Территориальная структура региональной экономики и ее элементы
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Территориальная структура региональной экономики и ее элементы
2. Формы территориальной организации
Отраслевая структура экономики региона
Территориальная структура региональной экономики и ее элементы
«Структура» - свойство самоупорядочения той системы, по отношению к которой она рассматривается.
Экономика страны как очень большая и сложная система с тысячами и миллионами составляющих ее первичных элементов, связей между их сочетаниями и комплексами, имеет весьма многогранную и развитую структуру.
Среди двух ее взаимодополняющих сторон выделяются отраслевые и территориальные структуры, в основе которых лежат процессы разделения труда, соответственно, по отраслям и территориям.
Разным их уровням адекватны и разные уровни территориальной структуры.
Под территориальной структурой понимается членение системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам) — зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам. Она меняется гораздо медленнее, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Однако освоение новых территорий с уникальными природными ресурсами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.
На верхнем уровне все экономическое пространство Российской Федерации разделяется на крупные территориальные части:
- крупные экономические районы и межрайонные экономические зоны. Эти крупные части, в свою очередь, состоят из экономических районов и территориальных комплексов среднего и малого масштабов. Наконец, на единичномуровне территориального разделения труда выделяются первичные элементы: части микрорайонов, городов и агломераций, отдельные предприятия и объединения, их участки и цехи, фермерские хозяйства, месторождения полезных ископаемых и их участки, рудники, шахты, карьеры, лесоучастки, транспортные магистрали и их участки, трубопроводы, подъездные пути, железнодорожные станции, платформы, сельские поселения и хутора, парки и сады, другие пространственные и функционально обособленные объекты производственного и социально-культурного назначения.
Помимо фиксированного на разных уровнях распределения элементов, территориальная структура складывается из многообразных связей и отношений, возникающих внутри элементов и между ними в ходе их создания и функционирования. Эту важнейшую сторону нельзя забывать, поскольку сами связи и отношения - также элементы, которые можно разделить:
а) на производственные (по линии последовательной переработки сырья, промежуточных и побочных продуктов, материалов и полуфабрикатов; по линии специализации и кооперирования предприятий; по развитию вспомогательных, обслуживающих и дополняющих производств; по фондовооружению, обеспечению материальными и финансовыми ресурсами);
б) социальные (трудовые; социально-бытовые и социально-культурные; по обслуживанию населения);
в) социально-экологические и эколого-экономические — особый
вид связей в системе «человек — общество — производство —природа (окружающая среда)».
Территориальная структура общественного производства — такое его устойчивое строение, которое выражается в пространственно дифференцированном (отличающемся от места к месту), специфически
локализованном (прикрепленном к определенным территориям) и взаимосвязанном (интегрированном) размещении как отдельных элементов производительных сил и населения, так и их различных сочетаний и комплексов.
Из определения вытекает, что территориальная структура — это, прежде всего, качественное состояние производительных сил и населения. Вместе с тем территориальная структура соизмеряется различными количественными показателями:
-степенью хозяйственной освоенности территорий;
-показателями концентрации, специализации производства районов и отдельных мест;
-развитостью и интенсивностью внешних и внутренних связей по элементам и их сочетаниям;
-выявляемыми отклонениями от средних по стране и районам показателей и т. д.
Наконец, элементы территориальной структуры имеют разные формы пространственно-планировочной организации.
Рассмотрим типичные случаи, встречающиеся в районах с разным характером освоения.
1. Для районов начального хозяйственного освоения характерны:
а) «очаговая» структура (обособленное расположение отдельных пунктов, центров и ареалов производства и населения, вокруг которых сохраняются большие неосвоенные пространства);
б) «рассеянная» структура (редкое и сравнительно равномерное размещение отдельных пунктов и небольших центров при общем низком уровне территориальной концентрации производства и населения).
2. Районам более активного хозяйственного освоения присущи:
а) «рассеянно-узловая» структура (относительно равномерное расположение по территории пунктов, центров и узлов разной величины, чередующихся с менее освоенными пространствами);
б) «агломерационно-узловая» структура (при концентрации производства и населения в городах-центрах и развитии агломерированных с ними центров и пунктов).
3. Районы высокоинтенсивного освоения территории имеют:
а) «агломерационную» структуру (концентрация производства и населения в крупных городах-центрах и агломерированных с ними центрах, вплоть до их пространственного слияния);
б) «Мегаполисную» структуру (концентрация и слияние городских агломераций на больших пространствах).
2. Формы территориальной организации
В процессе размещения производства, и в частности промышленности, в регионах сложились различные формы территориальной организации. Выделяют крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промышленные узлы, промышленные центры.
Для анализа и синтеза территориальных экономических пропорций развития хозяйства, а также выявления главных направлений размещения производительных сил по территории страны на будущий период выделяют крупные экономические зоны. Они представляют собой крупные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.
Для европейской зоны характерны дефицитность топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства, преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Для восточной зоны характерны преобладание отраслей добывающей промышленности, наличие больших запасов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабая освоенность территории. Такое выделение крупных экономических зон принято при анализе и определении перспективных территориальных экономических пропорций хозяйственного комплекса страны.
Территориальные пропорции размещения производительных сил в этих зонах сложились под воздействием системы региональных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов. С учетом их влияния складывались территориальные пропорции развития экономики по следующим основным группам:
-региональное распределение природного комплекса;
-социально-экономические региональные пропорции;
-территориальные пропорции промышленного, энергетического, агропромышленного и транспортного комплексов.
В состав крупных экономических зон входят промышленные районы. Они представляют собой крупные территории с относительно однородными природными ресурсами и условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материальной базой, производственной и социальной инфраструктурой.
Развивающиеся города также образуют агломерации.
Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое:
-возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;
-отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
-оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;
-показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.
Крупнейшая в России - Московская агломерация с населением 10 млн. 400 тыс. человек включает г. Москву и городские поселения, подчиненные администрации г. Москвы.
Под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения.
Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации выступают преимущества, присущие данной форме размещения:
- во-первых, это высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что объясняет его максимальную эффективность;
- во-вторых, максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.
И экономическом пространстве существует большое разнообразие форми организации хозяйства и расселения.
Элементарный объект пространства - локалитет - местность («малая территория») с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация и т. п., т. е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т. д.
Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.
Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком является участие в системе территориального разделения труда, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы разделенных пространственных структур территориально-производственных комплексов. Создаваясь на основе последовательного комбинирования производства и формирования узловых инфраструктурных объектов, промышленные узлы представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства.
Транспортный узел - пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающихся с концентрацией производства и населения.
Одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности на современном этапе является комбинирование производства,т. е. предприятия, образующие комбинат, имеют тесные технологические, экономические и организационные связи.
Территориально-производственный комплекс (ТПК) - это сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков, являясь типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.
Межотраслевой территориальный комплекс — это интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.
Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности, но и к новым формам промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это сравнительно новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государства. В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставный капитал холдинга (головного предприятия), который становится акционерной компанией, как правило, открытого типа. Промышленная холдинговая компания представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на территории. Слияние предприятий и совместное инвестирование производства позволяет увеличить выпуск продукции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприятий. Промышленные холдинговые компании создаются в основном на базе топливно-сырьевых добывающих отраслей. Другой новой формой территориальной организации промышленности являются финансово-промышленные группы,которые объединяют промышленные производства и банки.
Финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
В настоящее время территориальные особенности динамики развития промышленного производства в регионах характеризуются:
-темпами роста (падения) объемов производства в сопоставимых ценах за рассматриваемый период;
-характером изменений в объеме производства.
По мере развития рыночных отношений и создания рыночной инфраструктуры происходят изменения и на рынке транспортных услуг, увеличивается спрос на транспортные средства. Предприятия, в том числе транспортные, выходят из-под непосредственного управления министерств и ведомств, налаживают горизонтальные связи. В перспективе будет создаваться единый рынок транспортных услуг на территории страны, в него войдут транспортные комплексы суверенных государств. Будет развиваться партнерство с инофирмами.