Основные типы конкуренции

1. Полиполия – много покупателей и много продавцов.

2. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) - это тип рыночной конкуренции при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос. (монополия со стороны покупателей).

3. Монопсония (1 покупатель и много продавцов) – это тип конкуренции при котором существует монополия единственного покупателя, ограничивая свои покупки покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части доход продавцов.

4. Ограниченная монопсония (когда несколько продавцов и 1 покупатель) – цену диктует покупатель

5. Биотеральная монопсония - при ней возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя

6. Олигополия – это тип несовершенной конкуренции при которой доминируют несколько продавцов (3-5), доля который в общем объеме продаж так велика, что изменение в объеме продаж ведет к изменению цен.

Главный признак олигополии – господство на рынке малого числа фирм. Основная причина существования олигополии – наличие эффекта от масштаба, это означает что для достижения выгоды фирме необходимо иметь достаточно мощности для выпуска больших объемов продукции.

Доступ к такому производству закрыт, т к необходимы большие инвестиции – это и является барьером для вхождения в олигопольную отрасль. Другие барьеры: наличие патента, владение территорией, где находятся сырьевые источники.

Различают 2 вида олигопольной конкуренции:

1) Конкуренция производителей одинакового товара

2) Конкуренция производителей дифференцированного товара

Наличие олигопольной конкуренции означает, что между производителями существует взаимозависимость, обусловленная объемом производства продаж и инвестиций.

7. Биотеральная олигополия (несколько продавцов и несколько покупателей).

8. Дуополия (имеется только 2 продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение, оценок рынков сбыта, квоты на производство).

9. Монополия (чистая монополия) – это тип несовершенной конкуренции (на рынке присутствует только 1 фирма, отсутствуют товарозаменители, и существуют барьеры проникновения в данное производство).

В этих условия чистая монополия имеет исключительное право на какой либо ресурс. При этом наличие барьеров избавляет ее от конкурентной борьбы. В результате создаются условия для монополизации рынка.

Главная проблема – выбор цены.

Для решения этой задачи надо выполнить 2 условия:

1) Определить объем выпускаемой продукции и сознательно его ограничить, т к с ростом продаж снижается цена.

2) Разработать и реализовать ценовую стратегию, направленную на установление максимально высокой цены.

Недостатки чистой монополии:

1) с точки зрения удовлетворения общественных потребностей - он состоит в том, что потребители получат меньше продукции, а ее цена существен возрастет.

2) чистая монополия снижает стимул к техническому совершенствованию производства, улучшению качества продукции (это явление получило название Хнеэффективность). Нарушается конкурентное равновесие рынка, что делает необходимой реализацию государственной антимонополистической политики.

10. Ограниченная монополия - 1 производитель и несколько потребителей.

11. Монополистическая конкуренция сочетаются элементы монополии и конкуренции. Отсюда вытекают следующие признаки:

1) На рынке множество фирм, сговор между которыми не возможен;

2) Отсутствуют барьеры входа и выхода;

3) Существует дифференциация продукции. Это значит, что никакие 2 фирмы не производят одинаковые товары.

4) Важное значение приобретает неценовая конкуренция (реклама)

5) Объем производства и цены находятся под влиянием конкуренции и монопольной власти каждого производителя

В целом монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную долю конкуренции с небольшой долей монополистической власти, что способствует ее распространению в современных условиях хозяйства.

Теория производства

Теория производства – это процесс преобразования факторов производства в полезный результат (блага, услуги). В производстве используются технологии и производственные ресурсы.

Технология – это количественное и качественное сочетание факторов производства при создании различных экономических благ.

Факторы, участвующие в конкретном производственном процессе наз. производственными ресурсами.

Виды производственных ресурсов:

1)Природные,

2)трудовые,

3)финансовые,

4)информационные источники.

Природные – это совокупность природных компонентов используемых в производственном процессе.

Трудовые – трудоспособное население.

Финансовые – это денежные средства которые обеспечивают процесс производства.

Источники – инвестиции, государственные займы, денежные сбережения населения, ценные бумаги.

Информационные

Производство может быть: рыночным, натуральным.

Натуральное - производство для себя.

Рыночное – производство для обмена.

Производство для обмена более эффективно, т. к. направлено на удовлетворение общественных потребностей. Это значит, что рыночное производство способно полнее удовлетворять потребности людей.

Формы производства:

1) Доиндустриальное производство – преобладает сельское хозяйство и ручной труд

2) Индустриальное производство – преобладает машинное производство

3) Постиндустриальное производство, где преобладает наука и образование.

Цель такого производства – обеспечение экономического роста, занятости, стабильность цен, справедливое распределение.

Таким образом процесс производства – это деятельность людей связанная с использование полезных свойств производственных факторов, с целью создания производственных благ.

Теория производства изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции.

Это отношение описывается производственной функцией. Чаще применяется 2-х факторное производство – в котором объем производства является функцией капитала К.

Q = f(L,K).

Эти функции фигурируют в функции Куба Дугаса. Она выражает зависимость между произведенной продукцией эффективного использования факторов. Эта функция проста и позволяет использовать ее при экономическом анализе деятельности фирмы.

Q=f(V1,V2,V3....Vn) .

V − количество ресурсов.

Как в той и другой функции, производство не делятся на активное и пассивное, и полагается их равноправное участие. Фирмы используют различные сочетания факторов производства, как переменных так и постоянных. Любое выбранное фирмой сочетание факторов производства выделяет определенную технологию производства, а результатом будет объем качества производимой продукции.

Графически описывает кривой, которая называется ИЗОКВАНТ.

Основные типы конкуренции - student2.ru

Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, при любом наборе факторов производства образует карту производства, который является альтернативным способом описания. Чем дальше от оси расположена изокванта тем больше объем выпускаемой продукции.

Свойства производственной функции:

1) Существует предел увеличения объема производства, который связан с увеличение одного из ресурсов при прочих равных условиях. Это значит что при данных производственных мощностях увеличение численности работников ведет к снижению эффективности производства.

2) Существует взаимодополняемость и взаимозаменяемость ресурсов.

3) При определении производственной функции определяется техническая и экономическая эффективность.

Техническая эффективность – максимально возможный объем продукции, достигаемый в результате использования имеющихся ресурсов.

Экономическая эффективность – это производство продукции с минимальными издержками.

В производстве не используются технически неэффективные способы создания материальных благ.

Если оба способа технически эффективны, то выбор производства зависит от экономической эффективности.

Производственная функция отражает зависимость между затраченными ресурсами и выпускаемой продукцией.

Для дифференцирования оценки влияния каждого вида факторов производства на динамику выпуска продукции, проводят анализ по временным промежуткам разной протяженности. Критериями выделения таких промежутков является скорость, при которой вовлекаем в производство ресурсы меняют свое количество и качество. Не изменяются затраты на ресурсы в течение данного промежутка времени, формируем постоянные факторы производства. А те затраты, которые в течение этого промежутка времени меняются, формируют переменные факторы производства.

Временные промежутки, в течение которых хотя бы 1 фактор производства остается постоянным (неизменным) называется краткосрочным периодом деятельности фирмы.

Временные промежутки, в течение которых все факторы производства переменны, называется долгосрочным периодом деятельности фирмы.

Эти периоды означают разные условия деятельности фирмы, закономерность эффективности производства формируются отдельно для каждого из этих периодов.


Наши рекомендации