды, исполнять не только мелодию, но и аккомпанемент, оперировать различными тембровыми характеристиками и получать оригинальные музыкальные эффекты. Музыкальный диапазон ЭМИ может достигать 8 октав и выше.
Синтезаторы. В 60-е гг. XIX в. немецкий ученый, основоположник музыкальной акустики, Г. Гельмгольц впервые провел исследования по синтезу звука. Он на примере с .12 камертонами определил, что музыкальный звук любого тембра и высоты может быть представлен, как некий набор чистых тонов, т. е. показал возможность синтезировать звуки. Исключая из общего звучания один, два и больше камертонов, он каждый раз получал новый тембр. Синтезатор (его называют еще электронное пианино) безгранично расширил возможности составления звуков. Он позволяет подбирать не только количество и состав обертонов в звуке, но и плавно регулировать силу каждого из них.
Различие между электроорганами и синтезаторами заключается в том, что в основе электрооргана лежит принцип возбуждения звуковых колебаний с помощью генераторов, а в основе синтезаторов - синтез колебаний из готовых образцов, семплов (от англ, sample - образец) звучания разных инструментов (гитары, скрипки) или природных звуков (плеск волн, завывание пурги). При воспроизведении таких звуков слышится звучание реальных инструментов с характерным для него тембром на всех ступенях высоты и громкости. С пульта управления синтезатора можно включать звучание одного или сразу нескольких музыкальных инструментов, добавлять к ним различные звуковые эффекты, регулировать уровни громкости каждого из них, включать автоматический аккомпанемент на разных ударных инструментах.
И электроорганы, и синтезаторы комплектуются усилителями сигналов звуковой частоты и колонками.
Миди-клавиатуры. В последнее время вместо дорогих синтезаторов все чаще стали использовать миди-клавиатуры для компьютеров, малогабаритные приставки рояльного типа, с помощью которых можно управлять так называемыми миди-файлами, хранящимися в памяти персонального компьютера. Миди-файл содержит оцифрованные образцы звучания (семплы) различных музыкальных инструментов, сведения об их тональности и возможных тембрах в общепринятом формате Midi (Musical Instrument Digital Interfase).
Наличие в компьютере мощного микропроцессора и винчестера с большим объемом памяти позволяет хранить сотни семплов, а наличие на звуковой карте миниатюрного синтезатора звука с интерфейсом Midi позволяет создавать звучание, не отличимое по качеству от реального звучания электроорганов и синтезаторов, а также шумы: шелест морской волны, дождь, ветер за окном, раскаты грома и т. д.
Миди-клавиатуры легче осваивать и ими легче управлять. Отсутствие звукогенератора, усилителя и колонок позволяет снизить цену на них в 3-5 раз по сравнению с синтезатором.
Маркировка музыкальных инструментов должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей». Место и метод нанесения маркировки определяется ГОСТом. Маркировка щипковых и смычковых музыкальных инструментов производится на бумажном фабричном ярлыке, который наклеивают внутри корпуса напротив резонаторного отверстия.
Упаковка. Подбор упаковочных материалов производится с учетом повышенной чувствительности инструментов к влаге, свету, механическим воздействиям, способности их окисляться на воздухе.
Перед упаковкой струнных музыкальных инструментов подставка должна быть опущена, натяжение струн и перепонки ударных инструментов с натяжным устройством должны быть ослаблены. После первичной упаковки некотор музыкальные инструменты (смычковые, язычковые, духовые) вкладывают в футляры.
Хранение. Музыкальные инструменты должны храниться в подсобных помещениях, на складах в первичной упаковке или футлярах. Нормальными условиями для хранения музыкальных инструментов считаются: температура от 12 до 28°С и относительная влажность воздуха — 50-60%. Помещения склада должны быть чистыми, сухими, иметь отопление и приточно-вытяжную вентиляцию. Музыкальные инструменты следует располагать на расстоянии не менее 1,5-2 м от отопительных приборов, окон, дверей, стен и оберегать от сквозняков.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое высота, громкость и тембр звука? От чего они зависят?
2. Что положено в основу классификации музыкальных инструментов?
3. Перечислите основные узлы и детали гитары и объясните, как они влияют на ее потребительные свойства.
4. Укажите конструктивные особенности смычковых инструментов?
5. Что представляет собой миди-клавиатура?
Лекция 23