Краткие теоретические сведения. Изолирующее сопряжение анкерных участков служит для разделения питания на
Изолирующее сопряжение анкерных участков служит для разделения питания на отдельные секции участков контактной сети. Изолирующее сопряжение должно обеспечивать продольное взаимное перемещение проводов при температурных изменениях, а также плавный переход полоза токоприемника с контактного провода одного анкерного участка на контактный провод другого по условиям контактного нажатия без ухудшения токосъема и снижения установленной скорости.
На перегонах и глухих путях железнодорожных станций необходимо применять изолирующие сопряжения (воздушные промежутки) на прямых и кривых участках пути радиусом более 2000 м – трех или четырехпролетные, на кривых участках пути радиусом 2000 м и менее и в стесненных местах по габариту места трехпролетные.
Не допускается совмещать на изолирующих сопряжениях компенсированные и полукомпенсированные подвески.
На изолирующем сопряжении горизонтальное расстояние между внутренними расстояниями рабочих контактных проводов должно быть 550 мм. Если по ветровым отклонениям проводов на действующих Участках такое расстояние не может быть допущено, оно может составлять 400 мм на контактной сети постоянного тока и 500 мм - переменного тока. Допустимые отклонения от указанных значений ±50 мм при скоростном движении до 160 км/ч и ±40 мм при скоростном движении 161-200 км/ч. Расстояние от рабочего контактного провода до нижней поверхности врезного фарфорового изолятора при двух контактных проводах должно составлять 250 + 20 мм, при одном контактном проводе - 300 + 20 мм.
Вертикальное расстояние от рабочего контактного провода до нижней поверхности гладкостержневого полимерного изолятора должно составлять 300 + 20 мм, а до нижней поверхности гладкостержневого изолирующего элемента, допускающего взаимодействие с токоприемником – 200+ 20 мм.
Переход токоприемника с контактного провода одного анкерного участка на контактный провод другого должен располагаться в середине переходного пролета у трехпролетных сопряжений на длине 8 ‑12 м и у четырехпролетных сопряжений на длине 10-15 м по обе стороны от средней переходной опоры.
Фиксаторы, струны и электрические соединители следует размещать так, чтобы обеспечивалась изоляция анкерных участков при возможных температурных изменениях.
Нормально разомкнутые изолирующие сопряжения должны быть оборудованы защитными устройствами от пережогов проводов электрической дугой. На путях с двухсторонним движением защитные устройства от пережогов должны быть в обоих направлениях.
Переходные опоры контактной сети, ограничивающие изолирующее сопряжение, должны иметь отличительный знак - чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поездов, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой. Знаки наносятся непосредственно на опоры или закрепленные на них щиты.
При постоянном токе, кроме того, применяются сигнальные световые указатели «Опустить токоприемник», имеющие сигнальное значение при появлении на них мигающей светящейся полосы.
Перед нейтральными вставками устанавливают предупредительные постоянные сигнальные знаки «Отключить ток».
При выполнении работы необходимо осмотреть изолирующее сопряжение, проверить все нормируемые размеры, состояние проводов и элементов сопряжения.
Изолирующее сопряжение проверяют один раз в год, обращая внимание на плавность перехода токоприемника, соответствие требованиям технологической карты, чертежей примененных конструкций.
Проверка состояния, регулировка и ремонт
изолирующего сопряжения
1. Проверить и отрегулировать сопряжение.
1.1. Проверить зону перехода токоприемника с одного анкерного участка на другой и места подхвата токоприемниками контактных проводов, используя деревянный брус. Первые приемные струны в зоне прохода полоза токоприемника должны быть двойными.
1.2. Проверить расположение контактных проводов в клане.
1.3. Проверить расстояние по вертикали между рабочими и нерабочими контактными проводами. При необходимости произвести регулировку по вертикали с помощью струн, а по горизонтали - путем изменения положения фиксатора на переходных опорах.
1.4. Проверить расположение несущих тросов. В месте пересечения ветвей отходящего на анкеровку и рабочего несущих тросов не должно быть касания. Зазор между ними должен быть не менее 50 мм.
1.5. Убедиться, что положение фиксаторов, струн и электрических соединителей обеспечивает изоляцию смежных анкерных участков при любых возможных температурных изменениях.
1.6. Проверить при внешнем осмотре состояние отличительной окраски на переходных опорах.
1.7. Проверить внешним осмотром видимость и состояние сигнальных световых указателей «Опустить токоприемник».
1.8. Проверить положение грузов относительно земли и неподвижного блока компенсатора. Проверить работу компенсатора, приподнимая и опуская грузы руками.
Проверить состояние, отрегулировать и произвести ремонт проводов и элементов сопряжения.
2.1. Проверить правильность установки на переходных опорах фиксаторов отходящих на анкеровку ветвей контактных проводов. Фиксаторы должны крепиться на неизолированных прямых консолях или фиксаторных кронштейнах опор выше уровня номинальной высоты контактного провода на 600 + 200 мм на участках постоянного тока и 700 + 200 мм на участках переменного тока. На изолированных консолях указанное расстояние должно составить 900 мм.
2.2. Проверить состояние коромысел у анкерных опор и врезных изоляторов у переходных опор в ветвях подвески, отходящих на анкеровку. Расстояние от рабочей ветви контактного провода до низа коромысла должно быть не менее 300 ми. Работа на врезных изоляторах производится при завешенной по обе стороны изолятора переносной шунтирующей штанге, а на несущем тросе с использованием навесной лестницы.
2 . Проверить состояние шлейфов секционных разъединителей и роговых разрядников в местах подключения их к контактной подвеске.
Порядок выполнения
1. Описать назначение и требования, предъявляемые к изолирующим сопряжениям.
2. Начертить схему изолирующего сопряжения с указанием всех размеров и габаритов.
3. Определить категорию работ по технике безопасности, установить квалификационные группы руководителя и исполнителя работ.
4. Осуществить проверку технического состояния и регулировку изолирующего сопряжения по вышеизложенной методике (проверка состояния, регулировка и ремонт изолирующего сопряжения) и руководствуясь Правилами устройства и технической эксплуатации
контактной сети [2].
5. Описать порядок выполнения работ по проверке и регулировке изолирующего сопряжения.
6. Оформить отчет. Сделать выводы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №29