Вопрос 12. Формы обслуживания рабочих мест

1.Дежурная форма обслуживания рабочих мест

2.Планово-предупредительная форма обслуживания

3.Стандартная форма обслуживания

4.Самообслуживание рабочих мест

1. Различают следующие формы обслуживания:

 

• дежурная;

• планово-предупредительная;

• стандартная;

• самообслуживание.

Дежурная форма обслуживания состоит в том, что вспомога­тельные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабо­чие места по мере необходимости.

Особенности дежурной формы обслуживания.

• заранее составленные графики и планы обслуживания отсутст­вуют;

• по всем или большинству функций обслуживание применяет­ся на небольших предприятиях с единичным или мелкосерий­ным типом производства.

Достоинства дежурной формы обслуживания:

• невысокие затраты на ее организацию, обусловленные относи­тельно небольшой численностью вспомогательных рабочих;

• простота осуществления.

Недостатки дежурной формы обслуживания.

 

• простои оборудования;

• потери рабочего времени у основных рабочих.
2. Планово-предупредительная форма обслуживания заключается

в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным и технически обос­нованным планам-графикам, увязанным с производственными заданиями и планами.

Особенности планово-предупредительной формы обслуживания.

• осуществляют высококвалифицированные рабочие в условиях четкого профессионально-квалификационного разделения труда: электросиловую и осветительную технику обслуживают элек­трики; регулировку движущихся частей механизмов выполняют Вопрос 12. Формы обслуживания рабочих мест - student2.ru слесари и механики; проверку и наладку автоматических сис­тем управления — высококвалифицированные наладчики, вла­деющие электронной техникой, и т. д.;

• работы ведутся по календарному графику независимо от того исправно оборудование или нет: как только подходит предусмотренный графиком срок, оборудование останавливают на планово-предупредительный ремонт; •

• осуществляются транспортное обслуживание, снабжение инст­рументом, контрольные функции;

• основные рабочие лишь участвуют в выполнении отдельных работ;

• применяется в условиях серийного и крупносерийного производ­ства и при достаточно больших объемах работ.

Достоинства планово-предупредительной формы обслуживания:

• высокая эффективность, обеспечивающая стабильную и про­изводительную работу основного производства;

• более высокое качество обслуживания.

Недостатки планово-предупредительной формы обслуживания.

• необходимость значительной подготовительной и организаци­онной работы;

• сравнительно высокие затраты ресурсов.

3. Стандартная форма обслуживания состоит в том, что обслу­живание по всем или большинству важнейших функций про­изводится по жестким расписаниям или так называемым "стандарт-планам", в которых предусматриваются не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, нои последовательность выполнения различных видов обслужива­ния, многие из которых могут совмещаться по времени. Особенности стандартной формы обслуживания.

• все функции обслуживания выполняются специалистами — вспомогательными рабочими высокой квалификации;

• применяется в условиях:

• поточно-массового производства;

• устойчивого производственного процесса;

• на особо ответственных участках других типов производст­ва, например при обслуживании мощных силовых устано­вок, при предполетном и плановом осмотрах и ремонтах самолетов в гражданской авиации.

Достоинства стандартной формы обслуживания.

• очень высокая эффективность;

• почти полное устранение потерь рабочего времени и времени простоев оборудования по техническим причинам;

• высокий профессиональный уровень;

• сжатые, регламентированные сроки обслуживания.

4. Самообслуживание рабочих мест заключается в том, что все или часть функций обслуживания выполняются на рабочих мес­тах основными рабочими.

Недостатки самообслуживания:

• основные рабочие не всегда имеют достаточную квалифика­цию для выполнения всех функций обслуживания;

• простои основного технологического оборудования многократ­но возрастают за счет затрат времени на получение необходи­мого инструмента, запасных частей, деталей и контрольно-измерительной аппаратуры.

На производственной практике не всегда возможно применить ту или иную форму обслуживания в чистом виде, поэтому на предприятиях нередко применяется смешанная форма обслужи­вания, при которой часть функций выполняется по регламен­ту, соответствующему планово-предупредительной или стан­дартной формам обслуживания, а часть менее ответственных функций — в порядке дежурного обслуживания или самооб­служивания.

Вопрос 13.Способы организации обслуживания рабочих мест

1.Централизованный способ обслуживания

2.Децентрализованный способ обслуживания

3.Смешанный способ обслуживания

1. Большое значение для организации обслуживания рабочих мест и оборудования имеет выбор наиболее эффективного и эко­номичного способа обслуживания, т. е. условий его организации. В зависимости от степени централизации на предприятиях при­меняют три способа организации обслуживания рабочих мест:

• централизованный;

• децентрализованный;

• смешанный.

Централизованный способ обслуживания предполагает кон­центрацию функций обслуживания в соответствующих службах предприятия по всем его подразделениям. Например, все транспортные работы выполняются транспортным цехом; ре­монтные — ремонтно-механической мастерской под руково­дством отделов главного механика и главного энергетика; контрольные функции — работниками отдела технического контроля предприятия и т. д. Это создает условия для цен­трализованного планирования всех функций обслуживания и его увязки с планами основного -производства.

Достоинства данного способа обслуживания.

• обеспечение экономичности;

• повышение качества обслуживания (при условии достаточного объема работ).

Однако на организацию централизованного обслуживания тре­буются значительные затраты ресурсов, поэтому данный спо­соб применяется в основном на крупных предприятиях с мас­совым или крупносерийным типом производства.

2.При децентрализованном способе обслуживания функции об-служивания выполняются либо основными работниками, либо вспомогательным персоналом подразделений (цехов, обособ­ленных участков).

Достоинствами такого способа организации обслуживания яв­ляются:

• оперативность;

• усиление ответственности линейных руководителей за своев­ременность и высокое качество обслуживания.

К недостаткам относятся:

• увеличение численности обслуживающих рабочих;

• недостаточный уровень их квалификации;

• более низкое, чем при централизованном способе, техническое оснащение.

Способ применяется в основном на средних и мелких предпри­ятиях или в условиях территориальной разобщенности подраз­делений предприятий.

3. Часто при организации обслуживания на предприятиях приме­няется смешанный (комбинированный) способ организации труда обслуживающих рабочих, при котором часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а часть — децентрализовано.

Наши рекомендации