Функции и уровни управления транспортным предприятием
Изменения в мировой экономике, культуре, общественных отношениях и других сферах человеческой деятельности усиливают необходимость расширения внутригосударственных и межгосударственных связей и других процессов обмена, материальной базой которых является транспорт.
Главным резервом и способом увеличения объема и качества перевозок является совершенствование системы управления транспортом, улучшение взаимодействия отдельных его видов. С переходом транспорта на рыночные отношения роль эффективного управления еще более возрастает.
Водный транспорт представляет собой сложную систему общественно-производственной деятельности людей, связанную с перемещением готового продукта из мест производства в места потребления, как правило, пространственно удаленные, а также связанную с перемещением пассажиров.
Основными вещественными элементами этой системы являются:
· пути сообщения со средствами навигационной обстановки и гидросооружениями;
· подвижной состав (суда различных типов);
· погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, а также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой;
· материалы, топливо и энергия, обеспечивающие работу флота и подъемно-транспортных машин;
· промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники.
Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов транспортных предприятий.
Водный транспорт в целом и его отдельные предприятия структурно могут быть представлены двумя подсистемами: управляющей и управляемой (рисунок 3.1): первая – осуществляет интегративную «управленческую функцию», вторая – процесс транспортного производства, иначе говоря «технологическую функцию». Во второй отчетливо просматриваются внутренние блоки (части): технический (функционирующие постоянные устройства и подвижной состав) и технологический – совокупность нормативно-правовых документов, набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок (правила перевозок грузов, правила технической эксплуатации флота, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и др.).
Необходимым условием транспортного производства является тесная взаимосвязь и взаимодействие технической и технологической частей (блоков) управляемой системы. Но чтобы организовать целенаправленный перевозочный процесс к рассматриваемой подсистеме необходимо подключить управляющую систему. Это и будет достаточным условием транспортного процесса – продолжения процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Рисунок 3.1 – Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем
По своей сути управляющая подсистема информационна, т.е. невещественна, она настраивает весь транспортный комплекс так, чтобы он был устойчив, управляем и гармоничен, действовал целесообразно и развивался целенаправленно, что достигается путем посыла вещественно-трудовым элементам необходимой информации.
Управление транспортным процессом представляет собой интегративную информационную функцию, включающую в свой состав руководство, планирование, организацию, непосредственно оперативное управление, регулирование и контроль.
Руководство заключается в определении цели и критериев развития подсистемы, которые вытекают из перспективных стратегических целей государственного уровня и особенностей текущего момента.
Планирование представляет собой выработку пути к достижению поставленной цели, при этом критерии используются в качестве рычагов, инструмента, обеспечивающих движение системы к намеченной цели.
Организация – действие, направленное на установление исходной структуры системы. Организация выступает одновременно как часть планирования и как организаторская работа в ходе перевозочного процесса (оперативное управление).
Управление (в узком смысле) – это действие по изменению режима работы системы, направленное на повышение ее производительности или качества транспортной работы.
Регулирование направлено на поддержание работы системы в заданном режиме в рамках установленной структуры. На транспорте регулирование выступает зачастую как часть оперативного управления.
Контроль заключается в сравнении фактического движения системы с намеченной целью. Эту функцию можно назвать функцией мониторинга, с ее помощью осуществляется реализация прямых и обратных связей в системе.
Как и другие информационные функции, контроль в системах управления часто выполняет двоякую функцию. В первом случае контроль рассматривается как совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения нормального хода перевозочного процесса, включая общественный и ревизорский контроль, а также статистический, бухгалтерский и оперативный учет и отчетность.
Во втором случае под контролем обычно понимают проверку выполнения управленческих решений.
Рассмотренные функции управления схематично представлены на рисунке 3.2.
Система управления транспортом носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: республиканский, отраслевой, региональный.
Республиканский (макроэкономический) уровень является высшим уровнем управления транспортом. К нему относятся органы государственного управления, прежде всего Правительство и Министерство экономики Республики Беларусь, определяющие основные направления социально-экономического развития страны и ее транспортной системы.
Отраслевой уровень управления обеспечивает решение задач отраслевого значения в рамках транспортного ведомства – Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Для этого в распоряжении министерства имеется центральный аппарат управления, а также научно-исследовательские и проектные организации (РУП БелНИИТ «Транстехника»).
На региональном уровне управления транспортные объединения и отдельные предприятия, решая узкие технологические задачи, выполняют требования региональных властей. Здесь управленческие решения более высоких уровней переходят в конкретные организационно-технологические схемы в качестве ограничений.
Рисунок 3.2 – Структура интегративной управленческой функции
На транспорте
На транспорте, как и в других отраслях материального производства, процесс управления расчленяют на ряд относительно самостоятельных, но связанных друг с другом функций. Эти функции делятся на общие (руководство, планирование, организация, регулирование и контроль) и специфические, характерные для конкретного вида деятельности и уровня управления.
Специфическими уровнями управления транспортным производством являются:
· планирование перевозок;
· оперативное управление перевозочным процессом и регулирование хода этого процесса;
· техническая и технологическая подготовка транспортного производства;
· обеспечение безопасности движения транспортных средств;
· подбор, обучение, воспитание и расстановка кадров;
· организация материально-технического обеспечения производства;
· организация рабочего снабжения;
· организация труда и заработной платы;
· организация финансовой деятельности;
· организация бухгалтерского учета и отчетности;
· экономический анализ, совершенствование планирования и управления транспортным производством.