Материалы для самоклеящихся этикеток
Материалы для этикеток могут быть как с клеевым слоем, так и без него. В первом случае и материалы и этикетки называют самоклеящимися, во втором — клей наносится уже после процесса печати на оборотную сторону этикетки, и она называется сухой. Из этих двух видов этикеточного материала специалисты отдают предпочтение первому. Считается, что самоклеящиеся материалы имеют лучшие перспективы, так как при их применении значительно упрощается процесс нанесения этикетки на тару или упаковку (этикетирование) и не требуется нанесение клея. Использование самоклеящихся материалов позволяет значительно улучшить прочностные и потребительские свойства этикеток.
Стоимость самоклеящейся бумаги, как правило, значительно выше обычной. Несмотря на это, уже в 1996 году объем потребления самоклеящихся материалов в России был равен в общей сложности 22 млн. м2. Ежегодный прирост потребления этого вида материала составлял от 10 до 20% в год и в 2001 году достиг 40 млн. м2.
Самоклеящиеся материалы нашли широкое применение при изготовлении этикеток на пищевые продукты, фармацевтическую и химическую продукцию, ценников, ярлыков, рекламных и информационных объявлений и пр. Популярность этикеточной продукции во многом напрямую связана с возможностью печати на новых, экологически чистых этикеточных материалах, удовлетворяющих практически все запросы потребителя.
Самоклейка является многослойным композиционным материалом (МКМ) — совокупностью чаще запечатываемой бумажной и реже пленочной основы (лицевого материала), клеевого слоя и защитной подложки с антиадгезионным покрытием.
Запечатываемый слой.По типам запечатываемого слоя самоклеящиеся материалы делятся на бумажные, пленочные, фольгированные и тканевые.
В группу бумажных материалов входят глянцевая, полуглянцевая, матовая, декоративная, термочувствительная и металлизированная бумаги (золотая, серебряная, голографическая и т.п.).
Пленочные материалы изготовляют из полимеров. Ряд характерных свойств синтетических материалов определяет их преимущества перед бумажными материалами: они дольше сохраняют свои качества и более устойчивы к внешним воздействиям;
Они отличаются друг от друга свойствами поверхности, толщиной, прочностью, прозрачностью и устойчивостью к внешним воздействиям.
Самоклеящаяся тканевая лента широко используется в текстильной промышленности. На сегодняшний день в нашей типографии используется единственная самоклеящаяся ткань-ацетат. Она представляет из себя плотную ткань, по виду очень напоминающую шелк.
Кроме того, мы можем предложить Вам печать на тканевых лентах без клеевого слоя. Здесь выбор материала гораздо шире. Это простой ацетат, ацетат морбидо, нейлон, полиэстер различных цветов.
Клеевой слой.Основой клеев, как правило, служит акрил или каучук (натуральный или синтетический). В ассортименте крупных производителей насчитывается несколько десятков различных клеев. Клеи разделяют на постоянные съемные и специальные.
Постоянные клеи характеризуются большой силой приклеивания: удаление наклейки с постоянным клеем приводит к ее разрушению.
Съемный(легкосъемный) клей применяется в случаях, когда необходимо через определенное время отделить этикетку от рабочей поверхности без следов клея (например, реклама в транспорте).
Специальные клеи используются для определенных температурных условий, для неровных, шероховатых, масленых поверхностей и т.д.
Подложка с антиадгезионным покрытием.Для применения самоклеющихся материалов наряду с правильным выбором запечатываемого слоя и клея важен и выбор подходящей подложки. В качестве подложки наиболее массово используется глоссированная (гладкая) бумага с повышенной прочностью и стабильностью размеров, покрытая слоем силикона. Этот материал покрывается тонким слоем силикона, что позволяет легко отделять этикетку от подложки. Комбинация запечатываемого слоя, клея и подложки, а также технология изготовления готового материала определяют удобство и пригодность его для конкретного применения.
Легкость отделения подложки измеряется силой, необходимой для ее отделения в тех или иных условиях. Слишком легкое или слишком трудное отделение подложки может привести к проблемам при автоматической этикетировке.
Потребительских свойствах самоклеящейся этикетки. Для того чтобы иметь представление о требованиях, предъявляемых к этому виду этикеточной продукции, и о факторах, которые необходимо учитывать при обработке МКМ (или изготовлении этикеток), остановимся подробнее на потребительских свойствах самоклеящейся этикетки.
Технологические и эксплуатационные свойства самоклеящегося материала, во многом зависящие от вида основы и клея, обязательно должны учитываться при производстве этикеток. Рассмотрим наиболее важные требования к МКМ.
При выборе самоклеящегося материала для производства этикетки надо учитывать его вид, цвет, глянец, а также плотность, непрозрачность, возможность нанесения данного вида клея на определенный вид упаковки или тары, устойчивость к воздействию окружающей среды, влаги и химикатов. При выборе МКМ необходимо также принимать во внимание и свойства самого клеящегося слоя, а именно возможность использования этой этикетки в «экстремальных» условиях, например при глубокой заморозке продукта.
Качество и равномерность нанесения клеевого слоя должны гарантировать надежное приклеивание этикетки к поверхностям различной формы. Клеящие свойства этикетки должны сохраняться в течение всего срока использования самого продукта. Необходимо также отметить, что для утилизации тары важно, чтобы этикетки легко удалялись, а поверхность тары при этом оставалась абсолютно чистой — без остатков клея и бумажного материала. Для обеспечения равномерности нанесения клеевого слоя на МКМ должны полностью отсутствовать дефекты поверхности самоклеящегося материала (бугорки и впадины).
Очень важное требование — высокое качество резки и намотки ролей. Обычно самоклеящиеся материалы производятся в ролях шириной до 2 м. Естественно, что для печати на большинстве машин требуется их разрезка на более узкие рулоны.
Наиболее качественную резку всегда выполняет сам производитель этих материалов на специализированном профессиональном оборудовании. Самый простой способ проверки качества резки ролей — дотронуться ладонью до одной из боковых поверхностей и убедиться, что она абсолютно сухая и ладонь не прилипает. Если же ладонь прилипает, то резка некачественная или роль намотан слишком туго. В этом случае клей будет выдавливаться по краям запечатываемого материала и может накапливаться на печатных формах, что приводит к получению бракованной продукции.
Не следует также забывать о качестве упаковки ролей. Самоклеящиеся материалы чувствительны к давлению и взаимодействию с окружающей средой, поэтому огромное значение приобретает вопрос качественной упаковки ролей в паллеты. Транспортировка, хранение на складе и в типографии требуют, чтобы МКМ был надежно защищен от перепадов влажности и температуры, а также от механических повреждений.
Срок годности клея и материала должен строго контролироваться. Как правило, высококачественные самоклеящиеся бумажные материалы (с клеями на акриловой основе) могут храниться до 3-4 лет с момента их изготовления при температуре помещения +20 °С и относительной влажности 50-60%.
Необходимо также отметить, что условием качественной печати является абсолютно ровная плоская поверхность запечатываемого МКМ.
Основным материалом, определяющим большинство печатно-технических и потребительских свойств самоклеящейся этикетки, является бумага. (Далее для простоты понимания для обозначения бумажного слоя иногда будет употребляться термин «этикеточная бумага», ведь бумага является главной составляющей этикетки.)
При рассмотрении этикеточных бумаг мы не будем подробно останавливаться на металлизированной, голографической и дифракционной бумагах в силу их специфичности.
Отметим лишь, что металлизированная самоклеящаяся этикетка — это материал, который помимо указанных выше слоев поверх бумажной основы имеет слой металла (алюминия), а голографическая и дифракционная бумаги — это бумаги со специальными оптическими свойствами, необходимыми для защиты или для придания некой изюминки этикетке.
Особенности этикеточных бумаг для самоклеящихся этикеток. В зависимости от волокнистого состава можно выделить две группы этикеточной бумаги: чистоцеллюлозная и бумага с содержанием древесной массы. Введение в состав бумаги древесной массы позволяет снизить стоимость данного материала. Однако одновременно понижаются свойства, связанные со светостойкостью бумаги, хотя, используя новые качественные виды древесной массы, можно обеспечить сохранение высокой прочности вместе с удовлетворительной адгезией краски к бумаге.
Сама бумага может иметь различные потребительские свойства, цвет, массу и толщину. Особенностью этикеточной бумаги является существенное различие свойств лицевой и оборотной стороны бумаг. Если требования к лицевой бумажной основе МКМ определяются типом печатной машины и характером самого процесса печати, а именно типом используемых печатных красок, печатных форм и т.д., то оборотная сторона бумажной основы МКМ должна обеспечивать равномерное нанесение клеевого слоя и дальнейшее прочное сцепление с упаковкой. Таким образом, этикеточный бумажный материал — это бумага с односторонней отделкой. В зависимости от характера отделки лицевой стороны этикеточная бумага бывает машинной гладкости, каландрированной и высококаландрированной, пигментированной, мелованной матовой и глянцевой, двух- и трехкратного мелования, машинного мелования (легкомелованной), литого мелования, а также с фактурным рисунком и тонированной.
Важной характеристикой этикеточной бумаги является ее взаимодействие с водой и щелочами. Для определения этих свойств существует специальная тестовая методика, которая будет описана ниже. Эти характеристики особенно актуальны для возвратной тары.
В зависимости от влагостойкости этикеточную бумагу для МКМ на клеевой основе разделяют на влагостойкую и невлагостойкую. По отношению к воздействию щелочи этот вид материала также делят на две группы: щелочестойкую и щелочерастворимую. Влаго- и щелочестойкость бумаге придает специальная проклейка, предотвращающая размокание и чрезмерное впитывание клея и противодействующая расщеплению бумаги в щелочном растворе.
Основные показатели бумажного слоя МКМ:
Масса 1 г/м2 — от 60 до 120.
Толщина, мкм — от 70 до 110 (при этом толщина бумажного слоя является основной в определении толщины всего МКМ).
Плотность, г/см3 — от 1,0 до 1,35.
Пухлость, см3 /г — от 0,75 до 0,9.
Размеры пор, мкм — от 0,005 до 0,05.
Зольность, % — от 15 до 25.
Разрывная длина, м — от 4500 до 6000 (в машинном направлении) и от 2500 до 3500 (в поперечном направлении).
Относительная деформация при растяжении, % — от 1 до 2,5 (в машинном направлении) и от 4 до 6,5 (в поперечном направлении).
Коэффициент анизотропии — от 1,5 до 2,5.
Гладкость, с — от 400 до 850 для верхней стороны бумажного слоя) и от 100 до 300 для нижней стороны бумажного слоя).
Таковы значения наиболее важных характеристик бумажных слоев самоклеящихся МКМ, представленных на нашем рынке.
Большое значение для закрепления красок на оттиске (независимо от вида печати) имеют плотность бумаги и размер ее пор. Вместо показателя «плотность» за рубежом часто используют показатель «пухлость», являющийся обратной величиной. Поэтому приводятся данные и по этому показателю.
Показатель разрывной длины служит характеристикой прочности структуры бумажной этикетки и практически для всех видов этикеточных бумаг имеет достаточно высокое значение. Одновременно с испытанием прочности проводится определение относительного удлинения бумаги перед разрывом (растяжимости бумаги) — показателя, которому на производстве не всегда уделяется должное внимания. Между тем большие значения этого показателя могут быть причиной растяжения и неприводки в процессе печати. Однако обычно до таких значений растяжения дело в процессе печати не доходит. Этот параметр больше зависит от характеристик самой печатной машины и от строения печатных секций независимо от вида печати.
Качество пропечатки изображений, графическая точность их воспроизведения зависят от полноты контакта краскопередающей поверхности с запечатываемым материалом. Неровности рельефа поверхности бумаги могут быть причиной нарушения контакта, в результате чего отдельные элементы изображения не будут пропечатываться или пропечатаются не полностью. Чтобы исправить этот дефект, приходится увеличивать подачу краски, что может привести к увеличению растискивания растровых элементов на оттиске, а следовательно, к ухудшению качества печатной продукции.
Важной характеристикой свойств бумаги является гладкость. Высокая гладкость обеспечивает хорошую разрешающую способность и лучшее красковосприятие.
Стоит отметить, что при запечатывании самоклеящегося материала необходимо учитывать размещение этикеток в зависимости от направления отлива (это должно учитываться уже на стадии создания дизайна этикетки и самого печатного оттиска). Правильное направление всегда важнее, чем экономические параметры. Неправильное направление может повлечь за собой затруднения при наклеивании этикеток. Машинное направление волокна должно быть перпендикулярно оси запаковываемого изделия (например, бутылки).
Цветовые характеристики печатных оттисков очень зависят от белизны бумаги. Этот показатель необходимо учитывать при выборе типа бумажного МКМ в зависимости от вида изображений на оттиске. Рекомендуется использовать материал с показателем белизны свыше 80.
Не менее важным параметром в процессе печати является способность бумаги воспринимать краску. Красковосприятие зависит как от свойств самого материала (гладкости), так и от характеристик краски. В последнем случае речь идет о соотношении свойств используемой печатной краски и запечатываемого материала. Однако красковосприятие, как показывает практика, может и не зависеть от гладкости бумажного слоя, а в большей степени определяться наличием и размером пор. Следовательно, чем больше размер пор, тем большее количество краски требуется для достижения необходимой оптической плотности и насыщенности изображений. Однако, как уже говорилось выше, при этом может ухудшаться качество оттисков.
Завершая описание свойств бумаги, приведем методику определения щелочеустойчивости образцов. По такому же принципу может определяться и влагоустойчивость.
Определение устойчивости бумаги к щелочному раствору в нагретом состоянии.
Образец помещается в 2,5-процентный раствор щелочи, нагретый до 85 °С, и выдерживается в нем 20 минут. По истечении этого времени щелочеустойчивая бумага не должна расползтись на волокна.
Определение адгезии печатной краски к бумаге в щелочи. Этот тест применяется при выборе печатной краски.
Запечатанная этикетка помещается в 2,5-процентный раствор щелочи, нагретый до 85 °С, и выдерживается в нем 20 минут. По истечении этого времени как минимум 80% красочного изображения должно остаться на оттиске, а слой алюминия в металлизированной этикетке должен остаться на поверхности бумаги.
Пленки для этикеток
При производстве этикетки на пленке используются два вида пленки – пленка поливинилхлоридные (ПВХ) и полипропиленовая (ППП). Они разделяются на термоусадочную и обычную.
При выборе необходимо понимать, что материал пленки выбирается в зависимости от технологических требований к этикетке. Для примера можем сообщить, что полипропиленовая пленка имеет меньшую степень усадки, чем пленка ПВХ. Но зато этикетка из полипропиленовой пленки может контактировать с продуктами питания.
Обычная пленка может быть листовой или рулонной и используется для производства различных стикеров, этикеток повышенной устойчивости к окружающей среде или с соответствующим клеем этикетки для многократного применения. Широкий спектр предлагаемых материалов определяется постоянно растущей массой и разновидностью продукции.
Полиэтиленновая пленка обладает высокой прочностью сцепления в широком диапазоне температур. Высокая стойкость материала к растворителям и химикатам. Рабочая температура от –10 до +80 град. Цельсия. Минимальная температура поверхности наклеивания +5 град. Цельсия. Материал допускает утилизацию этикеток.
Ассортимент самоклеящихся полиэтиленовых (ПЭ) пленок охватывает большинство областей применения в этикетировании косметических продуктов и гигиенических товаров для личного пользования. Существуют как совершенно прозрачные пленки с глянцевым блеском, так и матовые, а также белые. Совершенно прозрачная этикетка создает эффект полного своего отсутствия.
Глянцевые белые пленки очень востребованы для этикетирования косметических продуктов
Полиолефиновая пленка обеспечивает исключительно стабильные размеры этикетки. Высокая стойкость материала в водных, слабокислых, щелочных, солевых, альбуминовых растворах. Скорость печати до 152 мм в сек. Рабочая температура самоклеющихся этикеток - от –40 до +100 град. Цельсия. Минимальная температура поверхности наклеивания +5 град. Цельсия.
Поливинилхлоридная пленка применяется для маркировки на изогнутой и неровной поверхности. Материал обеспечивает высокую стойкость к воздействию атмосферных осадков. Скорость печати до 101 мм в сек. Рабочая температура от –20 до +100 град. Цельсия. Минимальная температура поверхности наклеивания +5 град. Цельсия.
Для этикеток используется двухосно-ориентированный полипропилен исключительно высокой прозрачности, а также матово-белый, либо матово-цветной. Применяется для маркировки в химической, медицинской и пищевой промышленности. Высокая стойкость материала в маслах, спиртах, крови и воде. Рабочая температура от –20 до +100 град. Цельсия. Минимальная температура поверхности наклеивания +5 град. Цельсия.
Термоусадочная плёнка – специальная пленка, которая под воздействием высокой температуры равномерно сокращает свои размеры и в итоге точно повторяет контуры товара, как бы обволакивая его.
Пигментированная и мелованная плёнка для этикетки — это плёнка с поверхностной проклейкой, т.е. с нанесением тонкого слоя специального клеящего вещества и пигмента для общего облагораживания плёнки, повышения ее прочности и гладкости поверхности, а также для уменьшения деформации плёнки при ее увлажнении. Пигментирование и мелование плёнки для этикетки — процессы идентичные и отличаются друг от друга исключительно массой наносимого покрытия. Например, масса покровного слоя в пигментированной пленке не превышает 14 г/м2, а в мелованной пленке может достигать 50 г/м2.
Естественно, что синтетическая плёнка для этикетки имеет широкую область применения — от фармацевтической промышленности до сферы рекламы, но особо она зарекомендовала себя для наклейки продуктов питания (масла, мясных, молочных и морепродуктов и т.д.), а также товаров, производимых и складируемых перед продажей в особых условиях температуры и влажности.
Необходимо помнить, что выбор плёнки для этикетки всегда индивидуален и зависит от ряда факторов: вида товара, технологических особенностей процесса печати, отделки и наклейки в зависимости от свойств запечатываемого материала. Надо учитывать и тот момент, что для некоторых товаров плёнка для этикетки применяется и в качестве упаковки. Например, у шоколада, кондитерских и табачных изделий наклейка совмещена с упаковкой.
Не последнюю роль при выборе плёнки для этикетки играют и финансовые возможности заказчика, т.к. цена плёнки может колебаться от половины до двух третей всей стоимости этикетки. В любом случае плёнка для этикетки должна обладать теми техническими характеристиками, которые обеспечат необходимое качество при минимальных затратах. Неправильный выбор плёнки может повлечь за собой значительные дополнительные расходы.
Что касается производителей, то чаще всего плёнка для этикетки в Россию завозится из-за границы. Прекрасно себя зарекомендовала финская, шведская, немецкая, французская и итальянская плёнка для этикетки, испанская, бельгийская, голландская и немецкая припрессовочная фольга. Плёнка для этикетки европейских производителей всегда отличается исключительно высоким качеством и отличным внешним видом, но и обладает соответствующей ценой. Такая плёнка для этикетки используется для своих товаров более состоятельными столичными производителями, а также прочими российскими производителями, для которых в условиях высокой конкуренции привлекательность и качество этикетки важнее ее цены.
Отечественный производитель плёнки для этикетки также постоянно развивается. В борьбе за потребителя он наращивает обороты, совершенствует технологии, внедряет новые материалы и повышает качество своей продукции. Поэтому наметилась тенденция: отечественная плёнка для этикетки постепенно завоевывает все больший спрос российских производителей продукции.
Однако, по прогнозам некоторых специалистов, в ближайшее время определенную долю российского рынка этикетки может занять плёнка для этикетки так называемых «восточных» производителей. Такая плёнка для этикетки обладает одним весомым преимуществом — относительно невысокой стоимостью при сохранении качества на достаточном уровне.