Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности

Безубыточность контролируется при помощи точки безубыточности (самоокупаемости, рентабельности, равновесия).

Порог рентабельности — отношение суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке:

Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности - student2.ru

Если известен порог рентабельности, то нетрудно рассчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности - student2.ru

Точка безубыточности («порог рентабельности», «мертвая точка») - это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

Для вычисления точки безубыточности используются три метода:

1. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства - прибыль». Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных (FC) и переменных (VC)). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению. Затем выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению. Изображенная на рисунке точка безубыточности (порог рентабельности) -это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат (A).В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам

2.Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия последующей формуле:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль

Детализируя порядок расчета показателей данной формулы для расчета точки безубыточности, ее можно представить в следующем виде:

EBIT= Р*Х- YVC*X- FC = 0

EBIT=0 – минимальный объем реализации, покрывающий затраты на производство и реализацию, т. е. точку безубыточности, в единицах продукции;

EBIT — прибыль до уплаты процентов и налогов;

Р - цена единицы продукции;

YVC - переменные затраты на единицу продукции;

FC - постоянные затраты;

Х- пороговый объем производства (количество единиц продукции).

Из формулы рассчитаем пороговый объем производства.

Х= FC /(P-YVC)

или в денежном выражении:

VС = FC / (1-v)

v - доля переменных затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна:

EBIT =P*X – FC – YVC *X

3. Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

Удельная маржинальная прибыль (GMgm) - производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:

GMgm =P – YVC

GMgm - удельная маржинальная прибыль.

Коэффициент маржинальной прибыли - это отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он показывает, какая доля выручки от реализации используется покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Коэффициент маржинальной прибыли рассчитывается как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S):

KGM = Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности - student2.ru

Маржинальный запас прочности (МЗП) - это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

МЗП = (Вф – Вп) * 100 /Вф

Вф - фактическая выручка;

Вп - пороговая выручка.

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Запас финансовой прочности определяется как отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах. Запас финансовой прочности (ЗФП) определяется как:

Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности - student2.ru

Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.

Производственный леверидж (Лпр) можно представить в следующем виде:

Лпр=(В - VC) / П=(FC + П) / П

П - балансовая прибыль от реализации (до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам);

В— выручка от реализации;

VC - переменные затраты;

FC - постоянные затраты.

Наши рекомендации