Ассортимент и маркировка смазочных масел
Моторные маслапредназначены для уменьшения износа деталей двигателя, снижения потерь энергии на трение, выполняют функции теплоотводящей среды в зазорах между поршневыми кольцами и стенками цилиндров. В зависимости от типа двигателя они подразделяются на авиационные, автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и реактивные.
Масла в двигателях работают в условиях воздействия изменяющихся во времени давлений и переменных температур. В связи с этим они должны отвечать требованиям в отношении стабильности, обладать низкими кислотностью и зольностью, оптимальной вязкостью и высокой температурой вспышки.
Выпускаемые в СССР автомобильные моторные масла по степени форсированности[1] двигателей разбиты на шесть групп, а по вязкости при 100°C — на семь классов (см. табл. 2).
Масла группы А, Б, В и Г предназначены соответственно для нефорсированных, мало-, средне- и высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, группы Д — для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях, группы E — для малооборотных дизелей, работающих на топливе с высоким (до 3,5 %) содержанием серы и со специальной системой смазки.
Таблица 2. Классификация и маркировка автомобильных моторных масел (ГОСТ 17479.1—85)
Вязкость масла при 100°C, сСт | Группа масел | |||||
А | Б | В | Г | Д | E | |
М6А | М6Б | М6В | ||||
М8А | М8Б | М8В | М8Г | — | — | |
__ | М10Б | Ml0B | М10Г | __ | — | |
- | М12Б | М12В | М12Г | М12Д | — | |
— | М14Б | М14В | М14Г | М14Д | M14E | |
— | М16Б | М16В | М16Г | М16Д | М16Е | |
М20А | М20Б | М20В | М20Г | М20Д | М20Е |
После буквы, обозначающей группу масла, проставляется цифровой индекс, указывающий на то, что данное масло предназначено для карбюраторного (1) или дизельного (2) двигателя, например: М-8Б1, Ml0Г2 и т. д. Без цифрового индекса маркируются масла, применяемые как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.
Моторные масла, загущенные вязкостными присадками, имеют более сложную маркировку, так как дополнительно классифицируются по вязкости при —18°C на классы 43 (вязкость 1300—2500 сСт) и 63 (вязкость 2600— 10400 сСт), например: М-43/6В1, М-63/10В1.
Для некоторых масел в настоящее время сохраняется старая маркировка, существовавшая до 1972 г., например АС-8, ДС-11, АКЗп-10, где А — масло автотракторное, Д — дизельное, С — селективной очистки, К — кислотной очистки, Зп — загуститель, цифра — вязкость (сСт).
Ассортимент автомобильных и автотранспортных моторных масел включает группы обкаточных (для заводской обкатки двигателей), консервационных, рабоче-консервационных и рабочих масел.
Для заводской обкатки двигателей, как правило, используются товарные моторные масла, например М8ГИ (на ВАЗе), АС-8 (на ЗИЛе), М-10Г2К (на КАМАЗе). Из специальных обкаточных масел наиболее распространено масло ОМ-2.
В качестве рабоче-консервационных моторных масел используются масла марок М-8ГИ, М-10ГИ, М-12ГИ, М-8ГРК (с ингибитором коррозии ИНГА-1), в качестве консервационного — НГ-207 (с ингибитором коррозии НГ-108).
Основные марки рабочих моторных масел и рекомендации по их применению следующие
Марки масел | Применение |
М8А | ГАЗ-51, ЗИЛ 164 |
M-8B2 | МАЗ 205, КрАЗ-219 |
M-10B2 | ДТ-54, T-180 |
MT- 16 | БелАЗ-525, БелАЗ-530 |
М43/6В1 | ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ 130 |
M-8B1 | Урал 375, УАЗ-452 |
M-8B2, M-10B2 | МАЗ-504, КрАЗ 256, КрАЗ-258 T-100M, МТЗ 52, Т-74, БелАЗ-540 |
M-14B2, M-20В | БелАЗ 540, ДЭТ-250, БелАЗ-549 |
M 6а/10В2 | МАЗ-540, КрАЗ-256, КрАЗ-258 КамАЗ-5320, Урал-375 |
М-8Г2, М-10Г2 | БелАЗ-548, K-700, K-70l, Т-150, Т-160, Т-330 |
М-8Г1, М-12Г1 | ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, |
М-63/10Г | ВАЗ-2108, ЗАЗ-968; Москвич-412, ТАЗ-24 |
М-6Г2 | Магирус-Дойтц, Икарус-180, Икарус-256, КамАЗ-5320 |
М-43/8Д | БелАЗ-548, БелАЗ-549 |
M-10ДМ | БелАЗ-548, БелАЗ-549, Т-150К |
Авиационные моторные масла являются наиболее высококачественными. Их ассортимент включает масла для поршневых (МС-14, МС-20, МК-22, МС-20С), газотурбинных, турбореактивных и турбовинтовых двигателей (MK-8, МС-6, ВНИИ НП-7). В маркировке масел: M — моторное, С — селективной очистки, К — кислотной очистки, цифра — вязкость (сСт).
Трансмиссионные масла используются для смазки зубчатых передач (цилиндрических, конических, гипоидных и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.
Ассортимент трансмиссионных масел следующий:
Марки трансмиссионных масел (кроме загущенных) | Применение |
ТСп-14,5 | Для смазывания цилиндрических, конических и червячных передач |
TAн-15 | Для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач |
тсп-10, ТСп-14, ТАП-15В | Для смазывания тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач |
TCп15К | Для смазывания тяжелогруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач большегрузных автомобилей КамАЗ |
ТСп-14, ГИП | Для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей |
ТАД-17И | Для смазывания цилиндрических; конических и гипоидных передач автомобилей ВАЗ и другой техники |
Все трансмиссионные масла выпускаются с присадками. Цифра в маркировке — среднее значение вязкости при 50°C (сСт).
Индустриальные масла предназначены для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков, промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры, а также применения в качестве рабочей и закалочной жидкости и для изготовления консистентных смазок. Эти масла работают при температурах, редко превышающих 50—60°C, и подразделяются на масла общего и специального назначения.
Индустриальные масла общего назначения выпускаются марок И-12А, И-20А, И-25А, И-30А, И-40А, И-50А. В маркировке: И — индустриальное, А — без присадок, цифра — среднее значение вязкости при 50°C (сСт).
К индустриальным маслам специального назначения относится масло приборное MВП, вязкость которого при 50°C составляет 6,5—8,0 сСт, а температура застывания около —60°C, а также сульфофрезол, П-28 (для прокатных станов), ВНИИНП-25 шарнирное, ВНИИНП-1-ЧМО приборное и др.
Компрессорные масла предназначены для смазки поршневых и ротационных компрессоров, воздуходувок и холодильных машин. Они работают в условиях высоких температур (200—220°C) и давления (15,0—20,0 МПа), поэтому должны обладать высокой термоокислительной стабильностью, а также хорошими антинагарными и антикоррозионными свойствами.
Масла для компрессоров холодильников, работающие в постоянном контакте с холодильным агентом, а также в условиях меняющегося давления и температуры, должны иметь низкую температуру застывания, не вызывать коррозии цветных металлов и как можно меньше увеличивать вязкость при понижении температуры.
Компрессорные масла (по ГОСТ 1861—73 и ГОСТ 9243—75) выпускаются марок К-12, К-19 и КС-19, где К — компрессорные, С — из сернистых нефтей, цифра — вязкость при 100°C (сСт).
Для компрессоров холодильников, работающих на аммиаке или углекислоте, применяются масла марок XA (фригус), ХА-23, ХА-30, для компрессоров, работающих на фреоне, — марок ХФ12-18, ХФ22-24, ХФ22с-16, ХФ12-16. В маркировке XA — для холодильников, работающих на аммиаке, ХФ — работающих на фреоне, С — синтетическое, цифры — вязкость при 50°C (сСт).
Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока.
В соответствии с ГОСТ 32—74 и ГОСТ 9972—74 турбинные масла выпускаются марок Тп-22 (Т-22), Тп-30
(Т-30), Тп-4б (Τ-46), Τ-57, Иввиоль-3. В маркировке: Т — турбинное, п — с присадками, цифра — среднее значение вязкости при 50°C (сСт). Вязкость масла Иввиоль-3 составляет 21—23 сСт.
Для смазки и регулирования паровых и газовых турбин в последние годы применяется масло Тп-22Х с присадкой хинизарина. Эксплуатация этого масла более проста, так как содержащаяся присадка обладает антикоррозийными свойствами.
К электроизоляционным маслам относятся трансформаторные, конденсаторные и кабельные. Отличительная их особенность — высокое удельное электрическое сопротивление и стабильность против окисления.
Трансформаторные масла применяются в качестве диэлектрика и теплоотводящей среды и в соответствии с ГОСТ 982—80 выпускаются марок TK, T-750, T-1500 и ПТ. Вязкость этих масел при 50°C составляет — 9,6 сСт, цифры в маркировке указывают предел напряжения, кВ.
Конденсаторные масла предназначены для заливки и пропитки изоляции конденсаторов, кабельные масла (МН-4, С-220, КМ-25) —для использования в качестве пропиточной и изолирующей среды в маслонаполненных кабелях.
Цилиндровые масла применяются для смазывания горячих частей паровых молотов и насосов, судовых машин. Они обладают высокой термоокислительной стабильностью, хорошими антикоррозионными и антинагарными свойствами. К маслам этой группы относятся цилиндровое марок: 24 (вискозин), 38 и 54 (вапор). Цифры указывают на среднее значение вязкости при 100°C (сСт).
Консервационные масла применяют для защиты от коррозии металлических узлов, деталей и инструмента. Для консервации сроком более 5 лет применяется масло К-17, для консервации сроком на 1,5—2 года — НГ-203 и НГ-204у.
В народном хозяйстве находят широкое применение также технологические (соляровое, для замасливания хлопка, мягчители резины) и белые масла (парфюмерные, вазелиновые и др.).