Ценообразование и тарифы на транспорте
Тарифом называется цена транспортной продукции.
В рыночных условиях тарифы на АТ услуги могут колебаться в значительных пределах, колебания происходят под воздействием многих факторов, часть которых не всегда поддается учету. Подход к определению ценообразования тарифа, тарифная политика АТП и ее особенности в том или ином обслуживаемом сегменте рынка АТ услуг определяется особенностью сегмента, стоящими перед АТП задачами и намечаемыми путями их определения.
На практике все множество способов установления тарифов можно свести к 3-м взаимосвязанным методам ориентированным:
- на себестоимость
- на спрос
- на конкурентов.
Установление тарифа на себестоимость наиболее простой и часто употребляемый метод. К расчетной себестоимости АТ услуги добавляется некоторая величина прибыли, которая, по мнению производителей услуги, является достаточным стимулом для эффективной работы. Но успех на рынке зависит не только от себестоимости проекта и реализации продукции и услуг (ПРУ), но и от того: когда, где, как и в каком количестве и ассортименте услуга будет предложена потребителю? Однако, этот метод применим при определении возможной нижней границы тарифа и часто реализуется при работе на тяжелых монополизированных рынках. Сб+Пр→Тариф
Установление тарифа на спрос учитывается соотношение спроса и предложения. Тариф определяется на основе рыночной информации о конъюнктуре рынка. Тариф может определяться из выражения (удовлетворяющих спрос и предложение) Тспр=Собщ (1+R) Q/П
Тспр – тариф уравновешивающий спрос и предложение
Собщ – себестоимость услуги
R – рентабельность услуг
Q – уровень спроса на данный вид услуг
П – уровень предложения на данный вид услуг.
На практике сопоставление тарифов Тспр с предлагаемым тарифом на рынке позволяет прогнозировать возможную напряженность взаимоотношений производителя и потребителей услуг, дефицитность отдельных видов услуг, уровень качества обслуживания. Этот метод применим на немонополизированном слабонапряженных рынках при отсутствии государственной регуляции цен.
Установление тарифа на конкурентов – это определение АТП-ием тарифов на основе текущих цен. Суть заключается в том, что величину тарифов АТП устанавливают, ориентируясь на тарифы конкурентов в зависимости от качества своих ПРУ, своих целевых установок и финансово-экономического положения. Отсюда и тарифы могут быть на уровень выше или ниже уровня тарифов основных конкурентов. Здесь не требуются глубокие маркетинговые исследования. Этот метод популярен при работе АТП на насыщенном рынке, когда несколько АТП-ий оказывают аналогичные услуги.
/В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты грузового автомобильного транспорта как свободные товаропроизводители самостоятельны в решении вопросов, какие автотранспортные услуги оказывать клиентам, в каком объеме и по какой цене.
При административно-командной системе ответы на эти вопросы формировались в соответствии с заданиями вышестоящих органов управления, а тарифная политика на грузовом автомобильном транспорте строилась на основе использования утвержденного государством прейскуранта.
Свободное ценообразование на автотранспортные услуги в соответствии с законами рыночной экономики подчиняется не диктату органов государственного управления, а рыночным ценообразующим факторам:
• спросу и предложению;
• уровню конкуренции на рынке автотранспортных услуг;
• качеству автотранспортного обслуживания;
• влиянию инфляционных процессов в экономике;
• влиянию налоговой политики государства;
• изменению ресурсоемкоемкости автотранспортной продукции в стоимостном выражении.
На грузовом автомобильном транспорте действуют регулируемые и рыночные цены (тарифы).
Грузовые тарифы являются составной частью системы цен и возмещают затраты на транспортировку продукции для обеспечения расширенного воспроизводства на транспорте. Таким образом, размер средней тарифной ставки определяется из соотношения
где С — себестоимость перевозок; П — прибыль перевозчика.
При определении тарифов необходимо учитывать снижение себестоимости с увеличением расстояния перевозок. Этому принципу соответствует Дифференцированная система построения тарифов.
В этом случае покилометровая ставка тарифа экспоненциально снижается с увеличением расстояния перевозки груза. Обычно снижение ставки ограничивают рациональной дальностью перевозки. Сверх этого расстояния значение ставки остается постоянным или даже увеличивается. Это позволяет перевозчику компенсировать повышение затрат, связанных с нерациональным использованием ПС.
Система постоянных ставок не учитывает изменение тарифа с увеличением расстояния перевозки груза. В этом случае могут учитываться другие факторы (тип ПС, срочность перевозки и т.п.).
Аккордная система предусматривает фиксированную оплату за перевозки.
В настоящее время на услуги грузового AT установлены свободные цены. Их уровень определяется конкурентной средой и фактическими затратами перевозчика. Для удобства выполнения расчетов с клиентами АТО разрабатывает собственную тарифную систему, которая зависит от специфики работы организации, конкретных условий доставки грузов, объемов перевозки и т.п.
На AT наибольшее распространение получили повременные, покилометровые и сдельные тарифы.
Повременные тарифы используются при предоставлении клиенту ПС на определенное время, когда невозможно или нерационально определять количественные характеристики перевозок. Ставка тарифа рассчитывается на один час, зависит от типа ПС и может учитывать пробег, выполненный ПС за время использования. Также обычно для компенсации повышенных накладных расходов при незначительном времени использования ПС устанавливается минимальная плата за предоставление АТС.
Покилометровые тарифы предусматривают оплату в зависимости от модели и типа ПС исходя из величины пробега. Обычно эта схема тарифов используется при выполнении междугородных и международных перевозок или при перемещении самих АТС (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т.п.).
Сдельные тарифы целесообразно использовать в тех случаях, когда имеется возможность точного учета объема перевозимого груза, так как в этом случае создается объективная необходимость в повышении производительности АТС и снижении затрат, что позволяет получить коммерческую выгоду при выполнении перевозок. Ставка сдельного тарифа зависит от расстояния перевозки груза, размера отправки и класса груза./