Подготовка мастера производственного обучения к занятиям
Подготовка мастера к проведению занятий состоит из трех этапов: перед началом обучения, перед изучением очередной темы программы и каждым занятием.
На каждом этапе мастер осуществляет личную подготовку, планирует учебный процесс, совершенствует учебно-материальную базу.
Личная подготовка перед началом обучения заключается в том, что мастер изучает образовательный стандарт по профессии «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", учебный план, программу производственного обучения, учебные пособия для учащихся и преподавателя (мастера), читает психологическую, педагогическую, методическую и техническую литературу и т.д.
Планирование учебного процесса занимает центральное место в подготовке мастера. Перед началом учебного процесса он распределяет учебный материал по занятиям, составляет перечень заданий для учащихся, перечень материально-технического обеспечения.
Во время подготовки к очередной теме программы мастер изучает содержание этой темы, отмечает необходимые параграфы учебных пособий для учащихся, необходимые разделы методических пособий и специальной литературы, уточняет распределение учебного материала темы по занятиям, намечает задачи и упражнения каждого занятия, уточняет даты проведения занятий по теме, определяет, какими практическими знаниями, навыками и умениями должны овладеть учащиеся при отработке данного задания, продумывает и намечает формы организации и методы изучения задания.
Заключительной и решающей стадией всей подготовительной работы является непосредственная подготовка мастера к занятию. В процессе ее продумывают цель, содержание и порядок проведения занятия в соответствии с требованиями учебной программы, уровнем подготовки и индивидуальными особенностями учащихся, наличием соответствующей материально-технической базы, а также с учетом результатов предыдущего занятия. Мастер готовит оборудование и наглядные пособия, дидактические материалы, составляет план занятия.
Мастер производственного обучения уделяет серьезное внимание улучшению учебно-материальной базы учебного процесса. Особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться по новым учебным планам и программам. В порядке комплексного методического обеспечения учебного процесса мастер определяет, какие наглядные пособия, приспособления, оснастка, технические средства обучения потребуются для качественного процесса профессиональной подготовки студентов, разрабатывает и организует изготовление недостающего, активно участвует в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.
В работе по расширению и совершенствованию учебно-материальной базы учебного процесса мастер производственного обучения широко использует возможности учебных мастерских учебного заведения, помощь базовых предприятий и т.д.
Мастер в ходе работы, готовясь к изучению темы, четко определяет, какие приемы и способы работ, их разновидности должны быть изучены студентами. При распределении материала темы на занятие необходимо учитывать четкость цели и определенность содержания каждого занятия. Важно учитывать сложность, порядок изучения, объекты работ, на которых студенты будут отрабатывать приемы и способы работы. Это обеспечит правильное распределение материала темы на занятие. Наиболее просто распределить на занятие материал операционных тем, так как в них четко указаны приемы и способы работ, которые подлежат освоению. Значительную сложность представляет распределение на занятии материала тем «комплексные работы». Планировать последовательность занятий по этим темам невозможно, так как невозможно обеспечить фронтальное выполнение всеми студентами одной и той же работы на занятии. Подготавливая учебно-материальную базу для изучения темы, мастер определяет виды работ на основе перечня учебно-производственных работ, подготавливает материалы, заготовки, приспособления и т.п., подбирает учебно-техническую документацию, наглядные пособия. Если тема изучается не фронтально, мастер составляет график перемещения студентов по рабочим местам.
Порядок и содержание подготовки к занятию производственного обучения заключается в следующем:
- мастер прежде всего анализирует результаты предыдущих занятий и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего занятия;
- мастер определяет структуру занятия и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять студентами;
- определив структуру занятия, мастер намечает, сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;
- мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый студент и вся группа;
- подготавливает заготовки, материалы, инструменты приспособления, документацию, наглядные пособия, модели, макеты. Намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
- в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия.
Стандартных, обязательных форм планов занятий производственного обучения не установлено.
Долг мастера - тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.
Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) закрыть чехлами или держать шкафу, так как пособия с большим интересом воспринимаются, когда студенты их видят впервые. Для успешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт. Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам студентов, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого занятия зависит от умений мастера подбирать и объяснить факты, примеры. Необходимо заранее установить последовательность объяснений, показа студентам приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как держать инструменты, какова структура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы.
Обязанности мастера производственного обучения:
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса.
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда. Обеспечивать выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда.
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям. Активно участвовать в методической работе, проводимой в учебном заведении.
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов.
5. Совместно с классным руководителем участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.
Подготовка мастером плана занятия.
Подготовка мастера к занятию получает свое окончательное оформление в письменном плане занятия и плане проведения вводного инструктажа.
План занятия - это рабочий документ, им мастер пользуется в течение всего занятия. План необходим для каждого занятия, он дает мастеру возможность провести занятие целенаправленно, организованно и успешно.
Хорошо составленный и умело используемый план занятия обеспечивает:
- достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса;
- преподнесение изучаемого материала в логической и технологической последовательности, повышающей эффективность восприятия;
- правильное и полное использование времени на занятии.
План занятия приносит пользу мастеру только в том случае, когда он является результатом глубокой, серьезной подготовительной работы самого мастера.
Обычно, в плане занятия надо предусматривать следующие основные вопросы:
1) расстановку студентов по рабочим местам;
2) проведение вводного инструктажа студентов в начале прохождения темы или подтемы программы;
3) обеспечение студентов учебными работами, инструментами, чертежами и технологическими документами;
4) проведение упражнений, в процессе которых студенты изучают приемы и способы работы, относящиеся к теме данного занятия;
5) обходы учебных (рабочих) мест в процессе упражнений студентов в целях индивидуального инструктажа;
6) проведение текущего коллективного инструктажа;
7) прием, разбор и оценка работ, выполненных студентами;
8) проведение краткого заключительного инструктажа со всей группой (в конце занятия).