С целью пополнения оборотных средств
Обычно принято различать четыре типа бизнес-планов, а именно:
1. Внутренний бизнес-план, который составляется руководством предпринимательской фирмы для того, чтобы лучше уяснить перспективность возникшей бизнес- идеи;
2. Бизнес-план для кредиторов, который составляется для обоснования степени перспективности проекта в части получения прибыли, позволяющей погасить кредит.
3. Бизнес-план для инвесторов (инвестиционный бизнес-план), который составляется для демонстрации инвестиционной привлекательности проекта.
4. Бизнес-план финансового оздоровления предпринимательской фирмы, который составляется в кризисной для фирмы ситуации, как правило, в условиях ее хронической неплатежеспособности, для определения мер по ее санации.
Производственный (внутренний) бизнес-план, необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка.
В разделе «Производственный план» приводится полное описание производственного процесса, из которого следует, что предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, может организовывать производство и имеет необходимые для этого ресурсы. Производственный план должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации. В разделе "Производственный план" описывается, как предприятие будет создавать свою продукцию и/или услуги: · общий подход к организации производства; · наличие производственных площадей, собственные они или арендованные (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений; в случае необходимости приложить справку местной администрации об отводе земельного участка · необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки; · технологические процессы на производстве; · необходимое оборудование и его мощность; потребность в оборудовании, где планируется его приобрести, на каких условиях, в какие сроки (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений); · условия, на которых будут закупаться сырье, материалы и комплектующие; · требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный · персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия); · репутация поставщиков и Ваш опыт работы с ними (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений); · партнеры по бизнесу; · расчет себестоимости и цены производимого продукта · желательно также составить схему производственных потоков Внутренний бизнес – план не имеет особых внешних требований. Напротив, он должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования. Система внутреннего планирования должна быть оптимальной. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и нужно управлять. Громоздкость системы планирования снижает ее эффективность. Системность планирования предусматривает охват всего цикла заготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции. Структуру внутреннего бизнес – плана необходимо адаптировать к системе контролинга. Следует также отметить, что при расчете бизнес – плана необходимо использовать бухгалтерские полные издержки. Структура, объем внутреннего бизнес - плана регламентируются внутренними требованиями руководства и службы контролинга. Для подготовки внутреннего бизнес – плана следует использовать современные программные средства: · «план», · «аналитик », · «project expert ». При этом, на мой взгляд, данная программа наиболее подходит для российских условий (позволяет учитывать инфляцию, изменение ставок налогообложения и введение новых налогов), и др. По данному типу бизнес – планов существуют определенные международные стандарты. Объем бизнес – плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира. Банк всегда выдает кредит под бизнес-план, он должен быть уверен, что Вы трезво оцениваете свои возможности по погашению кредита. Бизнес-план наглядно показывает, что Вы делали расчеты и представляете реальную картину своего бизнеса. Поэтому каждый заемщик составляет бизнес-план для получения кредита, что является обязательным условием банка. Бизнес-план для получения кредита отличается от бизнес-плана для инвестора несколькими моментами:
|
45. Охарактеризовать инвестиционный бизнес-план и бизнес-план финансового оздоровления.
Чтобы реализовать новый проект или расширить уже существующий бизнес часто требуются заёмные средства. Но, для того чтобы получить денежные средства в банке, необходимо представить в кредитную организацию инвестиционный бизнес план (инвестиционный меморандум), который бы подтверждал экономическую целесообразность и эффективность Вашего проекта.
Безусловно, сам инвестиционный бизнес-план не служит гарантией получения кредита, но ни один банк не примет к рассмотрению пакет документов, в который не включен бизнес-план, содержащий все необходимые показатели, требуемые кредитной организацией.
Основная цель, с которой составляется инвестиционный меморандум – это заинтересовать будущего инвестора. Данный документ определяет объём инвестиций, необходимых для реализации проекта, показывает его плюсы и минусы, определяет стратегию развития бизнеса исходя из сложившейся маркетинговой ситуации на рынке и её дальнейших перспектив.
Основные характеристики инвестиционного проекта:
- Документарное оформление инвестиционной инициативы.
- Объект вложения инвестиций, их объём и форма.
- Направленность на достижение определённых инвестиционных целей.
- Направленность на получение определённых финансовых результатов.
- Проектный цикл (детерминированность реализации проекта во времени).
Разделы инвестиционного бизнес плана:
I. Сведения о проекте.
В этом разделе содержится информация, раскрывающая суть проекта и даются основные характеристики компании. Приводится план реализации проекта, указывается объём необходимых инвестиций и их источники, сроки окупаемости, размер ожидаемой прибыли, гарантии. Также определяется круг лиц, ответственных за реализацию данного проекта.
II. Анализ рынка.
Этот раздел инвестиционного меморандума посвящён аналитическим данным о состоянии рынка, обзору конкурирующих компаний и их продукции, будущим потребителям продукции (услуг).
III. Анализ предприятия.
Содержит информацию о текущем финансовом состоянии фирмы, наличии основных фондов, активов и т.п. Также приводятся данные за отчётные периоды прошлых лет.
IV. Маркетинг и сбыт.
Данный раздел инвестиционного бизнес-плана раскрывает маркетинговую стратегию компании, указываются пути реализации продукции (услуг), ценообразование, формирование имиджа фирмы, рекламные мероприятия, сервисное (гарантийное) обслуживание.
V. Производственный план.
Здесь даются сведения о существующих и необходимых производственных, складских и иных площадях; коммуникациях; оборудовании; сырье и материалах; трудовых ресурсах; экологии. Даётся информация о производственной программе и технологии производства, наличии (отсутствии) поставщиков и подрядчиков.
VI. Организационный план.
В этом разделе инвестиционного бизнес плана даётся информация о правовом обеспечении данной деятельности и информация по организационной структуре компании, указываются сведения о персонале и его численности, предоставляется расчёт фонда заработной платы.
VII. Финансовый план.
Этот план посвящён финансовым расчётам и пояснениям к ним. Здесь же даётся оценка эффективности проекта на основе различных показателей: IRR, NPV, PP, PI. Приводятся планы распределения инвестиций и возврата заёмных средств.
XIX. Оценка устойчивости инвестиционного бизнес-плана.
Этот раздел отражает влияние различных факторов на реализацию проекта, определяется точка безубыточности.
X. Выводы.
В заключительной части инвестиционного меморандума обосновывается привлекательность данного проекта для инвесторов.
Иногда инвестиционный меморандум сравнивают с обычным бизнес-планом, что объясняется отсутствием чёткого законодательного определения этих понятий. Основное отличие этих двух документов в том, что бизнес-план обосновывает инвестиции и является руководством к действию для руководства и сотрудников самой компании, а инвестиционный бизнес план призван наглядно продемонстрировать проект будущим инвесторам, и является конкретным предложением принять участие в бизнесе.
План финансового оздоровления составляется для действующих организаций с недостатком финансовых ресурсов. При его составлении проводится анализ того, что организация имеет, какие ее сильные и слабые стороны, а также анализ произведенной продукции для максимального использования возможностей, которые имеет организация.
План финансового оздоровления заполняется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, он предполагает финансовое оздоровление предприятия. Его санацию. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 05.12.94г. Распоряжение 98-р.
Бизнес-план (план финансового оздоровления) повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия
План финансового оздоровления включает следующие разделы:
1.Общая характеристика предприятия.
2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
3. Анализ финансового состояния предприятия.
4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
5. Рынок и конкуренция.
6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
7. План производства.
8. Финансовый план.
9. Резюме.
Общая характеристика предприятия: Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО;
Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства;
Почтовый и юридический адрес;
Банковские реквизиты;
И т.д.
В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются:
срок реализации плана; общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная помощь; срок погашения государственной финансовой помощи; финансовый результат реализации плана (чистая текущая стоимость, погашения просроченной задолженности, дисконтный срок окупаемости проекта и т. п.); наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия. В этом разделе должна бить представлена достаточная информация для понимания того, как и в каких целях организовывалось предприятие, как оно развивалось.
В случае налаживания совершенно нового для данного предприятия вида бизнеса акцент при предоставлении информации следует изменить. В центр внимания в этом случае выдвигаются факторы, приведшие к необходимости появления нового вида продукции. В схематичной форме указываются пути реализации новых потребностей.
Анализ финансового состояния предприятия.
В этом разделе бизнес-плана финансового оздоровления дается подробная характеристика учетной политики, применяемой предприятием; приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым относятся:
коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.); коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств); коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.); коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).
Расчет производится для четырех лет, предшествующих планируемому периоду. Показатели предприятия сопоставляются со среднеотраслевыми.
Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа финансового состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.
Исходной информацией являлись бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах (о прибылях и убытках).
Оценка эффективности деятельности производственного предприятия осуществляется по показателям трех групп: объем производства и реализации продукции (объем валовой, товарной, реализованной продукции); эффективность затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача, скорость оборачиваемости); ликвидность баланса (коэффициенты ликвидности, покрытия).
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить:
инвентаризацию имущества; сокращение дебиторской задолженности; снижение издержек производства; продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий; продажу незавершенного строительства; оптимизацию количества персонала; продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий; конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки; внедрение прогрессивных технологий, автоматизации, механизации производства; совершенствование организации труда; проведение капитального ремонта, модернизации основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
Рынок и конкуренция.
Описание отрасли и перспективы ее развития;
Рынки на которые нацелен бизнес;
Конкуренция;
Законодательные ограничения.
Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
Стратегия маркетинга (стратегия проникновения на рынок, стратегия роста, каналы распределения, коммуникации);
Стратегия осуществления продаж (характеристика и анализ рынков сбыта, объем сбыта продукции пол каждому каналу);
Продукты и услуги (подробное описание продукта, жизненный цикл продукта, исследование и разработки).
План производства:
Производственная программа предприятия;
Планируемый объем продаж продукции;
Потребность в основных фондах;
Расчет потребности ресурсов на производственную программу;
Расчет в потребности в персонале и заработной плате;
Схема расходов и калькуляция себестоимости;
Потребность в дополнительных инвестициях.
Финансовый план:
Прогноз финансовых результатов;
Потребность в дополнительном инвестировании и формирование источников финансирования;
Модель дисконтирования денежных потоков;
Расчет коэффициентов внутренней нормы прибыли;
Определение дисконтного срока окупаемости проекта;
График погашения кредиторской задолженности;
Расчет точки безубыточности;
Агрегированная форма прогнозного баланса;
Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.
Дополнительные разделы бизнес-плана, обусловленные проблемой неплатежей:
1. Обеспечение достаточности денежных средств.
2. Процедуры экономии текущих затрат предприятия.
3. Реструктуризация кредиторской задолженности.
Разработка плана финансового оздоровления начинается с проведения углубленного анализа финансового состояния предприятия. Желательно, чтобы период ретроспективного анализа составлял 2-3 года.
Основной целью проведения данного анализа является не расчет представленных в методических рекомендациях показателей, а выявление внешних и внутренних причин, повлекших за собой ухудшение финансового положения предприятия. На основе проведенного анализа и сделанных выводов разработчики намечают основные пути восстановления платежеспособности предприятия за счет мобилизации внутренних ресурсов, а при их недостаточности — за счет привлечения заемных ресурсов. Таким образом, формируется план мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.