С целью пополнения оборотных средств

Обычно принято различать четыре типа бизнес-планов, а именно:

1. Внутренний бизнес-план, который составляется руководством предпринимательской фирмы для того, чтобы лучше уяснить перспективность возникшей бизнес- идеи;

2. Бизнес-план для кредиторов, который составляется для обоснования степени перспективности проекта в части получения прибыли, позволяющей погасить кредит.

3. Бизнес-план для инвесторов (инвестиционный бизнес-план), который составляется для демонстрации инвестиционной привлекательности проекта.

4. Бизнес-план финансового оздоровления предпринимательской фирмы, который составляется в кризисной для фирмы ситуации, как правило, в условиях ее хронической неплатежеспособности, для определения мер по ее санации.

Производственный (внутренний) бизнес-план, необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка.

В разделе «Производственный план» приводится полное описание производственного процесса, из которого следует, что предприятие в состоянии производить нужное количество товара с выполнением обязательств по срокам, может организовывать производство и имеет необходимые для этого ресурсы. Производственный план должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации. В разделе "Производственный план" описывается, как предприятие будет создавать свою продукцию и/или услуги: · общий подход к организации производства; · наличие производственных площадей, собственные они или арендованные (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений; в случае необходимости приложить справку местной администрации об отводе земельного участка · необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки; · технологические процессы на производстве; · необходимое оборудование и его мощность; потребность в оборудовании, где планируется его приобрести, на каких условиях, в какие сроки (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений); · условия, на которых будут закупаться сырье, материалы и комплектующие; · требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный · персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия); · репутация поставщиков и Ваш опыт работы с ними (приложить соответствующие договоры, протоколы намерений); · партнеры по бизнесу; · расчет себестоимости и цены производимого продукта · желательно также составить схему производственных потоков Внутренний бизнес – план не имеет особых внешних требований. Напротив, он должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования. Система внутреннего планирования должна быть оптимальной. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и нужно управлять. Громоздкость системы планирования снижает ее эффективность. Системность планирования предусматривает охват всего цикла заготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции. Структуру внутреннего бизнес – плана необходимо адаптировать к системе контролинга. Следует также отметить, что при расчете бизнес – плана необходимо использовать бухгалтерские полные издержки. Структура, объем внутреннего бизнес - плана регламентируются внутренними требованиями руководства и службы контролинга. Для подготовки внутреннего бизнес – плана следует использовать современные программные средства: · «план», · «аналитик », · «project expert ». При этом, на мой взгляд, данная программа наиболее подходит для российских условий (позволяет учитывать инфляцию, изменение ставок налогообложения и введение новых налогов), и др. По данному типу бизнес – планов существуют определенные международные стандарты. Объем бизнес – плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира. Банк всегда выдает кредит под бизнес-план, он должен быть уверен, что Вы трезво оцениваете свои возможности по погашению кредита. Бизнес-план наглядно показывает, что Вы делали расчеты и представляете реальную картину своего бизнеса. Поэтому каждый заемщик составляет бизнес-план для получения кредита, что является обязательным условием банка. Бизнес-план для получения кредита отличается от бизнес-плана для инвестора несколькими моментами:
  • бизнес-план для получения кредита должен показать потребность предприятия в финансировании в определенный момент и на точно определенный срок;
  • потенциальный заемщик, желающий получить кредит под бизнес-план должен доказать банку выгодность для предприятия использования заемных оборотных средств;
  • бизнес-план для получения кредита ориентирован на то, чтобы показать банку или другому кредитору высокий уровень платежеспособности предприятия, а значит - возможность погасить кредит и проценты за его использование.
Банк, как правило, не будет интересоваться деталями бизнес-плана, не имеющими прямого отношения к платежеспособности и уровню ликвидности предприятия. Его заинтересует, в первую очередь, наличие у предприятия серьезного залога или поручителя. Если первое условие выполняется, будет изучаться вопрос кредиторской задолженности. Банку будет интересно, кому и сколько должно предприятие, имеется ли просроченная кредиторская задолженность и как давно она образовалась, тенденция к росту или к снижению задолженности. Следующий вопрос эксперта банка будет о дебиторской задолженности предприятия. Иногда служба безопасности банка будет наводить справки и пытаться узнать какая часть из дебиторской задолженности является сомнительной к возвращению. Получить кредит под бизнес-план в банке - это обычно довольно длительная процедура, которая требует подготовки целого пакета документов, больших затрат времени и крепких нервов. Все это время банк требует один документ за другим, требования к нужным документам могут меняться даже в процессе оформления сделки. Сначала приходится иметь дело только с кредитным экспертом, потом с начальником кредитного отдела, а в случае, если банк относит кредит к категории крупных, то и с руководством отделения банка. Сумма выдаваемого банком кредита обычно составляет не более 40-50% от стоимости залога, которая определяется экспертной оценкой. Рекламные условия получения кредита обычно сильно отличаются от реальных. Часто случается так, что в процессе получения кредита банк "предлагает" предприятию погасить еще некоторые платежи и дополнительные сборы за получение банковского кредита. Неафишируемые банком сборы за получение кредита могут составить 5-10% от суммы кредита. Банк может не согласиться с предоставленными результатами экспертной оценки и "ненавязчиво" попросить предприятие обратиться к рекомендованному им самим эксперту-оценщику, стоимость услуг которого, как правило, в 1,5-3 раза выше среднерыночной. Кроме затрат на экспертную оценку придется понести затраты и на страхование сделки, что является обязательным требованием со стороны банка. Для страхования сделки также справедливо сказанное выше относительно эксперта-оценщика. Бизнес план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств. Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре и содержанию бизнес плана, существует целый ряд общих рекомендаций. Подготавливая бизнес – план, необходимо максимально сократить использование информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, проекта. Практика показывает, что отсутствие осторожности иногда приводит к краже коммерческих тайн, технологических секретов, коммерческих сделок. В то же время следует заметить, что информация должна быть сбалансированной. По мере «продвижения » бизнес – плана к реальному кредитору необходимо расширить диапазон представления иной информации, при этом все же соблюдая принцип коммерческой тайны. Стратегически важно в бизнес – плане учесть интересы конкретных инвесторов. Однако необходимо иметь в виду, что главные интересы кредитора – обеспечить возвратность кредита и своевременную уплату процентов за пользование кредитом. Необходимо помнить, что любой кредитор руководствуется принципами коммерческой выгоды. Очень часто субъекты хозяйствования, чтобы убедить кредитора в выгодности бизнес – плана, показывают сверхрентабельность проекта. Такой подход может привести к изменению условий предоставления кредита не в пользу субъекта хозяйствования, поэтому не стоит показывать очень высокую прибыль. Лучше сосредоточиться на обеспечении выполнения условий кредитного договора. Бизнес – план также имеет свои стандарты. Главным критерием является его объем. По международным стандартам он не должен превышать 75 страниц. Ряд международных организаций используют определенную структуру. Безусловно, она носит лишь рекомендательный характер. Главное, чтобы содержание раскрывало все важнейшие аспекты, характеризующие высокую эффективность и надежность проекта. В настоящее время в России инвестиционная деятельность недостаточно активна. Но уже сегодня инвесторы принципиально отвергают рассмотрение громоздких, превышающих нормативы бизнес – планов. Важно помнить об экономическом механизме возврата кредита. Инвестиционный кредит предусматривает совершенствование и изменение технологии либо ввод новых основных фондов. Все это связано с такой экономической категорией, как капитальные вложения. Сегодня проблемы учета капитальных вложений отошли на второй план, но это временное явление, вязанное со спадом в освоении капитальных вложений на производстве. В связи с тем, что инвестиционный кредит используется для оснвоеия капитальных вложений. Возврат кредита осуществляется за счет полученной чистой прибыли

45. Охарактеризовать инвестиционный бизнес-план и бизнес-план финансового оздоровления.

Чтобы реализовать новый проект или расширить уже существующий бизнес часто требуются заёмные средства. Но, для того чтобы получить денежные средства в банке, необходимо представить в кредитную организацию инвестиционный бизнес план (инвестиционный меморандум), который бы подтверждал экономическую целесообразность и эффективность Вашего проекта.

Безусловно, сам инвестиционный бизнес-план не служит гарантией получения кредита, но ни один банк не примет к рассмотрению пакет документов, в который не включен бизнес-план, содержащий все необходимые показатели, требуемые кредитной организацией.

Основная цель, с которой составляется инвестиционный меморандум – это заинтересовать будущего инвестора. Данный документ определяет объём инвестиций, необходимых для реализации проекта, показывает его плюсы и минусы, определяет стратегию развития бизнеса исходя из сложившейся маркетинговой ситуации на рынке и её дальнейших перспектив.

Основные характеристики инвестиционного проекта:

  1. Документарное оформление инвестиционной инициативы.
  2. Объект вложения инвестиций, их объём и форма.
  3. Направленность на достижение определённых инвестиционных целей.
  4. Направленность на получение определённых финансовых результатов.
  5. Проектный цикл (детерминированность реализации проекта во времени).

Разделы инвестиционного бизнес плана:

I. Сведения о проекте.
В этом разделе содержится информация, раскрывающая суть проекта и даются основные характеристики компании. Приводится план реализации проекта, указывается объём необходимых инвестиций и их источники, сроки окупаемости, размер ожидаемой прибыли, гарантии. Также определяется круг лиц, ответственных за реализацию данного проекта.

II. Анализ рынка.
Этот раздел инвестиционного меморандума посвящён аналитическим данным о состоянии рынка, обзору конкурирующих компаний и их продукции, будущим потребителям продукции (услуг).

III. Анализ предприятия.
Содержит информацию о текущем финансовом состоянии фирмы, наличии основных фондов, активов и т.п. Также приводятся данные за отчётные периоды прошлых лет.

IV. Маркетинг и сбыт.
Данный раздел инвестиционного бизнес-плана раскрывает маркетинговую стратегию компании, указываются пути реализации продукции (услуг), ценообразование, формирование имиджа фирмы, рекламные мероприятия, сервисное (гарантийное) обслуживание.

V. Производственный план.
Здесь даются сведения о существующих и необходимых производственных, складских и иных площадях; коммуникациях; оборудовании; сырье и материалах; трудовых ресурсах; экологии. Даётся информация о производственной программе и технологии производства, наличии (отсутствии) поставщиков и подрядчиков.

VI. Организационный план.
В этом разделе инвестиционного бизнес плана даётся информация о правовом обеспечении данной деятельности и информация по организационной структуре компании, указываются сведения о персонале и его численности, предоставляется расчёт фонда заработной платы.

VII. Финансовый план.
Этот план посвящён финансовым расчётам и пояснениям к ним. Здесь же даётся оценка эффективности проекта на основе различных показателей: IRR, NPV, PP, PI. Приводятся планы распределения инвестиций и возврата заёмных средств.

XIX. Оценка устойчивости инвестиционного бизнес-плана.
Этот раздел отражает влияние различных факторов на реализацию проекта, определяется точка безубыточности.

X. Выводы.
В заключительной части инвестиционного меморандума обосновывается привлекательность данного проекта для инвесторов.

Иногда инвестиционный меморандум сравнивают с обычным бизнес-планом, что объясняется отсутствием чёткого законодательного определения этих понятий. Основное отличие этих двух документов в том, что бизнес-план обосновывает инвестиции и является руководством к действию для руководства и сотрудников самой компании, а инвестиционный бизнес план призван наглядно продемонстрировать проект будущим инвесторам, и является конкретным предложением принять участие в бизнесе.

План финансового оздоровления составляется для действующих организаций с недостатком финансовых ресурсов. При его составлении проводится анализ того, что организация имеет, какие ее сильные и слабые стороны, а также анализ произведенной продукции для максимального использования возможностей, которые имеет организация.

План финансового оздоровления заполняется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, он предполагает финансовое оздоровление предприятия. Его санацию. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 05.12.94г. Распоряжение 98-р.

Бизнес-план (план финансового оздоровления) повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия

План финансового оздоровления включает следующие разделы:

1.Общая характеристика предприятия.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

3. Анализ финансового состояния предприятия.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

5. Рынок и конкуренция.

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

7. План производства.

8. Финансовый план.

9. Резюме.

Общая характеристика предприятия: Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО;

Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства;

Почтовый и юридический адрес;

Банковские реквизиты;

И т.д.

В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются:

срок реализации плана; общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная помощь; срок погашения государственной финансовой помощи; финансовый результат реализации плана (чистая текущая стоимость, погашения просроченной задолженности, дисконтный срок окупаемости проекта и т. п.); наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия. В этом разделе должна бить представлена достаточная информация для понимания того, как и в каких целях организовывалось предприятие, как оно развивалось.

В случае налаживания совершенно нового для данного предприятия вида бизнеса акцент при предоставлении информации следует изменить. В центр внимания в этом случае выдвигаются факторы, приведшие к необходимости появления нового вида продукции. В схематичной форме указываются пути реализации новых потребностей.

Анализ финансового состояния предприятия.

В этом разделе бизнес-плана финансового оздоровления дается подробная характеристика учетной политики, применяемой предприятием; приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым относятся:

коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.); коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств); коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.); коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).

Расчет производится для четырех лет, предшествующих планируемому периоду. Показатели предприятия сопоставляются со среднеотраслевыми.

Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа финансового состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.

Исходной информацией являлись бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах (о прибылях и убытках).

Оценка эффективности деятельности производственного предприятия осуществляется по показателям трех групп: объем производства и реализации продукции (объем валовой, товарной, реализованной продукции); эффективность затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача, скорость оборачиваемости); ликвидность баланса (коэффициенты ликвидности, покрытия).

Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить:

инвентаризацию имущества; сокращение дебиторской задолженности; снижение издержек производства; продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий; продажу незавершенного строительства; оптимизацию количества персонала; продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий; конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки; внедрение прогрессивных технологий, автоматизации, механизации производства; совершенствование организации труда; проведение капитального ремонта, модернизации основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.

Рынок и конкуренция.

Описание отрасли и перспективы ее развития;

Рынки на которые нацелен бизнес;

Конкуренция;

Законодательные ограничения.

Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

Стратегия маркетинга (стратегия проникновения на рынок, стратегия роста, каналы распределения, коммуникации);

Стратегия осуществления продаж (характеристика и анализ рынков сбыта, объем сбыта продукции пол каждому каналу);

Продукты и услуги (подробное описание продукта, жизненный цикл продукта, исследование и разработки).

План производства:

Производственная программа предприятия;

Планируемый объем продаж продукции;

Потребность в основных фондах;

Расчет потребности ресурсов на производственную программу;

Расчет в потребности в персонале и заработной плате;

Схема расходов и калькуляция себестоимости;

Потребность в дополнительных инвестициях.

Финансовый план:

Прогноз финансовых результатов;

Потребность в дополнительном инвестировании и формирование источников финансирования;

Модель дисконтирования денежных потоков;

Расчет коэффициентов внутренней нормы прибыли;

Определение дисконтного срока окупаемости проекта;

График погашения кредиторской задолженности;

Расчет точки безубыточности;

Агрегированная форма прогнозного баланса;

Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.

Дополнительные разделы бизнес-плана, обусловленные проблемой неплатежей:

1. Обеспечение достаточности денежных средств.

2. Процедуры экономии текущих затрат предприятия.
3. Реструктуризация кредиторской задолженности.

Разработка плана финансового оздоровления начинается с проведения углубленного анализа финансового состояния предприятия. Желательно, чтобы период ретроспективного анализа составлял 2-3 года.
Основной целью проведения данного анализа является не расчет представленных в методических рекомендациях показателей, а выявление внешних и внутренних причин, повлекших за собой ухудшение финансового положения предприятия. На основе проведенного анализа и сделанных выводов разработчики намечают основные пути восстановления платежеспособности предприятия за счет мобилизации внутренних ресурсов, а при их недостаточности — за счет привлечения заемных ресурсов. Таким образом, формируется план мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

Наши рекомендации