Ассортимент и маркировка смазочных масел

Моторные маслапредназначены для уменьшения из­носа деталей двигателя, снижения потерь энергии на тре­ние, выполняют функции теплоотводящей среды в зазо­рах между поршневыми кольцами и стенками цилиндров. В зависимости от типа двигателя они подразделяются на авиационные, автомобильные (карбюраторные и ди­зельные), автотранспортные и реактивные.

Масла в двигателях работают в условиях воздейст­вия изменяющихся во времени давлений и переменных температур. В связи с этим они должны отвечать тре­бованиям в отношении стабильности, обладать низкими кислотностью и зольностью, оптимальной вязкостью и высокой температурой вспышки.

Выпускаемые в СССР автомобильные моторные мас­ла по степени форсированности[1] двигателей разбиты на шесть групп, а по вязкости при 100°C — на семь клас­сов (см. табл. 2).

Масла группы А, Б, В и Г предназначены соответ­ственно для нефорсированных, мало-, средне- и высоко­форсированных карбюраторных и дизельных двигателей, группы Д — для высокофорсированных дизельных дви­гателей, работающих в тяжелых условиях, группы E — для малооборотных дизелей, работающих на топливе с высоким (до 3,5 %) содержанием серы и со специаль­ной системой смазки.

Таблица 2. Классификация и маркировка автомобильных моторных масел (ГОСТ 17479.1—85)

Вязкость масла при 100°C, сСт Группа масел
А Б В Г Д E
М6А М6Б М6В      
М8А М8Б М8В М8Г
__ М10Б Ml0B М10Г __
- М12Б М12В М12Г М12Д
М14Б М14В М14Г М14Д M14E
М16Б М16В М16Г М16Д М16Е
М20А М20Б М20В М20Г М20Д М20Е

После буквы, обозначающей группу масла, простав­ляется цифровой индекс, указывающий на то, что дан­ное масло предназначено для карбюраторного (1) или дизельного (2) двигателя, например: М-8Б1, Ml0Г2 и т. д. Без цифрового индекса маркируются масла, применяе­мые как для карбюраторных, так и для дизельных дви­гателей.

Моторные масла, загущенные вязкостными присадка­ми, имеют более сложную маркировку, так как дополни­тельно классифицируются по вязкости при —18°C на классы 43 (вязкость 1300—2500 сСт) и 63 (вязкость 2600— 10400 сСт), например: М-43/6В1, М-63/10В1.

Для некоторых масел в настоящее время сохраняет­ся старая маркировка, существовавшая до 1972 г., на­пример АС-8, ДС-11, АКЗп-10, где А — масло автотрак­торное, Д — дизельное, С — селективной очистки, К — кислотной очистки, Зп — загуститель, цифра — вязкость (сСт).

Ассортимент автомобильных и автотранспортных мо­торных масел включает группы обкаточных (для завод­ской обкатки двигателей), консервационных, рабоче-консервационных и рабочих масел.

Для заводской обкатки двигателей, как правило, ис­пользуются товарные моторные масла, например М8ГИ (на ВАЗе), АС-8 (на ЗИЛе), М-10Г2К (на КАМАЗе). Из специальных обкаточных масел наиболее распростра­нено масло ОМ-2.

В качестве рабоче-консервационных моторных масел используются масла марок М-8ГИ, М-10ГИ, М-12ГИ, М-8ГРК (с ингибитором коррозии ИНГА-1), в качестве консервационного — НГ-207 (с ингибитором коррозии НГ-108).

Основные марки рабочих моторных масел и рекомен­дации по их применению следующие

Марки масел Применение
М8А ГАЗ-51, ЗИЛ 164
M-8B2 МАЗ 205, КрАЗ-219
M-10B2 ДТ-54, T-180
MT- 16 БелАЗ-525, БелАЗ-530
М43/6В1 ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ 130
M-8B1 Урал 375, УАЗ-452
M-8B2, M-10B2 МАЗ-504, КрАЗ 256, КрАЗ-258 T-100M, МТЗ 52, Т-74, БелАЗ-540
M-14B2, M-20В БелАЗ 540, ДЭТ-250, БелАЗ-549
M 6а/10В2 МАЗ-540, КрАЗ-256, КрАЗ-258 КамАЗ-5320, Урал-375
М-8Г2, М-10Г2 БелАЗ-548, K-700, K-70l, Т-150, Т-160, Т-330
М-8Г1, М-12Г1 ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106,
М-63/10Г ВАЗ-2108, ЗАЗ-968; Москвич-412, ТАЗ-24
М-6Г2 Магирус-Дойтц, Икарус-180, Икарус-256, КамАЗ-5320
М-43/8Д БелАЗ-548, БелАЗ-549
M-10ДМ БелАЗ-548, БелАЗ-549, Т-150К

Авиационные моторные масла являются наиболее вы­сококачественными. Их ассортимент включает масла для поршневых (МС-14, МС-20, МК-22, МС-20С), газотурбин­ных, турбореактивных и турбовинтовых двигателей (MK-8, МС-6, ВНИИ НП-7). В маркировке масел: M — мо­торное, С — селективной очистки, К — кислотной очист­ки, цифра — вязкость (сСт).

Трансмиссионные масла используются для смазки зуб­чатых передач (цилиндрических, конических, гипоидных и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.

Ассортимент трансмиссионных масел следующий:

Марки трансмиссионных масел (кроме загущенных) Применение
ТСп-14,5 Для смазывания цилиндрических, конических и червячных передач
TAн-15 Для смазывания цилиндрических, кони­ческих и спирально-конических передач
тсп-10, ТСп-14, ТАП-15В Для смазывания тяжелонагруженных ци­линдрических, конических и спирально-конических передач
TCп15К Для смазывания тяжелогруженных ци­линдрических, конических и спирально-конических передач большегрузных авто­мобилей КамАЗ
ТСп-14, ГИП Для смазывания гипоидных передач гру­зовых автомобилей
ТАД-17И Для смазывания цилиндрических; конических и гипоидных передач автомоби­лей ВАЗ и другой техники

Все трансмиссионные масла выпускаются с присад­ками. Цифра в маркировке — среднее значение вязкости при 50°C (сСт).

Индустриальные масла предназначены для смазыва­ния подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков, промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, а также применения в качест­ве рабочей и закалочной жидкости и для изготовления консистентных смазок. Эти масла работают при темпе­ратурах, редко превышающих 50—60°C, и подразделя­ются на масла общего и специального назначения.

Индустриальные масла общего назначения выпуска­ются марок И-12А, И-20А, И-25А, И-30А, И-40А, И-50А. В маркировке: И — индустриальное, А — без присадок, цифра — среднее значение вязкости при 50°C (сСт).

К индустриальным маслам специального назначения относится масло приборное MВП, вязкость которого при 50°C составляет 6,5—8,0 сСт, а температура застывания около —60°C, а также сульфофрезол, П-28 (для про­катных станов), ВНИИНП-25 шарнирное, ВНИИНП-1-ЧМО приборное и др.

Компрессорные масла предназначены для смазки поршневых и ротационных компрессоров, воздуходувок и холодильных машин. Они работают в условиях высоких температур (200—220°C) и давления (15,0—20,0 МПа), поэтому должны обладать высокой термоокислительной стабильностью, а также хорошими антинагарными и антикоррозионными свойствами.

Масла для компрессоров холодильников, работающие в постоянном контакте с холодильным агентом, а также в условиях меняющегося давления и температуры, долж­ны иметь низкую температуру застывания, не вызывать коррозии цветных металлов и как можно меньше уве­личивать вязкость при понижении температуры.

Компрессорные масла (по ГОСТ 1861—73 и ГОСТ 9243—75) выпускаются марок К-12, К-19 и КС-19, где К — компрессорные, С — из сернистых нефтей, цифра — вязкость при 100°C (сСт).

Для компрессоров холодильников, работающих на аммиаке или углекислоте, применяются масла марок XA (фригус), ХА-23, ХА-30, для компрессоров, работающих на фреоне, — марок ХФ12-18, ХФ22-24, ХФ22с-16, ХФ12-16. В маркировке XA — для холодильников, работающих на аммиаке, ХФ — работающих на фреоне, С — синтети­ческое, цифры — вязкость при 50°C (сСт).

Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока.

В соответствии с ГОСТ 32—74 и ГОСТ 9972—74 тур­бинные масла выпускаются марок Тп-22 (Т-22), Тп-30

(Т-30), Тп-4б (Τ-46), Τ-57, Иввиоль-3. В маркировке: Т — турбинное, п — с присадками, цифра — среднее значение вязкости при 50°C (сСт). Вязкость масла Иввиоль-3 со­ставляет 21—23 сСт.

Для смазки и регулирования паровых и газовых тур­бин в последние годы применяется масло Тп-22Х с при­садкой хинизарина. Эксплуатация этого масла более проста, так как содержащаяся присадка обладает анти­коррозийными свойствами.

К электроизоляционным маслам относятся трансфор­маторные, конденсаторные и кабельные. Отличительная их особенность — высокое удельное электрическое сопро­тивление и стабильность против окисления.

Трансформаторные масла применяются в качестве диэлектрика и теплоотводящей среды и в соответствии с ГОСТ 982—80 выпускаются марок TK, T-750, T-1500 и ПТ. Вязкость этих масел при 50°C составляет — 9,6 сСт, цифры в маркировке указывают предел напряже­ния, кВ.

Конденсаторные масла предназначены для заливки и пропитки изоляции конденсаторов, кабельные масла (МН-4, С-220, КМ-25) —для использования в качестве пропиточной и изолирующей среды в маслонаполненных кабелях.

Цилиндровые масла применяются для смазывания го­рячих частей паровых молотов и насосов, судовых ма­шин. Они обладают высокой термоокислительной ста­бильностью, хорошими антикоррозионными и антинагар­ными свойствами. К маслам этой группы относятся цилиндровое марок: 24 (вискозин), 38 и 54 (вапор). Циф­ры указывают на среднее значение вязкости при 100°C (сСт).

Консервационные масла применяют для защиты от коррозии металлических узлов, деталей и инструмента. Для консервации сроком более 5 лет применяется масло К-17, для консервации сроком на 1,5—2 года — НГ-203 и НГ-204у.

В народном хозяйстве находят широкое применение также технологические (соляровое, для замасливания хлопка, мягчители резины) и белые масла (парфюмер­ные, вазелиновые и др.).

Наши рекомендации