Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны

Оглавление

  Предисловие……………………………………………………………
     
1. Менеджмент и организация геодезических и картографических работ в России…………………………………………………………
1.1. Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны….
1.2. Характеристики организационных и экономических особенностей картографо-геодезического производства……………………………..
1.3. Информационная асимметрия и картографо-геодезическое производство……………………………………………………………...
1.4. Особенности транзакционных издержек в геодезии и их влияние на принятие управленческих решений…………………………………….
     
2. Менеджмент как система……………..………………………………..
2.1. Менеджмент – наука и искусство, эффект и эффективность менеджмента…………………………………………….........................
2.2. Введение в теорию больших систем…………………………………....
     
3. Законы, принципы, цели и задачи менеджмента……..……………
3.1. Законы развития объективного мира и законы менеджмента………...
3.2. Принципы менеджмента………………………………………………...
3.3. Цели, задачи и проблемы менеджмента………………………………..
     
4. Методы управления в менеджменте………………………………...
4.1. Классификация и содержание методов управления…………………...
4.2. Экономические методы………………………………………………….
4.3. Организационно-распорядительные методы…………………………..
4.4. Социально-психологические методы и социально-психологический климат в коллективе……………………………………………………..
4.5. Делегирование полномочий…………………………………………….
     
5. Функции управления в менеджменте……………………………..
5.1. Определение функций управления……………………………………..
5.2. Планирование и прогнозирование………………………………………
5.3. Регулирование и организация…………………………………………...
5.4. Контроль, учет, анализ…………………………………………………..
5.5. Мотивация в менеджменте………………………………………………
     
6. Современные концепции планирования…………………………..
6.1. Внутрифирменное планирование……………………………………….
6.2. Бизнес-план, его назначение и этапы разработки……………………..
     
7. Маркетинг…………………………………………………………………
7.1. Определение маркетинга, его основные понятия и элементы………...
7.2. Исследования, организация и планирование маркетинга……………..
     
8. Руководство, лидерство и этика в менеджменте…………………….
8.1. Стили руководства и лидерское поведение…………………………….
8.2. Лидер и менеджер. Качества организационного лидера………………
8.3. Менеджмент и этика……………………..……………………………….
     
9. Организация как объект менеджмента……………………………….
9.1. Виды организаций………………………………………………………..
9.2. Элементы организации. Жизненный цикл организации………………
9.3. Организационные структуры предприятия……………………………..
9.4. Информационное обеспечение процесса управления в организации...
9.5. Принятие и реализация управленческих решений в организации……
     
10. Государственное регулирование деятельности предприятий……
10.1. Порядок государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей……………………………………
10.2 Реорганизация и ликвидация предприятий………………………….....
10.3 Общие вопросы налогообложения………………………………………
10.4. Постановка на учет в налоговых органах юридических лиц РФ……...
     
  Список использованной литературы……………………………...

Предисловие

Переход России на рыночную систему ведения хозяйства привел к коренной перестройке основ управления производством; появлению новой терминологии: в обиход вводится понятие "менеджмент организации", которое является эквивалентом понятия "управление организацией"; формированию новой для нашей страны профессии – менеджер, требующей специальной подготовки. Кроме того, жизнь требует знаний основ «менеджмента» и от специалистов с техническим образованием, в том числе и от тех из них, кто работает в области геодезии и картографии. Картографо-геодезическая отрасль занимает чрезвычайно важное место в экономике и обороноспособности страны, а в настоящее время она переживает период реорганизации.

Настоящее учебное пособие дает представление о менеджменте и организации геодезических и картографических работ в современной России и базовые знания по вопросам современного менеджмента. В пособии изложены ключевые положения теории менеджмента и вопросы практического управления деятельностью коллективов людей в процессе производства, представление о том, что такое «Бизнес-план», «Маркетинг», а также, кратко изложены аспекты государственного регулирования деятельности организаций.

Структурно учебное пособие состоит из 10-ти разделов и знакомит студентов с общими понятиями менеджмента; дает представление о больших системах и их свойствах,рассматривая менеджмент, как большую социально-экономическую систему; рассматривает законы и принципы, цели и задачи, методы и функции менеджмента, виды и элементы организаций, а также их организационные структуры. Особое внимание уделяется вопросам информационного обеспечения процесса управления, так как информация является предметом труда менеджера, а также основам деловых отношений в менеджменте, поскольку менеджеры должны постоянно взаимодействовать с работниками, способствуя наиболее полному раскрытию их потенциала.

Для представления материалов широко используются удобные компактные табличные формы, наглядные схемы и рисунки, концентрирующие внимания на главном и способствующие полноценному усвоению информации.

Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов технических специальностей, для которых дисциплина "Менеджмент" не является профилирующей.

Менеджмент и организация геодезических и картографических работ в России

Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны

Картографо-геодезическая отрасль, включающая картографическое, топографо-геодезическое, инженерно-геодезическое производства и геодезическое приборостроение, занимает свое важное место в экономике и обороне страны.

Средства на геодезическую и картографическую продукцию тратятся из государственного и муниципальных бюджетов, юридическими и физическими лицами. Эти средства ежегодно оцениваются несколькими десятками млрд. рублей. Государственное финансирование направлено на выполнение работ федерального назначения (создание опорных сетей на всю территорию страны, государственное картографирование и др.). Остальные средства затрачиваются на инженерную геодезию, землеустроительные и кадастровые работы, крупномасштабное картографирование локальных объектов, связанное с проектированием, строительством, и целый комплекс разнообразных инженерно-геодезических работ, связанных с созданием и научной эксплуатацией промышленных предприятий, инженерных и научных сооружений.

Естественно на рынке геодезической и картографической деятельности действуют тысячи организаций, занимающих свои ниши, но и конкурирующие между собой.

Современный этап становления в России рыночной экономики со всеми ее положительными и отрицательными проявлениями требует от предприятий постоянного внимания к своему положению на конкурентном рынке для принятия оперативных решений и обеспечения своего устойчивого положения и дальнейшего развития.

Отрасль геодезии и картографии обеспечивает потребности производственного, транспортного, социального, военного и других секторов национальной экономки в геодезических данных и картографических материалах. Без этой информации невозможно решать вопросы проектирования и строительства самых разнообразных инженерных сооружений, в том числе дорог, проведения изыскательских и маркшейдерских работ, эффективного использования земель, недвижимости и их кадастрового учета, проведения природоохранных мероприятий, экологической защиты окружающей среды и природных ресурсов, геологической разведки полезных ископаемых, обороноспособности страны и т.д.

Отрасль призвана обеспечивать органы государственной власти, местного самоуправления, юридических и гражданских лиц картами, географическими материалами и данными об объектах местности в графической, цифровой, фотографической и других формах, а также обеспечивать само картографо-геодезическое производство современными технологиями, техникой, приборами и инструментами.

Общий перечень геодезических и картографических работ федерального значения определен законодательно.

Развитие картографо-геодезической отрасли в течение последних десятилетий обусловлено доступностью космических технологий. Современная аппаратура позволяет достичь экстраординарных точностей геодезических определений.

За последние 100 лет картографо-геодезическая служба страны, призванная выполнять картографические и геодезические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное и межотраслевое значение, неоднократно подвергалась организационным изменениям.

В 1919 г. было создано Высшее геодезическое управление (ВГУ), в задачу которого входило изучение территории СССР в топографическом отношении с целью ускорения развития экономики страны.

В 1938 г. постановлением Правительства СССР было создано Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) в составе МВД СССР. В начале 60-ых годов ГУГК переподчинили СМ СССР (на правах отдельного министерства). Геодезия и картография были выделены в самостоятельную отрасль промышленности.

С 1992 г. Главное управление геодезии и картографии было преобразовано в Федеральную службу геодезии и картографии России.

В 2004 г. Картографо-геодезическая служба России была преобразована в Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) в составе Министерства транспорта Российской Федерации.

В 2009 г. картографо-геодезическая служба вошла в состав Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В марте 2012 года обнародован Указ президента России о создании новой государственной структуры в форме открытого акционерного общества – «Роскартография».

ОАО «Роскартография» сформировано на фазе Московского Аэрогеодезического предприятия. Все федеральные государственные унитарные предприятия сферы геодезии, картографии и маркшейдерии, а также картографические фабрики, за исключением, ранее входивших в систему Роскартографии – ФГУП «ЦКГФ», ФГУП «ЦНИИГАиК», ФГУП «Госгисцентр» и ФГУП «Картгеоцентр», преобразованы в открытые акционерные общества. Последние, по распоряжению Росимущества от 28 апреля 2012 г. за № 640-р о реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный картографо-геодезический фонд» (ФГУП «ЦКГФ») присоединяются к нему в форме федеральных государственных унитарных предприятий.

100% акций предприятий системы ОАО «Роскартография» минус одна акция каждого предприятия внесены в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал «Роскартографии».

Структура ОАО «Роскартография» представлена на рис. 1.1., где цифрами указано количество соответствующих организаций.

Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны - student2.ru

Рис. 1.1. Обобщенная организационная структура ОАО «Роскартография»

Ниже приведен полный перечень предприятий, за исключением Московского АГП, входящий в состав ОАО «Роскартография».

1. Астраханское Аэрогеодезическое предприятие.

2. «Аэрогеодезия», г. Санкт-Петербург.

3. Балтийское Аэрогеодезическое предприятие, г. Калининград.

4. Верхневолжское Аэрогеодезическое предприятие, г. Нижний Новгород.

5. Верхнеенисейское Аэрогеодезическое предприятие, г. Минусинск.

6. Восточно-Сибирское Аэрогеодезическое предприятие, г. Иркутск.

7. Государственный научно-исследовательский и производственный центр «Природа», г. Москва.

8. Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р.Поповича, г. Москва.

9. Дальневосточное Аэрогеодезическое предприятие, г. Хабар.

10. Забайкальское Аэрогеодезическое предприятие, г. Чита.

11. Западно-Сибирское Аэрогеодезическое предприятие, г. Тюмень.

12. Красноярское Аэрогеодезическое предприятие.

13. Топографо-маркшейдерское предприятие «Кузбассмаркшейдерия», г. Кемерово.

14. Новгородское Аэрогеодезическое предприятие, г. Великий Новгород.

15. Новосибирская картографическая фабрика.

16. Омская картографическая фабрика.

17. Приморский информационно-аналитический центр геодезии и картографии, г. Владивосток.

18. Производственное картосоставительское объединение (ПКО) «Картография», г. Москва.

19. ПО «Инженерная геодезия», г. Новосибирск.

20. Северо-Восточное аэрогеодезическое предприятие, г. Магадан.

21. Северо-Западный региональный производственный центр геоинформации и маркшейдерии, г. Санкт-Петербург.

22. Северо-Кавказское Аэрогеодезическое предприятие, г. Пятигорск.

23. Сибирский научно-исследовательский и производственный центр геоинформации и прикладной геодезии, г. Новосибирск (бывший НИИПГ).

24. Средневолжское Аэрогеодезическое предприятие, г. Самара.

25. ПО «Уралаэрогеодезия», г. Екатеринбург.

26. Уральская картографическая фабрика, г. Екатеринбург.

27. Уральский информационно-аналитический центр «Уралгеоинформ», г. Екатеринбург.

28. Уральское топографо-маркшейдерское предприятие «Уралмаркшейдерия», г. Челябинск.

29. Центральное топографо-маркшейдерское предприятие «Центрмаркшейдерия», г. Тула.

30. «Экспериментальный оптико-механический завод», г. Москва.

31. Южное Аэрогеодезическое предприятие, г. Ростов-на-Дону.

32. Якутское Аэрогеодезическое предприятие.

Большое количество производственных Аэрогеодезических и топографо-маркшейдерских предприятий обусловлено огромными размерами страны и необходимостью, в связи с этим, равномерного размещения предприятий по стране по территориальному принципу.

Следует отметить, что в 90-е годы прошлого века Федеральное финансирование рассматриваемой отрасли было явно недостаточным в силу объективных причин, поэтому установленные Правительством РФ нормативы обеспечения территории страны в топографо-геодезическом отношении не выполнялись, что привело к старению карт и их не соответствию современному состоянию местности. Это послужило причиной создания дублирующих картографических производств во многих отраслях экономики. Эти мощности были задействованы на изготовление необходимой картографической и топографо-геодезической продукции для создания и ведения различных видов кадастра, карт и планов отраслевого и специального назначения.

Поэтому к картографо-геодезической отрасли прямо или косвенно можно отнести многочисленные организации различных форм собственности, выполняющие разнообразные изыскания инженерных сооружений, обеспечивающие нормальную работу промышленных предприятий, в том числе уникальных, научных и оборонных объектов, выполняющие в настоящее время большой объем работ по геодезическому обеспечению земельного кадастра и кадастра недвижимости. Эти хозяйствующие субъекты давно перешли к структурам, отвечающим рыночным условиям. Среди них много акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, работают и индивидуальные предприниматели.

Можно составить пирамиду экономического сектора картографо-геодезического производства, к которому в той или иной степени относятся хозяйствующие структуры верхнего, среднего и нижнего уровня (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Пирамида экономического сектора картографо-геодезического производства.  
Картографо-геодезическая отрасль и ее место в экономике страны - student2.ru

Наши рекомендации