Способы координации хозяйственной жизни. Типология экономических систем
В экономической жизни общества обязательно присутствует координирующий механизм, который представляет собой действующий порядок принятия решений и методов их практической реализации по использованию ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Способ координации, базирующийся на традициях, предполагает, что экономическое поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиозных, общественных, клановых и других традиций и обычаев, а иногда — и на основе первоначальных инстинктов выживания.
Способ координации, базирующийся на рынке, означает регулирование экономического поведения людей на принципах спонтанности: хозяйствующие субъекты и потребители руководствуются собственными экономическими интересами и самостоятельно, на свой страх и риск принимают решения, неся полную экономическую ответственность за их воплощение в жизнь. Поведение покупателей и продавцов определяется соотношением спроса и предложения.
Способ координации — команда основан на иерархии, строгой подчиненности снизу доверху. Центр принимает стратегические решения в отношении распределения экономических ресурсов, уровня цен, соотношения объемов потребления и накопления. Он же отдает исполнителям обязательные к исполнению приказы.
Типология экономических систем проводится на основе различных критериев. В мировой экономической литературе чаще других осуществляется классификация исходя из формы собственности на средства производства, а также из способа, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
На основе этих позиций можно выделить следующие типы экономических систем:
традиционная экономика;
классический (чистый) капитализм;
административно-командная экономика;
смешанная экономика.
Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран, в ней доминируют освященные временем традиции и обычаи, в соответствии с которыми и осуществляется координация экономических взаимодействий. Средства производства могут находиться в общинной или частной собственности «хозяина» страны (диктатор, король и т.п.), дополняющейся различными формами владения правящего клана или национальной администрации.
Классический (чистый) капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется координацией взаимодействия субъектов экономики на основе стихийного действия рыночных законов, спонтанных решений хозяйствующих субъектов и потребителей. Средства производства находятся в частной собственности, а доминирующим хозяйствующим субъектом является частный предприниматель.
Такие экономические системы сформировались еще в средние века в Западной Европе, и свободная (совершенная) конкуренция была для них органична, впрочем, так же, как анархичность и стихийность, обусловившие перепады в производстве, экономические кризисы, неустойчивость цен. Когда эти явления нарастают, жизненный уровень трудящихся снижается, развиваются безработица и связанные с ней большие потери труда, а также значительная имущественная дифференциация. Несовершенство эпохи свободной конкуренции поставило на повестку дня вопрос о поиске новой экономической системы или по крайней мере совершенствовании старой.
Так образовалась полная противоположность чистому капитализму — административно-командная экономика. Своим названием она обязана способу управления и координации на основе строгой иерархической подчиненности некоему центру в лице государства, из которого исходят все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг в обществе. В этой системе господствует общественная (государственная) форма собственности на средства производства, позволяющая обеспечивать государственную монополию, охватывающую весь процесс общественного воспроизводства, и осуществлять жесткое централизованное регулирование экономики.
Данная экономическая система обеспечивала в СССР полную занятость трудоспособного населения, гарантировала предприятиям достаточно устойчивые поставки сырья, материалов и оборудования, а населению — довольно стабильные, централизованно устанавливаемые цены, давала на минимальном уровне социальные гарантии в области образования, медицинского обслуживания и физической культуры. Несмотря на это, она вела в экономический и социальный тупик по причине своей экономической и социальной неэффективности, что и доказал развал СССР, явившийся логическим проявлением нежизнеспособности административно-командной системы.
В современном мире экономические системы в подавляющем большинстве расположены между классическим капитализмом и административно-командной экономикой и являются смешанными экономиками. Координация и управление в них осуществляются на основе совмещения элементов спонтанного порядка и иерархии. Так, государственное регулирование осуществляется в таких, например, формах, как контроль над некоторыми ценами, индикативное планирование, ограничение монополий, совмещается с рыночным саморегулированием на основе самостоятельных решений хозяйствующих субъектов (что, как и для кого производить) и их конкурентного взаимодействия. Наряду с частной собственностью существует государственная собственность на средства производства, что предопределяет наличие государственных предприятий и соответствующего сектора в экономике.
В смешанную экономику как бы «вмонтированы» два хозяйственных механизма: рыночный и планово-государственный. Они тесно взаимосвязаны, хотя у каждого есть зона своего преимущественного действия. Рыночный механизм и государственно-плановое регулирование — две существенные стороны управления современной смешанной экономикой. Управлять ею в отсутствие того либо другого — все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.
Тема 4