Материалы для изготовления одежды
Все материалы, используемые для изготовления одежды, классифицируются по назначению. В соответствии с этим признаком они распределяются по следующим группам: основные (покровные) материалы, или материалы верха; подкладочные; прикладные; теплозащитные; материалы для соединения деталей одежды (швейные нитки, клеи); отделочные материалы; одежная фурнитура (пуговицы, кнопки, пряжки, застежки-мол нии и др.). В каждой группе материалы должны различаться по волокнистому составу, структуре и свойствам и отвечать конкретным требованиям назначения.
Основные материалы. К основным материалам предъявляются самые разнообразные требования, которые зависят от их назначения и характера влияния материала на пакет одежды.
Так, для изготовления верхней одежды применяют ткани, трикотажные полотна, дублированные материалы, нетканые полотна, искусственную и натуральную кожу, искусственный и натуральный мех, материалы с латексным покрытием и пр. Для пошива бельевых изделий используют ткани, трикотажные полотна и др.
На технологию изготовления одежды оказывают влияние толщина, поверхностная плотность, растяжимость, коэффициент трения, термостойкость, формовочная способность, усадка, жесткость, драпируемость, сопротивление проколу иглой, осыпаемость и пр. Например, толщина материалов определяет конструкцию одежды, применяемые прокладочные материалы, величины припусков, ширину и конструкцию швов. От толщины материалов зависит высота настилов при раскрое полотен, расход швейных ниток на шов, тип используемого оборудования.
В зависимости от величины усадки устанавливаются величины припусков при конструировании деталей. Одинаковые величины усадки основных, прокладочных и подкладочных материалов обеспечивают длительное сохранение формы изделия.
Показатели раздвигаемости и осыпаемости тканей учитываются при проектировании конструкции шва, позволяют определить припуски на швы, выявить особенности обработки открытых срезов и т. п.
Оценка показателя "прорубка материала иглой" дает возможность подобрать номер иглы и толщину швейных ниток для соединения деталей одежды.
Подкладочные материалы предназначены для удобства эксплуатации одежды, оформления ее изнаночной стороны и предохранения одежды от износа и загрязнения. В соответствии с этим подкладочная ткань должна иметь гладкую поверхность, малый коэффициент трения, достаточную стойкость к истиранию и прочность, быть мягкой и гигроскопичной. Окраска подкладочных тканей должна быть стойкой к поту и трению, стирке и химчистке. Таким требованиям отвечают чаще всего ткани, выработанные атласным, сатиновым и саржевым переплетением.
Глава 3
Швейные товары
Ассортимент подкладочных тканей представлен тканями различного волокнистого состава: из вискозных, капроновых, ацетатных нитей.
Основными физико-механическими свойствами подкладочных тканей, отрицательно сказывающимися на внешнем виде и износостойкости одежды, являются усадка после стирки (замачивания) и низкая стойкость к истиранию. Повышенная усадка после стирки приводит к деформации одежды, а недостаточная устойчивость •' к истиранию - к преждевременному ее износу.
Соответствие износостойкости, поверхностной плотности и внешнего вида подкладочной ткани назначению одежды является главным принципом подбора подкладки для изделия.
Лучшими подкладочными тканями по показателям физико-механических свойств являются смешанные ткани из вискозных и капроновых нитей.
Прикладные материалы используются для создания и сохранения объемной формы одежды, предохранения срезов деталей от растяжения, от осыпания нитей, для усиления стойкости изгибов к истиранию.
Прикладные материалы представляют собой один или несколько слоев текстильных материалов различной жесткости. В качестве прикладных материалов могут использоваться ткани, трикотажные полотна, нетканые материалы, текстильная галантерея.
Наиболее широко применяются бортовые ткани (льняные, | хлопчатобумажные, смешанные), ворсовые ткани (для дублирования крупных деталей), нетканые полотна (прокламилин, флизелин, фильц и пр.). В качестве прокладочного материала широко используется бязь. Эта ткань служит основой в многослойных жестких прокладках, также ее применяют для прокладки в воротник, борта, накладные карманы.
Тканые и нетканые прикладные материалы могут быть с клеевым покрытием или без него. Клеевые прикладные материалы применяют для фронтального дублирования (соединения) деталей одежды и в качестве прокладок при обработке воротников, хлястиков, шлиц, карманов и т. п.
Утепляющие материалы применяются при изготовлении зимней и демисезонной одежды. К утепляющим материалам относятся вата, ватин, мех.
Одежная вата должна быть хорошо прочесанной, сохранять связь между волокнами, легко разделяться на параллельные слои.
Ватин может быть холстопрошивным, иглопробивным, трикотажным и клееным.
Холстопрошивные ватины представляют собой нетканое полотно, изготовленное провязыванием волокнистого холста нитями. В зависимости от сырьевого состава волокнистого холста ватины подразделяют на три вида: хлопчатобумажные, полушерстяные и синтетические.
Иглопробивной ватин представляет собой нетканое полотно, изготовленное из волокнистого холста (бескаркасный ватин) или в сочетании с текстильными полотнами (каркасный ватин). Иглопробивные ватины выпускают полушерстяными (на каркасе или без него) и синтетическими.
Трикотажные ватины представляют собой утонченные трикотажные полотна, вырабатываемые на уточно-вязальных машинах и рашель-машинах. Грунт (основа) трикотажного ватина обычно вырабатывается из хлопчатобумажной одиночной или крученой пряжи, начес (уток) вырабатывают из полушерстяной (смешанной) пряжи. Трикотажные ватины выпускают суровыми, крашеными или меланжевыми, с одно- или двусторонним начесом.
Клееные объемные синтетические ватины (клееная синтетическая вата) представляют собой волокнистый холст, проклеенный жидкими связующими в виде растворов, эмульсий или дисперсий полимеров. Их изготавливают из полиакрилонитрильных или полиэфирных волокон в чистом виде или из их смесей. В качестве связующего применяют поливинилацетатную или акриловую эмульсию.
Материалы для соединения деталей одежды. Для соединения деталей одежды применяются швейные нитки и клеи.
Швейные нитки различают по сырьевому составу, структуре и способу производства. По сырьевому составу нитки делятся на натуральные, химические и комбинированные. Природа сырья,
Глава 3
Швейные товары
применяемого для изготовления ниток, характеризует особенности химической устойчивости и термостойкость готовых ниток. Например, лавсановые нитки устойчивы к действию кислот, капроновые - щелочей.
Качество швейных ниток характеризуется разрывной нагрузкой, разрывным удлинением, коэффициентом вариации по разрывной нагрузке, устойчивостью окраски, ровнотой по свойствам и количеством пороков внешнего вида.
В процессе производства швейные нитки применяются для выполнения различных технологических операций: стачивания деталей, выполнения отделочных строчек, подшивания низа, пришивания пуговиц, изготовления петель и т. п.
Выбор клеевых материалов для изготовления одежды определяется показателями качества образующихся клеевых соединений и пакетов одежды и зависит от назначения и выбранной технологии швейных изделий, условий эксплуатации одежды, способов ухода за изделиями, вида и свойств основных материалов, свойств клеевых материалов, вида оборудования.
К показателям качества клеевых соединений относятся: высокая адгезия клеев к склеиваемым материалам; отсутствие миграции клеевого вещества на лицевую сторону основного материала и через прокладку; высокая формоустойчивость; минимальное изменение исходного туше - ощущения на ощупь; безопасность при их эксплуатации, хранении и уходе для здоровья человека; технологичность процесса получения и дальнейшей обработки; прочность на расслаивание; жесткость; эластичность; драпируе-мость; устойчивость к действию воды, химических чисток, к све-топогоде и старению.
Отделочные материалы могут быть самыми разнообразными в зависимости от моды и назначения изделия. Это ленты, кружева, тесьма, бахрома, пуговицы, вышивка, аппликации и пр.
Одежная фурнитура используется для застегивания деталей одежды, а также для отделки. К ней относятся: пуговицы, кнопки, металлические крючки и петли, застежки-молнии, пряжки, ремни, кольца и т. п.
Проектирование одежды
Особенность изготовления одежды в условиях массового производства состоит в том, что она предназначается для потребителей, которые отличаются измерениями фигур и особенностями телосложения. Поэтому промышленные предприятия должны создавать одежду на наиболее часто встречающиеся (типовые) фигуры людей. Количество типов фигур должно быть ограничено. Другими словами, необходимо систематизировать фигуры людей таким образом, чтобы удовлетворить потребности в одежде самых разных размеров, т. е. создать размерную типологию.
Размерная типология - это рациональная система типов фигур, которая достаточно полно отражает формы тела человека и которая характерна для данного региона.
Для построения размерной типологии проводятся антропометрические исследования. В ходе этих исследований измеряют большое количество людей из разных регионов. Эти измерения характеризуют фигуру человека по величине и форме, т. е. отражают ее размерные признаки. Определяют порядка 60 различных размерных признаков. Это обхваты, продольные и поперечные измерения.
Обхваты представляют собой периметры тела человека на различных участках (обхват груди, шеи, запястья и др.). Продольные измерения определяют длину тела человека и отдельных его частей (рост, длина руки и др.). Поперечные измерения дают представление о ширине отдельных участков тела человека (ширина спины, груди и др.).
После получения размерных признаков разрабатывают размерную типологию фигур населения. Для этого определяют главные (ведущие) размерные признаки; уточняют промежутки (интервалы безразличия) между размерами соседних типовых фигур; устанавливают оптимальное количество типовых фигур; определяют значение всех остальных (соподчиненных) размерных признаков Для выделенных типовых фигур; устанавливают удельный вес выделенных типовых фигур среди населения. В результате этих исследований были разработаны государственные стандарты на
Глаза 3
Швейные товары
измерения типовых фигур мужчин, женщин и детей, в которые вошли данные измерений типовых фигур. Маркируются швейные изделия в соответствии с классификацией типовых фигур. Размер, рост и полнота являются ведущими размерными признаками.
Размер определяется величиной обхвата груди в сантиметрах. В размерно-антропологических стандартах принята следующая классификация фигур по размерам:
мужчины: 84-88-92-96- 100- 104- 108-112- 116- 120-124-128;
женщины: 84 - 88 - 92 - 96 - 100 - 104 - 108 - И2 - 116 - 120 -124-128-132-136.
Интервал безразличия между размерами составляет 4 см.
Рост - длина тела человека от верхушечной точки головы до пола, измеряемая в сантиметрах. Классификация типовых фигур по ростам выглядит следующим образом:
мужчины: 158-164-170-176-182-188;
женщины: 152-158 - 164-170-176.
Интервал безразличия между соседними ростами составляет 6 см.
Полнота характеризует тип телосложения человека, его возрастную изменчивость и определяется обхватом талии у мужчин и обхватом бедер у женщин. Классификация типовых фигур по полноте выглядит следующим образом:
мужчины: 70 - 76 - 82 - 88 - ... - 130;
женщины: 88 - 92 - 96 - 100 - ... - 144.
Интервал безразличия в смежных полнотных группах у мужчин составляет 6 см, у женщин - 4 см. Все типовые фигуры мужчин разделены на пять полнотных групп, а фигуры женщин - на четыре полнотные группы.
При построении размерной типологии фигур детского населения учитывают не только возрастную изменчивость фигур детей, но и вариации отдельных частей тела ребенка, От 3 до 6,5 лет у детей ведущими размерными признаками являются рост и размер, а после 6,5 лет - размер, рост и полнота. Причем в качестве полнотного признака принят обхват талии.
После уточнения размерной типологии начинается собственно процесс производства одежды, который состоит из следующих этапов:
- проектирование;
- подготовительно-раскройный этап;
- пошив изделия;
- отделочный этап.
Проектирование одежды включает в себя процессы моделирования и конструирования.
Моделирование - это процесс создания модели, или первичного образца, одежды, по которой будет осуществляться массовое или индивидуальное производство одежды.
Над созданием модели работают художники-модельеры. Основная задача моделирования - создание одежды определенной формы. Форма одежды характеризуется, с одной стороны, объемно-пространственной структурой, а с другой - единством элементов ее структуры и художественной целостностью, т. е. композицией.
Приступая к созданию новой коллекции одежды или отдельной модели, художник-модельер должен хорошо знать основные направления моды, конъюнктуру рынка одежды, размерную типологию возможных потребителей одежды, ассортимент и свойства материалов, представленных на рынке, а также технические возможности предприятий по изготовлению одежды.
Моделирование может идти различными путями: или модель создается под выбранный материал, или материал подбирается под уже созданную модель.
Моделирование включает в себя несколько этапов: работа художника над композицией, макетирование, воплощение модели в конкретном материале и ее утверждение.
Работа художника над композицией заключается в создании образной идеи модели, пластики формы, линий, цвета, пропорций, подборе фактуры материала. Намечается конструкция модели, решается вопрос ассортимента применяемых материалов для изготовления одежды. На этом этапе художник создает эскиз модели или на бумаге, или при помощи компьютерной графики.
Глава 3
Швейные товары
Следующий этап - создание объемно-пространственной композиции - макетирование. Макет представляет собой объемное изображение изделия, которое дает более ясное, чем эскиз, представление о его форме, композиции и конструкции. Макетирование осуществляется путем наколки бумаги или специальной макетной ткани на манекен или фигуру манекенщика. При этом прорабатывают объемную форму изделия, находят оптимальное конструктивное решение, уточняют композицию, отделку, место ее расположения в изделии и т. п. После такой отработки идеи художника строят чертежи конструкции изделия, изготовляют лекала.
Воплощение модели в конкретном материале заключается в том, что конструктор по идее художника создает чертежи деталей модели, по которым выкраивается одно изделие как образец на определенную фигуру.
Затем созданная модель должна пройти художественный совет, который выполняет функции приемочной комиссии. Состав художественного совета определяется исходя из необходимости квалифицированного решения вопросов, связанных с оценкой модели для тиражирования в промышленности. На художественный совет, кроме модели, представляется проект ее технического описания, а также документы, подтверждающие соответствие модели требованиям безопасности. После утверждения модель может быть запущена в производство.
Моделирование выполняется несколькими методами: эскизным, муляжным, методом разработки семейства моделей по одной базовой основе.
Эскизный метод моделирования предполагает создание рисунка модели. На эскизах модель изображается в цвете в различных ракурсах: спереди, сбоку, сзади. В эскизе уже определена конструкция, покрой, линии, пропорции в соответствии с общей композицией.
При использовании муляжного метода художник сразу выполняет слепок модели - муляж, который накалывается на манекен или манекенщика. Этот метод удобен при разработке изделий сложных конструкций. В этом случае сразу определяется объемно-пространственная форма изделия, уточняются декоративные
и конструктивные линии. Этот метод исключает процесс конструирования, что позволяет сократить время и средства на внедрение новой модели.
В массовом производстве одежды должное признание получил метод разработки семейства моделей по одной базовой основе. Сущность метода заключается в создании множества моделей по одной базовой форме и конструктивной основе с использованием унификации и стандартизации элементов. Так, модели могут отличаться различной формой воротника, карманов, манжет рукавов. Это позволяет разнообразить ассортимент одежды и удовлетворять полнее спрос покупателей.
Дефекты моделирования сказываются на внешнем виде одежды, что снижает ее эстетические свойства, а в ряде случаев приводят к невозможности использования одежды по назначению. Все дефекты моделирования можно разделить на две группы: дефекты, связанные с неправильным композиционным решением модели, нарушением целостности композиции, гармоничности элементов формы и т. п.; дефекты, возникшие из-за несоответствия художественно-колористического оформления и свойств материалов форме одежды.
Конструирование одежды - это процесс построения чертежей деталей изделия и изготовления лекал (выкроек). Другими словами - это процесс разработки конструкции. Конструкция представляет собой чертеж деталей изделия в натуральную величину с указанием мест сопряжения по срезам деталей и методов изготовления. Как отмечалось выше, по конструкции швейные изделия делят на плечевые, поясные, головные и т. п.
Изделиям каждой группы, несмотря на все их разнообразие, присуща единая конструктивная основа, включающая в себя определенные детали. Так, конструктивная основа плечевых изделий имеет следующие детали: основные - полочки (или цельный перед), спинку, рукава, нижний воротник; производные - верхний воротник, подборта, детали карманов, застежки, детали подкладки (полочки, спинка, рукава), прокладочные и отделочные детали.
Поясные изделия состоят из следующих деталей: основные -передние и задние половинки брюк (или полотнища юбок), пояс;
Глава 3
Швейные товары
производные - детали застежки, карманов, подкладки, прокладок и отделочные.
Конструктивная схема головных уборов представлена следующими деталями: основные - донышко (колпак, клинья), стенка (бочки), околыш; производные - детали козырька, налобника, подкладки, наушники, отделочные.
Разработкой моделей и созданием конструкций занимаются Дома моделей, опытно-технические лаборатории, экспериментальные цеха крупных предприятий, которые имеют высококвалифицированные кадры художников-модельеров и конструкторов. Основная задача этого этапа- создание промышленной коллекции одежды, в которой воплотятся актуальные направления моды и которая будет пользоваться спросом.
Модели представляются для показа на ярмарке по оптовой продаже одежды. Образцы моделей, на которые поступили заявки торговых предприятий, становятся образцами для тиражирования в промышленности.
На каждую модель разрабатывается техническая документация. В ней указывают размерные признаки фигуры, на которые она рекомендуется; технические условия на раскрой; величины и места измерений; предельные отклонения от номинальных размеров изделия, не предусмотренные стандартами; ассортимент основных, отделочных, прокладочных, подкладочных материалов, ниток и фурнитуры; особенности изготовления узлов изделий, в т. ч. ц по лицензионной технологии; наличие подкладки в изделиях; наличие и места расположения прокладок; величину припусков на подгиб низа изделий и рукавов, связанных с особенностями модели (для верхней одежды); количество внутренних карманов в плечевых изделиях (для верхней одежды); наличие бретелей в детских брюках; цвет подкладки, окантовки внутренних срезов деталей и ленты, используемой в качестве подзора карманов (для верхней одежды); дополнительные требования по совпадению и симметричности полосок и клеток; количество изделий, упаковываемых в потребительскую тару (для корсетных изделий).
Образец модели (образец-эталон), техническая документация и лекала (чертежи выкроек) поступают на швейную фабрику.
Изготовление одежды
На швейном предприятии процесс изготовления одежды складывается из нескольких этапов: подготовительно-раскройный, пошивочный, отделочный.
Подготовительно-раскройный этап заключается в приемке и хранении тканей, проверке их качества, промере кусков ткани и их подсортировке, в подборе ткани в настилы, в изготовлении обмелок. Обмелка - полотно с намеченными контурами деталей, которое накладывают на настил для вырезания деталей.
Этап раскроясостоит из настилания тканей, рассечки настилов на части, разрезания тканей, контроля качества кроя, комплектования деталей кроя.
Одним из главных направлений совершенствования подготовительно-раскройного этапа является механизация и автоматизация. Важную роль в этом процессе играет разработка технологии и оборудования для централизованного подготовительно-раскройного производства, обслуживающего несколько предприятий с применением современных математических методов и ЭВМ для расчетов при нормировании материалов. Такие технологии позволят использовать манипуляторы и промышленные роботы на тяжелых ручных погрузочно-разгрузочных работах, а также применять бесконтактные методы раскроя материалов.
Пошив одежды осуществляется в швейном цехе предприятия. Швейный цех должен быть оснащен стачивающим оборудованием, а также оборудованием для влажно-тепловой обработки. Технологические потоки пошива одежды могут быть однофасонные, многофасонные и много ассортиментные. На многофасонных потоках одновременно изготовляют несколько моделей. На многоассортиментных потоках шьют несколько видов изделий, например платья и халаты.
Детали одежды соединяют различными способами: ниточным, клеевым, сварным, заклепочным. Применение того или иного способа соединения в каждом конкретном случае зависит от требований, предъявляемых к соединению, вида соединяемых
Глава 3
Швейные товары
материалов, а также от производительности труда при выполнении соединения.
Ниточные способы соединения. Под ниточным способом соединения деталей одежды понимают соединение двух или нескольких слоев материала скрепляющими стежками, состоящими из одной, двух и более ниток. Стежок образуется путем прокола материалов иглой и протягивания через них нитки с последующим ее укладыванием на поверхности материала. Из ряда стежков образуется строчка.
Стежки и строчки могут быть выполнены ручным и машинным способом.
В массовом производстве одежды в основном применяются машинные строчки как наиболее эффективные по скорости выполнения и по качеству. Ручные стежки используются только в тех случаях, когда из-за сложного взаимного расположения деталей машинную строчку выполнить затруднительно.
Машинные строчки имеют достаточную прочность, эластичность, красивый внешний вид. Процесс соединения деталей одежды такими строчками сравнительно прост и обеспечен технологическим оборудованием.
В зависимости от переплетения ниток машинные стежки и строчки бывают челночные и цепные. Наибольшее применение получили челночные строчки. Самые распространенные однолинейная и зигзагообразная челночные строчки с двухниточным челночным переплетением.
Челночные стежки образуются из двух ниток (игольной и челночной). Переплетение ниток располагается внутри соединяемых материалов. В однолинейной строчке стежки располагаются один за другим, в зигзагообразной - под углом один к другому.
Переплетение ниток в цепных строчках располагается на поверхности материала. Рисунок стежков в однолинейных строчках с цепным переплетением с одной стороны материала представляет собой ряд последовательно расположенных петель, а с другой пунктирную линию, такую же, как у челночной строчки.
По сравнению с другими способами соединения ниточный способ является наиболее универсальным, т. к. он позволяет со-
единять все виды материалов, используемых в швейной промышленности.
Показателями качества ниточных соединений являются следующие: прочность строчки (разрывная нагрузка), устойчивость к поверхностному истиранию, к стирке и глажению, жесткость и эластичность, посадка и стягивание тканей после прокладывания ниточных строчек, распускаемость строчек, устойчивость к химчистке, прорубаемость материала иглой, красивый внешний вид.
Клеевые способы соединения основаны на применении клеевых веществ, образующих адгезионную или когезионную связь со склеиваемыми материалами. Клеевые швы при изготовлении одежды применяют в тех случаях, когда детали при носке одежды воспринимают нагрузки, направленные на сдвиг, или подвергаются незначительным нагрузкам.
Сварные способы соединения. Сварной способ соединения представляет собой технологический процесс образования неразъемного соединения путем доведения соединяемых поверхностей в зоне контакта термопластичных материалов до вязкотекучего состояния с последующей фиксацией.
В швейном производстве применяется три способа сварки: термоконтактный с использованием электрического нагревательного инструмента, высокочастотный и ультразвуковой с генерацией тепла в свариваемых материалах.
Сварные швы по своим эксплуатационным свойствам почти равноценны ниточным швам и могут быть применены для изготовления одежды широкого ассортимента (плащей, курток, лыжных костюмов и пр.).
Заклепочные соединения. С помощью заклепочных соединений на деталях одежды фиксируют пуговицы, кнопки, блочки, крючки, петли и др. При креплении этим способом в отверстие ткани или другого материала вставляют стержни (заклепочные элементы), а затем их расклепывают. При изготовлении заклепочных соединений обеспечивается высокая производительность труда, применяется сравнительно простое оборудование. Заклепочные соединения долговечны и просты в изготовлении. К недостаткам
Глава 3
Швейные товары
следует отнести наличие сквозных отверстий и невозможность разборки скрепленного заклепками узла изделия.
На этапе отделки производится влажно-тепловая обработка, в результате которой швейным изделиям придают товарный вид. После отделочных операций изделия поступают на склад готовой продукции.
Под влажно-тепловой обработкой (ВТО) швейных изделий понимают специальную обработку деталей или изделия влагой, теплом и давлением.
Качество изделий и их внешний вид во многом зависят от ВТО как в процессе пошива, так и при окончательной отделке. ВТО применяется в основном для придания формы деталям изделия и обработки швов, окончательной отделке, соединения деталей клеем.
Весь процесс ВТО состоит из трех стадий: размягчение волокна влагой и теплом; придание определенной формы давлением; закрепление полученной формы путем удаления влаги теплом и давлением.
Основными операциями влажно-тепловой обработки являются разутюживание, заутюживание, сутюживание, оттягивание, утонение, выравнивание поверхности деталей, фальцевание, отпаривание, декатирование.
Дефекты стадии изготовления. Все дефекты изготовления одежды можно разделить на следующие группы: общие дефекты и дефекты посадки изделия на фигуре; дефекты соединения (швов, строчек и стежков); дефекты ВТО и заключительных операций.
К общим дефектам и дефектам посадки изделия на фигуре относятся: нарушение линейных измерений изделия и отдельных его деталей и узлов, несоответствие их техническому описанию на модель; отсутствие некоторых деталей верха, подкладки или прокладочных деталей или несоответствие их количества нормативным документам, техническому описанию на модель; нарушение требований к технологии обработки изделия, предусмотренных в нормативных документах, например, несоответствие количества и размеров надставок к деталям, нарушение симметричности или несовпадение рисунка материала в деталях изделия; необметан-208
ные срезы швов в изделиях без подкладки; несоответствие цвета подкладки цвету материала верха и т. п.; неплотное прилегание лацканов и концов воротника к изделию вследствие недостаточной посадки подбортов и верхнего воротника; чрезмерное прилегание или отставание воротника от шеи при излишней посадке или растяжении горловины; перекос воротника; неправильное и неравномерное распределение посадки рукавов по окату; неплотное прилегание сторон шлицы спинки друг к другу, расхождение или излишний заход их одна на другую; перекос всего изделия из-за неправильного соединения верха с подкладкой и теплозащитной прокладкой.
Дефекты соединений - искривление швов и отделочных строчек; несимметричность швов и вытачек на правой и левой стороне изделия; сильное растяжение или посадка ткани и трикотажа по шву; прорубка ткани и полотна по линии шва; выполнение наружных отделочных строчек нитками не в цвет ткани или хлопчатобумажными вместо шелковых; отсутствие отделочных строчек в местах, предусмотренных моделью; чрезмерное или недостаточное натяжение ниток в строчках; пропуски стежков; несоответствие частоты стежков в строчке требованиям нормативных документов; неправильно пришитая фурнитура (плотно, слабо, с несоблюдением расстояний от краев деталей и т. п.); плохое качество обработки петель (непрорезанные петли, редкая обметка, неодинаковая длина, неодинаковое расстояние от края детали и между петлями и др.); отсутствие закрепок на концах петель, карманов, застежек и др.; недостаточная прочность или повышенная жесткость клеевых и сварных швов.
Дефекты ВТО и заключительных операций: нарушение объемной формы изделий (недостаточная или чрезмерная выпуклость спинки, полочек, задних половинок брюк и др.), морщины, замины ткани и полотна вследствие неотутюженности изделия (швы искривлены, неотпрессованы); неотпрессованность и искривление краев изделия и деталей (борта, низа, краев клапанов, карманов, воротника, манжет, пояса и т. п.); ожоги, опалы, изменение окраски ткани и полотна; ласы; пятна (чернильные, масляные и др.); дыры, затяжки нитей и петель; сломанная фурнитура.
Глаза 3
Швейные товары