Расчет заделов однопредметной поточной линии
Для организации бесперебойного, равномерного и комплектного выполнения производственной программы необходимо установление нормативных заделов, величина которых должна быть достаточной при данных технических и организационных условиях производства.
По месту образования на поточных линиях различают:
1) линейные или межоперационные;
2) межлинейные – между смежными линиями в пределах одного цеха;
3) межцеховые, когда смежные линии находятся в разных цехах.
В работе будем рассчитывать только линейные заделы, которые по назначению и характеру образования делятся на технологический, транспортный, страховой и оборотный заделы.
Технологический задел – это количество деталей, находящихся в данный момент в процессе обработки Zтех (шт.). Определяется по формуле:
,
где р – размер транспортной партии, шт.
Транспортный задел – количество деталей или заготовок, которые находятся в процессе передачи с одной операции на другую. Он зависит от степени синхронности смежных операций.
На поточных неавтоматических линиях транспортный задел Zтр (шт.) зависит от способа передачи деталей и заготовок.
При передаче партиями задел рассчитывается следующим образом:
.
шт.
При пульсирующей транспортировке величина задела равна:
,
где Rm – периодичность транспортировки конвейера, мин.
В нашем примере транспортный задел определим по стандарт-плану непрерывно-поточной линии, Zтр=4 шт.
Страховые заделы предназначены для обеспечения бесперебойного работы поточной линии в тех случаях, когда на отдельных ее участках возникают нарушения нормального хода производства. Подача деталей на следующую операцию задерживается, и ритмичность производства на остальной части линии нарушается.
При наличии на прерывно-поточной линии оборотных заделов страховой задел может быть частично или полностью совмещен с оборотным заделом.
Величина страхового (резервного) задела Zрез (шт.) устанавливается на основе анализа вероятности отклонения от заданного такта работы на данном рабочем месте – в среднем 4-5% сменного задания.
Величину страхового задела можно рассчитать по формуле:
,
где tрезi - средняя продолжительность перерыва в работе одного рабочего места на i-ой операции (отсутствие предмета труда, ремонт оборудования и др.), мин.
Для расчета продолжительности перерывов tрезi (мин.) используется следующая формула:
.
Рассчитаем продолжительности перерывов в работе каждого рабочего места:
.
.
.
.
Страховой задел на линии в целом будет равен сумме страховых заделов после операции с наиболее сложными условиями работы.
Оборотный задел – количество заготовок, находящихся на рабочих местах в ожидании процесса обработки. Такие заделы образуются только на прерывно-поточных линиях.
Оборотный задел между каждой операцией рассчитывается на основе частных периодов обслуживания рабочих мест линии- интервалов времени , на протяжение которых число работающих единиц оборудования изменено.
Изменение оборотного задела определяется по формуле:
Для наглядности результаты расчета основных параметров однопредметной поточной линии, характеризующих особенности ее организации, необходимо представить в табличной форме (таблица 3.8).
Ритм линии рассчитывается по формуле:
R=r*p,
R=4,5*167=751,5
где р – число деталей в передаточной партии, шт. (р=167)
Таблица 3.5 – Основные параметры однопредметной непрерывно-поточной линии
Параметр линии | Значение |
1 Такт (ритм) поточной линии, мин./шт. | r=4,5 мин/шт. R= 4,5мин. |
2 Синхронизация операций | |
3 Количество рабочих мест на одной операции, ед. | ; ед. ед. ед. ед. ед. |
4 Коэффициент загрузки рабочих мест | % % % % % % |