Понятие и виды статистических индексов
Тема «Экономические индексы»
План
Понятие и виды статистических индексов
Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа
Агрегатные индексы
Средние индексы
Анализ динамики среднего уровня показателя
Факторный анализ
Понятие и виды статистических индексов
Каждый месяц Росстат в публикациях приводит большое количество разнообразнейших индексов, которые помогают лучше понять текущее состояние и развитие экономики страны. Индексы относятся к одним из самых распространенных видов статистических показателей. Наиболее известный и упоминаемый среди них ¾ индекс потребительских цен, являющийся индикатором изменения цен и уровня жизни населения. Даже неэкономист знает, что его значение, превышающее 100%, означает рост цен. Существует множество других статистических индексов, которые измеряют интенсивность изменения других важнейших социально-экономических явлений и процессов, например, объема ВВП, инвестиций в основной капитал, товарооборота, валютных курсов, уровней процентных ставок и т. д.
Общее определение индексов как статистических показателей можно сформулировать следующим образом.
Индексы ¾ это относительные величины, которые выражают соотношение уровней социально-экономических явлений и используются для решения таких задач, как:
¨ обобщающая характеристика изменения одноименного показателя по разнородной совокупности во времени (индексы динамики), в пространстве (территориальные индексы) или по сравнению с некоторым заданным уровнем (например, планируемым или нормативным ¾ индексы выполнения плана);
¨ анализ влияния отдельных факторов на изучаемое явление;
¨ оценка динамики среднего показателя по однородной совокупности, в том числе за счет изменений ее структуры.
Но не все относительные величины являются индексами. Отличительной чертой индексного метода является возможность проследить изменениенепосредственно несоизмеримых отдельных элементов сложного явленияв едином показателе. В качестве примера можно привести индекс потребительских цен, который в одной числовой характеристике представляет изменение цен на огромное множество товаров, предлагаемых покупателю. Другой пример: если предприятие выпускает несколько видов разнородной продукции, то нельзя получить общий объем выпуска прямым суммированием количества товаров по видам, и, следовательно, нельзя непосредственно с помощью простой относительной величины проследить общее изменение физического объема продукции. Индексный метод позволяет отдельные элементы сложного экономического явления привести к соизмеримому виду и дать единую характеристику изменения явления в целом, в данном случае ¾ изменения выпуска продукции.
Кроме характеристики интенсивности изменения самого явления, индексы могут выполнять и аналитическую функцию: на их основе определяют влияние различных факторов на развитие явления. Например, при формировании товарооборота можно проследить прирост его объема за счет индивидуальных изменений цен на товары и изменений в объеме продаж.
На основе индексов проводится оценка изменения средних показателей по однородной совокупности, например средней цены товара, продаваемого в разных регионах, в том числе за счет непосредственно роста уровня цен и за счет изменения структуры продаж.
Статистические индексы классифицируются по следующим направлениям (рис. 10.1):
¨ выбранной в знаменателе индекса базе сравнения;
¨ степени агрегирования (или охвата) явления;
¨ форме построения сводных индексов;
¨ характеру исследуемой величины;
¨ виду весов, выбранных в индексе;
¨ периоду сравнения.
Рис. 10.1. Классификация статистических индексов
Экономическое содержание выбранной базы сравнения позволяет провести деление всех индексов на динамические, территориальные и индексы сравнения с плановыми (нормативными) значениями показателей.
Последняя группа включает в себя индексы планового задания [показывают степень увеличения (снижения) показателя, предусмотренную планом], индексы выполнения плана (показывают соотношение между фактическим значением показателя и его плановым уровнем), индексы сравнения с нормативными значениями (например, индексы выполнения норм расходов материала).
По степени агрегирования, или охвата явления, индексы делятся на индивидуальные и сводные. Индивидуальный индекс характеризует изменение показателя у отдельной единицы совокупности (например, изменение цены на принтеры определенной марки). Сводный индекс выступает в качестве обобщенной характеристики изменения показателя в целом по всей совокупности разнородных единиц (изменение цен в целом на принтеры всех видов).
Сводные индексы, в свою очередь, делятся на общие и групповые (субиндексы). Общие показывают изменение сложного явления в целом в рамках исследуемой совокупности, групповые ¾ ее части. Например, если в качестве общего взять индекс потребительских цен, то субиндексом может являться индекс цен на продовольственные товары.