Вопрос 12. Формы обслуживания рабочих мест
1.Дежурная форма обслуживания рабочих мест
2.Планово-предупредительная форма обслуживания
3.Стандартная форма обслуживания
4.Самообслуживание рабочих мест
1. Различают следующие формы обслуживания:
• дежурная;
• планово-предупредительная;
• стандартная;
• самообслуживание.
Дежурная форма обслуживания состоит в том, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере необходимости.
Особенности дежурной формы обслуживания.
• заранее составленные графики и планы обслуживания отсутствуют;
• по всем или большинству функций обслуживание применяется на небольших предприятиях с единичным или мелкосерийным типом производства.
Достоинства дежурной формы обслуживания:
• невысокие затраты на ее организацию, обусловленные относительно небольшой численностью вспомогательных рабочих;
• простота осуществления.
Недостатки дежурной формы обслуживания.
• простои оборудования;
• потери рабочего времени у основных рабочих.
2. Планово-предупредительная форма обслуживания заключается
в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным и технически обоснованным планам-графикам, увязанным с производственными заданиями и планами.
Особенности планово-предупредительной формы обслуживания.
• осуществляют высококвалифицированные рабочие в условиях четкого профессионально-квалификационного разделения труда: электросиловую и осветительную технику обслуживают электрики; регулировку движущихся частей механизмов выполняют слесари и механики; проверку и наладку автоматических систем управления — высококвалифицированные наладчики, владеющие электронной техникой, и т. д.;
• работы ведутся по календарному графику независимо от того исправно оборудование или нет: как только подходит предусмотренный графиком срок, оборудование останавливают на планово-предупредительный ремонт; •
• осуществляются транспортное обслуживание, снабжение инструментом, контрольные функции;
• основные рабочие лишь участвуют в выполнении отдельных работ;
• применяется в условиях серийного и крупносерийного производства и при достаточно больших объемах работ.
Достоинства планово-предупредительной формы обслуживания:
• высокая эффективность, обеспечивающая стабильную и производительную работу основного производства;
• более высокое качество обслуживания.
Недостатки планово-предупредительной формы обслуживания.
• необходимость значительной подготовительной и организационной работы;
• сравнительно высокие затраты ресурсов.
3. Стандартная форма обслуживания состоит в том, что обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким расписаниям или так называемым "стандарт-планам", в которых предусматриваются не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, нои последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться по времени. Особенности стандартной формы обслуживания.
• все функции обслуживания выполняются специалистами — вспомогательными рабочими высокой квалификации;
• применяется в условиях:
• поточно-массового производства;
• устойчивого производственного процесса;
• на особо ответственных участках других типов производства, например при обслуживании мощных силовых установок, при предполетном и плановом осмотрах и ремонтах самолетов в гражданской авиации.
Достоинства стандартной формы обслуживания.
• очень высокая эффективность;
• почти полное устранение потерь рабочего времени и времени простоев оборудования по техническим причинам;
• высокий профессиональный уровень;
• сжатые, регламентированные сроки обслуживания.
4. Самообслуживание рабочих мест заключается в том, что все или часть функций обслуживания выполняются на рабочих местах основными рабочими.
Недостатки самообслуживания:
• основные рабочие не всегда имеют достаточную квалификацию для выполнения всех функций обслуживания;
• простои основного технологического оборудования многократно возрастают за счет затрат времени на получение необходимого инструмента, запасных частей, деталей и контрольно-измерительной аппаратуры.
На производственной практике не всегда возможно применить ту или иную форму обслуживания в чистом виде, поэтому на предприятиях нередко применяется смешанная форма обслуживания, при которой часть функций выполняется по регламенту, соответствующему планово-предупредительной или стандартной формам обслуживания, а часть менее ответственных функций — в порядке дежурного обслуживания или самообслуживания.
Вопрос 13.Способы организации обслуживания рабочих мест
1.Централизованный способ обслуживания
2.Децентрализованный способ обслуживания
3.Смешанный способ обслуживания
1. Большое значение для организации обслуживания рабочих мест и оборудования имеет выбор наиболее эффективного и экономичного способа обслуживания, т. е. условий его организации. В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют три способа организации обслуживания рабочих мест:
• централизованный;
• децентрализованный;
• смешанный.
Централизованный способ обслуживания предполагает концентрацию функций обслуживания в соответствующих службах предприятия по всем его подразделениям. Например, все транспортные работы выполняются транспортным цехом; ремонтные — ремонтно-механической мастерской под руководством отделов главного механика и главного энергетика; контрольные функции — работниками отдела технического контроля предприятия и т. д. Это создает условия для централизованного планирования всех функций обслуживания и его увязки с планами основного -производства.
Достоинства данного способа обслуживания.
• обеспечение экономичности;
• повышение качества обслуживания (при условии достаточного объема работ).
Однако на организацию централизованного обслуживания требуются значительные затраты ресурсов, поэтому данный способ применяется в основном на крупных предприятиях с массовым или крупносерийным типом производства.
2.При децентрализованном способе обслуживания функции об-служивания выполняются либо основными работниками, либо вспомогательным персоналом подразделений (цехов, обособленных участков).
Достоинствами такого способа организации обслуживания являются:
• оперативность;
• усиление ответственности линейных руководителей за своевременность и высокое качество обслуживания.
К недостаткам относятся:
• увеличение численности обслуживающих рабочих;
• недостаточный уровень их квалификации;
• более низкое, чем при централизованном способе, техническое оснащение.
Способ применяется в основном на средних и мелких предприятиях или в условиях территориальной разобщенности подразделений предприятий.
3. Часто при организации обслуживания на предприятиях применяется смешанный (комбинированный) способ организации труда обслуживающих рабочих, при котором часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а часть — децентрализовано.