Бланк проверки по наблюдению за поведением

Бланк обратной связи

Отдел _____________________________
Ф.И.О. _____________________________
Содержание записи Хорошо Плохо Дата
       
       
       
       

Работник, обративший внимание на небезопасное поведение кого-либо из окружающих его сотрудников завода или работника подрядной организации, в корректной форме обязан сделать ему замечание и объяснить, в чем заключается опасность и как выполнить эту операцию безопасно.

Если внимание работника привлек пример безопасного выполнения сотрудником какой- либо операции, то он должен сообщить ему, что его отношение к выполнению правил охраны труда, промышленной безопасности или охраны окружающей среды (имеется ввиду и производственная среда) замечено и поддерживается.

Только после общения с тем, кому делалось замечание или поощрение (они отмечаются в равной степени при проверке), делается запись в бланке ОС или на информационной доске (табл. 2), которая расположена в цехе или на участке, где проводятся оперативные совещания.

Таблица 2

Доска текущей обратной связи

Замечания Поощрения
Дата   Содержание   Кем/кому было сделано замечание   Дата   Содержание   Кем/кому было сделано поощрение  
           
           
           

Записи в бланке или на доске ограничиваются замечаниями (поощрениями), касающимися наблюдений за поведением (далее – НП) работников.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда предприятия собирают заполненные бланки, проводят анализ сделанных замечаний и заносят в таблицу отслеживания процент участия (табл. 3) и сведения на каждого работника. Все записи переносятся в сводную таблицу замечаний (табл. 4) и, если они повторяются, указывается количество замечаний.

Специалист по охране труда (промышленной безопасности) анализирует сведения, полученные от уполномоченных по охране труда, и докладывает о результатах на еженедельных (ежемесячных) совещаниях по охране труда.

Следует отметить, что обсуждение результатов ОС (процент участия персонала, анализ поступков за месяц, количество выявленных небезопасных поведений, не занесенных в бланк НП, и т. п.) является обязательным пунктом повестки совещания по безопасности.

При выявлении безопасного или небезопасного поведения уполномоченный по охране труда и владелец системы после обсуждения со специалистами цеха заносят соответствующие сведения в бланк НП (табл. 5).

Таблица 3

Анализ участия в системе текущей обратной связи

Ф.И.О. Месяц (квартал) Месяц (квартал) Месяц (квартал) Всего
План за неделю % участия План за неделю % участия План за неделю % участия
               
               
               
Всего              

Таблица 4

Сводная таблица замечаний

Поведение Позитивная обратная связь Всего Негативная обратная связь Всего
         
         
         
         

Таблица 5

Бланк проверки по наблюдению за поведением

Ф.И.О. проверяющего _____________________ Время ____________

Дата ____________

Поступки Выполнение Обратная связь
Безопасное Небезопасное Поощрения Замечания
V V Всего V V Всего V V Всего V V Всего
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Другие небезопасные поступки, выявленные во время проверки: _____________

Ответственный за систему в подразделении совместно со специалистами цеха на основе анализа ОС определяет перечень критических поведений (нарушений) (от 4 до 8) и заносит их в бланк проверки по НП. Затем ответственный за систему в подразделении разрабатывает график проведения проверок по НП таким образом, чтобы они проводились не реже одного раза в смену.

Проводящий проверку согласно графику берет незаполненный бланк НП (в каждом цехе определено место их хранения и сбора) и проводит проверку поступков (действий, технологических операций), перечисленных в бланке. На проверку ему выделяется 15–20 мин рабочего времени. Это время проверяющий должен потратить только на контроль заповедением.

Так же, как и при проверке системы ОС, проверяющий, заметив небезопасное выполнение перечисленных в бланке поступков, обязан подойти к допустившему нарушение работнику и в доброжелательной и вежливой форме объяснить ему, в чем заключается опасность и как выполнить производственную операцию безопасно. Если проверяющий увидит, что какой-либо из поступков, перечисленных в бланке, выполняется безопасно, он должен похвалить работника.

Если проверяющий обнаружит серьезные нарушения требований охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (далее – ОТ, ПБ и ООС), он должен поставить в известность начальника смены. В случае обнаружения во время проверки небезопасных поступков, не учтенных в проверочном бланке НП, проверяющий фиксирует свое замечание в графе "Другие небезопасные поступки, выявленные во время проверки".

Результаты по НП за прошедшие сутки/ смену ежедневно докладываются и обсуждаются на производственных совещаниях и совещаниях по передаче смен. Результаты работы системы за месяц помещаются на доску информации и заносятся в ежемесячный отчет по каждому цеху.

Если в течение трех месяцев безопасное поведение по какому-либо поступку (операции, действию) составляет 100%, то соответствующий пункт в бланке НП заменяется другим критичным поведением, выявленным ОС. При безопасном поведении на уровне ниже 90% (для каждого наблюдаемого поступка) ответственный за систему НП совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда разрабатывает план мероприятий для повышения результатов и согласовывает его с начальником цеха.

Заполненные формы по ОС и НП хранятся два месяца, а все отчеты по системам – три года.

Системы ОС и НП в сочетании с другими ключевыми элементами, с помощью которых осуществляется внедрение и контроль выполнения программ ОТ, ПБ и ООС, позволили сократить в ООО "Проктор Энд Гэмбл – Новомосковск"производственный травматизм со 165 несчастных случаев в 1993 г. до одного в 2003 г. Даже на фоне снижения общей численности работников завода с 3000 до 1100 чел. это – успешный показатель, который сохраняется в течение последних лет.

Поведенческий аудит безопасности преследует примерно те же цели, что и системы BOS/OFS, и уже используется в организациях нефтегазовой, горной, угольной, металлургической и других отраслей экономики страны. Он не исключает другие виды контроля, применяемые в организациях, в т. ч. многоступенчатый контроль за соблюдением требований охраны труда, и направлен на определение, обнаружение и исключение отклонений, вызванных неправильным, несоответствующим и (или) опасным поведением персонала, и содействует закреплению правильного поведения.

Поведенческий аудит является частью СУОТ и относится к третьей функции управления – контролю. Он основан на наблюдении, с точки зрения условий безопасности, за действиями работника во время выполнения им производственного задания и его рабочим местом, а также на последующей беседе между работником и аудитором – лицом, проводившим поведенческий аудит.

Согласно методике, применяющейся в ОАО "Северсталь-ресурс", основнымицелями поведенческого аудита безопасности являются:

• немедленное исправление опасного поведения и поддержка безопасного поведения, а также тех усилий, которые работник предпринял, чтобы выполнить требования безопасности;
• выявление причин выполнения работы с нарушениями нормативных требований (недостаточное обучение, отсутствие условий, невнимательность и т. д.);
• выявление слабых сторон СУОТ на уровне регламентирующих документов, а также на организационном и квалификационном уровнях;
• определение корректирующих мер.

Поведенческий аудит, как и любой вид аудиторской проверки, включает в себя этапы планирования, подготовки и проведения аудита, отчет об аудите, принятие корректирующих мер и контроль за выполнением корректирующих мер по результатам поведенческого аудита.

В проведении поведенческого аудита должны принимать участие руководители и специалисты всех уровней управления организацией. Для обеспечения регулярности проведения поведенческого аудита его необходимо планировать. Планирование должно обеспечивать постоянную готовность аудиторов и участка к возможной проверке.

На предприятиях практикуется составление графиков проведения поведенческих аудитов безопасности, позволяющих обеспечить участие всех должностных лиц в проведении аудита, спланировать все действия по времени.

Графики составляются с учетом установленной периодичности (частоты) аудиторских посещений. Так, на участках, где производятся работы повышенной опасности, или на опасных производственных объектах частота аудиторских проверок должна быть ежедневной, а на остальных – не реже одного раза в неделю. Необходимо установить и частоту аудиторских посещений руководителями и специалистами организации. Мастера и начальники, например, участвуют в проверках не реже одного раза в неделю, а руководитель организации и работники службы охраны труда – один раз в месяц.

Начинать аудиторскую проверку по безопасности желательно с наблюдения за действиями работника. На практике применяются шесть категорий наблюдения:

• за реакцией работника, заметившего на объекте лицо, осуществляющее поведенческий аудит;
• положением (позой) работника или действием людей;
• правильным применением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
• состоянием инструментов и оборудования;
• выполнением требований инструкций, правил и процедур;
• порядком на рабочем месте.

Так, при наблюдении за тем, как работник использует СИЗ, необходимо обращать внимание на соответствие СИЗ характеру выполняемых работ и соответствие выдачи работнику СИЗ Типовым нормам.

Если при проведении поведенческого аудита безопасности работник совершает опасное действие, его необходимо остановить и обсудить с ним, как эту работу выполнять более безопасно, а главное – сделать акцент на возможных последствиях опасных действий, а не комментировать то, как работник выполнял работу.

Если же при аудите работник действовал безопасно, то необходимо отметить его безопасное поведение и те усилия, которые он предпринял в соответствии с требованиями охраны труда, а также обсудить другие аспекты безопасности (обучение, собрание по охране труда, травмоопасные рабочие места и участки и т. п.).

В любом случае, независимо от того, правильное или неправильное поведение безопасности демонстрировал работник, в конце беседы надо поблагодарить его за внимательное отношение к беседе и согласие работать безопасно в будущем.

Лицо, проводящее аудит, должно задокументировать его результаты и составить отчет по стандартной форме, в котором необходимо перечислить все выявленные опасные действия (условия), предпринятые им немедленные корректирующие действия, предложения по предотвращению повторения опасных действий, корректирующие действия, требующие временных или других ресурсных затрат, а также положительные наблюдения.

Целью поведенческого аудита безопасности, наблюдения за поведением работника и беседы с ним является выявление несоответствий (недостатков), а не наказание работника. Если сразу за аудитом работники будут привлекаться к ответственности за небезопасные действия, то это может дискредитировать аудит и оттолкнуть работников.

Этот принцип должен соблюдаться и при оформлении отчета по поведенческому аудиту. В отчете не указываются фамилии сотрудников, в отношении которых проводился аудит, так как важно добиться устранения несоответствия (нарушения), выявленного при аудите, а не выявить и наказать нарушителя.

Завершается отчет об аудите перечнем немедленных и долгосрочных корректирующих действий по выявленным несоответствиям (нарушениям) с указанием сроков выполнения и ответственных лиц. Эти меры заранее согласовываются с руководителем участка, цеха и т. д.

Ответственность за принятие адекватных корректирующих мер возлагается на руководителя производственного подразделения, который должен выделить необходимые ресурсы для их своевременного выполнения, определить ответственных лиц и сроки выполнения, а также не реже одного раза в месяц оценивать их выполнение.

Анализ результатов аудита – ключевое звено в совершенствовании СУОТ, поскольку позволяет выявлять частоту опасных действий (условий, ситуаций), происходящих на конкретных участках или относящихся к конкретным видам работ. Увеличение частоты опасных действий (условий) свидетельствует о неблагополучной ситуации с безопасностью в отдельных подразделениях, необходимости принятия дополнительных мер и внесения изменений в отдельные процедуры управления безопасностью.

Американская фирма "Шлемберже" использует в этих целях систему "Предложения по усовершенствованию". Процедура начинается с наблюдения за реакцией людей, СИЗ, положением людей, инструментами и оборудованием, процедурами и надлежащим порядком. По результатам наблюдения составляется отчет (табл. 6), в котором предлагаются меры по устранению выявленного нарушения.

Таблица 6

Отчет OFS по усовершенствованию*

Сообщающий (необязательно): _______

Дата происшествия _________________

Время происшествия ________________

Заказчик ___________________________

Сегмент/объект _________ с участием Шлемберже

Да__ Нет__ Предложение__ Признание__ Аварийная ситуация/риск отказа__ Опасная ситуация__

Описание:_________________________

__

Принятые или предложенные мероприятия:_____________________________

__

План мероприятий по устранению Ответственный Срок исполнения Когда исполнено
       
       
       

* Используйте настоящий отчет для сообщения о предложениях, признании, аварийных ситуациях и опасностях (опасные действия и условия). Обо всех фактических авариях в OFS сообщать в QUEST или в бланке "Отчет об авариях в OFS".

В отчете руководитель участка (цеха) излагает план мероприятий по устранению нарушений. Дополнительно по результатам проверки устанавливаются уровень риска (низкий, средний или высокий) и необходимость принятия мер, чтобы избежать или уменьшить риск.

Внедрение рассмотренных методов обеспечения безопасности на рабочих местах в российских организациях все еще осуществляется медленно и недостаточно массово. Это происходит из-за недостаточного организационного уровня деятельности организаций, в т. ч. в области безопасности на производстве, а также из-за нежелания наших руководителей всех уровней придерживаться идей безопасности, признавать то, что безопасность обеспечивает успех бизнеса и устойчивое развитие организации.

В связи с этим на основе российского многоступенчатого контроля за состоянием охраны труда и зарубежных методик наблюдения за безопасным выполнением работ на рабочих местах авторы разработали новую методику: "Программа контроля безопасности выполнения работ" (далее – ПКБВР).

Ключевым моментом в ПКБВР является введение в дополнение к многоступенчатому контролю, наблюдения за работниками в процессе работы, общение с ними, обсуждения небезопасных приемов работы, поощрения за безопасные приемы выполнения работы и сокращение случаев опасного поведения.

Кратко можно сказать, что ПКБВР – регулярное наблюдение со стороны руководителей, специалистов и самих рабочих за выполнением работ всеми работниками организации и корректировка безопасного выполнения этих работ.

ПКБВР может быть интегрирована в действующую в организации систему многоступенчатого контроля по охране труда или может выполняться самостоятельно. Важно, что она дает руководителям инструменты для внедрения в жизнь безопасных действий работников и исправления опасных действий.

Программа также может служить основой для создания корпоративной культуры безопасности, в рамках которой все работники будут привержены принципу: все травмы и профессиональные заболевания могут быть предотвращены.

Руководители всех уровней управления являются ключевым звеном организации и реализации ПКБВР и распространения дальнейшей информации. Единственным обязательным условием успешности ее внедрения (на любом предприятии и в любой отрасли) является приверженность руководителей принципам безопасности.

При этом необходимо учитывать, что ПКБВР – это не карательная программа. Она должна быть отделена от системы дисциплинарных мер, действующих на предприятии, и направлена, в первую очередь, на развитие навыков наблюдения и общения между руководителями и подчиненными.

ПКБВР – это регулярный систематический процесс, следовательно, он обладает единым циклом наблюдений и едиными категориями наблюдений.

В рамках цикла наблюдений можно выделить пять составляющих: планирование, контроль, беседа, выявление, реагирование (используется та же аббревиатура ПКБВР, что и в названии самой программы). С каждым наблюдением этот цикл повторяется.

Результаты наблюдений руководители фиксируют в специальной карточке наблюдений. Карточка наблюдений – это инструмент программы, который позволяет наблюдать за методами работы людей и отчитываться о проделанных наблюдениях. Использование карточек в рамках системы проведения поведенческих аудитов или аудитов СУОТ помогает продемонстрировать тенденции в сфере безопасности.

Список основных вопросов (контрольный список) в карточке наблюдений содержит основные действия, на которые необходимо обращать внимание при проведении наблюдений, и является своеобразной памяткой. На обратной стороне карточки заполняется отчет о наблюдениях, в котором указываются более детальные подробности.

Цель использования карточки наблюдения – усовершенствование навыков наблюдения и отчетности (имя и фамилия человека, за которым проводилось наблюдение, не должно указываться в карточке).

Серьезным помощником в обработке материалов наблюдения (хотя и не обязательным) является программное обеспечение, позволяющее анализировать тенденции, выявленные в процессе наблюдений. Организация может разработать компьютерные программы под свои требования, а может приобрести уже готовые.

Конечно, внедрение ПКБВР требует дополнительного обучения руководителей и персонала. Но использование каскадного метода внедрения, при котором обученные руководители и специалисты обучают подчиненных им работников, позволяет сократить его сроки и необходимые средства. Таким образом организация получает еще один эффективный элемент системы управления, который позволит существенно улучшить ситуацию с безопасностью на рабочем месте.

http://www.trudohrana.ru/practice/detail.php?ID=1074

Наши рекомендации