Логистическая система и ее элементы
Сущность понятия и история развития логистики.
Термин «логистика» появился еще в Древней Греции, где «логистикой называлось искусство проведения расчетов (в греческом языке logistice – искусство вычислять...)». Древние римляне пользовались этим понятием при распределении продуктов. Сама наука первоначально широко применялась в военном деле, ведь качественное, продуманное и математически обоснованное снабжение войск является залогом успеха. Без этого невозможно не только выиграть войну, но и провести сколько-нибудь качественно даже мелкую военную операцию. Логистике придавалось большое значение в армии Наполеона в начале XIX в., в России – с его середины.
Особенно бурное развитие логистика получила в период второй мировой войны, когда она была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале, как нового научного направления о рациональном управлении движением материальным потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Это направление развития логистики – экономическое.
На сегодняшний день под логистикой понимают науку и практику планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных и связанных с ними информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистика включает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, их доведением от поставщика исходного сырья до изготовителя и от него до конечного потребителя в соответствии с требованиями последнего. Она включает также планирование, обоснование вариантов и управление транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями.
В настоящее время выделяют три этапа развития логистики как экономической дисциплины:
• на первом этапе развития логистики, проходившим в 60-е гг. XX в., происходит интеграция работы склада с транспортом. Если раньше они были связаны только операцией погрузки-разгрузки, то теперь эту деятельность начинают координировать. Например, тару, используемую для данного груза, выбирают исходя из вида используемого транспорта, а при выборе транспорта учитывают характер перевозимого груза. Склад и транспорт начинают работать согласованно, по одному графику, и их работа направлена на один и тот же экономический эффект;
• на второмэтапе – 80-е гг. XX в. – к складированию и транспортировке добавляется новое звено – производство. С этого момента цех, склад и транспорт работают как один механизм, что позволяет сократить время выполнения заказов, т.е. улучшить обслуживание потребителей за счет своевременности поставок, увеличить коэффициент использования оборудования и сократить издержки;
• третий этап развития логистики начался в конце
80-х гг. XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Современные информационные технологии позволяют осуществлять мониторинг движения продукта от источника сырья до потребителя готовой продукции. Важность логистики начинают понимать и участники цепи снабжения, производства и распределения.
Концепции логистики.
Концепция лог-кого подхода к товародвижению построена на положениях:
· Системность, предполагающая слаженную и согласованную работу автономных элементов логистической системы.
· Использование технологического и подъемно-транспортного оборудования, максимально приспособленного к конкретным условиям выполнения отдельных логистических операций, т.е. индивидуализация оборудования.
· Обеспечение современных безопасных условий труда и выполнение экологических требований к производству.
· Учет затрат на протяжении всей логистической цепи с ориентацией на рынок и минимизация совокупных издержек.
· Развитие сервиса и услуг как способ повышения конкурентоспособности продукции и транспортной деятельности.
· Способность логистической системы приспосабливаться к рыночной конъюнктуре, для которой характерны случайные процессы. В связи с этим особое значение приобретает логистический прогноз спроса.
Важнейшим в этой концепции является требование достижения оптимального для всей системы значения выбранного оценочного критерия: кратчайший путь, минимальное время движения и количество перевалок грузов в пути следования, минимальные потери грузов и совокупные логистические издержки.
Фундамент логистики формируют четыре главных составляющих:
• экономические оценочные показатели;
• технические возможности логистической инфраструктуры;
• технологические основы (организация транспортировки материалов);
• математические основы (моделирование этапов товародвижения для расчетного обоснования обслуживающих устройств – погрузочно-разгрузочных механизмов и показателей качества обслуживания).
Итогом реализации концептуальных положений логистики должен быть обоснованный ответ на вопросы:
• где и когда должны быть произведены ресурсы;
• где и когда они должны быть складированы;
• куда и когда они должны быть доставлены.
Ответы на эти вопросы могут быть получены в процессе решения следующих конкретных задач:
• установление хозяйственных связей по поставкам продукции, т.е. определение пунктов отправления и назначения грузов;
• обоснование объемов, времени и направлений перевозки;
• определение послед-ти, звенности и транспортно-технологических схем продвижения продукции через пункты складирования и определение числа перевалок грузов;
• оперативное регулирование поставок и перевозок;
• размещение и оснащение складов и мест передачи грузов на магистральный транспорт и приема с него.
В последнее время в мировой практике наметился новый подход к развитию логистики - логическое и естественное продолжение вышеуказанного комплексного подхода. Его специфика – в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий – максимальное соотношение выгод и затрат. Новый подход получил название концепции «общей ответственности».
3. Основные правила логистики.
Концептуальные положения и принципы логистического метода позволяют сформулировать основные правила логистики.
Основное правило логистики содержит семь ключевых слов:
· продукт должен быть необходим потребителю
· продукт должен быть сооответсвующего качества
· продукт должен быть в необходимом количестве
· продукт должен быть доставлен в нужное время
· продукт должен быть доставлен в нужное место
· продукт должен быть доставлен с минимальными затратами
· продукт должен быть конкретному потребителю
В соответствии с этими ключевыми словами, «золотое» правило коммерческой логистики под кодовым названием «seven R», или «семь Н», имеет следующую формулировку: Нужный продукт в необходимом количестве и нужного качества должен быть в наличии в нужном месте в необходимое время для нужного потребителя с наименьшей стоимостью.
Для транспорта «золотое» правило логистики формулируется следующим образом: Определенный груз в необходимом количестве должен быть доставлен к двериопределенногогрузополучателя в оговоренный срок, с гарантированным качеством и с минимальными общими издержками.
Для сферы услуг основное правило логистики трактуется так: Определенный заказ на конкретную работу для определенного клиента должен быть выполнен в полном объеме точно в срок с гарантированным качеством и минимальными общими издержками
Логистическая система и ее элементы.