Система контроля обучения: принципы, цели, задачи
Для оперативного регулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и получении информации об успешном усвоении учебного материала используют различный методы и организационные формы контроля, которые образуют систему контроля обучения.
Благодаря контролю между препод-м и обуч-ся устан-ся обр-я связь, которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действит. уровень овладения ЗУН и на основе их анализа вносить коррективы в организацию учеб. процесса.
Принципы проверки знаний (по Огородникову):
1) принцип объективности – реализуется в разработке и применении методов контроля, позволяющих объективно устранять степень соответствия уровня сформиров-ти ЗУН к установленным требованиям, т.е. средства контроля д.б. такими, чтобы личностные особенности препод. на процесс оценивания ЗУН учащ. оказывали мин. воздействия.
2) принцип всесторонности – предполагает охват всех сторон каждого учебного элемента содержания обучения. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают ли или могут ли воспроизвести учащиеся полученную информацию. Учащийся должен продемонстрировать умения применять полученную информацию для решения практических задач.
3) принцип систематичности – сост. в необходимости проведения контролирования на всех этапах дидактического процесса от начального восприятия знаний и до их практического применения. Характеризуется непрерывностью, частотой и определяется логической последовательностью.
4) принцип индивидуальности – определяется учётом в процессе контроля индивидуальных особенностей усвоения знаний учащихся и посредством выбора соотв-х их возм-й, методов, форм и средств контроля.
5) принцип деференцированности – разработка систематических контрольных процедур, в соответствии с целями обучения, этапом усвоения ЗУН.
6) принцип воспитания – формирование стимулирующей среды; самоорганизация и самоподготовка к учебным занятиям; самообучение и саморазвитие личности.
Задачи контроля:
1.Контрольная – выявление сост. знаний на данном этапе обучения.
2.Обучающая – совершенствование знаний, в ходе провед. конт. процедур происходит повторение, закреп. знаний.
3.Воспитательная – воспит. чувства ответственности, настойчивости, стимулирует регулярную и актив-ю учеб-ю деят-ь.
4.Развивающия – даёт возм. для развития личности учащихся, умственных способностей, речи, памяти.
5.Ориентируящая – резул. контроля ориентирует на недостатки и достижения цели. 6.Диагностирующия – позволяет выявить уровень усвоения ЗУН в соот. с дидактическими целями.
7.Методическая – резулт. контроля важен для усовершенствования работы самого преподавателя.
8.Оценочная – оценить результат контроля, используя количественные (отметка) и качественные (оценка) показатели.
Средства обучения как категория дидактики: определение, педагогический и инженерный подходы к формированию, классификация.
Средства обучения – материальные объекты и предм. естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспит. процессе в качестве носителя учебной информации, инструмента деятельности педагога и учащегося для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Для создания и использования средств обучения просматриваются 2 осн. подхода: педагогич-й и инженерный.
Педагогический подход основан на необходимости реализации в учеб. процессе различных дидактических целей, организации разнообразных видов учебно-позн. деят-ти учащихся, осуществление воспитательных, контрольно-корректирующихфункций преподователя.
Инженерный подход учитывает конструктивно-технологические особенности средств обучения, их деление на классы в зависимости от способа производства.
В дидактическом плане наиболее обоснованным является классиф-я ср. об. по характеру представления в них окружающей действительности, предложенной Шаповаленко:
1) Натуральные объекты – вкл. предметы объективной действ-ти для непосредственного изучения: образцы и коллекции мат-в, инструм-в, сырья, гербария, реактив; натуральные наглядные пособия, учебно-производственное оборудование
2) Изображение и отображение мат-х объектов (оригиналов) – модели, макеты, таблицы, муляжи, иллюстрированные материалы (рисунки, фото, картинки, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, кино, транспаранты, видеозаписи)
3) Средства обучения, представляющие описание предмета и явление объективной действительности условными средствами – текстовые таблицы, схемы, графики, учебные пособия
4)Особую группу состав. технических ср. об. – носители учеб. инф-ции, для проявления кот. треб. спец. технические устройства – компьютерные программы, звукозаписи. Отдельно выделяют различные инф-ые среды, такие как телекоммуникации (электр. почта, мультимедиа система), которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой происходит процесс познания, интеллектуальное развитие учащихся.