Хранение текстильных товаров
Текстильные материалы хранят в складских помещениях в упакованном виде. Складские помещения должны быть сухие, чистые, проветриваемые. Текстильные материалы следует защищать от попадания прямых солнечных лучей.
Температура храпения – 15-18°С, относительная влажность – 60-65 %. При повышенной температуре текстильные материалы высыхают, становятся малоэластичными и жесткими.
При относительной влажности воздуха более 70% текстильные материалы отсыревают и разрушаются в результате развития микроорганизмов.
При длительном воздействии прямых солнечных лучей текстильные материалы выцветают. Но, так как ультрафиолетовые лучи замедляют развитие многих микроорганизмов, в складские помещения, где хранят ткани, должен быть обеспечен доступ света.
Шерстяные материалы следует предохранять от моли противомолевыми средствами и периодически их просматривать.
Ковры и ковровые изделия
Ковровые изделия – это художественные текстильные изделия бытового или хозяйственного назначения.
Ковры – это текстильные многоцветные художественные изделия прямоугольной, овальной, круглой формы, с орнаментальным рисунком замкнутой композиции в центральном поле, обрамленном каймой. Ковры используются для украшения и утепления жилищ, для покрытия полов, стен, мебели, лошадей, мотоциклов, сидений автомобилей и др.
Классификация ковров и ковровых изделий осуществляется по следующим признакам:
1.По способу производства:
- машинного производства;
- ручного производства.
2.По характеру поверхности:
- ворсовые (с разрезным ворсом, с петельным ворсом);
- безворсовые;
- комбинированные.
3.По высоте ворса:
- низковорсовые (до 4 мм);
- средневорсовые (от 4 до 6 мм);
- высоковорсовые (от 6 до 10мм).
4.По составу сырья:
- шерстяные;
- полушерстяные;
- хлопчатобумажные;
- из химических волокон и др.
5.По характеру формирования рисунка:
- с тканым рисунком;
- с набивным рисунком.
6.По виду композиции:
- геометрические;
- растительные;
- тематические;
- пейзажные;
- портретные
7.По размеру: различные.
8.По виду:
- ковры;
- ковровая дорожка;
- напольное покрытие.
Выработка ручных художественных ковров известна с давних времен, о чем свидетельствуют памятники культуры. Возникло ручное ковроткачество в Китае, затем в Средней Азии. Большой популярностью пользуются иранские ручные ковры, которые занимают большую часть современного экспорта. Вырабатываются ручные ковры в Индии, Турции, Болгарии, Венгрии, из ручных ковров бывшего СССР высоким качеством отличаются туркменские ковры. Кроме того, ковры вырабатываются в Таджикистане, Азербайджане, Армении, Грузии, Украине, Молдавии, а также в Российской Федерации — дагестанские, курские, воронежские, тульские, тамбовские, тюменские и др.
Ручные ковры ткутся на простых ручных ковроткацких станках горизонтального и вертикального типов, могут быть ворсовые и безворсовые. Безворсовые ковры образуются одной системой нитей основы и утка, ворсовые имеют дополнительно ворсовые нити – они формируют рисунок ковра.
Для каркаса ковра используют:
- для основы – шерстяную, хлопчатобумажную, льняную и другую пряжу;
- для утка – шерстяную, хлопчатобумажную, шелковую пряжу.
Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи является шерсть овечья (грубая и полугрубая весенней стрижки), козья, верблюжья.
Шерстяное волокно должно быть грубым, упругим, устойчивым к сминанию, способным противостоять интенсивным нагрузкам, а также хорошо окрашиваться.
Ковры ручной работы делятся на три основных вида:
- метод ручного тафтинга;
- тканные вручную;
- узелковые или плетеные ковры;
Основной принцип ручного тафтинга– прошивка ворсовыми нитями тканой или нетканой основы.
Тафтинговые ковры изготавливаются с использованием «пистолета» - ручного инструмента, который используется для «втыкания» пучков нитей в растянутый на рамке холст основы, затем с задней части ковра прикрепляется еще одна основа. Эта основа предотвращает скольжение и царапание пола, а также увеличивает тепло- и шумоизоляцию ковра. Один выстрел пучка ниток из такой иглы-пистолета называется «тафт», от английского «tuft – пучок». Эта технология, за последние 10 лет получила очень широкое применение.
Эксклюзивность технологии ручного тафтинга обусловлена тем, что с ее помощью получают разнообразные типы ковров. Тафтинговый метод показана на рисунке 16.
Рисунок 16 – Тафтинговый метод изготовления ковров
Дизайн ковров рисуется на холсте, и работник, с помощью «пистолета» заполняет узор пряжей необходимого цвета. Когда дизайн ковра полностью заполнен ворсом, ковёр снимается с рамки и ткань из холста подклеивается к его обратной стороне. В процессе изготовления поверхность ковра представляет собой огромное количество петель.
Если петли ворсаразрезать или подстричь, получается ковер с разрезным ворсом. Если не разрезать, получается петлевой (петельный) ковер. Разрезной ворс менее прочен, чем петлевой. Но зато выглядит изящнее. Причем в одном ковре могут быть и петли, и разрезной ворс. Самым простым ковром является петлевой одноуровневый: все петли имеют одинаковую высоту и не разрезаны. Неразрезанные петли устойчивы к износу. Если сделать петли разной высоты, то получится петлевой многоуровневый ковер с рельефом.
Разделяют три типа тафтинговых ковров: «скульптурные» (с разной выстой ворса – от 12 до 45 мм., и художественной прострижкой), длинноворсные («Шагги») и петельные.
Кроме того, применяются комбинации, когда в одном ковре сочетаются разные технологии. Это дает богатые возможности выбора.
Создание тафтинговых ковров является достаточно трудоемким и длительным процессом. На изготовление одного изделия от подготовки основы до конечного производства уходит от 1 до 3 месяцев, но это того стоит. Если традиционные покрытия, машинной или ручной работы, отличаются своей стандартной формой, классической фактурой и однообразным цветом, то выполненные по технологии тафтинг обладают множеством преимуществ.
С помощью технологии ручного Тафтинга, при контурной выстрижке изделия, можно добиться высоты от 5 до 30 мм, что позволяет создавать любые объемные рисунки или надписи, создавая неповторимое украшение вашего дома или офиса. Такое уникальное произведение искусства будет приносить вам тепло и уют.
Для их изготовления могут использоваться как натуральные материалы, такие, как шерсть, хлопок и шелк, но также и синтетические: акрил, нейлон, вискоза. Иногда используются комбинации некоторых материалов (шерсть с шелком, шерсть с вискозой).
Тканые вручную. Тканые ковры – это плоские текстильные изделия, состоят из двух перекрещивающихся систем нитей: нитей основы (продольных) и уточных нитей (поперечных).
Тканый ковер не имеет ворса — это является отличительной особенностью ковров данного способа производства .
Используются разные названия плоских тканых ковров, которые зависят от происхождения, а также техники изготовления: сумах, палас, килим.
Тканые вручную ковры изготавливаются при помощи ткацкого станка. В этом случае основа и ворс плетутся одновременно, в результате чего ковёр получается чрезвычайно плотным. Такие ковры не имеют основы, рисунок повторяется по обеим сторонам ковра, процесс производства достаточно трудоемок и в зависимости от плотности изделия составляет от 1-3-х до 18 месяцев.
С помощью этого способа производства изготавливаются так же гобелены ручной работы.
Узелковый метод изготовления. Узелковые, или, как их еще называют – плетеные ковры.
Узелковые ковры– самые трудоемкие в производстве, но, при этом, и самые качественные и потрясающе красивые.
Ковер считается плетеным, если пряжа как бы внедрена в его тканевую основу посредством плетения узелков. Плетеные ковры обязательно имеют ворс и называются еще ворсовыми.
Процесс плетения осуществляется на раме, которую называют узловязальным станком. По своему виду он практически полностью соответствует традиционным ручным ткацким станкам простейшей конструкции.
На раму, туго и плотно, одна к другой, вертикально, натягиваются нити основы из шерсти, шелка или хлопка. При этом очень важным условием является сохранение на протяжении всего процесса плетения крепкого натяжения нитей основы, так как в противном случае заготовка приобретет волнистость и может топорщиться.
Затем, в начале плетения ковра, переплетаются несколько (до нескольких десятков) рядов поперечной уточной нити, после чего начинают плести узлы на нити основы. Узел охватывает, в основном, две нити. По окончанию узелкового ряда (еще встречаются название – узелковой линии) он фиксируется уточной нитью и прессуется. Заканчивается ворсовой ковер так же, как и начинался, ткаными рядами и бахромой, которая является нитями основы. При изготовлении ворсовых ковров ручной работы используются преимущественно два вида узлов: турецкий и персидский, которые охватывают две нити основы. Существуют также узлы, при которых плетение осуществляется вокруг двух пар нитей основы – так называемый «быстрый метод», называемый на востоке «джафтибафф».
На каждый узелок мастер тратит от двух до нескольких (5-7) секунд, завязывая за день от семи до четырнадцати тысяч узелков. Только через месяц такой работы начинает проявляться рисунок будущего ковра. Скорость плетения зависит от сложности узора, мастерства ткача, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество зависит от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем четче рисунок, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр.
Поскольку каждый узелок завязывается отдельно, обеспечивается возможность абсолютно индивидуального цветового оформления и выбора узора. Плетение осуществляется по памяти или по образцам (так называемые вагири, патроны и талимы ).
Так как вплетенные узелки всегда подтягиваются вниз, у восточных ковров уже на стадии их плетения возникает типичный наклон ворса, так называемый штрих. Он всегда обращен к начальной стороне плетения ковра. Таким образом, появляется возможность говорить о верхней и нижней, правой и левой сторонах узелкового ковра.
В целях экономии времени и материала, вязальщик распределяет один цвет за другим, узелок за узелком, по соответствующим позициям каждого ряда узелков. Также поступает он и с последующими цветами. Уже в процессе плетения вязальщик подрезает ворсовые нити примерно на уровне намеченной высоты ворса. После изготовления каждого ряда узелков он прокладывает в поперечном направлении одну или несколько уточных нитей. После этого производится интенсивный удар тяжелым гребневидным инструментом, которой воздействует на уже сплетенный участок в целях уплотнения ворса. В заключение, весь ворс, вручную, подстригается до уровня его окончательной высоты. При этом действует следующее правило: чем тоньше узелки, тем ниже необходимо подрезать ворс. Если он будет чрезмерно высоким, это может привести к наклону ворса, и узор окажется расплывчатым. Некоторые ковры, в частности, китайские – подрезаются с формированием рельефа (рельефная прострижка ), это позволяет пластично подчеркнуть узор.
Структура узелкового ковра показана на рисунке 17.
Рисунок 17 – Структура узелкового ковра
Основа – это параллельные нити, протянутые между рейками станка, на которых вяжутся узлы. Большая часть ткачей ковров в качестве материала для основы по возможности использует хлопок или шелк, потому что на хлопке ровные и прямые восточные ковры ткать легче, чем на шерстяной основе (шерстяная пряжа эластичнее хлопковой или шелковой и больше подвержена изменениям от влажности).
Уток проходит по ширине ковра под нитями основы, над ними и между рядами узлов. Чаще всего утоки делаются из хлопка, шерсти или шёлка. Утоки помогают держать ряды узлов на месте и усиливают структуру ковра ручной работы. Уточная нить очень тонкая и не видна на полотне ковра.
Узлы вяжутся петлями пряжи вокруг пар нитей основы и обрезаются с лицевой стороны. Концы узлов становятся ворсом ковра.
Боковые кромки делаются обмоткой нескольких нитей основы на краю ковра пряжей для усиления этой части ковра.
Завершающие кромки удерживают узлы и утоки от сползания вдоль нитей основы. Многие типы ковровимеют плоскотканную кромку-килим с обоих краёв.
Бахрома формируется сборкой и связкой пучков нитей основы с обоих концов ковра после того, как ковёр срезается со станка. Узлы в этих пучках основы плотно удерживают узлы ворса и завершающие кромки на конце ковра.
Составляющие части ткацкого станка для ковров показаны на рисунке 18.
Рисунок 18 – Схема ткацкого станка
Знатоки говорят, что хороший узелковый ковер с возрастом не изнашивается, а напротив, приобретает благородство. Считается, что ковры должны «созреть». В былые времена существовал довольно оригинальный способ доработки изделий. Готовый ковер бросали на базарной площади, где по нему проходили тысячи людей, коровы, верблюды и мощные слоны. Эти тяжкие испытания шли ковру на пользу: ворс разбивался на волокна, и ковер становился пушистым, мягким и пластичным. Умельцы знали, что настоящий персидский ковер никогда не разорвется, а краски не потускнеют.
Самыми дорогими среди ворсовых ковров считаются шелковые ковры, но это не всегда обусловлено только стоимостью материала. Основное – это стоимость высококачественного ручного труда ковровых мастеров (мастериц), навыки которых передаются из поколения в поколение. Шелковые нити используются для получения более высокой плотности узлов, что позволяет создавать орнаменты с весьма утонченным рисунком.
Если же окажется так, что плотность узлов шелкового ковра и шерстяного одинакова, то ковер из шерсти может, напротив, стоить дороже шелкового, так как с тончайшими шерстяными нитями мастеру-ковроделу труднее работать из-за меньшей прочности этих нитей. Но меньшая прочность шерстяных нитей для ворса не является причиной низких эксплуатационных характеристик (качества). Определяющими факторами в этом являются свойства нитей основы и утка и степень их запрессованности .
Двух одинаковых ковров ручной работы просто не существует, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно передать словами. К тому же ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делают это человеческие пальцы. Машина же не умеет завязывать узелки. Ворс ковра машинной работы просто воткнут между основой и утком.
Ковер ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только своим высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.
Машинные ковры и ковровые изделия производятся массово. Такие изделия изготавливаются при помощи специальных установок большими партиями. Все машинные ковры и ковровые изделия производятся по стандартному размеру. Параметры изделий могут изменяться в зависимости от типа оборудования, используемых для производства материалов.
Ковры машинного производства уступают коврам ручного ткачества по прочности и долговечности, но по внешнему виду и рисунку часто мало от них отличаются. Их узоры разрабатываются художниками, которые создают рисунки применительно к новой технологии. В некоторых видах ковров машинного производства имитируется узел ручной вязки.
Машинные ковры бывают ворсовые, безворсовые и комбинированные. Для их производства используются различные виды сырья: хлопок, лен, пенька, шерсть, вискоза, мтилон-В, медно-аммиачное волокно, капрон, нитрон, лавсан, хлорин, полипропилен и особые латексные пропитки, что значительно повышает их прочность.
Машинные ковры классифицируются по различным признакам.
По способу производства – на тканые (жаккардовые двухполотные, прутковые, аксминстерские (жаккардовые и трубчатые), ленточные, лирофлор) и нетканые (прошивные-тафтинговые, трикотажные, иглопробивные, клеевые, флокированные, вязально-прошивные, малимо и др.).
По назначению –на настенные, напольные декоративные, напольные застилочные.
По виду применяемого сырья для ворсовой основы – на чистошерстяные (из грубой и полугрубой шерсти); полушерстяные (из полугрубой, грубой шерсти и химических волокон); химические — из элементарных химических волокон и нитей.
По высоте ворсового покрова – на низковорсовые ниже 4 мм; средневорсовые от 4 до 6 мм; высоковорсовые от 6 до 10 мм.
По плотности – количеству ворсовых пучков на 1 дм2 ковра от 1000 до 3600 ворсовых пучков.
По характеру ворсового покрова – на с разрезным ворсом; с неразрезным ворсом; с комбинированным ворсом (ворс разрезной и неразрезной); с рельефным ворсом (разная высота ворса).
По характеру формирования рисунка ворсовой поверхности:
- с узорчатым тканым рисунком, формируемым жаккардовой машиной;
- с узорчатым тканым рисунком, формируемым ворсовой пряжей, установленной по рисунку на бесконечной цепи (аксминстерский способ);
- с набивным рисунком, формируемым на ворсовой поверхности методом печати;
- с рельефным рисунком, формируемым различной высотой ворса;
- с рисунком, формируемым аффектирующими нитями;
- с меланжевым эффектом.
По характеру закрепления ворсовых пучков (для тканых изделий):
- с одно-, двух-, трехниточным закреплением ворсовых пучков;
- с вкладным ворсом.
По видам дополнительной обработки – на малоусадочные, несминаемые, молеустойчивые, противогнилостные.
По композиционному построению орнамента различают следующие группы ковровых изделий:
- с геометризованным рисунком орнамента: узоры и мотивы этих изделий представляют собой многоугольники, ромбы, 8-угольники, квадраты, прямоугольники, якоря, звезды и др.;
- с цветным, растительным и животным орнаментом — с богатым колористическим оформлением;
- с одним – тремя медальонами. Медальоны имеют форму многогранника, овальную или почти круглую и заполняют все среднее поле ковра;
- вазонные – главным мотивом ковра этой группы являются небольшие вазоны с цветами (один или несколько с различными дополнениями растительного или животного происхождения);
- садовые ковры, в которых воспроизводятся характерные садовые насаждения в сочетании с архитектурными строениями – водные бассейны, каналы, аллеи, водоплавающая птица, рыба, животные и др.
По качеству ковровые изделия должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации. Качество ковровых изделий оценивают в соответствии с их показателями, которые должны определять эксплуатационные свойства, характеризующие устойчивость ковровых изделий к климатическим и механическим воздействиям, износоустойчивость, художественно-эстетические и другие потребительские свойства. Показатели качества подразделяют на общие — обязательные для всех видов ковровых изделий (состав сырья в ворсовой пряже, плотность изделия, ширина дорожки или размеры изделия в сантиметрах, масса 1 м2 изделия в граммах, устойчивость окраски ворсовой поверхности, стойкость к истиранию, кондиционная влажность изделия в процентах, художественно-эстетические показатели) и дополнительные (прочность закрепления ворса, разрывная нагрузка, высота ворса, коэффициент заполнения в процентах, стойкость ворсового покрытия к смятию, стойкость к образованию пиллинга, жесткость, усадка, теплозащитные свойства, коэффициент звукопоглощения, электризуемость, молеустойчивость, противогнилостность, стойкость к загрязнению и др.).
Нормы на общие и дополнительные показатели качества ковров и ковровых изделий должны устанавливаться в соответствии с их назначением, учетом сырья, структуры, способа производства и т.д.
Ковровые изделия просматривают с лицевой и изнаночной сторон. Они должны быть правильной формы, соответствующих размеров, без кривизны, морщин, дряблости, неровной стрижки.
Расцветка ковров должна отвечать эталонам, рисунок — быть четким и ясным. Не допускается искажение или упрощение рисунка в целом или его отдельных элементов, нарушение гармонии цветов и колорита.
По качеству ковровые изделия подразделяют на 1-й и 2-й сорта, со знаком качества и индексом «Н». Оценивают сортность по балльной системе.
Возможны дефекты: близны, подплетины, затяжки, недостающие нити основы, отсутствие ворсовых пучков, неравномерная ширина кромки, искажение рисунка, разная длина ворса и др.
Для изделий каждого сорта установлена сумма баллов по допускаемым дефектам:
- 1-го сорта – 6,
- 2-го сорта – 16;
- для машинных ковров со знаком качества – 5.
Не подлежат приемке изделия мягкие, дряблые, с грубой и неровной поверхностью изнаночной стороны, с пробивкой нитей ворса, слабо закрепленными ворсовыми пучками, с дефектами: близна, рассечка бардом, недосека, полосатость, непрокрас.
Маркировка ковров и ковровых изделий производится в соответствии с ГОСТ 28415-89.
Ковровые покрытия и изделия (ковры) должны быть скатаны в рулон ровно, без перекосов, лицевой стороной внутрь. Количество отрезов в рулоне ковровых покрытий должно быть не более двух. Отрезы должны быть от одного куска и длиной не менее 1,5 м каждый. Рулоны формируются из покрытий или изделий одного артикула, сорта, размера или одной ширины для покрытий. Количество изделий в рулоне должно соответствовать ГОСТу.
Рулон, состоящий из нескольких изделий, прошивают с торцевой стороны так, чтобы нитка проходила сквозь каждое изделие, и концы нитки пломбируют. Пломба должна быть прочно закреплена и иметь четкий оттиск наименования предприятия-изготовителя. Рулон, состоящий из одного штучного изделия, не пломбируют.
Рулон перевязывают в двух или трех местах на расстоянии около 15-20 см от краев и посередине рулона. Масса рулона должна быть не более 40 кг. Для перевязки рулонов и пачек применяют прочный шпагат, ленту из полипропиленовой пленки или тесьму из химических волокон, а также полипропиленовую пленочную нить, льняную или льно-джутолавсановую пряжу из отходов производства.
Маркируют ковровые изделия путем прикрепления к изделию товарного ярлыка с указанием наименования предприятия-изготовителя, товарного знака, наименования изделия, состава ворсовой нити, артикула, размера и площади, номера рисунка, сорта, устойчивости окраски, соответствия государственному стандарту или техническим условиям, даты выпуска и номера контролера и маркировщика. Для сохранения потребительских свойств и качества к каждому ковровому изделию должна быть прикреплена памятка по уходу, а к рулону ковровых покрытий приложена (не менее 3-4 шт.)
На изнаночной стороне изделий или покрытий контрастной несмываемой краской наносят следующие реквизиты: номер изделия, артикул, размер, сорт, номер контролера ОТК, товарный знак предприятия изготовителя (для покрытий).
Транспортирование и хранение производится в соответствии с ГОСТ 7000-80.
Ковры и ковровые изделия транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах или универсальных контейнерах в соответствии с действующими на них правилами перевозки грузов.
Упакованные ковры и ковровые изделия должны храниться в сухом, проветриваемом помещении в соответствии с правилами пожарной безопасности в условиях, предотвращающих загрязнение, механическое повреждение и действие солнечных лучей. Их следует располагать на подтоварнике и стеллажах на расстоянии от пола не менее 20 см.
При хранении ковры и ковровые покрытия должны обрабатываться противомольным препаратом не реже одного раза в 6 мес, а при обработке противомольным средством «Анарод-Митток» - не реже одного раза в год.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение текстильным товарам.
2. Что называется текстильным волокном?
3. Какие волокна называются искусственными, синтетическими?
4. Назовите виды шерстяных волокон.
5. Каковы свойства натурального шелка?
6. Какие нити называются основными и уточными?
7. Что такое переплетение?
8. Как подразделяют переплетения? Какая ткань прочнее: с атласным или сатиновым переплетением? Назовите отличительные признаки жаккардового переплетения.
9. Назовите основные дефекты ткачества.
10. Назовите процессы отделки ткани.
11. Каковы отличительные особенности отделки шерстяных тканей?
12. Что такое мерсеризация? Для каких тканей по волокнистому составу проводится этот вид отделки и с какой целью?
13. При отделке каких тканей применяют оживление и утяжеление?
14. Что такое печатание ткани? Как отличить ткани с прямой и вытравной печатью?
15. Какие ткани наиболее устойчивы к истиранию?
16. От каких факторов зависит теплозащитность тканей?
17. Что такое гигроскопичность и какое значение она имеет для тканей?
18. Назовите технологические свойства тканей.
19. Назовите группы хлопчатобумажные тканей.
20. Как подразделяют шерстяные ткани по волокнистому составу?
21. Назовите виды упаковки тканей и особенности маркировки.
22. Что такое искусственная кожа? Перечислите её особенности.
23. Основное назначение плёночных материалов.
24. Перечислите основные недостатки плёночных материалов.
25. Какие особенности надо учитывать при конструировании и моделировании одежды из дублированных материалов?
26. Какие меха называют искусственными?
27. Назовите способы производства искусственных мехов.
28. Какие материалы называются неткаными?
29. Назовите способы производства нетканых материалов.
30. Какие изделия относятся к ковровым?
31. Назовите способы производства ковровых изделий.
32. Какие факторы оказывают влияние на характер рисунка ковровых изделий?
33. Охарактеризуйте требования к упаковке, маркировке и хранению ковровых изделий.
Лекция 13
Швейные товары:
классификация ассортимента;
факторы, формирующие потребительские свойства;
требования к швейным товарам;
особенности маркировки, упаковки и хранения;
Экспертиза качества
Швейные товары изготавливаются предприятиями легкой промышленности – швейными фабриками. Ассортимент швейных товаров включает предметы одежды и изделия, не относящиеся к одежде (белье постельное, столовое, шторы и т.д.). Основную массу швейных товаров составляют предметы одежды.
Швейные изделия -изделия, изготовленные в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий.
По общему назначению все швейные изделия делят на следующие классы: бытовая одежда, спортивная одежда, специальная одежда, ведомственная одежда, национальная одежда и сценический костюм, белье постельное, белье столовое, шторы и занавеси.
Бытовая одежда должна быть функциональной, создавать комфортные условия для человека, защищать от холода и перегрева, соответствовать форме и размерам тела человека, современным направлениям моды, сохранять свои потребительские свойства в течение периода эксплуатации.
Спортивная одежда призвана создавать максимальные удобства для защиты профессиональным спортом. Это спортивная форма фигуристов, боксеров, гимнастов и пр.
Специальная одежда защищает человека от неблагоприятных и вредных воздействий производственных факторов. Это одежда пожарников, сталеваров, медицинских работников и пр.
Форменная (ведомственная) одежда должна обозначать принадлежность ведомству, министерству, роду войск. Видовой ассортимент форменной одежды включает пальто, полупальто, плащи, шинели, бушлаты, форменные костюмы, брюки, юбки, гимнастерки, кители, тужурки, фланельки, форменки, куртки, платья, блузки, сорочки, жилеты.
Сценический костюм применяется в театрализованных представлениях. Это может быть одежда для драматического и музыкального театра, для эстрады и т.п.
Потребительские свойства одежды, а, следовательно, и предъявляемые к ней требования подразделяют на три группы: эстетические, эргономические и требования к надежности изделия.
Эстетические требования охватывают сферу духовных потребностей человека и заключаются в соответствии одежды установленному направлению моды. Эстетические свойства изделия определяются способом образования объемной формы изделия, пропорциями ее элементов, их композицией в изделии, фактурой, цветом материалов и др. На эстетичность изделия влияет качество его изготовления, (товарный вид), качество маркировки и упаковки, если она имеется.
К эргономическим относятся:
- антропометрические требования - соответствие одежды форме и размерам тела человека, удобство ее в движении;
- гигиенические - обеспечение и сохранение оптимальных параметров микроклимата пододежного пространства одежды с учетом условий ее использования (сезона, вида выполняемых работ или отдыха и т. п.);
- психофизиологические - комфортность одежды, достигаемая за счет эстетичности изделий, удовлетворения антропометрических и гигиенических требований.
Требования к сроку службы одежды предусматривают сохранение изделием своих потребительских свойств после хранения и транспортирования без изменения на протяжении рекомендуемого для его использования срока. Утрата изделием своих свойств может производиться в случае его физического износа (под действием факторов внешней среды: истирающих поверхностей, многократных растяжений и изгибов, солнечной радиации, влаги, микроорганизмов, насекомых и т. д.) и морального (изделие перестает соответствовать направлению моды). Продлить срок эксплуатации изделия позволяет своевременная замена в нем изношенных деталей. Способность одежды к такому обновлению характеризуется ее ремонтопригодностью.
Формирование потребительских свойств одежды происходит в процессе ее изготовления. Процесс производства швейных изделий включает следующие основные этапы:
- проектирование – создание эскиза модели и изготовление эскиза-эталона, то есть модели, которая согласовывается и утверждается, а затем разрабатывается ее техническое описание и изготавливаются соответствующие лекала (выкройки). При проектировании осуществляется разработка модели изделия, чертежей ее деталей и подготовка их для последующего раскроя материала. Все процедуры, связанные с работой над внешним видом будущего изделия с учетом имеющихся или предполагаемых к закупке материалов и фурнитуры для его изготовления, относятся к процессу моделирования. Конечным этапом работы художника-модельера является художественный рисунок, отображающий идею специалиста, и рисунок технический, отображающий модель детально, с соблюдением пропорций, прорисовкой мелких деталей, отделочных строчек и т. п. Также осуществляется подбор для данной модели материалов верха, подкладки и фурнитуры;
- раскрой материалов на детали– выкроенные детали комплектуются для каждого выкроенного изделия по размеру;
- пошив изделий– выкроенные изделия соединяют между собой нитками, клеем, сваркой токами высокой частоты или комбинированным способом;
- заключительная отделка– представляет собой пришивание фурнитуры, формирование складок (плиссировка, гофрировка и др.), пришивание отделочных украшений (канты, воланы, рюши и др.) и окончательную влажно-тепловую обработку.
На формирование ассортимента и качества швейных изделий влияет вид основного и вспомогательного материалов, моделирование и конструирование, технологические процессы пошива.
При изготовлении швейных товаров используют основные и вспомогательные материалы, которые должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации.
В качестве основных материалов при производстве швейных изделий используют хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые ткани, а также ткани из химических волокон, натуральной, искусственной и синтетической кожи, натурального и искусственного меха.
В роли вспомогательных материалов используются прикладные материалы (подкладочные, прокладочные, теплозащитные), материалы для соединения деталей (швейные нити и клеевые материалы), одежная фурнитура (пуговицы, кнопки, металлические крючки и петли, застежки-молнии, пряжки, ремни и т.п.) и отделочные материалы (тесьма, кружево, бахрома, вышивка, аппликации и пр.).
Одежда классифицируется по разным признакам. Одним из признаков является деление по размерам, полнотам и ростам. Люди одного и того же возраста и пола могут иметь самые разные размеры, рост и полноту. Чтобы подобрать каждому человеку подходящую одежду, ее подразделяют на размеры, роста и полноты. В условиях промышленного производства одежда изготовляется на наиболее часто встречающиеся (типовые) фигуры. С этой целью создается размерная типология.
Размерная типология - это рациональная система типов фигур, которая достаточно полно отражает формы тела человека и которая характерна для данного региона. Для построения размерной типологии проводятся антропометрические измерения фигур населения.
Размер, рост и полнота являются ведущими размерными признаками. Количество типов фигур зависит не только от количества ведущих размерных признаков, но и от интервала между соседними размерными признаками. Этот интервал, называемый интервалом безразличия, не ощущается потребителем и установлен опытным путем.
Размер определяется величиной обхвата груди в сантиметрах. В стандартах принята следующая классификация фигур по размерам:
- мужчины: 84 - 88 - 92 - 96 - 100 - 104 - 108 - 112 - ... - 132;
- женщины: 80 - 84 - 88 - 92 - 96 - 100 - 104 - 108 — 112 — - ... - 132.
Интервал безразличия между соседними размерами составляет (4,0 ± 2,0) см.
Рост - длина тела человека от верхушечной точки головы до пола, измеряемая в сантиметрах. Классификация типовых фигур по ростам выглядит следующим образом:
- мужчины: 158 - 164 - 170 - 176 - 182 - 188 - ... - 200;
- женщины: 152 - 158 - 164 - 170 - 176 – 182.
Интервал безразличия между соседними ростами составляет (6,0 ± 3,0) см.
Полнота характеризует тип телосложения человека, его возрастную изменчивость и определяется обхватом талии у мужчин и обхватом бедер у женщин. Классификация типовых фигур по полноте выглядит следующим образом:
- мужчины: 66 - 72 - 78 ~ 84 - 90 - ... - 126;
- женщины: 82 — 92 - 96 - 100 - ... - 142.
Интервал безразличия между смежными полнотными группами у мужчин составляет (6,0 ± 3,0) см, у женщин - (4,0 ± 2,0) см. Все типовые фигуры мужчин разделены на пять полнотных групп, а фигуры женщин — на шесть полнотных групп.
При построении размерной типологии фигур детского населения учитывают не только возрастную изменчивость фигур детей, но и вариации отдельных частей тела ребенка. От 3 до 6,5 года у детей ведущими размерными признаками являются рост и размер, а после 6,5 - размер, рост и полнота. Причем в качестве полнотного признака принят обхват талии.
В зависимости от условий эксплуатации одежду делят на группы. В классе бытовой одежды различают следующие группы: верхняя одежда, легкое платье (плательно-костюмная), бельевые изделия, головные уборы, инвентарь и снаряжение.
По модельно-конструктивному признаку группы одежды делятся на следующие подгруппы: пальтовые изделия, костюмные изделия, плательные изделия, блузочные изделия, брюки, фартуки, сорочечные изделия, верхнее белье, нательное белье, пляжная одежда, постельное белье, столовое белье, шляпы, фуражки, кепи и пр.