Понятие себестоимости в управленческом учете
Носитель затрат.
Носители затрат — это те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на величину затрат по тому или иному объекту.
Все носители затрат можно условно разделить на три группы:
- состав продукта (что и из чего вы производите);
- технология и бизнес-процессы (как вы производите и реализуете продукцию);
- управление и структура компании (как вы управляете, и как структурирована ваша компания).
Управленческий учет затрат позволяет создать систему контроля затрат в режиме реального времени для отслеживания отклонений и поиска резервов уменьшения затрат.
Учет затрат должен быть:
Запланированным — планируя, закладывая в смету затраты, вы создаете условия для контроля и управления затратами при реализации хозяйственной деятельности. Если вы имеете представление о том, сколько можете потратить, чтобы получить намеченную прибыль, то в случае превышения запланированной суммы затрат сможете быстро отреагировать и выяснить причины этого обстоятельства и его влияние на предприятие в целом;
Существенным — затраты предприятия следует рассматривать исходя из их значимости. Существенные для деятельности предприятия затраты рассматриваются в отдельных единицах затрат, менее существенные затраты — как группы затрат;
Целесообразным — система учета затрат должна строиться таким образом, чтобы она соответствовала потребностям процесса принятия решений менеджмента предприятия;
Своевременным — информация о затратах должна поступать своевременно. Также своевременно должна поступать информация для анализа к лицам, принимающим решения;
Хорошо представленным — должна существовать возможность быстро найти существенную информацию в поступающем массиве информации о затратах;
Точным — степень надежности информации должна позволять на основании этой информации принимать экономически обоснованные решения;
Единым — единая система учета затрат означает применение одних и тех же методов, принципов и техник на всем предприятии. Единая система позволяет сравнивать затраты по подразделениям, продуктам, клиентам, сотрудникам и так далее, и посредством этого устанавливать и устранять неэффективность.
Учет затрат может проводиться:
- по видам затрат
- по продуктам
- по центрам ответственности за размер затрат
- по местам их возникновения
- по бизнес-процессам
- по носителям затрат.
Методы анализа затрат
Для выявления затрат, которые могут быть сокращены, используют следующие основные виды анализа:
- анализ структуры затрат;
- сравнительный анализ;
- факторный анализ;
- анализ носителей затрат;
- АВС- и ХУ2-анализ.
Для того, чтобы проанализировать структуру затрат предприятия, применяют вертикальный, горизонтальный и трендовый анализы.
С помощью вертикального анализа определяют структуру затрат: рассчитывают удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме затрат предприятия и выделяют наиболее значимые статьи.
И основе горизонтального анализа лежит сравнение каждой позиции по статьям затрат с предшествующим периодом (месяцем, кварталом, годом), т. е. определяются отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего.
После проведения вертикального и горизонтального анализа следует проанализировать тенденции изменения статей затрат, т. е. провести трендовый анализ.
Сравнительный анализ. Этот анализ основан на сопоставлении наиболее значимых статей затрат с аналогичными показателями конкурентов или с внутренними показателями по другим бизнес-единицам.
Анализ структуры затрат и сравнительный анализ позволяют определить направления оптимизации затрат.
Для более глубокого исследования причин изменения уровня затрат следует использовать факторный анализ. Он позволяет определить факторы, влияющие на уровень тех или иных затрат и количественное влияние каждого фактора на результирующий показатель. А, следовательно, позволяет сделать вывод о том, на какие факторы следует воздействовать, чтобы снизить значение результирующего показателя затрат.
В большинстве случаев номенклатура затрат настолько широка, что моделирование и тщательный анализ с использованием предыдущих методов каждой позиции бывает затруднен.
Начать упорядочение затрат следует с их структуризации с помощью типовых техник логистического анализа, в частности АВС- анализа. Метод АВС связан со статистической закономерностью, которая получила название «Правило Парето «20 на 80».Суть метода АВС применительно к затратам состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак, далее осуществляется ранжирование затрат в порядке убывания этого классификационного признака.
Понятие себестоимости в управленческом учете.
Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимают выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
- затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции;
- затраты на обеспечение предприятия рабочей силой (персоналом);
- отчисления в различные фонды и бюджеты;
- затраты на содержание, обслуживание и управление организацией;
- платежи сторонним организациям за оказание услуг по производству продукции;
- затраты на подготовку и освоение новой продукции;
- прочие затраты.
Затраты относимые на себестоимость продукции в финансовом учете регламентируются отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Расчет затрат, относимых на себестоимость продукции для целей исчисления налога на прибыль осуществляется в соответствии с гл. 25 НК РФ. В системе управленческого учета порядок формирования себестоимости не столь регламентирован, поскольку главная задача управленческого учета в этой области учета затрат состоит в предоставлении менеджменту предприятия полной информации об издержках и возможности влиять на них.
В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции в отечественной экономической литературе традиционно выделяют следующие ее виды:
– цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;
– производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;
– полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.