Выбор маршрута транспортировки
Основной метод логистики при определении оптимального маршрута движения груза заключается в анализе полной стоимости. Применение этого метода означает учет всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит уменьшить суммарные затраты. При этом предполагается, что в одной области можно повысить затраты, если это приведет к экономии в целом по системе.
Выбор оптимального маршрута доставки производится, как Правило, экспедитором грузовладельца при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении. На основании предварительной оценки возможных решений определяются два—четыре конкурентоспособных варианта. По каждому из них собираются исходные данные, а затем на основе выполненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант. Экспедитор помимо стоимости оценивает также другие факторы: время транспортировки; вероятность непредвиденных расходов, задержек в пути; вероятные повреждения груза. Вместе с грузовладельцем отбирается наилучший вариант. После выбора оптимальной схемы экспедитор выбирает непосредственных участников перевозки и заключает соответствующие договоры.
Определение логистических расходов на транспорте.
Логистические расходы на транспорте складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта, которая определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф — цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени. Фрахт — цена за транспортировку, установленная по согласованию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конкретную перевозку на морском транспорте.
Цены за услуги автомобильных перевозчиков устанавливаются предприятиями самостоятельно в зависимости от тарифной ставки и тарифной схемы. Последняя представляет собой установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы. Тарифные схемы и ставки перевозчик может дифференцировать по потребителям, видам груза, типам и маркам подвижного состава.
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности. Являясь ценой на услуги транспортной организации, тариф должен обеспечить возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли для перевозчика, а покупателю транспортных услуг возможность покрыть транспортные расходы. Так, к основным факторам, влияющим на размер платы при перевозке грузов по железной дороге, относятся:
• скорость перевозки;
• вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая);
• расстояние перевозки;
• тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальные вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);
• принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником);
• количество перевозимого груза.
Тарифы — система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и выступают при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.
Тарифная ставка определяется по формуле
где Т — тарифная ставка; с — себестоимость перевозок; r -прибыль, %.
На транспорте используются следующие виды тарифов:
- автомобильный транспорт: сдельные; на условиях платных автономно/часов; за повременное пользование грузовым транспортом; по километровому расчету; за перегон подвижного состава; договорные тарифы; железнодорожный транспорт: общие тарифы; исключительные тарифы; льготные тарифы; местные тарифы;
- морской транспорт: по тарифу на постоянных линиях; по фрахтовым ставкам на непостоянных линиях;
- речной транспорт: тарифы определяются пароходством.
Ставки линейного тарифа дифференцируются в зависимости от рода груза, пункта погрузки, выгрузки.
В зависимости от рода груза существуют три формы построения тарифа.
1. Классные тарифы. В данных системах приводится тарифная шкала, где для каждого класса устанавливается своя ставка, номер класса по каждому грузу приводится в тарифной номенклатуре.
2. Постатейные тарифы, т.е. статья указывается непосредственно в алфавитном перечне напротив каждого наименования груза (удобно использовать при большой номенклатуре груза).
3. Смешанные тарифы. Когда для основных грузов указывается постатейный тариф, а для других — классный.
Уровень ставки зависит от следующих факторов: равенства; транспортных характеристик груза (удельный погрузочный объем); времени погрузки, выгрузки; расходов и рисков перевозчика, связанных с сохранностью груза и безопасностью судна.
Время погрузки, выгрузки учитывается путем дифференцирования ставки по родам груза и видам упаковки (если груз трудоемкий — ставка увеличивается).
Для особо ценных грузов, подверженных хищениям, ставка может устанавливаться в процентах от страховой стоимости груза.
На размер ставки влияет также: платежеспособность грузоотправителя, подразумевающая ту максимальную ставку, которую может обеспечить линия без риска потери груза грузоотправителя; заинтересованность государства, порта, грузовладельца в рассмотрении грузопотока или привлечения грузов. Дифференциация тарифов осуществляется в зависимости от портов погрузки и выгрузки. Все порты конференциальных линий (от слова конференция) делятся на два типа:
1) базисные порты, включенные в расписание как обязательные;
2) необязательные порты — аутпорты (out-port), заход в которые предусмотрен при количестве груза не более определенного. Ставка за заход в аутпорт устанавливается таким образом, чтобы компенсировать дополнительные расходы судовладельцев.
Условия применения тарифа:
• оговариваются правила определения массы груза (способ определения массы нетто или брутто и т.д.) или объема;
• надбавки к базисным ставкам (за длинномерность груза; за перевозку пожароопасных грузов; устанавливаются коэффициенты, учитывающие изменение курса валюты тарифа и цены бункера, т.е. топлива);
• для перевозки и обычного портового обслуживания установлен базовый уровень тарифа, указывается, что включается в ставку и какова система плат за дополнительное обслуживание.
Стандартный линейный тариф (СЛТ) включает: оплату приема груза на склад перевозчика; хранение в течение определенного времени; погрузку на судно; укладку на судно с обычной сепарацией; перевозку; выгрузку из судна; хранение на складе в течение ограниченного времени; сдачу груза получателю.
Пути сокращения транспортных издержек.
Таблица 1
Структура издержек по видам транспорта
Вид транспорта | Постоянные издержки | Переменные издержки |
Железнодорожный | Высокие (содержание инфраструктуры косвенно ложится на перевозчика) | Низкие (за счет больших масштабов перевозок и экономичности расхода топлива на единицу груза) |
Автомобильный | Низкие (ремонт дорог за счет бюджетных средств, амортизация и ремонт автомобиля) | Средние (расход топлива относительно большой, масштаб перевозок маленький) |
Водный (морской, речной) | Средние (амортизация судов и их обслуживание) | Низкие (за счет масштабов перевозок) |
Трубопроводный | Большие (плата за строительство, землю) | Низкие — самый низкий уровень (электричество насосных станций, обслуживание трубопровода) |
Воздушный | Средние (инфраструктура аэропортов, амортизация самолетов) | Высокие (большой расход топлива, маленький масштаб перевозок, дорогостоящее техобслуживание) |
Транспортные затраты — затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Дополнительные транспортные затраты связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю, включают:
• расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);
• расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;
• оплату тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;
• оплату тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;
• оплату стоимости транспортировки продукции международным транспортом;
• оплату страхования груза при доставке;
• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;
• расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;
• расходы по выгрузке груза в пункте назначения;
• расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.
К основным направлениям снижения затрат на перевозки относят:
• снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объема ввоза топлива в страну или вывоза из страны;
• снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;
• снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;
• повышение производительности труда.
В затраты по завозу продукции входят:
• оплата тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;
• сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);
• оплата транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;
• затраты на содержание собственного транспорта. Затраты по отправке продукции охватывают:
• расходы по оборудованию транспортных средств;
• расходы по переадресовке грузов;
• сборы транспортных организаций;
• расходы по оплате счетов сторонних организаций;
• расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.
Существуют два основных принципа организации транспортировки:
• экономия за счет масштаба грузоперевозки;
• экономия за счет дальности маршрута.
1. Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз (административные расходы, стоимость простоев, погрузка-разгрузка, эксплуатационные расходы и т. д.).
2. Экономия за счет дальности маршрута происходит за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины этого те же, что и при экономии за счет масштаба грузоперевозки.
При оперативном управлении транспортировкой, а также при проектировании транспортной составляющей логистической системы следует придерживаться этих двух принципов.