Стратегия снижения затрат

С тактической позиции снижение издержек преследует цель получения дольше прибыли в краткосрочном периоде. Со стратегических позиций — получение конкретных преимуществ в перспективе.

Когда ценовая конкуренция является главной движущей силой, конкуренты терпят убытки и уступают определенные сегменты рынка победителю, который может занять положение отраслевого лидера.

Предприятие-лидер имеет возможность устанавливать нижний уровень цены по отрасли, используя ценовые преимущества, получать больше прибыли.

Стремление добиться низкостоимостного производства может быть реализовано в виде сильной стратегии, если:

§ спрос эластичен по цене;

§ на предприятии этой отрасли производится стандартизированная продукция широкого потребления;

§ отсутствуют условия для дифференциации продукции;

§ покупатель использует продукцию одним способом и потому имеет одинаковые покупательные требования к продукции;

§ покупатель не терпит больших убытков при переходе к другому продавцу.

Однако попытки достичь позиции низкостоимостного лидера связано с большим риском, так как:

1 снижение издержек может быть связано со снижением качества, которое ценит потребитель;

2 у конкурентов могут появиться новые методы или товарозаменители.

ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 
  Стратегия снижения затрат - student2.ru

Существует всеобщая зависимость между ценой и объемом производства, но эта зависимость не учитывает зависимость цены от числа продавцов и покупателей, поведение конкурентов, степень чувствительности потребителя на разницу цен (порог чувствительности).

Ценовая политика строиться либо ориентируясь на издержки, либо на спрос.

 
  Стратегия снижения затрат - student2.ru Стратегия снижения затрат - student2.ru Стратегия снижения затрат - student2.ru

При ориентации на издержки производства существует риск недополучения прибыли в связи с тем, что устанавливаемая цена не учитывает спроса. Общие затраты растут настолько, на сколько растут объемы производства. Удельные затраты уменьшаются с увеличением производства за счет постоянной части затрат. Рассмотрим условный пример, где постоянные затраты равны 1500 руб., переменные затраты равны 125 руб. на 1 шт. Построим график.

Цена, установленная, ориентируясь на затраты, означает, что в точке А и точке В ожидания продавца (производителя продукции) оправдывается. Спрос будет удовлетворяться по цене А. Если производитель выберет комбинацию точки С, то спрос окажется выше или может быть удовлетворен по более высокой цене. В любой случае, прибыль увеличивалась против величины, предусмотренной ранее. Следовательно, что желаемый объем сбыта и расчетная цена, как правило, не соответствует на рынке друг другу, кроме т. А и т. В.

Есть еще одна особенность: при установлении цены, ориентированной на затраты:

Стратегия снижения затрат - student2.ru Стратегия снижения затрат - student2.ru То есть удельные затраты снижаются по мере отладки производства. Если установить цены на новую продукцию, ориентируясь на затраты, то логично в начале установить более высокие цены, а потом снижать их. Однако может оказаться предпочтительней стратегия проникновения на рынок, при которой в начале отказываются от покрытия затрат, чтобы за счет роста сбыта укрепиться на рынке и получить желаемую прибыль.

Если внедряемая продукция длительного пользования, надо предусмотреть выгоду, как для себя, так и для потребителя, при установлении цены. Сбыт продукции производственного назначения отличается от продовольственного. Использование производственного продукта определяется эффективностью его внедрения (использования).

Если на старую продукцию цены колеблются в зависимости от спроса и предложения, то при производстве новой продукции следует учитывать эффекты потребления:

- Эффект верхнего предела цены

- Эффект нижнего предела цены – когда производителю безразлично производить старую или новую продукцию

Потребитель ориентируется не на цену производства, а на цену потребления, то есть стоимость покупки + эксплуатация за весь период потребления.

ЦЕНА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЫНОК.

Возможности ориентации на рынок в значительной степени зависят от принципиального типа рынка (совершенный или несовершенный). Для совершенного рынка характерно:

1. Все участники рынка имеют полное представление о рыночной ситуации;

2. Приспособления, изменяющиеся в рыночных условиях, максимально возможный спрос;

3. Отсутствие пространственных и личностных привязанностей продавцов и покупателей.

Покупатель стремится получить сделку максимально полезной, а продавец с максимальной прибылью. Если продавец увеличит цены, то произойдет отток покупателей к конкурентам. Если одни продавец снизит цены, то к нему придут новые покупатели, но его доля в общем объеме продаж ничтожна. Цена на рынке чистой конкуренции складывается из равенства спроса и предложения. Для предприятия приходиться сопоставлять рыночные цены с теми затратами, которые у него возникают при определенной технологии производства.

Рынки совершенной конкуренции:

1. Монополистический;

2. Олигополистический;

3. Чистая монополия.

На этих трех рынках принципы установления цены сводятся к следующему:

1. Постановка задачи ценообразования.

2. Определение спроса.

3. Оценка издержек производства.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

5. Выбор методов ценообразования.

6. Установление исходной цены

7. Учет дополнительных соображений, установление наценок и скидок.

8. Установление окончательной цены.

Цена ориентирована на максимальную прибыль. У монополиста прибыль зависит от цены и поведения покупателей. Нанеся на график выручки график затрат, мы увидим, что максимально прибыльный объем сбыта находится там, где максимальное сальдо между выручкой и затратами, а не там, где выручка максимальна.

 
  Стратегия снижения затрат - student2.ru Стратегия снижения затрат - student2.ru Стратегия снижения затрат - student2.ru

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ

Первое. При оценке товара покупателем исследуется соотношение цены и качества. Но качество продукции трудно определяемая величина. Таким образом, чтобы придать своему продукту респектабельность, помещают его в высокий класс цен. В дальнейшем это теряет действие.

Субъективная шкала показателя логарифмична. То есть покупатель воспринимает только процентное различие цены (5,5 и 5 = 100 и 110), разность цен должна переступить границу чувствительности, чтобы было заметно (10 – 15% для товаров длительного пользования). Высокая рекомендуемая цена должна соответствовать имиджу продукта, низкая цена – имиджу продавца.

Второе. Психологическое ценообразование (1000р ~ 999,99р). Круглые цены представляют порог раздражения. Дробные цены создают эффект точной калькуляции.

ЦЕНА = Себистои-мость + Прибыль предприятия + НДС + Акциз + Наценки и скидки в сбыточных организациях + Торговая накидка + Налог с продаж
    Цена изготовителя                
    Оптовая цена        
    Розничная цена на продукцию        

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ИНВЕСТИЦИИ
)

Перспективные затраты – затраты совершаемые сегодня с целью получения результата в будущем. Капитальные вложения - инвестиции, вкладываемые в развитие производства (в основные и оборотные средства). Инновации – капитальные вложения, направляемые на мероприятия, основанные на достижениях науки.

Вкладывая капитал в расчете на будущую отдачу надо быть уверенным в том, что отдача состоится, что отдача будет больше, чем от текущих вложений, что жизненный цикл проекта будет больше времени необходимого для возмещения затрат.

Инвестиции бывают трех видов:

1. Портфельные (осуществляются независимо друг от друга);

2. Альтернативные (когда есть выбор);

3. Последовательные (когда сам по себе объем большой и его можно разбить на этапы).

Инвестиционный проект состоит из трех фаз:

I.

 
  Стратегия снижения затрат - student2.ru Стратегия снижения затрат - student2.ru

Предшествующая фаза;

II. инвестиционная фаза;

III. получение дохода.

Прежде, чем проект будет принят, необходимо убедить инвесторов в экономической целесообразности (эффективности).

Критерии экономической эффективности:

1. максимальный результат при минимальных затратах;

2. максимальная отдача каждого рубля вложенных средств;

3. минимальное время возмещения затрат.

Показателями эффективности принято считать:

1. Чистый приведенный доход (чистый дисконтированный доход, чистая остаточная прибыльность проекта);

2. Внутренняя норма доходности;

3. Скорость окупаемости затрат;

4. Индекс рентабильности проекта.

Определение экономической эффективности основывается на схеме денежных потоков за весь срок существования проекта.

Источниками инвестиций могут быть собственные, заемные и привлеченные средства. Собственные средства – часть перераспределенной прибыли, это амортизационные отчисления, это средства, которые вкладывают сами работающие. Заемные средства – кредит под определенный процент, покупка облигаций. Привлеченные средства – это когда вы выпускаете акции, и часть акций продаете сторонникам. При оценке эффективности инвестиций, инвесторов интересует не валовая прибыль, а чистая.

Дt = В - Зt - Нt

где: Зt – затраты за время t;
Нt – налоги за время t.

Зt = Сt - Аt

где: Сt - себестоимость;
Аt - амортизационные отчисления.

 
  Стратегия снижения затрат - student2.ru

Здесь просматривается частный случай, когда вложения средств осуществляются в начале года, а чистый доход получается в конце. Хотя инвестированные вложения могут совпадать по периодам.

Для сопоставления суммы вложений за 1 год применяется дисконтирование.

1. При дисконтировании применяется ставка дисконта, которая определяется следующим образом:

i = iбаз + r + J

 
  Стратегия снижения затрат - student2.ru

где: iбаз - ставка центрального банка;
r - коэффициент риска;
J - инфляция.

Если ЧДД положительный, то проект можно рассматривать.

2. Внутренняя норма доходности (внутренняя норма рентабельности).

Если при расчете ЧДД мы задавали ставку дисконтирования i, то в данном показателе мы используем iвнутр. Определяется она для случая, когда суммарный дисконтный доход будет равен суммарным дисконтным вложениям за весь срок существования проекта.

Стратегия снижения затрат - student2.ru Расчеты внутренней нормы доходности ведутся методом последовательного приближения.

Внутренний смысл показателя состоит в том, чтобы показывать либо максимальный уровень дивидентных выплат при осуществлении проекта, либо максимальный уровень ставки для привлечения внешних инвесторов.

3. Срок окупаемости затрат.

Ток - время, необходимое для накопления потока денежных средств равного инвестициям.

Определяется в годах или месяцах.

При небольших капитальных вложениях и малых сроках службы проекта обычно дисконтирование не производится.

Срок окупаемости имеет существенный недостаток, он не отражает дохода, который получает предприятие за пределами этого срока.

4. Индекс рентабельности.

 
  Стратегия снижения затрат - student2.ru

Показатель доходности или индекс успеха:

Наши рекомендации