Порядок организации и проведения подрядных торгов (тендеров) в строительстве
Подрядные торги (тендеры) — форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения строительных работ. Предметом торгов являются строительство зданий, сооружений, иных объектов или отдельные виды работ и услуг.
Заказчиком выступает лицо, для которого строится объект или оказывается услуга. Заказчик поручает подготовку и проведение торгов, утверждает результаты торгов.
Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.
Тендерная комиссия производит сбор заявок на участие в торгах, организует разработку тендерной документации, осуществляет процедуру торгов, определяет победителя.
Соискателями на получение заказа (подряда) выступают претенденты. Они изучают тендерную документацию, разрабатывают предложения и направляют их в адрес организаторов торгов. Претендент имеет право в любое время отозвать свое предложение.
Подрядные торги проводятся, как правило, по месту нахождения организатора торгов или тендерной комиссии. В установленный день на заседании тендерной комиссии вскрываются пакеты с предложениями претендентов, проверяется наличие документов, и оглашаются предложения по договорной цене, срокам строительства. Затем организаторы торгов (с привлечением при необходимости экспертов) рассматривают предложения, отбирают из них наиболее приемлемые. На закрытом заседании организаторы торгов определяют победителя, о чем составляется протокол.
Претендент, признанный победителем торгов, и заказчик заключают договор подряда на условиях, содержащихся в тендерной документации, и с учетом предложения торгов. При подписании договора по взаимному соглашению в него могут быть внесены и иные условия, не изменяющие его сути.
Претендент имеет право получать от тендерной комиссии полную информацию об условиях и порядке проведения торгов, обращаться к организаторам с просьбой об отсрочке предоставления тендерного предложения, об аннулировании или изменении (уточнении) ранее представленного им предложения.
Важным условием проведения торгов является подготовка тендерной документации, представляющей собой комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих и организационных характеристиках предмета торгов. Тендерная документация должна содержать: общие сведения об объекте, порядок проведения торгов, инструкцию для претендента о составе и порядке представления тендерного предложения, условия заключения договора подряда.
Наряду с указанными разделами тендерной документации при подготовке подрядных торгов разрабатываются также вспомогательные документы (текст объявления о проведении торгов, письмо-приглашение строительным организациям на участие в предварительном квалификационном отборе для последующего допуска к торгам, письмо-приглашение претендентам на участие в торгах).
О проведении торгов в средствах массовой информации публикуются объявления, после чего претенденты, заинтересованные в получении заказа, направляют организаторам торгов письмо с сообщением о своем предварительном участии в торгах. Организаторы торгов направляют им приглашения для участия, после чего претенденты приобретают (получают) тендерную документацию.
В зависимости от сложности предмета торгов тендерная комиссия устанавливает сроки рассмотрения предложений, которые, как правило, не должны превышать двух месяцев.
Расходы по организации и проведению торгов осуществляются за счет заказчика и входят в стоимость строительства. К этим расходам относятся затраты на подготовку документации, публикацию объявления о торгах, оплату работы экспертов, а также канцелярские и транспортные расходы.
Претенденты, участвующие в торгах, производят расходы на их проведение за свой счет и включают затраты на подготовку тендерных предложений, в том числе затраты на выполнение дополнительных проработок проектных решений, составление сметы, приобретение тендерной документации, канцелярские, почтовые, транспортные и прочие расходы.
Претендентам, признанным победителями подрядных торгов, указанные расходы могут компенсироваться заказчиком, если такая возможность предусмотрена условиями торгов.
В случае неутверждения заказчиком результатов торгов, а также о непризнании тендерной комиссией ни одного из претендентов победителем торгов, может быть принято решение о их повторном проведении или об отмене. Повторные торги могут проводиться также при отказе победителя торгов от заключения договора подряда на предусмотренных тендерной документацией условиях. Споры о признании результатов торгов недействительными рассматриваются судебными органами в порядке, установленном действующим законодательством.