Требования к качеству пушно-меховых товаров
Основные требования, которые предъявляются к качеству пушно-меховых изделий, зависят от их назначения. К нагольным изделиям из шубной овчины предъявляются совершенно иные требования, чем к норковому манто. Потребительские требования к меху определяются в первую очередь его эксплуатационными свойствами. Пушнина и мех должны защищать тело человека от неблагоприятных внешних условий, обладать достаточной носкостью (долговечностью) при эксплуатации, сохранять свои свойства в течение продолжительного времени, отвечать требованиям гигиены, соответствовать силовым, энергетическим возможностям человека, обладать высокими, соответствующими современному направлению моды эстетическими свойствами и иметь определенные свойства, необходимые для скорняжно-пошивочных процессов.
Пушно-меховые изделия изготавливаются в соответствии с техническим описанием моделей. Детали должны быть ровными и симметрично расположенными. Особое внимание уделяется подбору шкурок по оттенку, высоте волосяного покрова, его блеску, толщине кожевой ткани, которая должна быть одинаковой в одном изделии. Подкладка должна гармонировать с меховым верхом изделия, нитки, которыми выполнены швы, — соответствовать цвету кожевой ткани. Недопустимы захват волоса в шов, пропуски и просечки. Волосяной покров должен быть прочесан, очищен от пыли, жира и т. д. Не допускается наличие несвязанного красителя на волосяном покрове и кожевой ткани изделия из крашеного полуфабриката. Кожевая ткань изделия должна быть мягкой и пластичной, не должна «греметь».
Меховые и овчинно-шубные изделия должны отвечать эргономическим требованиям - создавать удобство и комфорт потребителю. Наиболее важные показатели, обеспечивающие эти требования, - размер, рост, конструкция, масса изделия.
Меховые и овчинно-шубные изделия должны быть гигиеничны (теплозащитны, влагозащитны), соответствовать современному стилю и моде; надежны и долговечны. Срок службы меховых изделий зависит от вида и качества пушно-меховых полуфабрикатов и качества выполнения скорняжно-пошивочных работ.
Шубные изделия должны быть мягкими на ощупь, нормально продублены, прочно окрашены, волосяной покров прочно связан с кожевой тканью.
Основными пороками пушно-мехового полуфабриката являются:
- битость ости (обломанные и потертые концы направляющих и остевых волос);
- вытертые места;
- выхваты волосяного покрова (у стриженых шкурок);
- выхваты кожевой ткани; запал волоса (участки с извитыми кончиками остевых волос);
- ломины (повреждения кожевой ткани при разрыве эпидермиса и сосочкового слоя);
- прострожка (утонение участков кожевой ткани вплоть до обнажения луковиц);
- сквозной волос (выпадение волос в результате подрезания волосяной сумки при мездрении;
- теклость волоса (выпадение волос вследствие ослабления связи волоса с кожевой тканью);
- цвелость волосяного покрова (выцветание в процессе эксплуатации и хранения);
- швы (вследствие удаления пороков).
Пороки пушно-меховых изделий:
- несовпадение продольных и поперечных швов;
- плохая подборка шкурок по качеству волосяного покрова;
- неправильное размещение шкурок на деталях скроя;
- отсутствие плавного перехода по окраске от одной шкурки к другой;
- плохая подборка вставок на шкурках;
- неоднородность шкурок по размерам и толщине кожевой ткани;
- заметно выделяющиеся со стороны волосяного покрова швы;
- затяжка волос в швы;
- пропуск стежков; искривление швов;
- перекос деталей;
- загрязненность волосяного покрова и др.
Маркировка меховых изделий должна содержать следующие сведения:
- наименование изготовителя;
- наименование изделия и вида меха, из которого оно изготовлено;
- размер;
- фасон;
- сорт;
- группу пороков;
- цену;
- номер ГОСТа;
- дату выпуска.
Верхнюю меховую одежду маркируют с помощью картонного ярлыка, прикрепленного к петле изделия и вшитой в шов левого борта текстильной ленты с указанием необходимой информации о товаре.
Меховые воротники маркируют штампом на кожевой ткани с указанием всех данных об изделии и его площади. Для воротников из ценных видов пушнины предусмотрены картонные ярлыки со всеми реквизитами.
Головные уборы также маркируют с помощью картонного ярлыка с полной информацией, товарного знака, нанесенного в центре подкладки и текстильной ленты, вшитой в шов тульи с указанием необходимых данных.
Картонный ярлык всех изделий в обязательном порядке опломбировывают.
Лекция 17
Парфюмерно-косметические товары.
Характеристика сырья.
Классификация ассортимента.
Требования к качеству, упаковке, маркировке.
Экспертиза качества
Парфюмерно-косметические товары в нашей стране являются товарами повседневного и массового спроса. Современный ассортимент насчитывает несколько тысяч наименований духов, туалетных и парфюмированных вод, одеколонов, косметических и гигиенических средств. Парфюмерно-косметические товары выпускаются не только отечественной промышленностью, но и в огромном количестве поступают из-за рубежа.
Парфюмерно-косметические товары по назначению делят на две группы: парфюмерные товары и косметические.
Парфюмерные товары (фр. Parfum – приятный запах) – изделия с ароматным запахом, применяющиеся в гигиенических или косметических целях.
Косметические товары (косметические средства) - любое вещество или препарат, который может быть нанесен на тело человека (кожу, волосы, ногти, губы и др.) или на зубы или слизистую оболочку рта исключительнос целью очищения, устранения запаха, придания привлекательного внешнего вида, защиты поддержания в хорошем состоянии. Косметика (греч. kosmetice - искусство украшать) представлена лечебно-гигиеническими и декоративными средствами, позволяющими соблюдать гигиену и лечить, а также подчеркнуть достоинства, замаскировать или скрыть недостатки кожи лица, рук, ног и тела, волос, зубов и полости рта.
Для парфюмерно-косметических товаров наиболее характерна универсальность, т. е. выполнение основной функции и ряда дополнительных, например мытье волос и их питание, освежение, лечение, защита, окрашивание.
Признаками, характеризующими парфюмерно-косметическую продукцию, являются:
- способ применения продукции - парфюмерно-косметическая продукция предназначена исключительно для наружного нанесения на определенные части человеческого тела;
- место нанесения продукции - парфюмерно-косметическая продукция наносится на кожу, волосы, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы;
- цели применения продукции (по отдельности или в любой комбинации) - очищение и/или изменение внешнего вида кожи, волос, ногтей, губ, зубов, слизистой оболочки полости рта и наружных половых органов без нарушения их целостности, придание им приятного запаха и/или коррекция запаха, поддержание их в нормальном функциональном состоянии.
Парфюмерные изделия известны с глубокой древности, когда они применялись не только для личной гигиены и для ароматизации белья и платья, но и для ароматизации жилых и общественных помещений путем окуривания «душистыми парами» (благовониями), получаемыми от сжигания душистых растений или смол.
Торговля парфюмерно-косметическими товарами производится как в специализированных, часто фирменных, торговых предприятиях, так и в специализированных отделах супермаркетов или гипермаркетов. Часть продукции, обладающая лечебным или лечебно-профилактическим эффектом, продается в аптеках.
Парфюмерные товары бывают жидкими, твердыми, порошкообразными, воскообразными, кремообразными и масляными. Парфюмерные изделия выпускаются как в виде единичных изделий, так и в виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования. К парфюмерии относят также средства для ароматизации гостиной, спальни (эфирные масла, аэрозоли, ароматические свечи, бумага).
Потребительские свойства
парфюмерно-косметических товаров
По функциональному назначению парфюмерно-косметические товары предназначены для ароматизации и гигиены человека.
Эргономические свойства выражаются в удобстве использования, гигиеническом действии, косметическом эффекте, придании приятного запаха.
Надежность. Парфюмерно-косметические товары относятся к группе непродовольственных товаров с ограниченным сроком годности, поэтому надежность выражается в установленном сроке годности. Большинство парфюмерно-косметических товаров имеет срок годности от 6 до 18 мес. В настоящее время использование новых видов сырья, современных технологий и стерильных условий производства, применение консервантов и другие приемы позволяют увеличить сроки годности этих товаров до двух лет, но не более чем до 30 мес.
Эстетические свойства. Парфюмерно-косметические товары оцениваются на основании органолептических показателей (внешний вид, цвет, запах). Дизайн упаковки должен соответствовать стилю времени и направлению моды. Для наборов и серий одного наименования необходимы гармония формы и цвета, выразительность. В парфюмерии ценится оригинальность флакона и соответствие его наименованию изделия, а также качество материалов, используемых для производства тары, футляра и др.
Безопасность. В соответствии с Руководством по косметической продукции опубликован список веществ, состоящий из 412 наименований (он систематически пересматривается), которые не должны входить в состав косметических продуктов. В частности, это антибиотики, соединения сурьмы и мышьяка, соли золота, колхицин и его производные, ряд красителей, растворителей и биологически активных веществ. Для некоторых соединений их этого перечня установлены пределы применения в продукции, например, дисульфид селена - 1% и пиритион цинка - 0,5% (в шампунях против перхоти). В этих случаях должны быть даны условные обозначения на этикетках ярлыках или вкладышах при их применении, например, «Не должно использоваться в средствах для детей до трех лет», или «Придерживаться инструкции», «Не использовать для...» и т. п., и (или) пиктограмма «кисть руки на открытой книге». В Руководстве по косметической продукции также дан перечень консервантов, разрешенных к использованию в косметической продукции и предел концентрации при их введении. Например, бензиловый спирт - 1%, бензоевая кислота и ее сложные эфиры - 0,5%, 2-хлорацетамид - 0,3%, формальдегид - 0,1-0,2% и др. Вся готовая продукция, содержащая формальдегид в количестве свыше 0,05%, должна иметь надпись «Содержит формальдегид». Приведен список красителей, а также УФ-фильтров, разрешенных к применению в косметической продукции.
Основные положения Руководства по косметической продукции использованы в российских нормативных документах, в частности в Санитарных правилах и нормах для парфюмерно-косметической продукции (СанПиН 1.2.681-97 «Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции») и средств гигиены полости рта (СанПиН 1.2.676-97 «Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств гигиены полости рта»), а также в техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Показатели безопасности парфюмерно-косметических товаров приведены в таблице 10.
Информация для потребителей на этикетке (или футляре упаковки) должна соответствовать Закону «О защите прав потребителей» и требованиям технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык.
Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.
Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;
- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
Таблица 10 – Показатели безопасности косметической продукции и средств гигиены полости рта
Вид безопасности | Показатели |
Химическая | Величина pH, отсутствие солей тяжелых металлов (свинец, мышьяк, ртуть), кислотное и карбонильное числа, массовая доля щелочи; для зубных паст дополнительно - содержание фторидов и отсутствие сахарозы и других легко ферментируемых углеводов |
Микробиологическая | Для стерильной продукции, детской косметики, зубных паст, гелей - отсутствие патогенных стафилококков и энтеробактерий, псевдомонад, дрожжеподобных и плесневых грибков. Для прочих видов нормируется количество мезофильных аэробных и факультативноанаэробных бактерий (КОЕ на 1 г не более 102) |
Биологическая | Класс опасности (4 - нетоксичные), отсутствие кожнораздражающего и сенсибилизирующего действия на кожу и слизистые оболочки мелких животных (либо по биологическим неживым объектам) |
Клинические испытания | На пробантах-добровольцах определяется pH кожи, гидратантность, содержание липидов, кожно-раздражающее или сенсибилизирующее действие; средства гигиены полости рта (по индексу гигиены, противовоспалительному действию, деминерализации и др.) |
- массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
- срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
- список ингредиентов. Списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Ингредиенты» или «Состав». Ингредиенты указывают в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре, при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава. Ингредиенты, присутствующие в форме наноматериалов, должны быть четко указаны в списке ингредиентов с указанием после их названия в скобках слова «нано» или «nano» в случае указания ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических средств (INCI).
Ингредиенты в концентрации менее 1% могут быть перечислены в любом порядке после тех ингредиентов, концентрация которых более 1%.
Красители могут быть перечислены в любом порядке после остальных ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями.
Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном или официальном языке государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
На изделиях декоративной косметики, выпущенных в виде серии различных тонов, могут быть перечислены все красители, использованные в серии, с применением термина: «может содержать» или знака (+/-).
Информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению
Гарантийный срок хранения товаров устанавливает изготовитель продукции