Транспортное производство и его особенности
Процесс производства на транспорте – это само продвижение грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения, а готовая продукция транспорта – законченная их перевозка. В отличие от других отраслей материального производства продукция транспорта вырабатывается и реализуется одновременно, ее невозможно заготовить впрок или резервировать, создать запас на случай неожиданного сбоя или снижения текущего производства. С этой точки зрения транспорт представляет более сложную отрасль, чем любое другое материальное производство.
Транспорту присущи все три элемента, характерные для любой отрасли материального производства, а именно: средства труда, т.е. средства транспорта, предметы труда, т.е. объекты перевозки (грузы и пассажиры), целесообразная деятельность людей, т.е. их труд.
Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.
Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы продолжает процесс производства в сфере обращения. Конечный результат производства реализуется у потребителя, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства. Производители продукции заинтересованы в качестве транспортного процесса, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.
Во-вторых, продукция транспорта неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов транспортной продукции, а в создании резервов провозной и пропускной способности. Маневр резервами практически невозможен, поэтому резервы провозной и пропускной способности должны создаваться в первую очередь на направлениях с быстрорастущими объемами перевозок.
В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину эксплуатационных расходов транспорта. Снижения себестоимости можно добиться в первую очередь за счет увеличения производительности труда, улучшения показателей использования подвижного состава, сокращения расхода топлива и электроэнергии на единицу транспортной работы.
В-четвертых, кругооборот средств на транспорте происходит по-особому: на транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности. Качество транспортной продукции определяется не только качеством конечного продукта, но и качеством транспортного производственного процесса. Особое значение имеют скорость доставки и бесперебойность транспортного процесса, сохранность грузов при перевозке, безотказность всех звеньев транспортного конвейера, качество работы каждого работника, предприятия и системы в целом.
Транспорт, помимо того, что обеспечивает обращение продукции производящих отраслей, сам является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая кроме всех видов магистрального транспорта включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство, инженерные сооружения в виде плотин, сети каналов и другие элементы. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации.
Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения, топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт потребляет примерно 18 % дизельного топлива, 6 % электроэнергии, 10 % лесоматериалов, 4 % черных металлов. Транспорт существенно влияет на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время в пути как грузов, так и пассажиров.
Во многих современных производствах транспорт является составной частью материального производства. Так, рефрижераторы помимо функций транспортировки выполняют дополнительно функции сохранения температурного режима грузов, автолавки дополнительно выполняют функции хранения товаров и являются местом их реализации, бетоновозы (миксеры) осуществляют процесс приготовления раствора в ходе доставки его к местам применения, во время полетов в космосе производят новые вещества. Считать продукцией транспорта только перемещение, измеряемое произведением массы перевозимого груза на расстояние перевозки, становится некорректным.
Помимо транспортной и другой, как это видно из вышесказанного, продукции, транспортная деятельность сопровождается значительным вкладом в совокупный ущерб, наносимый индустриальным обществом природе: химические, механические, тепловые, оптические, электромагнитные загрязнения, транспортные катастрофы.
Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем больше в негативном плане. На долю транспорта приходится 40 % выбросов в атмосферу всех продуктов производственной деятельности, из которых более 80 % – выбросы автотранспорта. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.
Транспорт отнесен к категории материального производства, вместе с тем он является особой отраслью, обладает своей спецификой, которая определяет своеобразие процесса производства и его продукции, а соответственно применяемой техники, технологии, организации и управления.
Транспорт, таким образом, является неотъемлемой частью общественного производства, его роль в будущем может только возрастать, соответственно будут развиваться и совершенствоваться технологические процессы транспортного производства.
Транспортные потоки
Размещение производства в стране формируется под влиянием местонахождения природных ресурсов (плодородных земель, лесов, месторождений полезных ископаемых) и исторически сложившегося расселения людей, а также под влиянием государства. Основные принципы рационального размещения производства состоят в том, чтобы перерабатывающие предприятия были приближены к источникам сырья, производимая продукция – к районам потребления. Кроме того, следует учитывать расселение жителей страны, то есть наличие рабочей силы для производства. В практике размещения производительных сил в стране учитываются конфигурация и мощность существующей сети путей сообщения и возможность ее развития в соответствии с перспективой развития остальных отраслей экономики. Необходимость баланса между потребностями в перевозках и возможностями транспорта относится как к начертанию сети, т.е. к географическому размещению транспортных коммуникаций, так и к их провозной способности. При избытке мощностей транспорта государство несет потери от содержания неиспользуемых транспортных средств и трудовых ресурсов. При недостаточном развитии транспорта сдерживается производство и товарооборот со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.
В силу исторически сложившегося размещения производительных сил в стране территория любого государства состоит из экономических районов, в каждом из которых существует своеобразный комплекс производств. Одни районы имеют богатую сырьевую базу: уголь, нефть, металлы, другие производят сельскохозяйственную продукцию, в третьих развито машиностроение, электронная промышленность и т.д. По мере развития производительных сил схема специализации и профиль экономических районов меняются, но в каждом из них производится массовая продукция, которая потребляется не только в местах производства, но и подлежит вывозу за пределы данного района.
Для установления размеров целесообразного ввоза и вывоза определенных видов продукции составляются транспортно-экономические балансы по экономическим районам и субьектам страны. Транспортно-экономические балансы позволяют выявлять и прогнозировать грузопотоки в межрайонных сообщениях, такие же расчеты целесообразно проводить и в рамках каждого экономического района.
На основании транспортно-экономических балансов составляются специальные таблицы или матрицы грузопотоков как по отдельным массовым видам продукции, так и в сводном виде по всем грузам.
Подводя итоги развития транспортного комплекса страны за 2002 год, Министр транспорта РФ ФРАНК С.О. отмечал: «мы вплотную подошли к рубежу, когда недостаток и неоптимальное использование мощностей … видов транспорта становится реальным ограничителем экспорта, особенно нефти, нефтепродуктов, зерна, угля – и не только по мощностям, но и по направлениям торговли. … Система транспортного обеспечения внешней торговли требует диверсификации. Необходимую системность этому процессу способен придать перспективный транспортный баланс, который увязал бы развитие инфраструктуры транспорта с перспективами производительных сил и внешней торговли и – прежде всего – энергетического баланса страны.» Транспортно-экономический баланс может быть представлен в виде таблицы (табл. 1.1).
Как следует из таблицы, в границах Северо-Западного и Центрально-черно-земного районов имеется избыток данного вида продукции, соответственно 15 и 10 млн. т, а в Центральном районе недостаток этой же продукции в объеме 20 млн. т. В этом случае представляется возможным избыток продукции вывезти в Центральный район в количестве 20 млн. т, например из Северо-Западного и Центрального районов по 10 млн. т, а оставшиеся в Северо-Западном районе 5 млн. т в какой-либо другой район с дефицитом данной продукции (рис. 1.2).
Может быть рассмотрен и другой вариант, когда весь избыток продукции Северо-Западного района направляется в Центральный район, а избыток продукции Центрально-черноземного района распределяется между Центральным (5 млн. т) и другим районом. Наиболее целесообразный вариант выбирается по условиям дальности перевозок, наличия провозных возможностей, интересов отправителя и получателя продукции и других факторов.
Транспортно-экономические балансы позволяют выявить и планировать грузопотоки в межрайонных сообщениях. Аналогичные расчеты должны быть проведены и в рамках каждого экономического района, так как географические масштабы наших районов довольно велики, а хозяйственная деятельность весьма разнообразна.
Если при этом выделить часть грузопотоков, выполняемых автотранспортом, то можно получить данные о емкости рынка автотранспортных услуг и определить рыночную долю своего предприятия.
Современные автотранспортные предприятия, в силу сложившихся на сегодняшний день рыночных отношений, имеют каждый свою долю участия на рынке транспортных услуг. Для определения перспектив расширения зоны своего влияния коммерческие работники предприятий изучают состояние рынка и определяют возможности такого расширения.
Анализ потребностей в транспортных услугах по перевозкам грузов и динамики их изменений проводится по анализу объемов перевозок, грузооборотов и грузопотоков.
Объем перевозок Q – это количество грузов, перевезенных или подлежащих перевозке (по плану, договору, заявке и т.д.).
Грузооборот Р– объем транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах, характеризует величину транспортной работы по перемещению количества грузов Qна определенное расстояние L.
Грузопотоки определяют количество грузов, перевозимых на участке, через транспортный узел, в экономическом или административном районе, либо в целом по стране. Грузопотоки определяют с учетом направлений движения грузов, они могут быть в прямом и обратном направлениях.
Грузопотоки транспортного пункта (узла) (склад, грузовая станция, пристань, порт) измеряются количеством поступающих на пункт, отправляемых с него и транзитных грузов. Поступающие и отправляемые грузы составляют местные грузопотоки, а с учетом транзитных грузов определяют полный грузопоток.
Грузопотоки на участках дорог характеризуют количество грузов, перевозимых на участке в обоих направлениях и обычно показываются эпюрой грузопотоков (рис. 1.3). На участках дорог прямоугольниками изображают величину грузопотоков между пунктами перевалки или пунктами на маршруте. Площади прямоугольников соответствуют в масштабе грузообороту на соответствующих участках пути. Объемы перевозок на участках, в соответствии с которыми построены эпюры грузопотоков, приведены в табл. 1.2.
Потоки пассажиров образуются под влиянием объективных экономических и демографических факторов, а также в результате стремления людей к удовлетворению своих социальных, культурных и других потребностей. Значительную долю составляют деловые поездки, связанные с работой людей. К этой категории относятся в основном городские и пригородные пассажиры, в деловых целях осуществляются и дальние поездки. К дальним поездкам относится перевозка работников, обслуживающих предприятие так называемым вахтовым методом (строители и эксплуатационники нефтепромыслов в удаленных районах).
Объем перевозок пассажировизмеряется числом планируемых или фактически перевозимых пассажиров.
Транспортная подвижность населения характеризует среднее значение числа поездок в год одного пассажира. Она может быть определена для города, региона или страны в целом как суммарное количество поездок населения в течение года, отнесенное ко всей численности проживающих в них жителей.
Пассажирооборотом называют выполненную или планируемую транспортную работу по перевозке пассажиров. Пассажирооборот измеряется в пассажиро-километрах и соответствует произведению числа пассажиров на среднюю дальность их поездки.
Пассажиропоток – перемещение пассажиров в определенном направлении.
Пассажиронапряженность – количество пассажиров, проезжающих через заданное сечение маршрута в единицу времени.
Исходя из характеристик пассажиропотока и пассажирооборота планируют транспортное обеспечение населенных пунктов и регионов.