Несовершенная конкуренция и монополия

ТЕМА 7. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

1. Понятие рыночной структуры.

2. Рынок совершенной конкуренции.

3. Несовершенная конкуренция и монополия.

4. Рынок монополистической конкуренции

Олигопольный рынок.

Монопольная власть. Антимонопольное регулирование.

Понятие рыночной структуры.

Рыночная структура – это определенный набор факторов, которые задают характер взаимодействия фирм в отрасли.

Рыночную структуру определяют следующие факторы:

1) Количество фирм в отрасли и их размеры;

2) Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

3) Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

4) Количество покупателей.

5) Способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и т.д.

В соответствии с данными критериями выделяют:

- рынок совершенной конкуренции,

- чистая монополия

- монополистическая конкуренция

- олигополистический рынок (олигополия).

Рынок совершенной конкуренции.

Для рыночной структуры этого типа характерно:

· наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей. На рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно;

· незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену. Ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.

· любая фирма в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не имеет собственной ценовой политики;

· продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции;

· доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю Одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);

· мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы. Конкурентная фирма всецело зависит от рыночных условий и в то же время она независима от других фирм отрасли.

Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако, кон­куренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и воз­никновению монополий, разрушающих конкуренцию. В современных условиях совершенная конкуренция — скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, нефти, металлов, ценных бумаг, валюты и т.п.

Несовершенная конкуренция и монополия

Несовершенная конкуренция — тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкурен­ции, обладают монопольной (рыночной) властью, то есть возможностью воздействовать на условия рынка и на цены товаров с целью повышения прибыли посредством выбора конкурентного поведения, и, в частности, увеличивая или сокращая объемы продаж. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

Основными моделями рынка несовершенной конкуренции являются: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия (от греч. mono — один, poleo — продаю). В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «один продающий». В широком смысле слова монополия - это господствую­щее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. Можно дать определение «монополии», как исключительного права производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Чистая монополия– это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем или поставщиком уникального продукта, то есть такого продукта, который не имеет близких себе аналогов. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную при­быль.

При этом не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом.

Характерными чертами чистой монополии являются:

1) чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;

2) покупатели не имеют возможности выбора поставщика товара;

3) чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами;

4) в условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

5) кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический (убывающий) вид и совпадает с кривой рыночного спроса.

Предпосылками возникновения чистой монополии являются:

· производство уникальной продукции (отсутствие близких заменителей);

· наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

· исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;

· наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.

Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

Чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является по большей части абстрактной моделью и крайней формой рыночной структуры. На практике можно встретить в основном ограниченные формы монополии. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.

Искусственная монополия — монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких ( водо-, газо-, элек­троснабжение и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монопо­лией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе моно­польного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Та­кая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Иногда временную монополию называют еще открытой монополией, так как любая фирма может относительно легко войти на такой рынок, создав новый продукт или технологию, в отличие от закрытой монополии, вход на рынок которой жестко ограничен барьерами.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на ре­гулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.

Наши рекомендации