С другими подразделениями предприятия
Содержание
Введение | |
Теория 1. Система планов на предприятии | |
1.1 Функции плановых служб | |
1.2 Структура плановых служб предприятия | |
Практика 2. Положение о планово-экономическом отделе | |
2.1 Общие положения | |
2.2 Задачи | |
2.3 Структура | |
2.4 Функции | |
2.5 Взаимоотношения планово-экономического отдела с другими подразделениями предприятия | |
2.6 Права | |
2.7 Ответственность | |
Заключение | |
Список литературы |
Введение
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
Теория
1. Система планов на предприятии
В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяют следующие системы или виды рыночного планирования: стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические – содержат описание стратегических целей предприятия и общие этапы их достижения. Срок планирования от 5 до 10 лет. Стратегические планы формируются на уровне высшего руководства и являются высшей основой для формирования тактических планов.
Тактические – представляют собой детализацию отдельных этапов стратегического плана. В них указываются, помимо целей и методов их достижения, конкретные сроки выполнения. Тактические планы составляются на уровне руководителей управлений и являются основой для формирования оперативных планов.
Оперативные – планы работы конкретных подразделений и отдельных работников на определенный календарный период. Оперативные планы составляются руководителями структурных подразделений и самими сотрудниками.
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
1. по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2. по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3. по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4. по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
5. по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6. по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7. по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8. по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
1.1 Функции плановых служб
В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:
1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
3. Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?
4. Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?
5. Каковы главные приоритеты руководства предприятия?
6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
7. Какова структура акционерного капитала?
8. Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?
9. Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?
Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.
Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др.
Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов.
Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.
Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью.
Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
1.2 Структура плановых служб предприятия
В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит, прежде всего, от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.
Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы.
При линейных структурах управление осуществляется вышестоящим руководителем по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам применительно к выполняемым функциям. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор > главный экономист > планово-экономическое управление > планово-финансовый отдел > планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет. Существуют также смешанные структуры управления и их различные разновидности.
В настоящее время наиболее распространенной является линейно-функциональная структура управления организацией. При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие "сверху донизу" (рисунок 1).
Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления предприятием
Организационная структура службы планирования, как и предприятия в целом, постоянно совершенствуется. Необходимость совершенствования обуславливается изменением внешней и внутренней среды предприятия, происходящим под влиянием рынка. К факторам внешней среды следует отнести:
- результат деятельности предприятия (изменение выпускаемой продукции или услуг);
- функции или типы ресурсов, требуемые для получения результатов (снабжение, маркетинг, планирование, производство, финансы, кадры );
- рынки, группы клиентов или потребителей продукции предприятия, определяемые географически или по типу покупателей, например, отечественные и зарубежные.
В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.
Основным внутренним фактором, вызывающим необходимость совершенствования организационных структур, является выбранный принцип централизации или децентрализации управления, связанный с объемом полномочий, которыми наделяется каждый руководитель или менеджер. В планово-экономических службах почти на всех отечественных и зарубежных предприятиях эти подходы, как правило, тесно взаимодействуют между собой в процессе планирования внутрифирменной деятельности. На крупнейших американских предприятиях все работы по планированию делятся между многими исполнителями на определенные функции, этапы и сроки:
1. Центральный плановый отдел формирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.
2. Центральный плановый отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.
3. Производственные подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Каждое подразделение представляет финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.
4. Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей. Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта) и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.
5. Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.
6. Производственные отделы составляют планы на два года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.
7. Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.
8. Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля) по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.
9. Производственные подразделения представляют (31 мая) сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на пять лет.
10. Высшее руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.
11. Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа), которые включаются в общий план и получают необходимые финансовые средства.
12. Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).
Практика
2. Положение о планово-экономическом отделе
Общие положения
Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно Генеральному директору.
Задачи
1. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.
2. Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.
3. Организация и совершенствование внутризаводского хозяйственного расчета.
4. Разработка проектов оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию и утверждение внутризаводских планово-расчетных цен.
Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает Генеральный директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работ и особенностей производства.
2. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела в соответствии с должностными инструкциями и настоящим Положением.
Функции
1. В области планирования
1.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятий в соответствии с контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными экономическими нормативами и лимитами, а также прямыми заказами потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию (работы, услуги):
подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках (отделах, службах, цехах) разработки проектов планов;
распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;
рассмотрение обоснований и расчетов проектов планов подразделений предприятия;
обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;
составление проектов планов предприятия в целом.
1.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности цехов и служб на основе утвержденного плана предприятия:
доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;
участие в разработке годовых, квартальных и месячных производственных программ вспомогательными и непроизводственными цехами;
рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых коррективов.
1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.
2. В области организации планово-экономической работы
2.1. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов на постоянно действующем производственном совещании и заседаниях технико-экономического совета предприятия.
2.2. Организация хозрасчета на предприятии:
разработка системы хозрасчетных показателей цехов и служб в соответствии со спецификой их работы;
контроль за внедрением и совершенствованием хозрасчета в подразделениях предприятия;
участие в разработке положений по материальному стимулированию.
2.3. Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии:
систематизация нормативных затрат на изготовление продукции; составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;
участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;
разработка совместно с другими службами предприятия в соответствии с действующим законодательством проектов оптовых и розничных цен и тарифов и представление их на утверждение; разработка и представление на утверждение внутризаводских цен; подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую предприятию продукцию;
разработка ценников, применяемых при планировании и учете; осуществление анализа цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.
2.4. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.
2.5. Организация разработки мероприятий по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий.
3. В области анализа и оперативно-статистического учета
3.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.
3.2. Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3.3. Составление совместно с бухгалтерией пояснительной записки к годовому отчету, участие в балансовой комиссии по итогам деятельности предприятия.
3.4. Представление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3.5. Контроль за правильностью производимых соответствующими службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования, механизацию инженерного и управленческого труда.
3.6. Участие в организации постоянно действующих комплексных групп контрольно-ревизионной работы из представителей различных подразделений предприятия.
3.7. Организация статистической отчетности предприятия:
сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным Госкомстатом Украины;
контроль за качеством всей статистической отчетности на предприятии;
систематизация статистических материалов и составление справок по статистической отчетности.
4. В области методологической работы
4.1. Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ по:
технико-экономическому планированию;
оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);
внутризаводскому хозяйственному расчету (совместно с главной бухгалтерией);
учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);
расчетам экономической эффективности;
статистической отчетности.
4.2. Изучение и распространение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.
4.3. Совместно с отделом технического обучения и подготовки кадров организует экономическую учебу в целях повышения квалификации работников всех экономических служб предприятия.
2.5 Взаимоотношения планово-экономического отдела
с другими подразделениями предприятия
1. С главной бухгалтерией
Получает: отчеты по выпуску продукции (в номенклатуре и денежной оценке), сведения о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для планирования и анализа; финансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; расчет амортизационных отчислений по цехам и предприятию в целом, копия задания цехам и отделам по снижению запасов оборотных средств; ежедневные сведения по выполнению плана реализации цехами (предприятием).
Представляет: план производства по номенклатуре на год, квартал и месяц; плановую себестоимость фактически выпущенной товарной продукции; план производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам.
2. С отделом главного конструктора
Получает: перспективные и текущие планы развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства с расчетами экономической эффективности от внедрения, и отчеты об их выполнении; заключения о возможности принятия заказа на экспортные изделия; сметы расходов на освоение новых производств, на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы; отчеты о выполнении заданий по снижению себестоимости продукции; отчеты о хозрасчетной деятельности отделов по установленным показателям.
Представляет: планы производства продукции по номенклатуре (перспективные, годовые и квартальные); задания по снижению себестоимости продукции; сроки выпуска новых изделий для составления планов и графиков конструкторской и технической подготовки производства; плановые задания о хозрасчетной деятельности отделов.
3. С отделом стандартизации и нормализации
Получает: расчеты экономической эффективности от внедрения новых стандартов, нормалей, инструкций, технических условий и другой технической документации; отчеты о выполнении работ по разработке стандартов, нормалей, инструкций, технических условий и другой технической документации.
Представляет: плановое задание по разработке новых стандартов, нормалей, инструкций, технических условий и другой технической документации.
4. С отделом технического обучения
Получает: план подготовки кадров рабочих и специалистов, сметы расходов на подготовку кадров.
5. С бюро рационализации и изобретательства
Получает: сведения о выполнении плана по рационализации к изобретательству; акты о внедренных предложениях со справками о достигнутой экономии в стоимостном выражении и в количестве; расчеты технико-экономической эффективности от внедрения технических усовершенствований, рационализаторских предложений и изобретений на заключение.
Представляет: завизированные расчеты технико-экономической эффективности от внедрения технических усовершенствований, рационализаторских предложений и изобретений; заключения об экономической целесообразности принятия рационализаторских предложений и изобретений.
6. С отделом главного технолога и бюро технической подготовки производства
Получает: проекты перспективных и текущих планов развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства и отчеты об их выполнении; материалы и расчеты для экономического анализа работы предприятия; расчеты мощностей цехов и предприятия в целом; расчеты выпуска сварных металлоконструкций и нормы расхода на единицу этих изделий; заключения о возможности принятия заказа на экспорт, отчеты о выполнении заданий по снижению себестоимости продукции; маршрутно-технологические карты.
Представляет: утвержденные перспективные, годовые и квартальные планы производства в номенклатуре; сроки выпуска новых изделий и модернизации серийных для составления графиков технологической подготовки производства; задания по сумме экономии о выполнении плана организационно-технических мероприятий; указания, методику и расчеты по определению экономической эффективности организационно-технических мероприятий.
7. С отделом главного механика
Получает: план ремонта оборудования на квартал, год и на перспективу; месячные отчеты о выполнении планово-предупредительного ремонта оборудования; сметы расходов на ремонт сооружений и оборудования и на выполнение оргтехмероприятий; отчет о выполнении заданий по снижению себестоимости товарной продукции.
Представляет: задание по снижению себестоимости товарной продукции.
8. С отделом главного энергетика
Получает: расчеты потребности электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха и других видов энергии по цехам предприятия; отчеты о выполнении задания по снижению себестоимости товарной продукции.
Представляет: план производства продукции по номенклатуре; задание по снижению себестоимости товарной продукции.
9. С бюро материального нормирования
Получает: специфицированные нормы расхода материалов; сводные нормы расходов; извещения об изменениях норм расхода материалов.
Представляет: номенклатуру изделий, подлежащих изготовлению.
10. С производственно-диспетчерским отделом
Получает: квартальные и местные производственные планы цехов; подекадные графики производства готовых изделий по внутризаводской кооперации.
Представляет: план производства по номенклатуре; задание по снижению себестоимости; оптовые и розничные цены выпускаемой продукции; наряды на экспортную продукцию для согласования сроков поставки.
11. С отделом сбыта
Получает: отчеты об отгрузках готовых изделий; годовые, квартальные и месячные планы производства по объему и номенклатуре; ежедневные сводки выпуска готовой продукции.
12. С отделами материально-технического снабжения и внешней кооперации
Получает: основные расчеты к плану экономического и социального развития предприятия по разделу материально-технического снабжения.
Представляет: годовые, квартальные и месячные планы выпуска изделий; планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; сведения о нормах и остатках незавершенного производства; сообщения об изменениях в производственном и тематическом планах.
13. С отделом организации труда и заработной платы
Получает: затраты времени и заработной платы на единицу изделий и сведения об изменении трудоемкости; план снижения трудоемкости изделий и отчет о его выполнении; штатное расписание отдела; планы по труду цехов предприятия по кварталам и месяцам; анализ использования фонда оплаты труда; расчеты повышения производительности труда.
Представляет: план производства продукции в номенклатуре; план производства по объему валовой и товарной продукции на год, квартал с разбивкой по месяцам.
14. С отделом капитального строительства
Получает: копии утвержденных титульных списков и план строительства производственных и культурно-бытовых объектов; сметы расходов на ремонт зданий и сооружений.
Представляет: утвержденные перспективные и текущие планы капитальных вложений; задание по снижению стоимости строительства и ремонтных работ.
15. С инструментальным отделом
Получает: годовые и квартальные планы производства инструмента; отчетные материалы о выполнении планов и производственных показателей по инструментальному хозяйству.
Представляет: производственные задания на планируемый период (год, квартал, месяц); план выпуска продукции предприятием и методические указания по технико-экономическому планированию инструментального хозяйства.
16. С цехами основного производства
Получает: отчеты о выполнении плана по производству себестоимости, труду и заработной плате; сведения о расходе материалов на единицу готовой продукции: выходе готовой продукции, использовании рабочего времени, производственной мощности.
Представляет: производственную программу на год, квартал, месяц и другие хозрасчетные показатели.
Права
1. Требовать от соответствующих отделов, цехов и служб предприятия представления материалов (отчетов по установленным формам, справок и т. д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию планово-экономического отдела.
2. Проверять и подтверждать сметы, расчеты экономической эффективности, калькуляции, составленные другими отделами и цехами предприятия.
3. Привлекать к участию при разработке плана и отдельных заданий другие отделы по принадлежности и экономистов цехов и служб.
4. Давать указания отделам, службам и цехам по методике технико-экономических расчетов учета и планирования, проводить соответствующие совещания, представлять предприятие в вышестоящих и других организациях по вопросам, касающимся планирования производственно-хозяйственной деятельности, разработки цен на продукцию, изготовляемую предприятиями, а также по статистической отчетности.
5. Указания планово-экономического отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению цехами, отделами и службами предприятия.
Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и выполнения возложенных настоящим Положением функций несет начальник отдела,
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
Заключение
В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяют следующие системы или виды рыночного планирования: стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические – содержат описание стратегических целей предприятия и общие этапы их достижения. Тактические – представляют собой детализацию отдельных этапов стратегического плана. Оперативные – планы работы конкретных подразделений и отдельных работников на определенный календарный период.
Основным внутренним фактором, вызывающим необходимость совершенствования организационных структур, является выбранный принцип централизации или децентрализации управления, связанный с объемом полномочий, которыми наделяется каждый руководитель или менеджер. В планово-экономических службах почти на всех отечественных и зарубежных предприятиях эти подходы, как правило, тесно взаимодействуют между собой в процессе планирования внутрифирменной деятельности.
К выполнению основных плановых функций на всех этапах их осуществления привлекаются менеджеры различных категорий. Приведенный полный состав выполняемых плановых работ свидетельствует не только о четком разграничении и взаимодействии основных функций планирования и управления, но и о необходимости использования мирового опыта на всех отечественных предприятиях.
Список литературы
1. Цыпкин Ю.А. и др. Менеджмент. – Москва: Издательство Юнити-Дана, 2002. – 439 с.
2. Горемыкин В.А. Планирование предпринимательской деятельности. – Москва: Инфра-М, 2005. – 335 с.
3. Менеджмент: Учебник. / Под ред. В.В. Томилова. – Москва: Юрайт-издательство, 2007. – 591 с.
4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – Москва: Финансы и статистика, 2005. – 248 с.
5. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Москва: Новое знание, 2005. – 167 с.
6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – Москва: Омена-Л, 2006. – 472 с.
7. Е. Е. Вершигора. Менеджмент : Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 281 с.
8. Э.М. Коротков. Концепция менеджмента: учебное пособие. – Москва: ДеКА, 2000. - 304 с.
9. А.И. Ильин. Планирование на предприятии : учебное пособие для вузов. – Москва: Новое знание, 2008. – 667 с.
10. Е. П. Голубков. Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом. – Москва: Финпресс, 2006. – 414 с.
11. И. Н. Герчикова. Менеджмент: Учебник для вузов. – Москва: Банки и биржи, 2001. – 501 с.
12. О. Т.Лебедев, А. Р.Каньковская. Основы менеджмента : Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Мим, 2003. – 184 с.
13. Ф. М. Русинов. Современный российский менеджмент. – Москва: ФБК-Пресс, 2005. – 502 с.
14. В. С. Кабаков, А. А. Николенко. Общий менеджмент: Учебное пособие. – Москва: ИНФРА-М, 2008. -251с.
15. Л. Е. Басовский. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – Москва: ИНФРА-М. - 2006. – 214 с.
16. Г. Б.Смирнова. Менеджмент. – Москва: Дашков и К', 2009. - 352 c.